Введение 2
1 Теоретические аспекты формирования учебных универсальных действий при
изучении математики на начальной ступени образования 7
1.1 Универсальные учебные действия как важнейшая задача современной
системы образования 7
1.2 Предмет математики и особенности формирования универсальных учебных
действий на уроках математики 11
1.3 Сравнительный анализ учебно-методических комплексов «Школа 2100» и
«Школа России» с целью изучения особенностей формирования универсальных учебных действий на уроках математики 24
2 Организация экспериментальной работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике.. 33
2.1 Констатирующий этап 33
2.2 Формирующий этап 40
2.3 Контрольный этап 59
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение А 69
Приложение Б 74
Актуальность исследования. Главной задачей нынешней системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основными результатами обучения детей в начальной школе являются формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в главных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у учащихся должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, умение сотрудничать в различных видах деятельности.
В настоящее время наиболее перспективным путем признано формирование у учащихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Все перечисленные компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Поэтому необходимо оценивать готовность учащихся к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий создана авторами: А.Г Асмоловым, И.А Володарской, О.А Карабановой, Н.Г Салминой и С.В Молчановым под управление А.Г Асмолова на основе системнодеятельностного подхода.
Эта концепция в начальной школе конкретизирует требования к результатам начального общего образования и дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в начальной школе, дошкольных образовательных учреждениях и обеспечения преемственности образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении «универсальные учебные действия» понимается как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая и организацию этого процесса.
Способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: 1)познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая этот предмет, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий нужны не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач в жизни.
Цель исследования - разработать мероприятие, направленное на формирование универсальных учебных действий.
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования - особенности и условия формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Гипотеза исследования: Уровень сформированности универсальных учебных действий на уроках математики можно значительно повысить если:
1 выделить педагогические условия формирования учебных действий у младших школьников на уроках математики;
2 изложение материала на уроках носит творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт;
3 на уроках решаются проблемные творческие продуктивные задачи.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты формирования учебных универсальных действий при изучении математики на начальной ступени образования;
2) проанализировать учебно-методический комплекс «Школа 2100» по математике с целью изучения особенностей формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики;
3) организовать и провести экспериментальную работу по формированию универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике.
Теоретической основой исследования являются теории:
- личности (А.Г Асмолов, А.А Бодалев, АМ Божович, А.Г Ковалев, B^ Мерлин, А^ Петровский и др.);
- учебной деятельности (П.Я Гальперин, В.В Давыдов, JI.B Занков, Д.Б Эльконин, и др.);
- содержания общего образования и концепции образовательных стандартов (B^ Леднев, А.А Кузнецов, АМ Кондаков, М.В Рыжаков и др.).
Методологической основой исследования стали:
- концепции универсальных учебных действий (А.Г Асмолов, Г.В Бурменская, О.А Карабанова, И.А Володарская, Н.Г Салмина и др.);
- методология и методика обучения математике (В.А.Гусев, Ю.М.Колягин, И.Е.Малова, Н.И.Мерлина, А.Г.Мордкович, З.А.Скопец, Н.Ф.Талызина и др.);
- психолого-педагогические основы обучения математике в школе (Я.И.Груденов, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридмани др.); проблемы содержания школьного математического образования (Л.О.Денищева, Г.В.Дорофеев, Ю.М.Колягин, Г.И.Саранцев и др.).
Методы исследования.
Теоретические: теоретико-методологический, понятийно терминологический и системный анализ.
Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, обобщение практического опыта, методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования определяется:
- выявлением критериев, показателей и методик диагностики, позволяющих определить уровень развития универсальных учебных действий у младших школьников;
- анализом и систематизацией заданий, представляющих собой совокупность и последовательность различных типов и видов упражнений, направленных на развитие универсальных учебных действий у младших школьников, соответственно содержанию начального образования, определяемого ФГОС на уроках математики.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1 Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования. В связи с этим актуальной задачей становится развитие универсальных учебных действий, формирующих у школьников умение учиться, раскрывающих способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Реализация возможностей формирования у младших школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой,представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.
2 Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
3 В процессе проведения педагогического исследования, мы выяснили, что уровень развития творческого мышления у учащихся были на низком уровне.
На контрольном этапе исследования все вышеперечисленные показатели были оценены на высоко уровне. В ходе экспериментального исследования наша гипотеза подтвердилась, т.е. при специально созданных педагогических условиях на уроках математики, можно значительно повысить уровень УУД учеников начальных классов.
На основании вышесказанного необходимо составить общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса.
1 Необходимость выделения цели формирования универсальных учебных действий как описания УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастнопсихологическими особенностями учащихся .
2 Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнения.
3 Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход: - от выполнения с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действий; - от совместного выполнения действия и сорегуляция с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
4 Определение связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов универсальных учебных действий и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы универсального учебного действия применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я Гальперин), решения которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
5 Разработка системы рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Включение в качестве критерия экспертной оценки учебника и учебного пособия наличия рекомендаций и учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.
6 Разработка учебно-методических пособий, адресованных учителям, с целью обеспечения формирования УУД. В случае необходимости проведения специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М Андреева - Москва.: Аспект Пресс,2013 - 384 с
2. Асмолова А.Г., Бурменская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред А.Г Асмолова — Москва.: Просвещение, 2012 - 367 с
3. Батыршев, А.В. Организационные и коммуникативные качества личности / А.В Батаршев - Таллин: УИСТ, 2011- 108 с
4. Бахтин, М.М. Этика словесного творчества / М.М Бахтин - Москва.: Искусство, 2012 - 448
5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности Учебное пособие/ Е.П. Белинская - Москва.: Аспект, 2012- 304 с
6. Белорыбкина, О.А. Речь и общение/ О.А Белорыбкина - Ярославль: Наука, 2014 - 270 с
7. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа -2013- №4 - с 10-15.
8. Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности/ А.А Бодалев // Сов педагогика - 2000 - №5 - с 24- 29.
9. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология Учебник для вузов / А.К Болотова - Москва.: Аспект, - 2011 - 383 с
10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М Бородич - Москва.: Просвещение, 2010- 460 с
11. Буева, А.П. Человек: деятельность и общение / А.П Буева - Москва.: Педагогика, 2011 - 135 с
12. Богакова, С.Е., Князькова, Т.Н., Плоскина, О.В., Лысюк, С.Н Диагностика коммуникативных способностей/ под ред С.Е.Богакова - Кемерово: Педагогика, 2011 - 250с
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л И Божович Москва.: Просещение, 2010- 236 с
14. Болотова, А.К., Макарова И.В. Прикладная психология Учебник для вузов/ А.К Болотова - Москва.: Аспект, 2011 - 478 с
15. Власова, А.А. Утром - практика, вечером - теория / А.А Власова // Российская газета - 2006 - №286 - С 11.
16. Воюшина, М.Л. Формирование умения анализировать художественные произведения как средство литературного развития младших школьников / М.Л Вьютттина. - Санкт Петербург: АКБ, 2010345с
17. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) / И.А Гришанова - Ижевск: Институт компьютерных исследований 2014- 267 с
18. Дашкин, М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек» / М.Е Дашкин - Москва: Педагогика, 2012 - 256 с
19. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе/ Н.И Дереклеева - Москва: Аспект Пресс, 2015 - 345 с
20. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей младших школьников / О.В Дыбина - Москва: Пресс, 2008 - 374 с
21. Жирова, Н.А Текстовая деятельность в обучении студентов / Н.А Жирова - Москва: Просвещение, 2001 - 265 с
22. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В
Диагностика и развитие в общении / Ю.М Жуков - Киров: Наука, 2010 - 142с
23. Зимняя И.А., Путиловская, Т.С Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А Зимняя, Т.С. Путиловская - Москва: Просвещение, 2014- 543 с
24. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие для студентов пед уч Заведений/ О.М Казарцева - Москва: Наука, 2012 - 234 с
25. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.К.Капустин - Москва: Академия, 2011- 344 с
26. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование / А.А Кидрон - Санкт Петербург: Наука, 2010 - 165 с
27. Клюева, Н В., Касаткина, Ю В. Учим детей общению Характер, коммуникабельность / Н.В Клюева, Ю.В Касаткина - Ярославль: Академия развития, 2010 - 485 с
28. Ковалева, Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе Система заданий В 3 ч Ч / Г.С Ковалева, О.Б Логинова - Москва: Просвещение, 2011 - 235 с
29. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С Ковалева, О.Б Логинова - Москва: Просвещение, 2010 - 453 с
30. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В Козлова, А.М Кондакова - Москва: Просвещение, 2010 - 132 с
31. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании/ А.А Купаевцев // Педагогика -2015- №10 - С 27-33.
32. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А Кухаренко - Москва: Аспект Пресс, 2011 - 173 с
33. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А Леонтьев - Москва: Наука, 2010 - 456 с
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность Сознание Личность/ А.Н Леонтьев - Москва: Наука, 2010 - 674 с
35. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии/ Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф Ломо - Москва: Просещение, 2000 - 567 с
36. Львова, С.И. Язык в речевом общении Книга для учителя /С.И Львова - Москва: Просвещение, 2000 - 462с
37. Лямскина, Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача / Н.А Лямскина - Курск: Пресс, 2010 - 365 с
38. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В Мудрик- Москва: Просвещение, 2000 - 457 с
39. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика / Е.И Пассов - Москва: АРКТИ, 2015 - 28 с -
40. Петруссинский, В.В. Игры для интенсивного обучения / В.В Петрусинский - Москва: Просвещение, 2000 - 234 с
41. Путиловская, Т.С. Возрастные особенности решения коммуникативных задач учащимися в педагогическом общении / Т.С. Путиловская - Москва: Наука, 2014 - 125с -
42. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И Савенков - Москва: «Сентябрь», 2013 - с.204
43. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста / Е.Е Сапогова // Вопросы психологии - 2011 - № 4 - С 36-43.
44. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К Селевко - Москва: Народное образование, 2012256 с
45. Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие / И.С Сергеев - Москва:АРКТИ, 2015 - 132с
46. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А Синицын // Начальная школа - 2013 - №2 - с 23-29.
47. Соловейчик, М.С., Сергеева, Н.Н Русский язык в начальных классах / М.С Соловейчик - Москва: Просвещение, 2013 - 347 с
48. Стернин, И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека / И.А.Стернин - Москва: Просвещение, 2011 - 456 с
49. Сулимова, Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов/ Т.О Сулимова - Москва: Артс - Пресс, 2010 - 356 с
50. Трофимова, Г.С. Русский язык и культура речи/ Г.С Трофимова - Москва: Наука, 2015 - 564 с
51. Уварова, Т.В. Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом / Т.В. Уварова // Начальная школа - 2011 - №10 - с 36-42.
52. Учебник Математика 4 класс Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких -2013.- Часть 3 - 96 с
53. Фомичёва, М.Ф Воспитание у детей правильного
произношения / М.Ф Фомичева - Москва: Просвещение, 2011 - 235с
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - введ 2010 - 12 - 17 - Москва: Минестерство образования и науки Российской Федерации; Москва: Просвещение, 2010 - 28 с
55. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А Фотекова - Москва: Просвещение, 2010
56. Хвостова, Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников в учебной и внеурочной деятельности/ Е.В Хвостова - Екатеренбург: Педагогика, 2015 - 168 с
57. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г.А Цукерман - Томск: Пеленг, 2010 - 346 с
58. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А Якимов // Исследовательская работа школьников - 2013 - №1 - С 48-51.