ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование тенденций развития розничных торговых сетей 5
1.1 Анализ мировых тенденций развития розничных торговых
сетей 5
1.2 Исследование российских особенностей развития торговли
сетевых форматов. 11
1.3 Выявление основных тенденций и показателей развития
розничных торговых сетей Красноярского края 19
2 Оценка факторов окружающей среды и факторов потребительского
выбора торгово-розничной сети «Командор» 28
2.1 Анализ факторов макросреды и микросреды функционирования
розничной торговой сети «Командор» .28
2.2 Оценка стратегий, форм и методов конкуренции на розничном
сетевом рынке г. Красноярска 35
2.3 Определение факторов, влияющих на выбор торгово-розничной
сети потребителями .42
3 Разработка маркетинговой стратегии филиала торгово-розничной
сети «Командор» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях сфера розничной торговли как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно розничная торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
В России розничная торговля является быстро развивающимся сектором экономики. Динамичное развитие торговли предопределяет обострение конкуренции и изменение характера конкурентной борьбы в этой сфере, обуславливает необходимость расширения области применения средств маркетинга в управлении торговыми предприятиями.
Объектом исследования дипломного проекта является группа компаний «Командор», которая функционирует на розничном рынке г. Красноярска, Красноярского края и республики Хакасия. В настоящее время в состав розничной сети входит 106 розничных торговых точек различного формата: супермаркет, магазин у дома, гипермаркет и дискаунтер. Наиболее распространенный формат торгово-розничной сети «Командор» - супермаркет.
Рынок продовольственной розницы г. Красноярска характеризуется высоким уровнем конкуренции. На этом рынке присутствуют как местные торгово-розничные сети, так и представители крупных федеральных сетей, которые входят в топ-500 крупнейших розничных сетей мира. Это делает вопросы разработки маркетинговой стратегии особенно актуальными.
Таким образом, целью дипломного проекта является разработка маркетинговой стратегии филиала торгово-розничной сети «Командор».
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте были решены следующие задачи:
- исследованы тенденции развития торгово-розничных сетей;
- проведен анализ факторов окружающей среды ГК «Командор»;
- проведен анализ показателей торговой деятельности филиала торгово-розничной сети «Командор»;
- разработать мероприятия маркетинговой стратегии филиала ТРС «Командор»;
- проведена оценка затрат и экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Современный этап развития розничной торговли характеризуется активным развитием розничной торговли сетевого формата. Проведенный в дипломном проекте анализ тенденций развития розничной торговли позволил выявить такие тенденции как увеличение числа торговых предприятий, рост товарооборота предприятий розничной торговли, распространение новых торговых форматов. Наиболее популярным форматом в сегменте продовольственной розницы по-прежнему остаются супермаркеты. В то же время растет популярность дискаунтеров, которые являются своеобразным ответом со стороны розничных сетей на кризисные экономические явления.
Проведенное в ходе разработки дипломного проекта маркетинговое исследование на рынке г. Красноярска позволило выявить критерии выбора потребителями розничных торговых точек для совершения покупок. Также маркетинговое исследование позволило оценить позиции ГК «Командор» по сравнению с основными конкурентами. Наиболее слабыми местами являются ширина ассортимента, ценовая политика, а также использование методов стимулирования сбыта.
Объектом исследования дипломного проекта является супермаркет «Командор», который располагается по адресу ул. Молокова, 19. Результат ранжирования магазинов, входящих в ГК «Командор», позволил определить, что данный магазин входит в группу А (магазины с высоким оборотом и относительно малой долей в численности персонала). Тем не менее, в работе магазина существует ряд недостатков, которые должны быть устранены путем разработки мероприятий.
Третья часть дипломного проекта посвящена разработке стратегии супермаркета «Командор». Основные цели разработки стратегии заключаются в повышении удовлетворенности клиентов, их лояльности. Для этой цели были разработаны мероприятия стратегии. Разработанные мероприятия предусматривают изменение внутреннего пространства магазина, работы по внешнему фасаду магазина, повышение коммуникационной активности в сети Интернет, а также мероприятия по обучению и аттестации персонала.
Общая сумма затрат на предлагаемые мероприятия составляет 1 052 000 руб. Для оценки эффективности мероприятий в дипломном проекте был использован показатель ROI (возврат на инвестиции). Расчет данного показателя проводился для различных вариантов прироста прибыли. Результаты расчета позволяют сделать вывод, что даже незначительное увеличение прибыли позволяет покрыть затраты на осуществление мероприятий.