Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков

Работа №21315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
662
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Проблема изучения суверенности и профессионального самоопределения в
подростковом возрасте 9
1.1 Сущность понятия суверенность 9
1.2 Особенности профессионального самоопределения подростков 15
2. Экспериментальное исследование суверенности как предиктора
профессионального самоопределения подростков 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3 Психологическая программа, направленная на актуализацию
суверенности и формирование профессионального самоопределения
подростков 30
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение

В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.
Актуальность проблемы в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами и т.д. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками».
Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов
образовательных учреждений, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В этой связи возникает необходимость
изучения личностных характеристик, вышеупомянутых основанием для осмысленного выбора профессии. Одной из таких характеристик выступает суверенность. Проблема суверенности подростков рассматривается в работах Ю.В. Трофимовой. Необходимость изучения суверенности в контексте профессионального самоопределения подростков обусловлено выбором профессии.
Наиболее актуальным вопросом становления и трансформации психологической суверенности, временной перспективы, временных ориентаций, организации времени личности становится именно в подростковом возрасте. Для подростков, чье самосознание, система норм и ценностей продолжает формироваться в условиях, заданных социумом, проблема представления о собственных жизненных перспективах особенно актуальна в контексте личностного и профессионального самоопределения. Кроме того, у подростков наблюдается трансформация жизненной перспективы, что выражается в недифференцированности, сокращение, спутанности временных ориентаций. Характерной чертой подростков становится формирование жизненных планов в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие формирования иерархии её мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций и как результатом конкретизации целей и мотивов.
Цель исследования - определение суверенности как личностного предиктора профессионального самоопределения подростков.
Объект исследования - профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования - суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что, для подростков с высоким уровнем суверенности характерны такие профессии как человек- человек, человек-природа, для подростков со средним уровнем суверенности характерны такие профессии, как человек-техника. Человек-знаковая
система, человек-художественный образ, для подростков с низким уровнем суверенности, человек-природа, человек художественный образ.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме суверенности и профессионального самоопределения в подростковом возрасте, охарактеризовав особенности проявления суверенности у подростков в контексте профессионального самоопределения.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение суверенности подростков, уровня профессионального самоопределения подростков, проанализировать результаты исследования.
3. Разработать программу тренинга, направленного на актуализацию суверенности и формирование профессионального самоопределения подростков.
Методологическую основу исследования составили работы: С.К. Нартовой-Бочавер, Ю.В Трофимовой, Е. Климова.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: «Опросник суверенности психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер; «Дифференциальнодиагностический опросник» Е. Климова; «Методика профессионального самоопределения» Дж.Голланда.
3. Качественно-количественный анализ полученных данных. Экспериментальное исследование суверенности как личностного
предиктора профессионального самоопределения подростков проводилось в течение 2016-2017 г. на выборке учащихся 9-х классов МБОУ СОШ№ 2 г. Лесосибирска. Количество выборки - 40 человек, в возрасте от 15 до 16 лет. Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь-декабрь 2016 г.) — изучение современного состояния проблемы, анализ психологической, педагогической литературы по проблеме суверенности как личностного предиктора профессионального самоопределения подростков. В результате были определены исходные параметры исследования: его предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
Второй этап (январь-март 2017 г.) — определение уровня суверенности и профессионального самоопределения подростков.
Третий этап (апрель-июнь 2017г.) — Составление и реализация тренинга, подведение итогов.
Практическая значимость работы заключается в том, что нами был проанализирован и систематизирован теоретический материал по заявленной проблеме и на его основании проведено экспериментальное изучение суверенности как личностного предиктора профессионального
самоопределения подростков, разработана программа тренинга на актуализацию суверенности и формирование профессионального
самоопределения подростков. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами в их профессиональной деятельности и студентами при организации самостоятельной работы по психологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.
Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.
Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений.
Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства, молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение суверенности как личностного предиктора профессионального самоопределения подростков, на базе МБОУ «СОШ № 2» г. Лесосибирска, среди учащихся девятых классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Опросник суверенности психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер, «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова, «Методика профессионального самоопределения» Дж. Холланда.
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования по изучению суверенности как личностного предиктора профессионального самоопределения подростков, мы условно распределили всех испытуемых на 3 группы: 1 группа (30%) - с высоким уровнем суверенности, данные испытуемые характеризуются отсутствием попыток нарушить свое соматическое благополучие, такие люди сильно переживают безопасность физического пространства, на котором находится человек; для испытуемых второй группы (46,5%) со средним уровнем суверенности характерны такие качества как уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, принятием временной формы организации жизни человека, свободой вкусов и мировоззрения другого человека; испытуемыес низким уровнем суверенности, находящиеся в третьей группе - (23,5%), характеризуются сильным переживанием дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей.
Все подростки с низким уровнем суверенности относятся к художественному типу личности, что позволяет говорить, что такие люди обладают воображением и интуицией, эмоциональным сложным взглядом на жизнь, независимостью, гибкостью и оригинальностью мышления, хорошо развиты двигательные способности и восприятие, таким людям подходят такие профессии как, музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер. Такие подростки характеризуются невозможностью конструктивно планировать свое будущее.
Подростки со средним уровнем суверенности чаще всего выбирают такие профессии, которые связанны с техникой (5 ч; 23,5%), знаковой системой (5 ч; 23,5%), с художественным образом (3 ч; 7,5%). Таким подросткам подходят такие профессии как физик, финансист, программист, экономист.
Подростки свысоким уровнем суверенности чаще всего выбирают такие профессии, которые, связанные с человеком - 5 ч. (23,5%), с природой - 6 ч. (9,5%). Таким подросткам подходят также профессии как агроном, садовник, врач, педагог, психолог.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание суверенности как личностного предиктора профессионального самоопределения подростков, и проведенный психологический тренинг помогут подростком правильно сделать выбор будущей профессии, и быть успешным в своей деятельности. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, реализованы в ходе экспериментального исследования.


1. Андерсоне, Г. В. Проблема профессионального самоопределения учащихся старших классов профильной школы / Г. В. Андерсонс // Проблема современного образования в школе и вузе: Сборник материалов международной конференции. - УлГПУ, Ульяновск, 2004. - С. 305-310
2. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения
школьников / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. - 2007. - № 3. - С. 94-99.
3. Андерсонс, Г. В. Концептуальное обоснование содержания
педагогической поддержки старшеклассников в выборе будущей профессии / Г. В. Андерсонс // Человек и общество: на рубеже тысячелетий:
Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О. И. Кирикова, - Выпуск 37. - ВГПУ Воронеж, 2006. - С. 397-400
4. Байтингер, О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук /
19.0. 13 / Байтингер Оксана Евгеньевна. Санкт-Петербург. - 2006. - 117 с.
5. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для
студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под редакцией академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова Изд. 3-е, перераб. - Москва: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 455 с.
6. Велумян, Н. А. Влияние школьных интересов на профессиональное
самоопределение личности / Н. А. Велумян // В кн.: Материалы
международной научно-практической конференции «Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии». - Пенза, 2010. - С. 91-94.
7. Велумян, Н. А. Роль социального статуса семьи в профессиональном самоопределении подростков / Н. А. Велумян // В кн.: Материалы 2-ой
международной научно-практической конференции «Риски современности». Кемерово, 2010. - С. 125-127.
8. Велумян, Н. А. Особенности профессионального самоопределения подростков. Преемственность поколений / Н. А. Велумян // В кн.: Материалы 4-ой международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь в начале 21 века: основные ценности, позиции, ориентиры». - Самара, 2010. - С. 29-31.
9. Велумян, Н. А. Роль суверенности в профессиональном самоопределении подростков / Н. А. Велумян // Вестник КГУ. - 2012. -
Т. 18. - № 2. - С. 86-89.
10. Винтин, И. А. Особенности социального самоопределения подростков / И. А. Винтин // Социс. - 2004. - № 2. - С. 98-103.
11. Дорофеев, Д. Ю. Проблемы современной философской антропологии: спонтанность и суверенность человека / Д. Ю. Дорофеев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С Пушкина. - 2009. - Т. 2. - № 3. - С. 35-38
12. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение подростков / Е. И. Головаха // Киев, 1988. - 190 с.
13. Дорофеев, Д. Ю. Философско-юридические основания понятия суверенности / Д. Ю. Дорофеев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург. - 2009. № 110. - С. 79-90.
14. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. -
Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: -
Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 336 с.
15. Иванова, Л. С. Психология развития: учебное пособие / Л. С. Иванова. - Санкт Петербург : Академия, 2010. - 418 с.
16. Ильина, О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения / О. Б. Ильина // Психологическая наука и образование. - Москва : 2014. - № 3. - С. 1-9
17. Кисельман, М. В. Портфолио как средство отражения процесса профессионально-личностного развития подростков / Кисельман М.В. Методические материалы для преподавателей. - Смоленск.: СПЭК, 2007. - 320 с.
18. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения молодежи / Е. А. Климов. - Ростов- на Дону, 2006. - 283 с.
19. Клочко, А. В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы : дисс. ... канд. психол. наук. /
19.0. 01 // Клочко Алина Витальевна. - Барнаул, 2001. - 167 с.
20. Клочко, В. Е. Психология инновационного поведения / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. - Томск: ТГУ, 2009. - 240 с.
21. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд /
В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск : ТГУ, 1999. - 154 с.
22. Краснорядцева, О. М. Психологическое содержание экспертизы образовательных инноваций / О. М. Краснорядцева. // Вестник ТГУ.- 2008. - № 306.- С. 156-159
23. Кузнецова, О. В. Представления подростков о профильной школе / О. В. Кузнецова // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011. Москва: Институт стратегических исследований. - 2011. - С. 113-117
24. Нартова-Бочавер, С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии / С. К. Нартова-Бочавер // Санкт- Петербург: Питер, - 2008. - 450 с.
25. Нартова-Бочавер, С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал - 2003. - № 6. - С. 89-93
26. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. - Электронный курс - Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/5430588/page:31/
27. Прокопенко, И. Г. Теоретические основы структуры
психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению / И. Г. Прокопенко // Перспективы развития гуманитарных наук XXI века: теория и практика: Материалы межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием 16 ноября 2007. - Владимир. - 2007. - С. 104-106
28. Прокопенко, И. Г. Изучение представлений студентов о карьерном росте. / И. Г. Прокопенко // Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - Пенза : Приволжский Дом знаний. - 2008. - С. 234-236
29. Пряжникова, Е. Ю. Проблема профессионального становления личности / Е. Ю. Пряжникова, Т. А. Егоренко // Современная зарубежная психология - 2012. - № 2. - С. 111-122.
30. Русалов, В. М. Характерологические особенности и школьные интересы у подростков / В. М. Русалов, Н. А. Велумян // Вопросы психологии - 2012. - № 3. - С. 12 —21
31. Русалов, В. М. О соотношении профессиональных предпочтений с учебными интересами в подростковом и раннем юношеском возрасте / В. М. Русалов, Н. А. Велумян // Научное мнение. - 2013. - № 4. - С. 218-222.
32. Ремшилдт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшилд. - Москва: Мир, 1994. - 317 с.
33. Сардушкина, Ю. А. Повышение эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов в системе профилизации школы / Ю. А. Сардушкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 126-132.
34. Сардушкина, Ю. А. Развитие умения делать выбор как основной элемент профориентационной работы / Ю. А. Сардушкина // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 9 (28). - С. 142-146.
35. Сардушкина, Ю. А. Организационно-педагогические условия, необходимые для проведения результативной профориентационной работы среди старшеклассников выбора профессий / Ю. А. Сардушкина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - №4 (33).- Т. 1. - С. 115-118
36. Сардушкина, Ю. А. Факторы, влияющие на выбор профессии,
совершаемый старшеклассниками, в процессе проводимой с ними профориентационной работы / Ю. А. Сардушкина // Вопросы научного образования по гуманитарным, социальным и психологическим
специальностям: сборник докладов III международной научной заочной конференции. Сентябрь 2011. - Москва : ИНГ. - 2011. - С. 30-31.
37. Сардушкина, Ю. А. Элективные курсы в системе
профориентационной работы / Ю. А. Сардушкина // Вмире научных открытий: материалы I международной научно-практической конференции. Сентябрь 2011. - Москва: Спутник+. - 2011. - С. 95-98.
38. Сардушкина, Ю. А. Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди подростков / Ю. А. Сардушкина // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI международной научно-практической конференции. Октябрь 2011. - Новосибирск: НГТУ. - 2011. - С. 96-100.
39. Титма, М. X. Проблемы свободы выбора профессии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. 60.55.32 / Титма Микк Харриевич — Москва. 1969. - 22с.
40. Фроловская, М. Н. Становление профессионального образа мира педагога: научное издание / М. Н. Фроловская. - Новосибирск, Изд-во ИПИО РАО. - 2010. - 300 с.
41. Энциклопедия профессионального образования -Москва: Маяк, -
2003. -306 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ