Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач

Работа №21396

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
815
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий в процессе работы с текстовыми задачами 9
1.1 Понятие универсальных учебных действий и их значение при
работе с текстовыми задачами 9
1.2 Моделирование текстовых задач на уроках математики в
начальной школе 16
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий при моделировании текстовых задач 27
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач 31
2.1 Условия организации и проведения опытно-экспериментальной работы 31
2.2 Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной
работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников 40
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы и методические рекомендации 51
Заключение 54
Список использованных источников 56


Актуальность и проблема исследования. В связи с внедрением в начальную школу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФЕОС) основной целью становится «формирование у ребёнка «умения учиться», актуальной задачей - обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования» [ФЕОС]. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Е. Асмоловым, Е.В. Бурменской и др. под руководством А.Е. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Еальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Е. Асмолов).
Авторы новых стандартов рассматривают четыре основных вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в узком значении - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса и развитие творческих, созидательных способностей» [26, с. 71] .
Начальная школа призвана «передавать дет™ в процессе выполнения ими учебной деятельности содержание «высоких» форм общественного сознания, имеющего теоретический характер» (В.В.Давыдов). Поэтому основу учебного материала должны составлять центральные понятия современной науки. Для этого необходимы общие способы их усвоения. Одним из таких способов является моделирование как один из способов познавательной деятельности, а также как процесс построения и исследования определенных моделей.
Известно, что усвоение общего умения решать текстовые задачи связано как с развитием у младших школьников логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, заключение по аналогии), так и с овладением ими умением моделировать и использовать различные знаковосимволические средства. Данные умения относятся к группе познавательных УУД. Однако практика обучения математике показывает, что далеко не все выпускники начальной школы владеют общим умением решать текстовые задачи. Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют её, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического действия, а также учителя недостаточно внимания уделяют именно осмыслению учащимися текста задачи, установлению взаимосвязи и отношений между величинами.
Сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывном меняющемся обществе.
Систематическая и целенаправленная работа на уроках математики по формированию УУД будет способствовать развитию интеллекта и творчества у учащихся. Всё вышесказанное и определяет актуальность исследования.
В научно-методической литературе в настоящее время имеется достаточно много работ, посвящённых отдельным вопросам обучения младших школьников решению текстовых задач. Однако вопросы, связанные с возможностями использования моделирования текстовых задач с целью формирования универсальных учебных действий у младших школьников рассмотрены еще в недостаточно высокой степени. Именно поэтому поиск способов использования процесса моделирования для формирования УУД и является проблемой нашего исследования.
Цель исследования: рассмотреть процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач.
Объект исследования: процесс моделирования текстовых задач.
Предмет исследования: способы формирования универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач.
Гипотеза исследования: уровень сформированное™ УУД на уроках математики в начальных классах будет значительно выше, если использовать методику обучения моделированию при работе с текстовыми задачами, включающую в себя подготовительный этап, непосредственный процесс моделирования, а также закрепление умения решать задачи с помощью моделирования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие универсальных учебных действий и их значение при работе с текстовыми задачами.
2. Выявить значимость УУД в процессе моделирования текстовых задач на уроках математики в начальной школе.
3. Проанализировать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий при моделировании текстовых задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов, обобщение.
Методологической основой нашего исследования явились работы Асмолова А.Г., П.У. Белошистой А.В, Магомеддибировой З.А., Фатеевой Н.И. и др.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Икшурминская средняя школа». Выборка исследования: 3 класс: 14 человек.
Практическая значимость заключается в том, что в ходе подготовки и написания работы была подобрана серия задач, направленных на обучение младших школьников приемам моделирования, благодаря которым происходило формирование универсальных учебных действий. В дальнейшем результаты проведенного исследования могут быть использованы в вузе при изучении дисциплины «Методика преподавания математики в начальной школе», на уроках и факультативных занятиях по математике в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, таблиц (2), диаграмм (2), заключения, списка использованных источников (43 наименования).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и анализ теоретических источников по обозначенной нами проблеме позволил установить, что умение решать текстовые задачи методом моделирования является одним из показателей уровня математического развития учащихся начальных классов. В связи с этим решение данных задач методом моделирования необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения, и как средство формирования универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач на уроках математики в начальных классах.
В ходе нашего исследования раскрывая понятие универсальных учебных действий и их значение при работе с текстовыми задачами мы выделили особенности формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, которые заключаются в том, что на этом возрастном этапе изменяется формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов; учащиеся становятся способными устанавливать связь между целью и её мотивом; усваивать социальные нормы; более адекватно оценивать свои возможности, что обеспечивает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий при моделировании текстовых задач, позволил установить, что решение задач разными способами включает учащихся в поисковую деятельность, тем самым создаёт условия для развития их мышления, помогает учащимся структурировать данные, выяснить математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать ее. Поэтому моделирование в обучении должно быть усвоено учащимися и как способ познания, которым они должны овладеть, и как важнейшее учебное действие, являющееся составным элементом учебной деятельности.
В теоретической части исследования рассмотрены следующие важные моменты: структура понятия модели, моделирование, приемы моделирования.
Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, показали, что у испытуемых младших школьников низкий уровень сформированное™ УУД в процессе моделирования при решении текстовых задач, что может послужить причиной возникновения различных трудностей в дальнейшем обучении. Таким образом, мы констатировали в необходимости проведения работы по повышению уровня сформированное™ УУД в процессе моделирования при решении текстовых задач, описание которой и приводится в следующем параграфе.
Подводя краткие итоги исследования о влиянии моделирования на формирование универсальных учебных действий у младших школьников при работе с текстовыми задачами можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, этапе поиска решения задачи моделирование является необходимым средством для установления причинно-следственных связей, построения логических цепочек рассуждений, позволяющих произвести выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Во-вторых, использование моделирования является очень важным и эффективным средством при проверке правильности решения текстовой задачи. Именно сверка с составленной моделью позволяет совершенствовать процесс развития универсальных учебных действий, что обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
В-третьих, формирование универсальных учебных действий в процессе работы с текстовыми задачами носит комплексный характер, поскольку процесс работы с задачей требует от учащегося не простое следование определенному алгоритму, а предполагает достаточно высокую степень вариативности и творческой инициативы.
Таким образом, использование моделирования текстовых задач плодотворным образом влияет не только на процесс их решения, но и оказывает положительное влияние на формирование универсальных учебных действий, что в свою очередь способствует развитию предметных действий, направленных на решение текстовых задач.



1. Александрова, Э. И. Математика 1 кл. (в 2-х частях) /Э.И. Александрова. - Москва: Дрофа, 2014. - 223с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов. - Москва: Академия, 2011 - 159 с.
3. Бажан, З.И. Роль приёма моделирования в обучении младших школьников решению текстовых задач / З.И. Бажан
// Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 1. - С. 64 - 68.
4. Бакшаева, Э. П. Формирование универсальных логических действий у детей младшего школьного возраста / Э.П. Бакшаева, А.А. Рябоконь // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том 8 №5/1. - С. 131 - 136.
5. Баракина Т.В. Обучение младших школьников решению
составных задач с пропорциональными величинами / Т.В. Баракина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 43 - 46.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - Москва: Академия, 2011. - 192 с.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 455с.
8. Бормотова, М.М. Электронная модель содержания образования и подготовка к урокам математики в ОС «Школа 2100» / М.М. Бормотова, Е.А. Леонова // Начальная школа плюс. - 2013. - № 10. - С. 31 - 37.
9. Вендина, А.А. Математическое моделирование в процессе
методической подготовки бакалавров педагогического образования / А.А. Вендина, К.А. Киричек // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - С. 94 - 99.
10. Глазков, Ю.А. Формирование универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе: задания, методические подходы / Ю. А. Глазков, М. В. Егупова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №4 (20). - С. 244 - 256.
11. Деменева, Н.Н. Формирование универсального действия
прогнозирования на уроках математики / Н.Н. Деменева // Начальная школа.- 2013. - № 9. - С. 52 - 55.
12. Демидова, Т.Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики / Т.Е. Демидова, Н.Н. Чижевская // Начальная школа плюс. - 2013. - № 10. - С. 10 - 15.
13. Дорофеев, Е.В. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. - Москва: Просвещение, 2014. - 137 с.
14. Егорина, В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В.С. Егорина // Начальная школа плюс. - 2013. - № 10. - С. 38 - 42.
15. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
16. Зайцева, С.А. Организация работы по проверке решения простых текстовых задач / С.А. Зайцева, Н.Н. Целищева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2010. - №7. - С. 1- 5.
17. Зембатова, Л.Т. Деятельность учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики / Зембатова Л.Т. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - № 5. - С. 28 - 34.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Москва: Логос, 2010.- 384 с.
19. Казарская, Г.Е. Формирование и развитие на уроке
универсальных учебных действий / Г.Е. Казарская // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 3. - С. 7 - 12.
20. Киричек, К.А. Классификация текстовых задач начального курса
математики / К.А. Киричек // Гуманитарные научные исследования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:
// human.snauka.ru/2016/01/13704
21. Казакова, А.С. Использование приёма моделирования при обучению решению текстовых задач в начальной школе / А.С. Казакова // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения: сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. Издательство: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского(Ярославль), 2015. - С. 59 - 66.
22. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них / С.А. Козлова // Начальная школа плюс. - 2013. - № 10. - С. 3 - 9.
23. Леонова, Е. А. Развитие логического мышления младших школьников в ходе решения текстовых задач / Е.А. Леонова // Инновационная педагогическая деятельность. - 2016. - №1. - С. 30 - 32.
24. Ломакина, Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. - 2014. - № 5. - С. 59 - 63.
25. Магомеддибирова, З.А. Обучение младших школьников
моделированию при решении математических задач / З.А. Магомеддибирова: [Электронный ресурс]: Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki.
26. Магомеддибирова, З.А. Текстовые задачи как средство формирования у младших школьников универсальных учебных действий / З.А. Магомеддибирова, П.А. Расулова // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. - 2016. - № 2(57). - С. 70 - 73.
27. Магомеддибирова, З.А. Формирование у младших школьников общего умения решать текстовые задачи / З.А. Магомеддибирова, П.А. Расулова // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. - 2015. - №6(55). - С. 85 - 88.
28. Маркушевская, Е.А. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Маркушевская // Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения: матер. регион. науч.-практ. конф. 24 января 2012 г. - Ч. II. - Волгоград: «Колледж», 2014. - С. 205 - 208.
29. Методика работы с текстовыми задачами на уроках математики в условиях реализации ФЕОС: учеб. пособие / сост. Т.В. Захарова, А.И. Пеленков, Е.Н. Яковлева, Т.В. Качурина, Т.В. Котова. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. - 102 с.
30. Пиликина, Н.В. Освоение первоклассниками приёмов организации своей деятельности на уроках математики / Н.В. Пиликина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 11. - С. 36 - 39.
31. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе // Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: [Электронный ресурс]: http: // standart/edu/ru/catalog/aspx?CatalogI
32. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс]: http: // standart/edu/ru/catalog/aspx?CatalogId
33. Программы общеобразовательных учреждений Математика: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1- 4 классы / Н. Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. - 160 с.
34. Рабаданов, Р.Р. Схематическое моделирование в ходе решения текстовых задач // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 4 (25). - С. 77 - 81.
35. Сарычев, С.В. Педагогическая психология. Краткий курс/ С.В. Сарычев, И.Н. Логинов. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
36. Селькина, Л.В. Методические подходы к формированию представлений о задаче, решаемой в несколько действий / Л.В. Селькина // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 63 - 70.
37. Смолеусова, Т.В. Вариативность и выбор при решении задач в условиях реализации ФГОС НОО / Т.В. Смолеусова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2013. - №2. - С. 1- 5.
38. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 448 с.
39. Тягунова, В.А. Обучение учащихся начальных классов моделированию в процессе решения текстовых задач / В.А.Тягунова, Л.А. Дятлова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2017. - № 46. - С. 74 - 80.
40. Фатеева, Н.И. Образовательные программы начальной школы / Н.И. Фатеева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 №373); в ред. приказов от 26.11. 2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 [Электронный ресурс]: http:
// www.ug.ru/new dtandarts/3
42. Хазыкова, Т.С. Решение текстовых задач с помощью приёма моделирования в начальной школе / Т.С. Хазыкова, Э.Б. Хактаева // Педагогика и психология на современном этапе. - 2014. - Т. 5. - С. 71 - 74.
43. Шарафутдинова, Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач / Г.Г. Шарафутдинова, А.А. Арсланова // Современные тенденции развития науки и технологий. . - 2017. - № 3-10. - С. 139 - 141.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ