Психолого-педагогические особенности самоконтроля у детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Научно методологические особенности самоконтроля в младшем школьном возрасте…………………………………………………..9
1.1. Самоконтроль как психолого-педагогическое явление в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста……………………………………………………………………….…..20
1.3. Психолого-педагогические особенности самоконтроля в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..…..36
Выводы по первой главе………………………………………………………46
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование психолого- педагогических особенностей развития самоконтроля у младших школьников……………………………………………………………………48
2.1. Цель, задачи и методы исследования…………………………….……..…48
2.2. Рекомендации родителям и педагогам по формированию самоконтроля детей младшего школьного возраста…………………………………………...53
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………..…..…63
Выводы по второй главе………………………………………………..….….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...75
ГЛАВА I. Научно методологические особенности самоконтроля в младшем школьном возрасте…………………………………………………..9
1.1. Самоконтроль как психолого-педагогическое явление в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста……………………………………………………………………….…..20
1.3. Психолого-педагогические особенности самоконтроля в младшем школьном возрасте…………………………………………………………..…..36
Выводы по первой главе………………………………………………………46
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование психолого- педагогических особенностей развития самоконтроля у младших школьников……………………………………………………………………48
2.1. Цель, задачи и методы исследования…………………………….……..…48
2.2. Рекомендации родителям и педагогам по формированию самоконтроля детей младшего школьного возраста…………………………………………...53
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………..…..…63
Выводы по второй главе………………………………………………..….….66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...75
...
Вместе с тем проблему исследования нельзя назвать достаточно разработанной.
Практика показывает крайне низкий уровень развития самоконтроля у подавляющего большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только десять процентов детей, обладающих самоконтролем в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать ее в силу недостаточности мотивации.
Анализ научно-педагогической литературы и состояния учебной деятельности школьников позволил нам обнаружить следующие противоречия:
- между осознанием необходимости самоконтроля в обучении младших школьников и отсутствием научно-обоснованного взаимодействия всех субъектов образования по его развитию;
- между потребностью в формировании положительной мотивации младших школьников к самоконтролю и отсутствием соответствующей современной педагогической технологии.
Указанные противоречия, недостаточная научно-методическая разработанность проблемы развития самоконтроля у младших школьников и возрастание его роли в условиях личностно-ориентированного образования обусловили актуальность данного исследования и позволили сформулировать его проблему: каковы педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, влияющие на успешность их учебной деятельности.
Предметом исследования являются педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников как фактора успешности их учебной деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить состояние теории и практики развития самоконтроля у младших школьников и психологические особенности данного развития;
- выявить и обосновать ...
Вместе с тем проблему исследования нельзя назвать достаточно разработанной.
Практика показывает крайне низкий уровень развития самоконтроля у подавляющего большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только десять процентов детей, обладающих самоконтролем в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно контролировать и оценивать ее в силу недостаточности мотивации.
Анализ научно-педагогической литературы и состояния учебной деятельности школьников позволил нам обнаружить следующие противоречия:
- между осознанием необходимости самоконтроля в обучении младших школьников и отсутствием научно-обоснованного взаимодействия всех субъектов образования по его развитию;
- между потребностью в формировании положительной мотивации младших школьников к самоконтролю и отсутствием соответствующей современной педагогической технологии.
Указанные противоречия, недостаточная научно-методическая разработанность проблемы развития самоконтроля у младших школьников и возрастание его роли в условиях личностно-ориентированного образования обусловили актуальность данного исследования и позволили сформулировать его проблему: каковы педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, влияющие на успешность их учебной деятельности.
Предметом исследования являются педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников как фактора успешности их учебной деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности.
Задачи исследования:
- изучить состояние теории и практики развития самоконтроля у младших школьников и психологические особенности данного развития;
- выявить и обосновать ...
Современная педагогическая концепция носит гуманистический характер и определяет главной целью образования актуализацию и самоактуализацию заложенного в человеке личностного потенциала. В новой парадигме образования личность учащегося кроме социальных качеств наделяется субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, самобытность, способность к выбору, рефлексии, саморазвитию. Главными ценностями являются личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.
В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития. Поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки ...
В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития. Поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки ...
Подобные работы
- Формирование контрольно-оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - Гиперактивность детей младшего школьного возраста и ее коррекция
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



