Совершенствование системы управления лояльностью потребителей железнодорожных пассажирских пригородных перевозок, осуществляемых компанией ОАО «КрасПригород»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ тенденций рынка железнодорожных перевозок 4
1.1 Определение структуры и особенности рынка железнодорожных
перевозок 4
1.2 Основные тенденции рынка железнодорожных перевозок в России и
за рубежом 15
1.3 Основные тенденции рынка железнодорожных перевозок в
Красноярском крае 25
2 Теоретические и методологические основы управления лояльностью
потребителей 35
2.1 Теоретические основы управления лояльностью потребителей 35
2.2 Методы измерения и программы формирования лояльности
потребителей 43
2.3 Исследование опыта ОАО «КрасПригород» в сфере управления
лояльностью потребителей 52
3 Разработка методов совершенствования системы управления лояльностью
потребителей ОАО «КрасПригород» 72
3.1 Разработка и обоснование методов совершенствования системы
управления лояльностью потребителей ОАО «КрасПригород» 72
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий по
усовершенствованию системы управления лояльностью потребителей ОАО «КрасПригород» 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время в условиях ожесточённой конкурентной борьбы видов общественного транспорта возникает необходимость в реализации подхода для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности.
Пассажирские перевозки имеют особое место во всех видах транспортных услуг. Это определяется их выполнением одной из важных функций любого населённого пункта - свобода передвижения и социальноэкономическим значением в жизни населения.
В г. Красноярске представителем, осуществляющим железнодорожные пригородные пассажирские перевозки является компания ОАО «КрасПригород». Данная компания, имеющая сложившийся имидж планово- убыточности и находящаяся под влиянием множества внешних факторов, нуждается в осуществлении плана мероприятий, который позволит увеличить потоки потребителей. Также стоит указать, что маркетинговая деятельность слабо развита и имеет низкую эффективность. В связи с недостатком финансовых средств, для оснащения и совершенствования инфраструктуры и подвижного состава для увеличения уровня комфорта предоставляемых услуг, единственным способом решения сложившихся проблем является совершенствование системы управления лояльностью потребителей железнодорожных пригородных пассажирских перевозок, для увеличения объёма потребителей предоставляемых услуг и повышения прибыльности компании.
Основной целью дипломного проекта является совершенствование системы управления лояльностью потребителей железнодорожных пассажирских пригородных перевозок, осуществляемых компанией ОАО «КрасПригород».
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1 Исследовать состояние, структуру и тенденции российского, красноярского и зарубежных железнодорожных рынков.
2 Изучить теоретические основы управления лояльностью потребителей.
3 Осуществить исследование деятельности ОАО «КрасПригород» в сфере управления лояльностью потребителей.
4 Предложить мероприятия, направленные на увеличение лояльности потребителей ОАО «КрасПригород».
5 Провести оценку эффективности разработанных мероприятий по усовершенствованию системы управления лояльностью потребителей ОАО «КрасПригород».
В рамках дипломного проекта основной целью выступает совершенствование системы управления лояльностью потребителей
железнодорожных пассажирских пригородных перевозок, осуществляемых компанией ОАО «КрасПригород». Достижение данной цели проходило по решению ряда задач, одной из которых являлось изучение состояния, структуры и тенденции российского и Красноярского рынка
железнодорожных перевозок.
Железнодорожный транспорт является одним из основных видов транспорта в транспортной системе России. За период 2011-2014 гг. показатель грузооборота, которого имел тенденцию роста по причине увеличения средней дальности перевозки грузов и числа экспортных перевозок. Основными грузами, перевозимыми железнодорожным транспортом являются каменный уголь и нефтепродукты. Что касается показателя пассажирооборота, то в период 2013-2014 гг. он снизился, причиной этому послужило сокращение убыточных поездов, рост конкурентоспособности главных межотраслевых конкурентов и снижение потока потребителей из ряда стран с нестабильной политической обстановкой (страны СНГ).
На деятельность железнодорожной отрасли оказывают влияние ряд внешних факторов, наибольший вес из которых имеют экономические, технологические и социальные факторы.
Железнодорожная отрасль России занимает лидирующие позиции среди мировых железнодорожных компаний по следующим показателям:
- 3 место по протяжённости железнодорожных путей;
- 1 место по процентной доле грузооборота;
- входит в 5-ку мировых компаний по показателю пассажирооборота.
В каждой стране ситуация железнодорожной отрасли уникальна, она имеет свои определённые преимущества/недостатки, свою историю создания и организационную структуру, климатические нормы и множество других факторов. Поэтому единых законов и правил осуществления деятельности железнодорожным транспортом нет. Вместе с тем, железнодорожный транспорт в каждой стране сталкивается с рядом проблем таких, как снижение пассажиропотока, недостаток инвестиций, неудовлетворённость со стороны потребителей. И для каждой страны необходимо использовать свой, подходящий именно под её ситуацию, подход для решения этих проблем.
На территории г. Красноярска основным представителем, осуществляющим железнодорожные пассажирские перевозки внутри города и в пригородном сообщении является компания ОАО «КрасПригород».
В результате анализа основных показателей деятельности компании ОАО «КрасПригород» можно сделать вывод, что за период 2010-2014 гг. были выявлены отрицательные результаты деятельности. Показатели снижаются в связи с усилением влияния со стороны внешних факторов: сокращение вагонокилометровой работы, увеличение стоимости тарифов,
95
тенденции автомобилизации населения.
Показатели деятельности компании на железнодорожном рынке взаимосвязаны между собой, уменьшение одного показателя влечет за собой уменьшение остальных, так на примере ОАО «КрасПригород», уменьшение вагонокилометровой работы повлияло на количество перевезённых пассажиров и пассажирооборот.
Финансовое положение ОАО «КрасПригород» - планово-убыточное, это показал анализ доходов и расходов предприятия. Недостаток финансов и рост тарифов влияет на количество арендуемой инфраструктуры, а также на прибыльность компании оказывает влияние сезонность потребления, из-за этого происходит неполное удовлетворение потребности в транспортной услуге всех потребителей.
Также в дипломном проекте была достигнута ещё одна поставленная задача, заключающаяся в рассмотрении теоретических основ управления лояльностью потребителей.
Осуществляя исследование деятельности ОАО «КрасПригород» в сфере управления лояльностью потребителей было выявлено, что маркетинговая деятельность компании ОАО «КрасПригород» слабо развита, Тем самым можно сделать вывод, что на продвижение предоставляемых услуг компания не тратит должные усилия и следствием этого является падения потока потребителей, а в некоторых случаях и вообще полное отсутствие информированности у населения г. Красноярска о существовании услуг железнодорожных пригородных пассажирских перевозок. Но руководство компании за период 2014 года всё равно предпринимала осуществление мероприятий направленных на повышение лояльности потребителей. Они заключались в: запуске проекта «Г ородская электричка», проведение всевозможных акций (праздничные, по безопасности и т.д.), транспортные карты и установку билетопечатающих терминалов.
Была также рассмотрена в качестве примера и «идеальной модели» деятельность компании, осуществляющей железнодорожные пассажирские пригородные перевозки, «Экспресс-Пригород» г. Новосибирска. Компания осуществляет комплекс мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия с клиентами и на полное удовлетворение их потребностей, на работу с персоналом для эффективной реализации деятельности компании в целом и реализует сопутствующие и дополнительные виды деятельности. Всё это обуславливает наибольшее количество лояльных клиентов, более положительных результатов деятельности компании по сравнению с компанией ОАО «КрасПригород» г. Красноярск.
Был осуществлен расчет уровня лояльности потребителей ОАО «КрасПригород» при помощи проведения анкетирования способом маркетингового шкалирования. Было выяснено, что большая часть клиентов компании являются «перебежчиками», которые нелояльны или равнодушны к деятельности организации. В ходе написания дипломного проекта проводилось анкетирование среди населения г. Красноярска и категории «Платные пассажиры» рассматриваемой компании, был определён портрет потребителя и потребительские предпочтения. И доказана поставленная рабочая гипотеза, заключающаяся в том, что рассматриваемая группа пассажиров в случае повышения уровня качества предоставляемых услуг готова выплачивать большую стоимость за проездной документ, что может положительно повлиять на показатели прибыльности компании и выхода организации из планово-убыточного положения.
Опираясь на вышесказанное и учитывая предпочтения потребителей «КрасПригород», оплачивающих полную стоимость проезда, автор предложил и описал три способа:
- установка беспроводного интернета в подвижном составе;
- оснащение электропоездов системой видеонаблюдения;
- реализация рекламной кампании: телевизионная и печатная реклама.
Разработанный список рекомендаций основан на возможности
минимальных затрат на их осуществление путем заключения партнёрских взаимовыгодных отношений между компанией ОАО «КрасПригород» и организациями напрямую связанными с подготовленными автором мероприятиями.
Также для разработки мероприятий, автором был проведён мониторинг рынков: операторов мобильной связи, быстрого питания и представителей систем видеонаблюдения. В результате были выявлены эффективные варианты осуществления рекомендаций с материальными выгодами для компаний.
Оценка эффективности предложенных мероприятий показала, что рекомендации окупятся в любом варианте исхода: оптимистический (в случае если мероприятия обеих стратегий принесут 100 %-ные результаты) - экономический эффект равен 1 323 177 760 рублей, пессимистический (в случае если не принесет результатов реализация рекламной кампании) экономический эффект - 1 317 204 040 рублей.
Что касается коммуникативного эффекта, то от осуществления рекламной кампании прогнозируется увеличение пассажиропотока компании на 1 % и охват информированности населения о предоставляемых компанией услуг будет равен в среднем 400 000 человек.
С помощью доходов, полученных в результате, компания сможет решить свою основную проблему - планово-убыточное положение (т.е. погасить задолженности перед ОАО «РЖД», арендовать большее количество инфраструктуры и т.д.). Также с помощью этого, ОАО «КрасПригород» сможет продолжать реализацию мероприятий по совершенствованию системы управлению потребительской лояльности, то есть появиться возможность арендовывать подвижные составы 1-3 класса, которые востребованы со стороны потребителей (что доказывают, данные полученные в результате проведения анкетирования).
1 Функциональная стратегия управления качеством ОАО «РЖД», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15 января 2007 г. №46р
2 Акулов М.П. Концепция программы лояльности холдинга «РЖД», реализуемая ОАО «ФПК» утверждена вице-президентом ОАО «РЖД» / М.П. Акулов 12 декабря 2013 г. - № 406
3 Андреев А.Г. Лояльный потребитель - основа долгосрочного конкурентного преимущества компании // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. - № 2. - с. 16
4 Беленов О.Н. , Стадниченко Л.И. «Поведение потребителей» / О.Н. Беленов, Л.И. Стадниченко. - ВГУ, 2009.
5 Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация,
анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика. - 2005.
6 Бутенко Н.В. «Маркетинг» / Н.В. Бутенко. - М.: ATIKA, 2008.
7 Григорьев Л. Динамика грузоперевозок России» / Л. Григорьев // Аналитический центр при правительстве РФ «Бюллетень социальноэкономического кризиса в России. - 2015. -№8.
8 Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство «Финпресс», 1998. - 416 с.
9 Дайченок Л. А. Основы маркетинга/ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 239 с.
10 Журавлёва А.В., Майс В.Р. научная статья на тему «Организация, её внутренняя и внешняя среда на примере ОАО «РЖД»» / А.В. Журавлева, В.Р. Майс 2015 г.
11 Ефименко Ю.И., Уздин М.М., Ковалев В.И.Общий курс железных дорог: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / Ю.И. Ефименко, М.М. Уздин, В.И. Ковалев и др.; Под ред. Ю.И. Ефименко. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 256 с.
12 Завьялов, Д.В. Удовлетворенность потребителей в системе управления качеством транспортного обслуживания / Д.В. Завьялов // Экономика и управление. - 2015. - №4. - С. 26-30.
13 Кеняйкина М.С. диссертация на тему «Формирование комплексной лояльности на потребительском рынке торговых услуг», 2015 г.
14 Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 283 с.
15 Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф.Котлер. - М.: «Вильямс», 2007. -
656 с.
16 Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского / Ж.Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 1996 - 589 с.
17 Локк Д. Основы управления проектами. Пер. с англ. / Д. Локк. - М: «HIPPO», 2004. - 253 с.
18 Марченко Т.Е., Точилкина О.С. Аудиторско-консалтинговая компания ФБК «Сколько стоит Россия. Раздел 5 - транспорт» / Т.Е. Марченко, О.С. Точилкина // ООО «ФБК». - 2014.
19 Нагапетьянца Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 272 с.
20 Панкратова Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 245 с.
21 Рачек С.В. «Прикладная экономика. Зарубежный опыт реформирования железных дорог», 2013 г. - 62 стр.
22 Романов П.В., Ярская - Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований / П.В. Романов, Е.Р. Ярская - Смирнова. - М.: «Вариант и Норт Медиа», 2008. - 215 с.
23 Савин В.И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом: Справочное пособие / В.И. Савин. - М.: Издательство «Дело и Сервис». - 2003. - 528 с.
24 Терещенко В.М. Маркетинг // В.М. Терещенко - Терапия. - СПб.: Питер, 2004. - 288 с.
25 Трудов О., Алексеев Е. Пригородные железнодорожный перевозки: проблемы и пути решения. / О. Трудов, Е. Алексеев. // журнал «Экономика железных дорог». - 2014.
26 Туранов Х. Т., Корнеев М. В. Транспортно-грузовые системы на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Х.Т. Туранов, М.В. Корнеев. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2008. - 445 с.
27 Филиппов М.М., Уздин М.М. Ефименко Ю.И. Железные дороги. Общий курс: Учебник для вузов / М.М. Филиппов, М.М. Уздин, Ю. И. Ефименко и др.; Под ред. М. М. Уздина. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Транспорт, 1991. - 295 с.
28 Цысарь А.В. Лояльность покупателей: основные определения, методы измерения, способы управления / А.В. Цысарь // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2002. - № 5. - C. 57
29 Широченская И.П. Основные понятия и методы измерения лояльности/ И.П.Широченская - Маркетинг в России и за рубежем. - 2004.
30 Шкурин М.И. Маркетинг на транспорте: Учебное пособие для студентов транспортных специальностей вузов/ М.И Шкурин - Гомель: БелГУТ, 2003. - 223 с.
31 Aaker D. A. Managing Brand Equity. - The Free Press, 1991. - P. 39.
32 Booms, B.H., Bitner, M.J., Marketing strategies and organization structures for service firms, in Donnelly, J.H. and George, W.R. (Eds), Marketing of Services, American Marketing Association, Chicago, IL, pp. 47 - 51.
33 Busch P.S. and Houston M.J. Marketing Strategic Foundations. - Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1985. - P. 22
34 Hofmeyr J. and Rice B. Commitment-Led Marketing. - John Wiley and Sons, 2000. - P. 85, 22.
35 Jacoby J. and Chestnut R.W. Brand Loyalty: Measurement and Management. - New York: Wiley, 1978
36 Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] : Режим доступа : rn.wikipedia.org/wiki/Лояльность
37 Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] : Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki/Программа_лояльности
38 Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.mavriz.ru/
39 Информационно-аналитическое агентство TelecomDaily
[Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа:
http: //www.tdaily.ru/
40 Калькулятор выборки [Электронный ресурс] : http: //marketolog.biz/surin/calculator. htm
41 Никитин О.А. «Зарубежный опыт реформирования системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте» / «Raex - рейтинговое агентство» [Электронный ресурс] : Режим доступа : http: //www.raexpert.ru/conference/2006/railway/steno gramma/nikitin/
42 ОАО «КрасПригород» [Электронный ресурс] : Официальный сайт.
- Режим доступа: www.kraspg.ru
43 ОАО «РЖД» Годовой отчет 2014 года «Обзор и основные тенденции российской транспортной отрасли» [Электронный ресурс] : Режим доступа : http: //ar2014 .rzd.ru/ru/company-overview/market-review/overview- and-key-trends/
44 ОАО «РЖД» Годовой отчет 2014 года «Пассажирские перевозки в
дальнем следовании» [Электронный ресурс] : Режим доступа :
http://ar2014.rzd.ru/ru/performance-overview/passenger-transportation/long- distance-traffic/
45 ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: http://rzd.ru/
46 ОАО «Экспресс-Пригород» [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.express-prigorod.ru/
47 Портал ITeam: Измерение лояльности при помощи одной цифры
- 2006. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.iteam.ru/publications/marketing/section 22/article 2677/
48 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/
49 Транспорт Российской Федерации. Портал для специалистов транспортной отрасли [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.rostransport.com/
50 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru
51 Якунин В.И. «Новые сервисы для пассажиров» / «Радио ЭХО Москвы» [Электронный ресурс] : Режим доступа :
http://echo.msk.ru/blog/yakunin v/899618-echo/