ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 8 АССОРТИМЕНТОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и основные характеристики ассортимента 8
1.2. Процедуры формирования и управления ассортиментом на 19 предприятии
1.3. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Один из основных факторов повышения эффективности работы предприятия - это выбор рационального товарного портфеля, позволяющего компании иметь прибыль. Ассортимент способен активно влиять на уровень продаж товара. Широкий ассортимент товара, может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к оседанию товара на складах, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к «замораживанию» денег. Ассортиментная политика предприятий различного профиля базируется на определении набора ассортиментных групп, наиболее предпочтительного с точки зрения обеспечения экономической эффективности деятельности предприятия в целом в стратегическом и тактическом периодах.
Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.
Коммерческая деятельность в области планирования ассортимента должна строиться на принципах комплексного подхода и предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке.
В данной бакалаврской работе освещены вопросы планирования и управления ассортиментом в кондитерской-пекарне ООО «Кондитер» п. Серышево Амурской области.
Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.
С нашей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового предприятия, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.
Объектом исследования бакалаврской работы является Кондитерская- пекарня «Кондитер» п. Серышево Амурской области.
Предметом исследования явилась ассортиментная политика Кондитерского предприятия.
Целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по обоснованию выбора и планированию ассортимента мучных Кондитерских изделий.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий торговли;
- проанализировать конкуренцию брендов на рынке мучных Кондитерских изделий п. Серышево Амурской области;
- проанализировать существующий ассортимент в ООО «Кондитер»;
- изучить потребительские предпочтения на рынке мучных Кондитерских изделий п. Серышево;
- осуществить планирование и оценку эффективности ассортимента для ООО «Кондитер»
Информационной базой для выполнения бакалаврской работы служит отчетность Кондитерской-пекарни за 2015-2017 гг. (данные взяты из 1C).
Бакалаврская работа общим объемом 101 страницу состоит из трех глав, введения, заключения, содержит 38 таблиц, 16 рисунков. Библиографический список включает 68 источников.
Грамотная товарная политика предприятия - это основа стабильности, индивидуальности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке. Товарная политика способствует приведению в соответствие спроса и предложения, что, несомненно, имеет важное социально-экономическое значение, так как от степени этого соответствия зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания потребителей.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты формирования товарной политики предприятия. Товарная политика призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара (услуги), которые делают их постоянно ценными для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответственно прибыль фирме.
Товар - основа всего комплекса маркетинга. Различают потребительские товары (личного пользования) и товары производственного назначения. Товарный ассортимент - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку.
Во второй главе работы проведен анализ товарной политики предприятия. В данной работе проведен анализ товарной политики ООО «Кондитер». ООО «Кондитер» производит мучные Кондитерские изделия и занимается их реализацией. Увеличение ассортимента происходит разными темпами в пределах ассортиментной группы. Особое внимание ООО «Кондитер» последнее время уделяет диетической продукции, используя нетрадиционные добавки и технологии.
Для организации товарной политики необходимо оценивать жизненный цикл каждого товара. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар имеет ограничения по периоду продолжительности «жизни», в процессе которой он проходит несколько стадий: разработка, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. От стадии жизненного цикла товара зависят объем получаемых прибылей, капиталовложений и расходов на маркетинг и рекламу, степень конкуренции, цену товара и поведение покупателей.
Анализ жизненного цикла в разрезе ассортиментной группы показывает, что ряд продукции ООО «Кондитер» (группа 1 - пряник «Зебра», с арахисом и фестивальный) находятся на стадии роста, другая часть на стадии насыщения (группа 2 - с изюмом, классический), оставшаяся часть на стадии спада.
На основе ABC-анализа выявлена продукция, имеющая наибольшую и наименьшую доли в общем объеме реализации продукции. Товары, попавшие в группу А (пряники «Зебра», с арахисом, с изюмом, нежный, со сгущенкой и «Рафаэлло»), пользуются особым спросом и предприятию необходимо отводить особое внимание при их реализации.
Изучение и отслеживание жизненного цикла товара позволяет маркетологам выводить с рынка устаревшие товары, корректировать мероприятия товарной политики и в целом комплекса маркетинга.
С целью подтверждения результатов анализа товарооборота предприятия ООО «Кондитер» и выявления продукции, пользующейся наибольшим спросом, проведено анкетирование потребителей.
Большинство - 18% потребителей предпочитают пряник «Зебра», 18% опрашиваемых покупают «пряник с арахисом», 16% приобретают «пряник фестивальный», «со сгущенкой» и «нежный» и «классический» предпочитают по 10% респондентов соответственно. Остальные 16% предпочитают другие сорта пряников.
На основе анализа конкурентов выявлены преимущества и отрицательные стороны конкурирующих фирм, производящих и реализующих пряники на рынках города Красноярска и близлежащих районов.
Анализ товарного портфеля ООО «Кондитер» показал, что на исследуемом предприятии имеются товары с низкой конкурентоспособностью, находящихся на стадиях спада. Причем, большая доля производимой продукции находится на различных стадиях старения, то есть товарный портфель несбалансирован. Поэтому к рекомендациям практического характера можно отнести меры либо по продлению жизненного цикла данной продукции, либо ее замена новой продукцией.
В целом, конкурентоспособность продукции ООО «Кондитер» достаточно высока. Однако, в последнее время на рынок выходит много новых небольших частных минипекарен, которые существенно увеличивают конкуренцию в отрасли. Несмотря на то, что сейчас позиция «Кондитер» достаточно устойчива, и оно является лидером рынка, необходимо предпринимать дополнительные меры по повышению конкурентоспособности и качества своих товаров, такие как: разработка и внедрение в производство новых товаров, отличных от конкурентов; проведение рекламных мероприятий в большем объеме, чем на данный момент; принятие на вооружение разнообразных методов стимулирования сбыта (дегустации продукции, ярмарки и т.п.).
Анализ потребительских предпочтений показал, что большинство потребителей считают цены на пряники высокими, поэтому ООО «Кондитер» также следует обратить внимание на эту проблему.
В основу разработки мероприятий по совершенствованию товарной политики ООО «Кондитер» легли результаты анализа ее реализации, представленные во второй главе. Предложен ряд первоочередных мероприятий:
1. Оптимизация ассортимента продукции, в том числе за счет расширения реализуемого ассортимента
2. Формирование модели нового продукта.
3. Программа управления выводом новой продукции на рынок.
На основе выполненных прогнозов составлен план производства и реализации продукции, учитывающий как реалии рынка, так и производственные возможности предприятия по максимальным объемам выпуска, численности персонала, величине производственных затрат.
Оценка эффективности предложенных мероприятий проведена автором на основании показателей экономического эффекта. Расчеты показывают эффективность мероприятий, что подтверждает правильность выбора мероприятий. Предлагаемые мероприятия по оптимизации ассортимента ООО «Кондитер» и выведению нового вида пряников на рынок приведет к увеличению годового объема реализации по оптимистическому варианту - на 39%, по пессимистическому варианту - на 35% при отсутствии капитальных вложений. Это подтверждает высокий запас прочности предлагаемых мероприятий.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а сформулированные задачи решены.
1. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения. Введ. 11.08.99. - М.: Изд-во стандартов, 1999. - 24 с.
2. Абрамишвили Г. Г. Операция маркетинг / Г. Г. Абрамишвили, В. А. Война, Ю. Ф. Трусов. - М.: Международные отношения, 1996. - 379 с.
3. Алексеев А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции / А.А.Алексеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2001. - №6 С.4-12
4. Акулич. И. А. Основы маркетинга: учеб. пособие / И. А. Акулич., Е. В. Демченко. - Минск: Высшая школа, 1998. - 236 с.
5. Астратова Г. Товарная политика предприятия / Г. Астратова // Маркетинг. - 1998. - №3. - С.12-13.
6. Афанасьев М. А. Маркетинг: стратегия и практика фирмы / М. А. Афанасьев. - М.: Финстатинформ, 1995. - 250 с.
7. БагиевГ.Л. Маркетинг: учебник для вузов/ Г.Л, Багиев 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 736с.ил.:
8. Базовые аспекты работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия: Обзор // www.roznice.ru
9. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. / Л. В. Балабанова. - М.: Экономика, 1990. - 207 с.
10. Басовский Л. Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский - М.: ИНФРА- М, 1999. - 219 с.
11. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 320 с.
12. Болотова И. Ассортимент: в поисках оптимального варианта / И. Болотова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №4. - С. 8-10.
13. Болт Е. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ. / Е. Дж. Болт. - М.: Экономика, 1991. - 503 с.
14. Борисова Н: Ассортимент в магазине: 7 принципов успеха // Российская торговля, 2003.- №5. - С.24-25
15. Васильев А.: Поставщики и ассортимент / А. Васильев // Магазин. - 2004. - №10.- С.16-17
16. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента: 5 шагов к успеху: пер. с нем. / А. Вайсман - М.: Экономика, 1999. - 344 с.
17. Вешнина Л. В. Розничная торговля: маркетинг и коммерция / Л. В. Вешнина. - М.: Экономика, 1990. - 206 с.
18. Голубков Е. П. Изучение потребителей / Е.П. Еолубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №5. - С.11-29.
19. Еолубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Еолубков. - М.: Финпресс, 2015. - 416 с.
20. Еолубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник / Е. П. Еолубков. - М.: Финпресс, 2015. - 656 с.
21. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2004. - 448 с.
22. Дашков Л. П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2014. - 490 с.
23. Дихтль Е. Практический маркетинг: пер. с нем. / Е. Дихтль, X. Хершген. - М: Инфра-М, 1996. - 230 с.
24. Егоров В.Ф. Организация торговли: учеб.для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 352с.ил.:
25. Завьялов А. С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / А.С. Завьялов, В. Е. Демидов. - М.: Международные отношения, 1991. - 414 с.
26. Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб.пособие / П.С. Завьялов. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 496 с.
27. Зимин С. П. Управление аптечным ассортиментом / С. П. Зимин // Маркетинг в России и за рубежом - 2004. - №6. - С. 61-67.
28. Игнатов А.В. Нахождение точки безубыточности для сети продовольственных магазинов (графический метод) / А.В. Игнатов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №4. - С. 12-18
29. Каян К. Ассортимент: страегия и тактика / К.Каян, Р.Каян // Новости торговли. Торговое оборудование - 2002. - №9. - С.36-40
30. Кетов С. В. Исследования потребительского рынка лекарственных препаратов / С. В. Кетов // Аптеки. - 2004. - №2. - С. 48-52.
31. Костюхин Д.И. Маркетинг: учеб. пособие / Д. И. Костюхин. - М.:Прогресс, 2002. - 451 с.
32. Котлер Ф. Маркетинг: перевод с англ. - СПб.: Питер, 2013. - 752с.ил.:
33. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль: пер. с англ./ Ф. Котлер. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 2016. - 896 с.
34. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс. - 2-е европ. изд. - М.: Вильямс, 2016. - 994с.
35. Крылова Г. Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: учеб. пособие. / Г. Д. Крылова, М. И. Соколова: - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 519 с.
36. Куприянова Т. М. Выработка товарной политики фирмы / Т. М. Куприянова // Консультант директора. - 2009. - №1. - С. 19-29
37. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг: пер. с фр. / Ж. Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 1996. - 320 с.
38. Леонов А. Как измерить ассортимент / А.Леонов //Предпринимательство.- 2004 - №1-2. - С.146-162
39. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; под ред. А. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 560 с.
40. Маркетинг: Учебник для вузов / под ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 2015. - 703 с.
41. Маслова Т. Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
42. Методика оценки ассортимента торгового предприятия: Обзор // www.dis.ru
43. Никишкин В. В. Современные тенденции в торговле и их связь с маркетинговыми решениями / В. В. Никишкин // Вы и Ваш магазин. - 2004. - №15. - С. 2-5.
44. Николаева М. А. Товарная политика: Учебник / М. А. Николаева. - М.: НОРМА, 2004. - 383 с.
45. Ноздрева Р. Б. Маркетинг: Как побеждать на рынке. / Р. Б. Ноздрева, П. И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 467 с.
46. Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации / В. В. Кеворков, В.Н. Конин, А.В. Лукьянов и др. - М.: Инфра-М, 2004. - 438 с.
47. Панкрухин А. П. Маркетинг: учебник / А. П. Панкрухин. - М.: Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, 1999. - 398 с.
48. Первышина О.: Ассортиментная политика розничной сети /О. Первышина //Красноярские ярморки - 2005. - №3. - С.20-22
49. Пигунова О. В. Ассортиментная стратегия предприятий розничной торговли / О. В. Пигунова // Современная торговля. - 2003. - №3. - С. 19-21.
50. Пигунова О. В. Ассортиментная концепция предприятий торговли / О. В. Пигунова // Маркетинг, 2003 - №1. -С.68-74
51. Попов В.В. Ассортиментная концепция коммерческого предприятия / В.В. Попов // Маркетинг. - 2004. - № 11. - С. 32 - 45.
52. Правила торговли. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. -208с.
53. Пунин Е. И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики / Е. И. Пунин. - М: Международные отношения, 2003. - 209 с.
54. Пурлик В. М. Маркетинг: ключ к успеху / В. М. Пурлик, Н. И. Тулаева. - М.: РусьИнфо, 2003. - 326 с.
55. Райзберг Б. А. Управление экономикой / Б. А. Райзберг, Р. А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 460 с.
56. Рыбина М. Н. Особенности формирования конкурентоспособности малого предприятия / М. Н. Рыбина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - №4. - C. 4-5.
57. Савинкин А как оптимизировать ассортимент / А.Савинкин // Финансовый директор. - 2004. - №5. - С.34-40
58. Стимешин В. Е. Что новенького в аптеке? / В. Е. Стимешин // Российские аптеки. - 2004. - №47. - С. 24-32.
59. Томпсон А. А. Товар. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб.пос: пер. с англ. / А. А. Томпсон, А. Стрикленд. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
60. Федько В. П., Федько Н.Е. Основы маркетинга. / В.П. Федько, Н.Е. Федько. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 408с.
61. Федько В. П. Товарный знак. / В. П. Федько. - М.: Экспертное бюро, 1998. - 124 с.
62. Федько В. П. Упаковка и маркировка. / В. П. Федько. - М.: Экспертное бюро, 1998. - 112 с.
63. Феоктистова Е. М. Маркетинг: теория и практика / Е. М. Феоктистова, И. Н. Красюк. - М.: Высшая школа, 2004. - 240 с.
64. Хайниш С. В. Ассортиментная политика предприятий. Из опыта управленческого консультирования / С. В. Хайниш, В. Л. Харченко. - Международный НИИ проблем управления. - М.: 2002. - 80 с.
65. Хлусов В. П. Основы маркетинга / В. П. Хлусов. - М.: ПРИОР, 2003. -460 с.
66. Чубаков Е. Н. Товар в маркетинговой политике предприятия / Е. Н. Чубаков. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 543 с.
67. Яковлев А. Ю. Проблемы совершенствования ассортимента в розничном торговом предприятии / А. Ю. Яковлев // Маркетинг. - 2000. - №8. - С. 26-30.
68. Эриашвили Н.Д. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. - 631 с.