ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование тенденций развития розничных торговых сетей 5
1.1 Анализ мировых тенденций развития розничных торговых
сетей 5
1.2 Исследование российских особенностей развития торговли
сетевых форматов. 11
1.3 Выявление основных тенденций и показателей развития
розничных торговых сетей Красноярского края 19
2 Оценка факторов окружающей среды и факторов потребительского
выбора торгово-розничной сети «Командор» 28
2.1 Анализ факторов макросреды и микросреды функционирования
розничной торговой сети «Командор» .28
2.2 Оценка стратегий, форм и методов конкуренции на розничном
сетевом рынке г. Красноярска 35
2.3 Определение факторов, влияющих на выбор торгово-розничной
сети потребителями .42
3 Разработка маркетинговой стратегии филиала торгово-розничной
сети «Командор» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях сфера розничной торговли как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно розничная торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
В России розничная торговля является быстро развивающимся сектором экономики. Динамичное развитие торговли предопределяет обострение конкуренции и изменение характера конкурентной борьбы в этой сфере, обуславливает необходимость расширения области применения средств маркетинга в управлении торговыми предприятиями.
Объектом исследования дипломного проекта является группа компаний «Командор», которая функционирует на розничном рынке г. Красноярска, Красноярского края и республики Хакасия. В настоящее время в состав розничной сети входит 106 розничных торговых точек различного формата: супермаркет, магазин у дома, гипермаркет и дискаунтер. Наиболее распространенный формат торгово-розничной сети «Командор» - супермаркет.
Рынок продовольственной розницы г. Красноярска характеризуется высоким уровнем конкуренции. На этом рынке присутствуют как местные торгово-розничные сети, так и представители крупных федеральных сетей, которые входят в топ-500 крупнейших розничных сетей мира. Это делает вопросы разработки маркетинговой стратегии особенно актуальными.
Таким образом, целью дипломного проекта является разработка маркетинговой стратегии филиала торгово-розничной сети «Командор».
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте были решены следующие задачи:
- исследованы тенденции развития торгово-розничных сетей;
- проведен анализ факторов окружающей среды ГК «Командор»;
- проведен анализ показателей торговой деятельности филиала торгово-розничной сети «Командор»;
- разработать мероприятия маркетинговой стратегии филиала ТРС «Командор»;
- проведена оценка затрат и экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Современный этап развития розничной торговли характеризуется активным развитием розничной торговли сетевого формата. Проведенный в дипломном проекте анализ тенденций развития розничной торговли позволил выявить такие тенденции как увеличение числа торговых предприятий, рост товарооборота предприятий розничной торговли, распространение новых торговых форматов. Наиболее популярным форматом в сегменте продовольственной розницы по-прежнему остаются супермаркеты. В то же время растет популярность дискаунтеров, которые являются своеобразным ответом со стороны розничных сетей на кризисные экономические явления.
Проведенное в ходе разработки дипломного проекта маркетинговое исследование на рынке г. Красноярска позволило выявить критерии выбора потребителями розничных торговых точек для совершения покупок. Также маркетинговое исследование позволило оценить позиции ГК «Командор» по сравнению с основными конкурентами. Наиболее слабыми местами являются ширина ассортимента, ценовая политика, а также использование методов стимулирования сбыта.
Объектом исследования дипломного проекта является супермаркет «Командор», который располагается по адресу ул. Молокова, 19. Результат ранжирования магазинов, входящих в ГК «Командор», позволил определить, что данный магазин входит в группу А (магазины с высоким оборотом и относительно малой долей в численности персонала). Тем не менее, в работе магазина существует ряд недостатков, которые должны быть устранены путем разработки мероприятий.
Третья часть дипломного проекта посвящена разработке стратегии супермаркета «Командор». Основные цели разработки стратегии заключаются в повышении удовлетворенности клиентов, их лояльности. Для этой цели были разработаны мероприятия стратегии. Разработанные мероприятия предусматривают изменение внутреннего пространства магазина, работы по внешнему фасаду магазина, повышение коммуникационной активности в сети Интернет, а также мероприятия по обучению и аттестации персонала.
Общая сумма затрат на предлагаемые мероприятия составляет 1 052 000 руб. Для оценки эффективности мероприятий в дипломном проекте был использован показатель ROI (возврат на инвестиции). Расчет данного показателя проводился для различных вариантов прироста прибыли. Результаты расчета позволяют сделать вывод, что даже незначительное увеличение прибыли позволяет покрыть затраты на осуществление мероприятий.
1 Уиллер, А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов / А. Уиллер / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 235 с.
2 Информационный отраслевой портал: [Электронный ресурс] - база данных отраслевых исследований. - Режим доступа: http://retailindustry.about.eom/od/frontlinemanagement/.htm- Загл. с экрана.
3 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.atkearnev.com/index.php/Publications/global-retail-development-index.html- Загл. с экрана.
4 Официальный сайт компании DeloitteToucheTohmatsu:
[Электронный ресурс] - Мировой сектор розничной торговли в 2014 году - Режим доступа:
http://www.deloitte.com/view/ru_RU/ru/7561/26437/57026eb6a4986210VgnVCM100000ba42f00aRCRD.htm- Загл. с экрана.
5 Портал розничной торговли [Электронный ресурс] - Активное
развитие ритейлов в России - Режим доступа: http://www.retail.ru/article/all_retail/realestate_retail_russia/- Загл. с экрана.
6 РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс] - Отраслевой обзор «Рейтинг торговых сетей FMCG России: итоги 2013 -2014 гг - Режим доступа:http: //marketing.rbc.ru/research/562949979564520.shtml- Загл. с экрана.
7 Информационный видеоканал журнала «Продвижение Продовольствия. PROD&PROD». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.habeas.ru/prod/2011/01/igra-v-lojalnost-Загл. с экрана.
9 Официальный сайт территориального органа статистики по Красноярскому краю -http://krasstat. gks.ru
10 Официальный сайт компании «Командор»http://www.sm- komandor.ru/
11 Солодилов Ким Викторович Инновации в розничных торговых сетях // Вестник ВолГУ. Серия 10: Инновационная деятельность. 2012. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-roznichnyh-torgovyh-setyah
12 Марченко Виктория Николаевна Разработка комплекса маркетинга розничной торговой сети // Вестник ОГУ. 2011. №13 (132). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-kompleksa-marketinga-roznichnoy-torgovoy-seti.
13 Марченко Виктория Николаевна Формирование комплекса
маркетинга розничными торговыми сетями // Известия ОГАУ. 2012. №36-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompleksa-marketinga-
roznichnymi-torgovymi-setyami
14 Оборин Матвей Сергеевич, Плотников Андрей Викторович Ассортиментная политика розничных торговых сетей - создание собственных торговых марок // Вестник УдмГУ. 2013. №2-1.
15 Беккер Елена Ивановна Современное состояние и динамика развития торговых розничных сетей (обзор) // ИВД. 2011. №3.
16 Красильников А.Б., Кузьменкова В.Н. Развитие маркетинга в торговом деле на примере розничных торговых сетей // Проблемы современной экономики. 2015. №2 (54).
17 Стратиенко Любовь Алексеевна Товары под собственной торговой маркой и розничные сети // Вестник КемГУ. 2013. №3 (55).
18 Рыжова О.А., Кочерягина Н.В. Основные стратегии функционирования розничных торговых сетей на современном этапе // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. №2.
19 Беккер Елена Ивановна Мировой опыт развития услуг розничной торговли и оценка стратегических перспектив торговых сетей в России // Бизнес в законе. 2012. №2.
20 Кулик Н. А. Розничная торговля как сектор экономики: проявление кризиса, проблемы и пути их решения // СТЭЖ. 2010. №10.
21 Шагвалеев Антон Маратович Использование инновационных и интернет-технологий в деятельности торговых предприятий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. №4.
22 Кравченко А. В., Гуник И. А. Тенденции и перспективы развития торгово-розничного сектора экономики РФ в сложившихся экономических условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. №8-3.
23 Мунши А.Ю., Алесандрова Л.Ю., Мунши Ш.М. Состояние и динамика развития розничной торговли России // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2.
24 Быстрицкая Яна Михайловна Факторы, влияющие на развитие российской розничной торговли после вступления России в ВТО // Вестник БГУ. 2015. №2.
25 Хлопенко Оксана Валерьевна Учет факторов потребительского поведения в разработке стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий розничной торговли // ИВД. 2011. №1.
26 Зилёва И. А. Изучение отношения потребителей к брендам // Вестник ОмГУ. 2011. №4.
27 Хлопенко О. В. Особенности потребительского поведения на рынке услуг розничной торговли // Пространство экономики. 2011. №4-2.
28 Суздалева Гульназ Ришатовна, Бадамшина Айгуль Ришатовна,
Ахметова Эльвина Искандаровна Влияние географического фактора на особенности потребительского поведения населения // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2013. №2.
29 Киселева Анна Александровна, Леденцова Екатерина Алексеевна, Биняминов Малик Аширович Маркетинговое исследование: анализ предпочтений потребителей при выборе торговой сети Пермского края // Общество: политика, экономика, право. 2013. №4.
30 Волосатова У. А. Маркетинговый механизм проведения мониторинга потребительского спроса на экологическую продукцию предприятий // Известия ВолгГТУ. 2013. №17 (120).
31 Зырянов Александр Васильевич Современные тенденции размещения розничных торговых предприятий в российских городах: негативизм и возможности // Вестник УдмГУ. 2011. №2-4.
32 Назарова Е. Ю. Разработка модели оценки привлекательности торговых помещений с увеличением доходности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №1.
33 Резникова Елена Николаевна Сетизация розничной торговли // Вектор науки ТГУ. 2010. №3.
34 Круг Элеонора Александровна Оценка качества торгового обслуживания клиентов на примере торгового предприятия // ПНиО. 2013. №2.
35 Пекарева Юлия Сергеевна Значение рекламы в продвижении товара в магазине // Известия ОГАУ. 2011. №31-1.
36 Дмитриченко М. И., Зыбин О. С., Киятов А. Л. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятиях современного формата // ТТПС. 2013. №4 (26).
37 Добони А.А. Факторы успеха частных торговых марок // Проблемы современной экономики. 2015. №2 (54).
38 Белевцева Ирина Анатольевна Потребительская лояльность, как фактор повышения эффективности деятельности торговой организации // Kant. 2012. №3 (6).
39 Овчинникова Анна Владимировна Определение формата розничной сети по продаже продуктов питания // Вестник УдмГУ. 2013. №2.
40 Казакова К. В., Пушилин Д. В. Перспективы развития Интернет- торговли в России // Фундаментальные исследования. 2014. №12-9.
41 Котляров Иван Дмитриевич Эволюция форм торговли: от традиционной к электронной // Экономический журнал. 2011. №23.
42 Федорова Ирина Игоревна Мерчендайзинг как эффективный инструмент маркетинга торгового предприятия // Kant. 2013. №3 (9).
43 Алексеенко Евгений Александрович Особенности совершения покупок и коммуникации в онлайновом пространстве // Теория и практика общественного развития. 2013. №5.
44 Стратиенко Любовь Алексеевна Товары под собственной торговой маркой и розничные сети // Вестник КемГУ. 2013. №3 (55).
45 Ляпина И.Р., Проконина О. В. Маркетинговое исследование характеристик потребителей продовольственных товаров // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. №1.
46 Кузнецова Юлия Владимировна Новые способы продвижения товаров: современные формы маркетинговых коммуникаций в России // Вестник Евразии. 2015. №2.
47 Юрова Наталья Александровна Инструменты и методы управления ассортиментом товаров в ритейле // Вестник СибГАУ. 2010. №1.
48 Исмагилова Г. Н. Некоторые особенности становления теории потребительского спроса в экономике знаний и информации // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. №1 (17).
49 Кузнецов Павел Михайлович Комплексы маркетинга и специфика российского потребителя // Вестник ТГПУ. 2014. №8 (149).
50 Ионова Г. О. Влияние динамики оборота розничной торговли на финансовые результаты деятельности предприятия // ТДР. 2012. №6-2.
51 Тертышник Михаил Иванович Классификация предприятий торговли и особенности оценки их стоимости // Известия ИГЭА. 2013. №1.
52 Бочкова Е.В., Галкин В.Д. Обзор рынка Интернет-торговли в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-1.
53 Полупанова В. А., Романова И. М., Шмидт Ю. Д. Исследование потребительских предпочтений на региональном рынке алкогольной продукции // Вестник ТГЭУ. 2012. №1.
54 Попова Ирина Николаевна Алгоритм формирования и поддержания бренда розничной торговой сети // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №2 (21).
55 Базык Е.Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг эффективного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-1.
56 Образцова В.С., Рыбакова Е.А. Ценообразование в розничной торговле. Выбор правильной ценовой политики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. №10.
57 Голиков Юрий Александрович, Сульгина Лариса Юрьевна Эконофизические показатели конкурентоспособности розничных продовольственных магазинов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. №1.
58 Попова И. Н., Зинцова М. В. Методика определения интегрального показателя конкурентоспособности розничных торговых сетей // Интернет- журнал Науковедение. 2015. №1 (26).
59 Богданов Михаил Сергеевич Оценка конкурентоспособности предприятия сетевой розничной торговли // Теория и практика общественного развития. 2012. №8.
60 Ольшанский Александр Васильевич Использование электронной коммерции в современных условиях развития отечественных компаний // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2014. №1.
61 Косинский Петр Дмитриевич, Чупрякова Алена Григорьевна Практика применения методики количественной оценки товарного ассортимента розничного торгового предприятия // Техника и технология пищевых производств. 2014. №4 (35).
62 Герасименко Наталья Михайловна, Торопова Татьяна Александровна Подход к оценке конкурентного положения торговой организации через выведение рациональности ассортимента // СЭПТП. 2013. №9 (2).
63 Евстрат Дмитрий Иванович, Кушнерук Юрий Ионович Применение метода анализа иерархий для оценки маркетинговой активности торговых предприятий // Проблемы экономики. 2012. №2.
64 Бэц А.А., Шалаева Ю.О., Антамошкина О.И. Разработка рекламной кампании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. №10.
65 Апенько Светлана Николаевна Методологические основы оценки клиентоориентированности персонала организаций // ОНВ. 2010. №1-85.
66 Квагинидзе В. С., Смирнов В. С., Черкасов А. В. Современные методы, принципы и процедуры оценки персонала компании // ГИАБ. 2011. №12.
67 Адова Ирина Борисовна, Симонова Марианна Викторовна Оценка компетентности как инструмент управления вознаграждением персонала организации // Вестн. Том.гос. ун-та. 2010. №336.
68 Труфанова Татьяна Анатольевна Критерии оценки работы управленческого персонала // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №12.
69 Андреева Ирина Сергеевна, Данилов Иван Петрович Компетентностный подход к управлению персоналом как конкурентное преимущество предприятия // Вестник ЧГУ. 2014. №1.
70 Джинчарадзе Георгий Ревазиевич Методические аспекты организации процедуры оценки персонала // ИВД. 2012. №2.