СОВРЕМЕННАЯ ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И СТЕРЕОТИПЫ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1 Понятия гендерной роли и гендерных стереотипов
1.2 Гендерные роли и стереотипы в современном обществе: обзор основных научных исследований
2. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Гендерная проблематика в официальной и специальной («женской» и «мужской») прессе
2.2 Влияние средств массовой информации на гендерные процессы и формирование гендерной культуры в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ И СТЕРЕОТИПЫ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1 Понятия гендерной роли и гендерных стереотипов
1.2 Гендерные роли и стереотипы в современном обществе: обзор основных научных исследований
2. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1 Гендерная проблематика в официальной и специальной («женской» и «мужской») прессе
2.2 Влияние средств массовой информации на гендерные процессы и формирование гендерной культуры в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Интерес современного общества к гендерной культуре, несмотря на неоднозначное ее понимание, продолжает расти. Проблематика гендера, которая возникла благодаря интенсивности женского движения, попыткам переосмысления роли мужчин и женщин, основательно влилась в сферу общественного и гуманитарного знания. Исходя из этого, можно сказать, что научное осмысление путей и условий влияния средств массовой информаций на формирование правильного (адекватного) гендерного мышления на сегодняшний день является актуальным.
Важным фактором формирования и развития общественного мнения и общественного сознания в целом являются СМИ. Благодаря средствам массовой коммуникации происходит в общественном мнении не только формирование, но и закрепление определенных понятий и стереотипов. На сегодняшний день темп современного мира значительно вырос, следовательно, и информационный поток не остался на своем уровне: он возрос. Поэтому с уверенностью можно сказать, что все понятия, стереотипы и культуру в целом, которые в себе несут СМИ, для человека и нормально функционирующего общества имеют большое значение. Это обусловлено тем, что при выполнении какой-либо функции при процессе познания, понимания всего происходящего не только вокруг человека, но и во всем мире, а также при принятии необходимых решений - массовые коммуникации содействуют быстрому реагированию на актуальные события, процессы в определённый промежуток времени, создавая и транслируя в обществе идеи, ценности, представления. Роль средств массовой информации на сегодняшний день огромна. Благодаря СМИ происходит закрепление информации о фактах, явлениях, процессах, предметах, людях. СМИ позволяют обществу понимать друг друга, обмениваться информацией, вырабатывать не только общественные взгляды, но и одинаковую оценочную ориентацию, участвовать в социальной деятельности, формировать единое мировоззрение. Ускорение возникновения поведенческой реакции на основании эмоционального принятия или неприятия информации тоже происходит благодаря СМИ. Рост значения СМИ в современном обществе связан с их глубинным разнообразным воздействием не только на повседневную жизнь, но и на культуру в целом, в связи с чем данная тема является актуальной.
Степень изученности проблемы
Исследования гендерных отношений в XX - XXI веках являются актуальными у зарубежных и отечественных исследователей. Проблематика гендерной культуры затрагивает гуманитарные и социальные знания. Философы, культурологи, психологи, этнографы, социологи, антропологи, историки в последнее время активно изучают эту проблему с точки зрения своей науки.
Рассматривая гендерную проблематику, ее особенности и концепции, невозможно не затронуть понятие «пол». Платон, древнегреческий мыслитель и философ, заложил основание для двухкомпонентной системы деления «пола». В истории русской и европейской философии можно проследить строгую поляризацию «пола». В работах философов и религиозных мыслителей разных времен таких, как Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак-Жак Руссо, Джон Локк, Отто Вейнингер, Иммануил Кант, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, можно найти объяснение деления людей на две половины (на два «пола»). Термин «гендер» был введен в научный обиход сравнительно недавно, в 1968 году, и сразу же получил развитие в различных направлениях. Первое направление развивало мысль о том, что гендер является социальным конструктом. Такую мысль поддерживали К. Уэйст, Д. Циммерман, Е. А. Прокопчик, Е. В. Гасымов. В работах Г. Рубина, Дж. Скотта, Д. де Лауретиса, Е. Здравомысловой раскрывается второе направление, в котором «гендер» подразумевается как гендерная система. Э. Сиксу, Ю. Кристева, Ф. Фридан, Н. И. Андреева, И. И.
Халеева, С. Д. Матюшкова поддерживали третье направление, в котором «гендер» - культурные метафоры. Понятие «сексуальность» в научный оборот ввел З. Фрейд. Данное понятие стало основанием для философских, культурологических, психоаналитических теорий Ж. Лакан, М. Фуко, К. Хорни и др.
В философской антропологии в рамках гендерного подхода «пол» как первоначальная генетическая характеристика субъекта перестала быть предписанной, а стала сложной и многослойной конструкцией в работах: Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Д. Лорбера, Э. Оукли, Д. Смитта и др. Д. Зиммерман и К. Уэест рассматривали «пол» через категорию «гендера» как досягаемый статус.
Гендерные исследования имеют общие основания с культурными. Большое влияние на философию культуры оказали философы, которые относились к эпохе неоклассической философии - Ф. Ницше, Т. Адарно, М. Фуко, Г. Маркузе, Ж. Лакан. Исследования К.-Г. Юнга сформировали представления об архетипической маскулинности и феминности. В отечественной науке культурные и гендерные исследования стали предметом для изучения только в 90-х годах XX века. Именно в это время появились работы, которые посвящены проблемам гендера во всех сферах социокультурного познания. Гендерные исследования в истории были освещены в работах Н. Пушкаревой, А. Юнаковской; в социологии - А. Темкиной, Е. Здравомысловой, Е. Мещеркиной; в экономике - Е. Мезенцевой; в политических науках - Е. Попоковой, С. Ушакиной; в философии - С. Жеребкиной; в антропологии - Е. Гаповой; в психологии - Е. Ивановой, И. Жерябкиной; в языкознании - О. Колосовой, Е. Горошко, А. Кирилинной.
Гендерными исследованиями заинтересовались как зарубежные, так и российские исследователи (философы, культурологи, социологи, психологи др.). Благодаря данным исследованиям в социальной психологии появилась новая отрасль под названием «Психология гендерных отношений», которая занимается изучением закономерностей дифференциаций иерархичности взаимоотношений в межполовом взаимодействии. Данная отрасль включает в себя изучение различных отраслей психологии. Г. Г. Дилигенский, В. С. Агеев, Г. М. Андреева, ученые в области социальной психологии, занимались теоретическими исследованиями, рассматривая проблемы больших групп (межгрупповое взаимодействие и межличностное общение). Тема различия полов интересовала В. Абраменкову, В. Кагана, И. Кона, И. Лунину, Т. Репину, Г. Турецкого, Т. Юфереву, которой они посвятили свои исследовательские труды.
Тендерную психологию изучает Ш. Берн. И. Юникина, Е. Здравомыслова, Т. Гурко, А. Темкина, А. Клецин, И. С. Клицина. Работы этих ученых внесли вклад в изучение проблематики гендера.
На сегодняшний день гендерная проблематика является достаточно актуальной темой для исследования, потому что все изменения, которые произошли в различных сферах в постсоветском пространстве, смогли переориентировать стереотипы о гендерном поведении. Но гендерная проблематика занимается не только женскими вопросами. Проблемы «гендера» включают в себя все сферы существования пола, другими словами отношения реальных женщин и мужчин. В своих работах гендерную проблематику рассматривали Симона Де Бовуар «Второй пол» , Ж. П. Сартр «Бытие и нечто» . В отечественной философии проблематику пола исследовали мыслители И. Ильин, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин.
Осмысление гендерных отношений с точки зрения философии еще начинает развиваться, беря за основу эмпирические констатации различий, что отражается в работах следующих авторов: О. А. Ворониной, З. А. Хоткиной, С. И. и И. А. Жребкиных, Т. А. Клименковой. Анализ гендерных отношений рассмотрен в работах Б. Фридана, К. Мак Кинона, А. Дворкина, К. Миллетга. Проблемы структуры гендерных отношений можно найти в трудах Р. Коннелла, И. Хирдмана. Отечественная специфика гендерных отношений, рассматриваемая в теории гендерной системы, показана Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. Гендерные отношения как отношения социально¬организованные подвергали к рассмотрению А. Дворкин, К. Мак Кинон, К. Миллетг, Б Фридан.
Западные ученые Э. Гросс, Дж. Батлер, Э. Сиксу, Л. Иригарэ в своих работах анализируют тему феминизма. «Главное значение феминистских философских концепций заключается в том, что ведущей в них является теоретизация женской субъективности». В своей философии феминисты говорят: «женский субъект - это субъект активного знания, желания, действия» . Философы, рассматривающие темы феминизма, проводят работу в рамках рассуждения субъективности постмодернистской культуры современности, делая акцент на половые (сексуальные) дифференциации, происходящие внутри нее.Философы феминизма обосновывают существование разнообразных видов субъективности в культуре современности, к которым относят мужскую и женскую гомосексуальную и транссексуальную идентичность, квир-идентичность. Значительным достижением философии феминизма считается отклонение от практики философского бинарного мышления, потому что в данной практике не существует отражения традиционного патриархального строения идентичности (женского, мужского).
История феминистической теории западной Европы, которая заявила о проблеме женщины в обществе и культуре, дала возможность выявить механизмы, основания и развитие гендерного неравенства. Данную проблему рассматривают отечественные исследователи: С. Г. Айвазова, О. А. Воронина, И. А. Жеребкина, Т. А. Кпименкова и др. Механизмы воспроизводства и культурного закрепления гендерного неравенства разбирали Т. А. Клименкова, Р. Брайдотти, С. Де Бовуар.
Н. Л. Пушкарева в своих книгах и статьях описывала историю феминологии в России и Европе, а также гендерную историю и этнографию пола. Выдающиеся работы Пушкаревой: «Частная жизнь женщины в доиндустриальной России X - начала XIX в.» , «Женщины России и Европы на пороге Нового времени» , «Историческая феминология в России: состояние и перспективы» , «Социально-правовое положение женщин в Российском государстве X-XV вв.: вопросы преступления и наказания» , «Женщина Древней Руси» , «Русская женщина в семье и обществе X-XX вв.: этапы истории» . Феминологию также рассматривают Ерусланова Р. И., Зуйкова Е. М., Л. С. Дегтярь, Л. Т. Шинелева.
Тема социальной роли и предназначения мужчины в обществе и семье рассматривалась в фундаментальных работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. К таким относятся С. Де Бовуар «Второй пол» , Э. Бадинтэр «Мужская сущность» , Ш. Берн «Гендерная психология» , Г. А. Брандт «Природа женщины» , В. А. Геодакян «Эволюционная теория пола»14 , В. А. Рамих «Материнство и культура» , Т. А. Гурко «Феномен современного отцовства» , И. С. Кон «Сексуальная культура в России: клубничка на березке» , Е. И. Трофимова «Терминологические вопросы в гендерных исследованиях» , Б. Ц. Урланис «Эволюция продолжительности жизни» , С. М. Ушакин «Видимость мужественности» , Ж. В. Чернова «Репрезентация гегемонной маскулинности в современном российском медиа-дискурсе» , а также М. В. Золотухина, И. Г. Остроух, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.
Научно-философскими исследованиями в контексте взаимоотношений женщин и мужчин занимаются отечественные ученые Ю. Рюриков, В. Розин, И. Кон, С. Голод, Б. Марков, С. Климова, Г. Гачев.
Осмысление «гендера» с точки зрения социальной философии как проблему персональной идентичности рассматривали зарубежные и отечественные авторы: Э. Левинас, X. Арендт, Дж. П. Рикер, Г. Мид, В. Хесле, М. Хайдеггер, Э. Эриксон, Л. Г. Ионин, И. А. Акчурин, А. Г. Никитина, В. С. Малахов, Г. Л. Тульчинск, Е. Г. Трубина и др.
За недолгое время вопросы, касающиеся особенностей пола человека, его социальные и психологические различия стали наиболее популярны для обсуждения в современном обществе. На лицо факт: роль женщины и мужчины на сегодняшний день подвержено значительным изменениям. Данную проблематику исследуют как зарубежные, так и отечественные ученые- психологи и социологи, а также О. А. Воронина, Е. П. Ильин, Ш. Берн, Т. В. Бендас, И. С. Кон, Д. Майерс, И. С. Клецина и другие.
Призвание гендерных исследований является обоснованием возможности трансформации идентичности женщин и мужчин в свете социальных преобразований. Быстрое распространение феминистских концепций и идей стало причиной большого внимания ученых к теме гендерного неравенства. Современные женщины берут на себя роль работников, карьеристок, которая влечет за собой ответственность за семейный бюджет, а мужчины, наоборот, посвящают себя семье, домашнему хозяйству, заботе о детях. Элитарный тип отношений в семье приобретает все большую популярность в современном социуме, но существуют также семьи, в которых роль матери и отца играет женщины, или, наоборот, мужчина. Поэтому немаловажно осуществлять мониторинг гендерных изменений в социуме. Данные исследования проводят ученые со всего мира: К. Хорни, С. Фаррел, Ф. Л. Джеймс, К. Уэст, Ю. Е. Алешина, Т. С. Баранова.
Американские исследователи А. Шерифе и Дж. Мак изучали стереотипизацию женских и мужских образов.
Для исследований стереотипизации «гендера» преобладают исследования стереотипного образа женщин, которому посвящено большое количество журналистских работ, а также работы, имеющие исследовательский характер. О. А. Воронина, Н. И. Ажгихина, С. Н. Барсукова, А. А. Альчук, О. В. Туркин и другие посвятили женскому стереотипному образу свои труды.
В. А. Ядову принадлежит первая публикация про социальные стереотипы. Также социальные стереотипы с точки зрения психологи были исследованы В. С. Агеевым. Т. А, Репина, П. Н. Шихирен осуществили анализ теорий зарубежных авторов, касающихся социальных стереотипов.
Гендерные различия в российском обществе и их специфику можно найти в работах отечественных ученых: в социальной сфере у И. С. Клецина, И. Г. Абрамовой, С. И. Голода; в политической у Н. В. Шведовой, О. А. Хасбулатовой, С. Г. Айвазова; в экономической у И. Л. Карпухиной, З. А. Хоткиной.
Гендерные различия, гендерные роли рассматривали Карла Баур, Роберт Крукс, Мишель Руйе в книге «Сексуальность» , Дэвид Майерс «Социальная психология. Интенсивный курс» .
Также гендерные роли и их стереотипы интересовали отечественных и зарубежных психологов и социологов: Р. Бейлс, Дж. Плек, Т. Парсонс, С. Бэм, Ю. Е. Алешина, Л. Н. Ожегова, И. С. Клецина и других.
На постсоветском пространстве появились работы, касающиеся гендерных стереотипов не только российских, но и зарубежных авторов. Исследование истоков гендерных стереотипов основаны на философии и художественной литературе. Источником могут стать работы Г. Зимменели, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова. Не остается без внимания и воззрение С. М. Булгакова и др. Лингвистический аспект в художественной литературе гендерных стереотипов можно найти в работах А. В. Кириллиной.
Большим воздействием на формирование и развитие гендерных ценностей, а также закреплением их в сознании людей обладают СМИ. В изученных текстах журналистов, можно выявить представления и характер гендерной ситуации в современном социуме работников средств массовой информации. А. Н. Волобуев, С. Кушнир, И. Киянка, Н. Ф. Остапенко, Т. И. Старченко, Н. Н. Сидоренко, Р. И. Федосеев, А. А. Воронин, Н. И. Ажгихина, А. М. Здравомыслова и другие ученые в своих работах рассматривают вопрос специфики гендерных текстов в СМИ.
Теоретическая база бакалаврской работы основана на трудах ученых и исследователей, рассматривающих гендерную проблематику: Т. В. Бандеса, С. Г. Айвазова и др. Ученые Э. Аронсон, К. Манхейм, Э. Пратканис, Л. Е. Климова, С. Н. Акинфиев, А. А. Новикова и др. в своих работах представляют возможности и технологии современных средств массовой информации при создании не только общественного мнения, но и стереотипов.
Проблема
Противоречие между современной гендерной культурой и гендерными стереотипами в средствах массовой информации.
Предмет исследования
Современная гендерная культура и средства массовой информации
Объект исследования
Современная гендерная культура и ее проявление в средствах массовой информации.
Цель исследования
Выявление и анализ гендерной культуры, ее проявлений в средствах массовой информации, а также уточнение основных тем и аспектов материалов, посвященных гендерной проблематике в «женской» и «мужской» прессе.
Задачи:
1. Дать рабочее определение понятия «гендерная роль» и краткий исторический экскурс его возникновения;
2. Дать рабочее определение понятия «гендерный стереотип» и краткий исторический экскурс его возникновения;
3. Провести обзор основных современных научных исследований о гендерных ролях и стереотипах в современном обществе;
4. На основе приведенного обзора уточнить основные точки зрения на гендерную проблематику в современном мире;
5. На основе анализа достаточного числа источников официальной прессы уточнить основные темы и аспекты материалов, посвященных гендерной проблематике;
6. На основе анализа достаточного числа источников специальной («женской» и «мужской») прессы уточнить основные темы и аспекты материалов, посвященных гендерной проблематике;
7. Выявить черты, составляющие специфику современной гендерной культуры;
8. Уточнить связь между гендерными публикациями и формированием тех или иных аспектов гендерной культуры в современном обществе.
Методологические основы исследования
В процессе изучения и исследования проблематики современной гендерной культуры и средств массовой информации были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор. Теоретической базой данной работы являются труды исследователей и ученых, которые рассматривали проблемы гендера (Т. В. Бандеса, С. Г. Айвазова и др.), гендерных ролей (Карла Баур, Роберта Крукс, Мишель Руйе, Дэвида Майерс ); исследования, описывающие гендерные проблемы в СМИ (Н. Примо, Н. М. Римашевской); авторы трудов, повествующие о технологиях и возможностях современных средств массовых информаций в формировании стереотипов и общественного мнения (зарубежные: Э. Пратканис, Э. Аронсон, К. Манхейм, отечественные: Л. Е. Климова, С. Н. Акинфеев, А. А. Новикова и др).
Структура курсовой работы
В работе имеется введение, в котором содержится проект исследования «Современная гендерная культура и средства массовой информации». Две главы «Гендерные роли и стереотипы: ретроспектива и современность» и «Гендерная проблематика в средствах массовой информации», в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, содержат по два параграфа каждая. В заключении подводятся основные выводы проделанного в выпускной квалификационной работе.
Библиография содержит 173 наименования.
Важным фактором формирования и развития общественного мнения и общественного сознания в целом являются СМИ. Благодаря средствам массовой коммуникации происходит в общественном мнении не только формирование, но и закрепление определенных понятий и стереотипов. На сегодняшний день темп современного мира значительно вырос, следовательно, и информационный поток не остался на своем уровне: он возрос. Поэтому с уверенностью можно сказать, что все понятия, стереотипы и культуру в целом, которые в себе несут СМИ, для человека и нормально функционирующего общества имеют большое значение. Это обусловлено тем, что при выполнении какой-либо функции при процессе познания, понимания всего происходящего не только вокруг человека, но и во всем мире, а также при принятии необходимых решений - массовые коммуникации содействуют быстрому реагированию на актуальные события, процессы в определённый промежуток времени, создавая и транслируя в обществе идеи, ценности, представления. Роль средств массовой информации на сегодняшний день огромна. Благодаря СМИ происходит закрепление информации о фактах, явлениях, процессах, предметах, людях. СМИ позволяют обществу понимать друг друга, обмениваться информацией, вырабатывать не только общественные взгляды, но и одинаковую оценочную ориентацию, участвовать в социальной деятельности, формировать единое мировоззрение. Ускорение возникновения поведенческой реакции на основании эмоционального принятия или неприятия информации тоже происходит благодаря СМИ. Рост значения СМИ в современном обществе связан с их глубинным разнообразным воздействием не только на повседневную жизнь, но и на культуру в целом, в связи с чем данная тема является актуальной.
Степень изученности проблемы
Исследования гендерных отношений в XX - XXI веках являются актуальными у зарубежных и отечественных исследователей. Проблематика гендерной культуры затрагивает гуманитарные и социальные знания. Философы, культурологи, психологи, этнографы, социологи, антропологи, историки в последнее время активно изучают эту проблему с точки зрения своей науки.
Рассматривая гендерную проблематику, ее особенности и концепции, невозможно не затронуть понятие «пол». Платон, древнегреческий мыслитель и философ, заложил основание для двухкомпонентной системы деления «пола». В истории русской и европейской философии можно проследить строгую поляризацию «пола». В работах философов и религиозных мыслителей разных времен таких, как Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак-Жак Руссо, Джон Локк, Отто Вейнингер, Иммануил Кант, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, можно найти объяснение деления людей на две половины (на два «пола»). Термин «гендер» был введен в научный обиход сравнительно недавно, в 1968 году, и сразу же получил развитие в различных направлениях. Первое направление развивало мысль о том, что гендер является социальным конструктом. Такую мысль поддерживали К. Уэйст, Д. Циммерман, Е. А. Прокопчик, Е. В. Гасымов. В работах Г. Рубина, Дж. Скотта, Д. де Лауретиса, Е. Здравомысловой раскрывается второе направление, в котором «гендер» подразумевается как гендерная система. Э. Сиксу, Ю. Кристева, Ф. Фридан, Н. И. Андреева, И. И.
Халеева, С. Д. Матюшкова поддерживали третье направление, в котором «гендер» - культурные метафоры. Понятие «сексуальность» в научный оборот ввел З. Фрейд. Данное понятие стало основанием для философских, культурологических, психоаналитических теорий Ж. Лакан, М. Фуко, К. Хорни и др.
В философской антропологии в рамках гендерного подхода «пол» как первоначальная генетическая характеристика субъекта перестала быть предписанной, а стала сложной и многослойной конструкцией в работах: Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Д. Лорбера, Э. Оукли, Д. Смитта и др. Д. Зиммерман и К. Уэест рассматривали «пол» через категорию «гендера» как досягаемый статус.
Гендерные исследования имеют общие основания с культурными. Большое влияние на философию культуры оказали философы, которые относились к эпохе неоклассической философии - Ф. Ницше, Т. Адарно, М. Фуко, Г. Маркузе, Ж. Лакан. Исследования К.-Г. Юнга сформировали представления об архетипической маскулинности и феминности. В отечественной науке культурные и гендерные исследования стали предметом для изучения только в 90-х годах XX века. Именно в это время появились работы, которые посвящены проблемам гендера во всех сферах социокультурного познания. Гендерные исследования в истории были освещены в работах Н. Пушкаревой, А. Юнаковской; в социологии - А. Темкиной, Е. Здравомысловой, Е. Мещеркиной; в экономике - Е. Мезенцевой; в политических науках - Е. Попоковой, С. Ушакиной; в философии - С. Жеребкиной; в антропологии - Е. Гаповой; в психологии - Е. Ивановой, И. Жерябкиной; в языкознании - О. Колосовой, Е. Горошко, А. Кирилинной.
Гендерными исследованиями заинтересовались как зарубежные, так и российские исследователи (философы, культурологи, социологи, психологи др.). Благодаря данным исследованиям в социальной психологии появилась новая отрасль под названием «Психология гендерных отношений», которая занимается изучением закономерностей дифференциаций иерархичности взаимоотношений в межполовом взаимодействии. Данная отрасль включает в себя изучение различных отраслей психологии. Г. Г. Дилигенский, В. С. Агеев, Г. М. Андреева, ученые в области социальной психологии, занимались теоретическими исследованиями, рассматривая проблемы больших групп (межгрупповое взаимодействие и межличностное общение). Тема различия полов интересовала В. Абраменкову, В. Кагана, И. Кона, И. Лунину, Т. Репину, Г. Турецкого, Т. Юфереву, которой они посвятили свои исследовательские труды.
Тендерную психологию изучает Ш. Берн. И. Юникина, Е. Здравомыслова, Т. Гурко, А. Темкина, А. Клецин, И. С. Клицина. Работы этих ученых внесли вклад в изучение проблематики гендера.
На сегодняшний день гендерная проблематика является достаточно актуальной темой для исследования, потому что все изменения, которые произошли в различных сферах в постсоветском пространстве, смогли переориентировать стереотипы о гендерном поведении. Но гендерная проблематика занимается не только женскими вопросами. Проблемы «гендера» включают в себя все сферы существования пола, другими словами отношения реальных женщин и мужчин. В своих работах гендерную проблематику рассматривали Симона Де Бовуар «Второй пол» , Ж. П. Сартр «Бытие и нечто» . В отечественной философии проблематику пола исследовали мыслители И. Ильин, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин.
Осмысление гендерных отношений с точки зрения философии еще начинает развиваться, беря за основу эмпирические констатации различий, что отражается в работах следующих авторов: О. А. Ворониной, З. А. Хоткиной, С. И. и И. А. Жребкиных, Т. А. Клименковой. Анализ гендерных отношений рассмотрен в работах Б. Фридана, К. Мак Кинона, А. Дворкина, К. Миллетга. Проблемы структуры гендерных отношений можно найти в трудах Р. Коннелла, И. Хирдмана. Отечественная специфика гендерных отношений, рассматриваемая в теории гендерной системы, показана Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. Гендерные отношения как отношения социально¬организованные подвергали к рассмотрению А. Дворкин, К. Мак Кинон, К. Миллетг, Б Фридан.
Западные ученые Э. Гросс, Дж. Батлер, Э. Сиксу, Л. Иригарэ в своих работах анализируют тему феминизма. «Главное значение феминистских философских концепций заключается в том, что ведущей в них является теоретизация женской субъективности». В своей философии феминисты говорят: «женский субъект - это субъект активного знания, желания, действия» . Философы, рассматривающие темы феминизма, проводят работу в рамках рассуждения субъективности постмодернистской культуры современности, делая акцент на половые (сексуальные) дифференциации, происходящие внутри нее.Философы феминизма обосновывают существование разнообразных видов субъективности в культуре современности, к которым относят мужскую и женскую гомосексуальную и транссексуальную идентичность, квир-идентичность. Значительным достижением философии феминизма считается отклонение от практики философского бинарного мышления, потому что в данной практике не существует отражения традиционного патриархального строения идентичности (женского, мужского).
История феминистической теории западной Европы, которая заявила о проблеме женщины в обществе и культуре, дала возможность выявить механизмы, основания и развитие гендерного неравенства. Данную проблему рассматривают отечественные исследователи: С. Г. Айвазова, О. А. Воронина, И. А. Жеребкина, Т. А. Кпименкова и др. Механизмы воспроизводства и культурного закрепления гендерного неравенства разбирали Т. А. Клименкова, Р. Брайдотти, С. Де Бовуар.
Н. Л. Пушкарева в своих книгах и статьях описывала историю феминологии в России и Европе, а также гендерную историю и этнографию пола. Выдающиеся работы Пушкаревой: «Частная жизнь женщины в доиндустриальной России X - начала XIX в.» , «Женщины России и Европы на пороге Нового времени» , «Историческая феминология в России: состояние и перспективы» , «Социально-правовое положение женщин в Российском государстве X-XV вв.: вопросы преступления и наказания» , «Женщина Древней Руси» , «Русская женщина в семье и обществе X-XX вв.: этапы истории» . Феминологию также рассматривают Ерусланова Р. И., Зуйкова Е. М., Л. С. Дегтярь, Л. Т. Шинелева.
Тема социальной роли и предназначения мужчины в обществе и семье рассматривалась в фундаментальных работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. К таким относятся С. Де Бовуар «Второй пол» , Э. Бадинтэр «Мужская сущность» , Ш. Берн «Гендерная психология» , Г. А. Брандт «Природа женщины» , В. А. Геодакян «Эволюционная теория пола»14 , В. А. Рамих «Материнство и культура» , Т. А. Гурко «Феномен современного отцовства» , И. С. Кон «Сексуальная культура в России: клубничка на березке» , Е. И. Трофимова «Терминологические вопросы в гендерных исследованиях» , Б. Ц. Урланис «Эволюция продолжительности жизни» , С. М. Ушакин «Видимость мужественности» , Ж. В. Чернова «Репрезентация гегемонной маскулинности в современном российском медиа-дискурсе» , а также М. В. Золотухина, И. Г. Остроух, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.
Научно-философскими исследованиями в контексте взаимоотношений женщин и мужчин занимаются отечественные ученые Ю. Рюриков, В. Розин, И. Кон, С. Голод, Б. Марков, С. Климова, Г. Гачев.
Осмысление «гендера» с точки зрения социальной философии как проблему персональной идентичности рассматривали зарубежные и отечественные авторы: Э. Левинас, X. Арендт, Дж. П. Рикер, Г. Мид, В. Хесле, М. Хайдеггер, Э. Эриксон, Л. Г. Ионин, И. А. Акчурин, А. Г. Никитина, В. С. Малахов, Г. Л. Тульчинск, Е. Г. Трубина и др.
За недолгое время вопросы, касающиеся особенностей пола человека, его социальные и психологические различия стали наиболее популярны для обсуждения в современном обществе. На лицо факт: роль женщины и мужчины на сегодняшний день подвержено значительным изменениям. Данную проблематику исследуют как зарубежные, так и отечественные ученые- психологи и социологи, а также О. А. Воронина, Е. П. Ильин, Ш. Берн, Т. В. Бендас, И. С. Кон, Д. Майерс, И. С. Клецина и другие.
Призвание гендерных исследований является обоснованием возможности трансформации идентичности женщин и мужчин в свете социальных преобразований. Быстрое распространение феминистских концепций и идей стало причиной большого внимания ученых к теме гендерного неравенства. Современные женщины берут на себя роль работников, карьеристок, которая влечет за собой ответственность за семейный бюджет, а мужчины, наоборот, посвящают себя семье, домашнему хозяйству, заботе о детях. Элитарный тип отношений в семье приобретает все большую популярность в современном социуме, но существуют также семьи, в которых роль матери и отца играет женщины, или, наоборот, мужчина. Поэтому немаловажно осуществлять мониторинг гендерных изменений в социуме. Данные исследования проводят ученые со всего мира: К. Хорни, С. Фаррел, Ф. Л. Джеймс, К. Уэст, Ю. Е. Алешина, Т. С. Баранова.
Американские исследователи А. Шерифе и Дж. Мак изучали стереотипизацию женских и мужских образов.
Для исследований стереотипизации «гендера» преобладают исследования стереотипного образа женщин, которому посвящено большое количество журналистских работ, а также работы, имеющие исследовательский характер. О. А. Воронина, Н. И. Ажгихина, С. Н. Барсукова, А. А. Альчук, О. В. Туркин и другие посвятили женскому стереотипному образу свои труды.
В. А. Ядову принадлежит первая публикация про социальные стереотипы. Также социальные стереотипы с точки зрения психологи были исследованы В. С. Агеевым. Т. А, Репина, П. Н. Шихирен осуществили анализ теорий зарубежных авторов, касающихся социальных стереотипов.
Гендерные различия в российском обществе и их специфику можно найти в работах отечественных ученых: в социальной сфере у И. С. Клецина, И. Г. Абрамовой, С. И. Голода; в политической у Н. В. Шведовой, О. А. Хасбулатовой, С. Г. Айвазова; в экономической у И. Л. Карпухиной, З. А. Хоткиной.
Гендерные различия, гендерные роли рассматривали Карла Баур, Роберт Крукс, Мишель Руйе в книге «Сексуальность» , Дэвид Майерс «Социальная психология. Интенсивный курс» .
Также гендерные роли и их стереотипы интересовали отечественных и зарубежных психологов и социологов: Р. Бейлс, Дж. Плек, Т. Парсонс, С. Бэм, Ю. Е. Алешина, Л. Н. Ожегова, И. С. Клецина и других.
На постсоветском пространстве появились работы, касающиеся гендерных стереотипов не только российских, но и зарубежных авторов. Исследование истоков гендерных стереотипов основаны на философии и художественной литературе. Источником могут стать работы Г. Зимменели, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова. Не остается без внимания и воззрение С. М. Булгакова и др. Лингвистический аспект в художественной литературе гендерных стереотипов можно найти в работах А. В. Кириллиной.
Большим воздействием на формирование и развитие гендерных ценностей, а также закреплением их в сознании людей обладают СМИ. В изученных текстах журналистов, можно выявить представления и характер гендерной ситуации в современном социуме работников средств массовой информации. А. Н. Волобуев, С. Кушнир, И. Киянка, Н. Ф. Остапенко, Т. И. Старченко, Н. Н. Сидоренко, Р. И. Федосеев, А. А. Воронин, Н. И. Ажгихина, А. М. Здравомыслова и другие ученые в своих работах рассматривают вопрос специфики гендерных текстов в СМИ.
Теоретическая база бакалаврской работы основана на трудах ученых и исследователей, рассматривающих гендерную проблематику: Т. В. Бандеса, С. Г. Айвазова и др. Ученые Э. Аронсон, К. Манхейм, Э. Пратканис, Л. Е. Климова, С. Н. Акинфиев, А. А. Новикова и др. в своих работах представляют возможности и технологии современных средств массовой информации при создании не только общественного мнения, но и стереотипов.
Проблема
Противоречие между современной гендерной культурой и гендерными стереотипами в средствах массовой информации.
Предмет исследования
Современная гендерная культура и средства массовой информации
Объект исследования
Современная гендерная культура и ее проявление в средствах массовой информации.
Цель исследования
Выявление и анализ гендерной культуры, ее проявлений в средствах массовой информации, а также уточнение основных тем и аспектов материалов, посвященных гендерной проблематике в «женской» и «мужской» прессе.
Задачи:
1. Дать рабочее определение понятия «гендерная роль» и краткий исторический экскурс его возникновения;
2. Дать рабочее определение понятия «гендерный стереотип» и краткий исторический экскурс его возникновения;
3. Провести обзор основных современных научных исследований о гендерных ролях и стереотипах в современном обществе;
4. На основе приведенного обзора уточнить основные точки зрения на гендерную проблематику в современном мире;
5. На основе анализа достаточного числа источников официальной прессы уточнить основные темы и аспекты материалов, посвященных гендерной проблематике;
6. На основе анализа достаточного числа источников специальной («женской» и «мужской») прессы уточнить основные темы и аспекты материалов, посвященных гендерной проблематике;
7. Выявить черты, составляющие специфику современной гендерной культуры;
8. Уточнить связь между гендерными публикациями и формированием тех или иных аспектов гендерной культуры в современном обществе.
Методологические основы исследования
В процессе изучения и исследования проблематики современной гендерной культуры и средств массовой информации были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор. Теоретической базой данной работы являются труды исследователей и ученых, которые рассматривали проблемы гендера (Т. В. Бандеса, С. Г. Айвазова и др.), гендерных ролей (Карла Баур, Роберта Крукс, Мишель Руйе, Дэвида Майерс ); исследования, описывающие гендерные проблемы в СМИ (Н. Примо, Н. М. Римашевской); авторы трудов, повествующие о технологиях и возможностях современных средств массовых информаций в формировании стереотипов и общественного мнения (зарубежные: Э. Пратканис, Э. Аронсон, К. Манхейм, отечественные: Л. Е. Климова, С. Н. Акинфеев, А. А. Новикова и др).
Структура курсовой работы
В работе имеется введение, в котором содержится проект исследования «Современная гендерная культура и средства массовой информации». Две главы «Гендерные роли и стереотипы: ретроспектива и современность» и «Гендерная проблематика в средствах массовой информации», в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, содержат по два параграфа каждая. В заключении подводятся основные выводы проделанного в выпускной квалификационной работе.
Библиография содержит 173 наименования.
Целью данного исследования было выявить и проанализировать гендерную культуру, ее проявления в средствах массовой информации, а также уточнить основные темы и аспекты материалов, посвященных гендерной проблематике в «женской» и «мужской» прессе.
В качестве материала для анализа была выбрана современная «женская» и «мужская» печатная периодические издания. Наиболее детально мы предложили разбор печатных публикаций: «Добрые советы», «Между нами, женщинами», «Дарья», «GLAMOUR», «Harper's Bazaar», «COSMOPOLITAN», но помимо данных журналов в нашей работе упоминается достаточное число и других печатных изданий средств массовой информации. В общей сложности при написании этой работы было задействовано более пятнадцати наименований прессы.
В первой главе нами были рассмотрены гендерные роли и стереотипы в ретроспективе и современности. Мы дали рабочее определение таким понятиям, как «гендерная роль» и «гендерные стереотипы». В первую очередь мы обратили внимание на понятие «гендер». Для уточнения термина «гендер» была изучена история возникновения понятия, определения известных авторов, занимавшихся гендерными исследованиями таких, как Э. Оукли, Г. А. Брандт, Р. Столлер и О. Вайнингер. В ходе исследования мы установили, что наука отличает понятие «гендер» (gender) как социокультурный пол человека, его личностные качества и особенности поведения и «пол» (sex) как анатомические и физиологические отличительные черты людей, на основании которых человека определяют как мужчину или женщину. Рабочим определением «гендерной роли» в контексте избранной проблематики определили как: гендерная роль - социальная роль, которая является совокупностью предполагаемых поведенческих характеристик для женщин и мужчин, зависящих от культурного и исторического периода, способных изменяться в процессе формирования общества. А рабочее определение понятия «гендерные стереотипы» - совокупность характеристик и качеств, описывающих женщин и мужчин; нормативных примеров эталонного поведения, которые традиционно предписываются женщинам и мужчинам; как отражение обобщённых мнений, суждений, представлений людей о различиях женщин и мужчин.
Также в первой главе мы провели обзор основных современных научных исследований о гендерных ролях и стереотипах в современном обществе и на основе данного обзора уточнили основные точки зрения на гендерную проблематику в современном мире. Нами были рассмотрены понятия «гендерная роль» и «гендерные стереотипы» в контексте разных теорий и концепций. Экскурс в историю формирования понятий «гендерная роль», «гендерные стереотипы» позволил сделать вывод, что первые упоминания данных понятий содержались в трудах американского антрополога и социолога Р. Линтона и немецкого социолога М. Вебера.
В этой же главе мы рассмотрели гендерные роли и стереотипы в современном обществе, уделив особое внимание обзору основных научных исследований. Данный обзор позволил сделать вывод, что гендерные исследования затрагивают вопросы происхождения различий между мужчинами и женщинами, влияние этих различий на формирование индивидов женского и мужского пола, социализации гендера, занимаются оценкой, динамикой и возможностями их развития. Также в данной главе было определено, что в современной гендерной науке существует шесть разделов, которые изучают гендерные характеристики, гендерные роли, стереотипы. Далее были выделены гендерные стереотипы, которые осуществляют несколько функций и связанны с потребностью разъяснения, демонстрирования каких-либо отличий среди полов, а также оправдания их существования. После этого уточнили, что гендерные стереотипы осуществляют роль схем, тем самым подтверждая устойчивые взгляды и убеждения социума касательно гендера. Одним из важных выводов первой главы стало то, что при изучении проблематики гендера основными трудностями являются социальные и психические аспекты формирования личности на протяжении всей жизни,включение в культурные, социальные, исторические контексты гендерного развития.
Вторую главу мы посвятили рассмотрению и анализу гендерной проблематики в средствах массовой информации. Для начала мы рассмотрели функции, задачи и виды средств массовой информации, что способствовало правильному акцентированию внимания на аудитории и содержании печатных изданий. Затем, отметив, что средства массовой информации являются создателями образа и жизненного стиля читателя, перешли к анализу печатной прессы. Изучив и проанализировав большое количество специализированных глянцевых журналов, определили перечень тем, которые представляют наибольший интерес людей: красота и здоровье, индивидуальные особенности и мода, карьера и свобода, секс, общество и семья. А анализ официальной прессы позволил выделить популярные разделы данного вида СМИ, а именно: политика, экономика, культура, здоровье, происшествия, недвижимость.
Результаты проведенного анализа позволили сделать вывод, что пресса содержит информацию о всех сферах жизнедеятельности современного индивида, ее материалы позволяют рассмотреть гендерную асимметричность в феминных и маскулинных репрезентантах. «Женская» пресса изображает любящих и заботливых жен, матерей и затрагивает темы воспитания, домашнего быта и т.д. А «мужские» журналы делают акцент на профессионализме, агрессии, автономности. Также были выделены основные аспекты материалов, посвященных гендерной проблематике, а именно возрождение патриархального строя, гендерное неравенство, ситуация на рынке труда, проблемы в личной (частной) жизни.
Также в данной главе было выявлено влияние средств массовой информации на гендерные процессы и формирование гендерной культуры в обществе. Мы выявили черты, составляющие специфику современной гендерной культуры, а именно: гендерно-научный тип дискурса и массово¬научный. Определили, что средства массовой информации отображают определенные образы. К женским образам отнесли образ красивой женщины модельной внешности, образ деловой женщины, образ счастливой женщины, образ сексуальной женщины, образ матери и жены. А к мужским образам: образ «мы», образ «они», образ «герои». Также разделили прессу на 10 типов: семейно-бытовой, элитарный, средний класс, мамы и папы, красота и здоровье, литературный, подростковый, профессиональный, интересы, религиозный.
Данный анализ позволил уточнить связь между гендерными публикациями и формированием нескольких аспектов гендерной культуры в современном обществе, исходя из того, что отечественные гендерные публикации характеризуются имиджевыми, дискурсивными, языковыми, типологическими модификациями, обусловленные ментальными и гендерными процессами идентичности, которые находят свое отображение в культурных, экономических, политических изменениях социума. Гендерные публикации способствуют сохранению идентичности гендера, отображая гендерную обстановку, развивая и распространяя условные гендерные роли, стереотипы и другие аспекты гендерной культуры. Осуществление идентификации при помощи знакомства с гендерными образцами в пространстве гендерной культуры на сегодняшний день считаются наиболее эффективной формой гендерной модели индивида. Гендерные публикации демонстрируют типы стабильного архетипического идеала, поведенческие нормы и правила, доказывают свое сотрудничество и тесную связь с формированием аспектов гендерной культуры в современном обществе.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что изучение гендера, гендерных ролей, гендерных стереотипов, гендерных отношений, гендерной культуры в XXI веке имеет большую популярность. Средства массовой информации, являясь важным фактором формирования общественного мнения, играют значимую роль в исследованиях гендера.
В данной работе цель достигнута, все задачи решены, так же найдена одна из возможностей преодоления гендерных проблем - формирование гендерного или социального порядка, в рамках которого были бы сформированы условия для оптимального осуществления мужского и женского потенциала.
Также стоит обратить внимание на то, что количество гендерных исследований, обобщающих концепций и теорий гендерных ролей и стереотипов, явно недостаточно. Проведенные исследования в различных областях гендерологии не удовлетворяют темпам развития социума. Существующие исследования в большинстве случаев проходят в рамках женского движения, которое не является частью фундаментальной науки, а лишь ее объектом для ее изучения.
В качестве материала для анализа была выбрана современная «женская» и «мужская» печатная периодические издания. Наиболее детально мы предложили разбор печатных публикаций: «Добрые советы», «Между нами, женщинами», «Дарья», «GLAMOUR», «Harper's Bazaar», «COSMOPOLITAN», но помимо данных журналов в нашей работе упоминается достаточное число и других печатных изданий средств массовой информации. В общей сложности при написании этой работы было задействовано более пятнадцати наименований прессы.
В первой главе нами были рассмотрены гендерные роли и стереотипы в ретроспективе и современности. Мы дали рабочее определение таким понятиям, как «гендерная роль» и «гендерные стереотипы». В первую очередь мы обратили внимание на понятие «гендер». Для уточнения термина «гендер» была изучена история возникновения понятия, определения известных авторов, занимавшихся гендерными исследованиями таких, как Э. Оукли, Г. А. Брандт, Р. Столлер и О. Вайнингер. В ходе исследования мы установили, что наука отличает понятие «гендер» (gender) как социокультурный пол человека, его личностные качества и особенности поведения и «пол» (sex) как анатомические и физиологические отличительные черты людей, на основании которых человека определяют как мужчину или женщину. Рабочим определением «гендерной роли» в контексте избранной проблематики определили как: гендерная роль - социальная роль, которая является совокупностью предполагаемых поведенческих характеристик для женщин и мужчин, зависящих от культурного и исторического периода, способных изменяться в процессе формирования общества. А рабочее определение понятия «гендерные стереотипы» - совокупность характеристик и качеств, описывающих женщин и мужчин; нормативных примеров эталонного поведения, которые традиционно предписываются женщинам и мужчинам; как отражение обобщённых мнений, суждений, представлений людей о различиях женщин и мужчин.
Также в первой главе мы провели обзор основных современных научных исследований о гендерных ролях и стереотипах в современном обществе и на основе данного обзора уточнили основные точки зрения на гендерную проблематику в современном мире. Нами были рассмотрены понятия «гендерная роль» и «гендерные стереотипы» в контексте разных теорий и концепций. Экскурс в историю формирования понятий «гендерная роль», «гендерные стереотипы» позволил сделать вывод, что первые упоминания данных понятий содержались в трудах американского антрополога и социолога Р. Линтона и немецкого социолога М. Вебера.
В этой же главе мы рассмотрели гендерные роли и стереотипы в современном обществе, уделив особое внимание обзору основных научных исследований. Данный обзор позволил сделать вывод, что гендерные исследования затрагивают вопросы происхождения различий между мужчинами и женщинами, влияние этих различий на формирование индивидов женского и мужского пола, социализации гендера, занимаются оценкой, динамикой и возможностями их развития. Также в данной главе было определено, что в современной гендерной науке существует шесть разделов, которые изучают гендерные характеристики, гендерные роли, стереотипы. Далее были выделены гендерные стереотипы, которые осуществляют несколько функций и связанны с потребностью разъяснения, демонстрирования каких-либо отличий среди полов, а также оправдания их существования. После этого уточнили, что гендерные стереотипы осуществляют роль схем, тем самым подтверждая устойчивые взгляды и убеждения социума касательно гендера. Одним из важных выводов первой главы стало то, что при изучении проблематики гендера основными трудностями являются социальные и психические аспекты формирования личности на протяжении всей жизни,включение в культурные, социальные, исторические контексты гендерного развития.
Вторую главу мы посвятили рассмотрению и анализу гендерной проблематики в средствах массовой информации. Для начала мы рассмотрели функции, задачи и виды средств массовой информации, что способствовало правильному акцентированию внимания на аудитории и содержании печатных изданий. Затем, отметив, что средства массовой информации являются создателями образа и жизненного стиля читателя, перешли к анализу печатной прессы. Изучив и проанализировав большое количество специализированных глянцевых журналов, определили перечень тем, которые представляют наибольший интерес людей: красота и здоровье, индивидуальные особенности и мода, карьера и свобода, секс, общество и семья. А анализ официальной прессы позволил выделить популярные разделы данного вида СМИ, а именно: политика, экономика, культура, здоровье, происшествия, недвижимость.
Результаты проведенного анализа позволили сделать вывод, что пресса содержит информацию о всех сферах жизнедеятельности современного индивида, ее материалы позволяют рассмотреть гендерную асимметричность в феминных и маскулинных репрезентантах. «Женская» пресса изображает любящих и заботливых жен, матерей и затрагивает темы воспитания, домашнего быта и т.д. А «мужские» журналы делают акцент на профессионализме, агрессии, автономности. Также были выделены основные аспекты материалов, посвященных гендерной проблематике, а именно возрождение патриархального строя, гендерное неравенство, ситуация на рынке труда, проблемы в личной (частной) жизни.
Также в данной главе было выявлено влияние средств массовой информации на гендерные процессы и формирование гендерной культуры в обществе. Мы выявили черты, составляющие специфику современной гендерной культуры, а именно: гендерно-научный тип дискурса и массово¬научный. Определили, что средства массовой информации отображают определенные образы. К женским образам отнесли образ красивой женщины модельной внешности, образ деловой женщины, образ счастливой женщины, образ сексуальной женщины, образ матери и жены. А к мужским образам: образ «мы», образ «они», образ «герои». Также разделили прессу на 10 типов: семейно-бытовой, элитарный, средний класс, мамы и папы, красота и здоровье, литературный, подростковый, профессиональный, интересы, религиозный.
Данный анализ позволил уточнить связь между гендерными публикациями и формированием нескольких аспектов гендерной культуры в современном обществе, исходя из того, что отечественные гендерные публикации характеризуются имиджевыми, дискурсивными, языковыми, типологическими модификациями, обусловленные ментальными и гендерными процессами идентичности, которые находят свое отображение в культурных, экономических, политических изменениях социума. Гендерные публикации способствуют сохранению идентичности гендера, отображая гендерную обстановку, развивая и распространяя условные гендерные роли, стереотипы и другие аспекты гендерной культуры. Осуществление идентификации при помощи знакомства с гендерными образцами в пространстве гендерной культуры на сегодняшний день считаются наиболее эффективной формой гендерной модели индивида. Гендерные публикации демонстрируют типы стабильного архетипического идеала, поведенческие нормы и правила, доказывают свое сотрудничество и тесную связь с формированием аспектов гендерной культуры в современном обществе.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что изучение гендера, гендерных ролей, гендерных стереотипов, гендерных отношений, гендерной культуры в XXI веке имеет большую популярность. Средства массовой информации, являясь важным фактором формирования общественного мнения, играют значимую роль в исследованиях гендера.
В данной работе цель достигнута, все задачи решены, так же найдена одна из возможностей преодоления гендерных проблем - формирование гендерного или социального порядка, в рамках которого были бы сформированы условия для оптимального осуществления мужского и женского потенциала.
Также стоит обратить внимание на то, что количество гендерных исследований, обобщающих концепций и теорий гендерных ролей и стереотипов, явно недостаточно. Проведенные исследования в различных областях гендерологии не удовлетворяют темпам развития социума. Существующие исследования в большинстве случаев проходят в рамках женского движения, которое не является частью фундаментальной науки, а лишь ее объектом для ее изучения.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РЕКЛАМНЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В РЕКЛАМНОМ
ТВОРЧЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРИВОЛЖСКОГО РЕГИОНА)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Эвфемизация в современном английском языке
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Конструирование образа современной женщины средствами массовой информации: анализ телевизионных ток-шоу
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Специфика освещения экстремальных ситуаций современными российскими СМИ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Репрезентация гендерно атипичной занятости в дискурсе англоязычных СМИ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Роль СМИ в защите прав несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние массовой культуры и новых медиа на формирование женской гендерной идентичности
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Лингвистические особенности англоязычной журнальной публицистики (на материале журнала «Harper's Bazaar»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020



