Введение 4
1 Виртуальные путеводители и технологии их создания 6
1.1 Понятие «виртуальный путеводитель», исторический экскурс 6
1.2 Технологии разработки виртуальных путеводителей 8
1.3 Сравнительный анализ виртуальных путеводителей 13
2 Реализация проекта мультиплатформенный путеводитель по СФУ на базе технологии WebGL 18
2.1 Описание концепции проекта виртуального путеводителя 18
2.2 Обоснование выбора технологии и инструментария разработки 24
2.3 Реализация задачи создания «мультиплатформенного путеводителя по
СФУ на базе технологии WebGL» и разработка программной оболочки 29
2.4 Создание базы данных объектов путеводителя 32
2.5 Создание трехмерных моделей 33
2.7 Реализация технологии поиска маршрута 39
2.8 Описание разработанного программного продукта 41
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А Описание программ 49
Приложение Б Описание инструментов программ 51
Приложение В Описание объектов карты 52
Приложение Г Описание подобъектов и организаций 53
В современном обществе из-за огромного непрерывного потока информации различного характера возникают трудности с ее обработкой. Вследствие этого, необходимо прибегать к специализированным программам для осуществления поиска, анализа и обработки информации. Поэтому существует большое количество программ, позволяющих работать с определенными типами данных, таких, как навигационные.
Виртуальные путеводители имеет ряд преимуществ по сравнению с аналоговыми. Они предоставляют пользователю всю необходимую информацию в доступном и понятном виде. Кроме того, они помогают лучше сориентироваться в пространстве, указывая на текущее положение или абстрагируя карты.
Актуальность данного исследования заключается в том, что на данный момент в Сибирском федеральном университете отсутствует виртуальный путеводитель в форме веб-сайта, который мог бы создать удобное визуальное представление о кампусе университета и обеспечить комфортное ориентирование в нём.
Объектом исследования являются навигационные системы с функциями прокладки маршрутов, которые включают веб-ресурсы, программное обеспечение, мобильные приложения.
Предметом исследования является разработка сайта-путеводителя по Сибирскому федеральному университету на базе технологии WebGL.
Цель нашего исследования заключается в разработке информационного веб-ресурса, предназначенного для визуализации трехмерных моделей кампуса Сибирского федерального университета и построения маршрутов внутри его зданий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- произвести поиск, анализ и синтез информации о виртуальных путеводителях;
- выявить основные принципы построения путеводителей и способов отображения информации в них;
- рассмотреть платформы для создания трехмерных объектов на базе технологии WebGL;
- создать базу данных учебных корпусов;
- смоделировать трехмерные модели корпусов университета, произвести текстурирование и импортирование моделей на веб-сайт.
Теоретическая значимость заключается в подробном анализе спектра существующих виртуальных путеводителей и поиске решений, методов, подходов к созданию виртуального путеводителя СФУ.
Практическая значимость бакалаврской работы обусловлена наглядностью и доступностью моделей для широкого круга заинтересованных лиц. Например, для абитуриентов и учащихся данного учебного заведения, так как электронный путеводитель способен обеспечить необходимой информацией о расположении корпусов, кабинетов, аудиторий и т.д.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Первая глава посвящена описанию теоретической базы для разработки электронного путеводителя.
Во второй главе детально рассматриваются этапы разработки мультиплатформенного путеводителя по СФУ на базе технологии WebGL.
В приложениях А-Г представлены таблицы сравнений виртуальных путеводителей как отечественных, так и зарубежных.
В заключении подводится итог, и намечаются дальнейшие перспективы исследования.
Актуальность бакалаврской работы заключается в необходимости создания мультиплатформенного виртуального путеводителя по Сибирскому федеральному университету на базе технология WebGL.
В процессе работы над данной темой был поставлен и выполнен ряд задач: произвести поиск, анализ и синтез информации о виртуальных путеводителях, рассмотреть платформы для создания трехмерных объектов на базе технологии WebGL, создать базу данных учебных корпусов и смоделировать трехмерные модели корпусов университета.
В первой главе мы рассмотрели определение виртуального путеводителя, его историческое происхождение и развитие, виды используемых технологий. Также мы изучили технологические особенности построения виртуальных туров для различных платформ, их достоинства и недостатки.
Во второй главе мы разработали виртуальный путеводитель по Сибирскому федеральному университету и его концепцию, в которой представлены дизайн и структура виртуального тура, на основе проведенного анализа в первой главе.
Таким образом, главная цель работы - разработать мультиплатформенный путеводитель по Сибирскому федеральному университету на базе технологии WebGL считается достигнутой. Работа карты в современных браузерах производится стабильно. Путеводитель запускается в мобильных устройствах и отображает всю необходимую информацию.
1. Алгоритм поиска A* [Электронный ресурс] : статья ред. от 4.03.2016 // Свободная интернет-энциклопедия «Википедия». - Режим доступа: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Алгоритм поиска_А*
2. Алгоритмы поиска путей на JavaScript [Электронный ресурс] : статья от 24.09.2014 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/238001
3. Антонова З.В. Становление и развитие путеводителя как вида издания. М.: МГОУ, 2006. 13 с.
4. Браузерная 3D WebGL игра с возможностью установки в IndexedDB [Электронный ресурс] : статья от 16.10.2015 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/268919/
5. Геоинформационная система [Электронный ресурс] : статья ред. от 21.06.2016 // Свободная интернет-энциклопедия «Википедия». - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Геоинформационная_система
6. Геоинформационные системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kpfu.ru/portal/docs/F1502929774/GIS.pdf
7. Знакомство с WebGL [Электронный ресурс] : статья от 24.01.2011 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/112430/
8. Игровой мир WebGL или Three.js vs Babylon.js [Электронный ресурс] : статья от 26.01.2015 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/246259/
9. Навигация в помещениях с iBeacon и ИНС. [Электронный ресурс] : статья от 9.12.2014 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/245325/
10. Проект 3D ГИС городского пространства. [Электронный ресурс] : статья от 2.02.2015 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/249487/
11. Руцинская И.И. Путеводитель как феномен массовой культуры. Образы российских регионов в провинциальных путеводителях второй половины XIX -начала ХХ в. М.: Ленард, 2013. 288 с.
12. Робин Никсон. Создаем динамичные веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5. Полное пошаговое руководство по созданию динамичных веб-сайтов.Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2016. 688 с.
13. Создание и внедрение ГИС (геоинформационных систем) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://datum-group.ru/projects/gis/
14. Структура СФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://structure.sfu-kras.ru/
15. Что выбрать для 3D сайта - Three.js или Blend4Web? [Электронный ресурс] : статья от 16.17.2015 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/262749/
16. 3D дизайн и моделирование дома: создаем 3D модель дома в тах'е [Электронный ресурс]. Сайт дизайна интерьеров и компьютерной графики. - Режим доступа: http://www.3dray.ru/3d_dizajn_3d_modelirovanie_doma_3d_model i_domov.htm
17. 3D редакторы, плюсы и минусы [Электронный ресурс] : статья от 16.17.2015 // Коллективный IT Блог «Хабрахабр». - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/136350/
18. Documentation ThreeJS. Creating a scene [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://threejs.org/docs/index.html#Manual/Introduction/Creating_a_ scene
19. List of geographic information systems software [Электронный ресурс] : статья ред. от 19.04.2016 // Свободная интернет-энциклопедия «Википедия». - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_geographic_information_syste ms_software
20. WebGL - Интерфейсы веб API [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://developer.mozilla.org/ru/docs/Web/API/WebGL_API
21. WEBGL FRAMEWORK COMPARISON [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://bnjm.github.io/WebGL-framework-comparison/