Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие малых городов Красноярского края при железнодорожных узлах (на примере городов Уяр, Заозерный, Канск, Иланский)

Работа №21191

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

архитектура

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
729
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Формирование малых городов с градообразующим железнодорожным узлом
1.1. Возникновение и развитие поселений при железнодорожных узлах
1.1.1. Предприятия
1.1.2. Развитие транспортной инфраструктуры
1.1.3. Инфраструктура социального и культурно-бытового обслуживания
I.2. Международный и отечественный опыт реновации малых городов в основе
градообразующей базы которых лежит железнодорожный узел
Выводы
Глава II. Взаимовлияние развития структуры малых городов и железнодорожных узлов
II.1. Планировочная структура малых городов во взаимосвязи с промышленно-железнодорожными узлами
II.2. Оценка современного состояния железнодорожных узлов в малых городах
Выводы
Глава III. Концепция развития малых городов с градообразующим железнодорожным узлом
III.1. Основные положения развития малых городов при железнодорожных узлах ...
III.2. Малые города при железнодорожных узлах как территории локальной исторической застройки
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Актуальность темы исследования: Малые города Красноярского края Уяр, Заозерный, Канск, Иланский при железнодорожных узлах находятся в стадии упадка и сокращения. Железнодорожные станции / узлы являлись причиной возникновения и развития исследуемых малых городов, их градообразующей базой, оказывали влияние на функционирование и формирование планировочной структуры. Исследуемые малые города обладают высоким физико-географичеким и экономическим потенциалом территории, что способствует развитию дополнительных видов хозяйствования.
Современное состояние железнодорожных узлов малых городов находится в состоянии активного спада: промышленные и производственные предприятия прекращают свою деятельность или сокращают обороты выпускаемой продукции; ряд производственных предприятий и территорий не используются. Обеспеченность социальными объектами не всегда удовлетворяет критериям территориальной доступности. Большое количество зданий школ, детских садов и объектов здравоохранения в исследуемых городах в неудовлетворительном состоянии и высоким процентом изношенности. Системы озелененных территорий отсутствует или слаборазвита в связи с неравномерностью размещения насаждений общего пользования.
Градообразующая роль железнодорожного узла в малом городе, взаимное развитие и потенциал города и железнодорожного узла недостаточно оценены. Таким образом, градостроительные процессы, проистекающие в малых городах, сформировавшихся при железнодорожных узлах, требуют исследования с целью выявления закономерностей возникновения, формирования и потенциала их дальнейшего устойчивого развития. Для малых городов при железнодорожных узлах актуален вопрос разработки концепций и принципов развития.
Объект исследования: структура малых городов (г. Уяр, г. Заозерный, г. Канск, г. Иланский).
Предмет исследования: процесс развития малых городов при железнодорожных узлах, возможности реновации в настоящее время.
Границы исследования:г. Уяр, г. Заозерный, г. Канск, г. Иланский Красноярского края.
Цели исследования: выявить закономерности развития структуры малых городов при железнодорожных узлах, разработать концепции развития малых городов Красноярского края при железнодорожных узлах (на примере городов Уяр, Заозерный, Канск, Иланский).
Задачи исследования:
1. Изучить историю формирования малых городов при железнодорожных узлах;
2. Исследовать современное состояние структуры малых городов и железнодорожных узлов (г. Уяр, г. Заозерный, г. Канск, г. Иланский);
3. Исследовать градостроительные процессы в зоне влияния железнодорожного узла;
4. Изучить международный и отечественный опыт реновации малых городов при железнодорожных узлах.
Методология и методы диссертационного исследования:
В рамках данного диссертационного исследования применялись статистические методы исследования; картографический анализ, натурное обследование и фотофиксация малых городов для оценки современного состояния структуры малых городов и железнодорожных узлов, анализ и систематизация зарубежного и отечественного опыта и теоретических исследований, научно¬исследовательских и проектных разработок в области изучения малых городов при железнодорожных узлах; в процессе обоснования теоретических положений, выводов и рекомендаций использовались методы системного и структурного анализа, аналитический, сравнительный, графический, разнообразные приемы картографической визуализации, метод программного моделирования, сбора и обработки статистических данных.
Степень разработанности научной темы:
Малые города с градообразующими железнодорожными узлами не часто становились объектами пристального исследовательского внимания. В изучении градообразования малых городов за счет образования железнодорожных узлов вдоль железной дороги имеет важное значение изучение вопроса истории («История железнодорожного транспорта России», Гайдамакин А.В., Лукин В.в., Четвергов В.А., 2012; «Развитие сети железных дорог России в XIX веке», 2014; «Градостроительство в Сибири второй половины XIX», Журин Н.П., 2000; и др.).
Особая роль городов, имеющих «стратегическое» значение в железнодорожной области подчеркивается в ряде работ советского времени («Железнодорожный транспорт в планировке городов», Холдатаев В.П., 1952; «Развитие города и транспортные проблемы», Земблинов С., 1960; «Транспортно¬коммуникационные узлы в структуре современного города», Русаков Е.С., 1974; и др.).
Современные исследования малых городов освещают многие аспекты их функционирования. В одних затрагиваются разнообразные вопросы городского развития («Города России: альтернативы развития и управления», Любовный В.Я., 2013; «Зарубежный опыт развития малых городов», Рассеко Ю.Ю., 2013; «Формирование инновационно-инвестиционной стратегии развития малых городов», Якин И.И., 2006; «Стратегия градостроительного развития сибирского города», Колпакова М.Р., 2001; « Приоритетные направления развития системы транспортно-пересадочных узлов агломерации», Власов Д.Н., 2013), в других анализируются проблемы малых городов («Нужны ли России города?», Любовный В.Я, 2013; «Малые города, большие проблемы. Социальная антропология малого города», Кабицкий М.Е., Артемова О.Ю., 2014; «Актуальные проблемы малых городов России», Лаамарти Ю.А., 2011), третьи направлены на поиск новых идей и практик в решении городских проблем («Стратегические программы инновационного развития малых городов и механизмы их реализации», Синицина О.В., 2009; «Формирование современной стратегии развития малых городов», Старовайтов В.Г., 2005; «Стратегии малых городов: территория творчества», Жихаревич Б.С., 2016).
Еще одним научным направлением, которое занимается городской проблематикой, является экономика города. Специалисты в этой области рассматривают вопросы экономики городского хозяйства, управления, правового регулирования экономической деятельности в городах. Выделим многочисленные труды Л.Н. Медведевой (2008-2013). Отметим также работу ее однофамилицы И.А. Медведевой (2004), чья кандидатская диссертация посвящена стратегическому развитию малых и средних городов Пермского края. Сказанное выше подтверждает обзор литературы.
Научная новизна:несмотря на то, что в зарубежной и отечественной практике хорошо изучены крупные города при железнодорожных узлах, существует гораздо меньше работ, посвященных малым городам при железнодорожных узлах. Подобное исследование по Красноярскому краю выполняется впервые.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы по диссертационному исследованию опубликованы в двух статьях, одна из которых в издании, рекомендованном ВАК РФ.
Общая структура работы:работа представлена в одном томе. Том включает в себя 59 страниц: введение, три главы, заключение, список литературы - 51 наименований, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное автором исследование, включающее изучение истории формирования малых городов с градообразующими железнодорожными узлами, исследование современного состояния структуры малых городов и железнодорожных узлов в городах Уяр, Заозерный, Канск, Иланский, исследование градостроительных процессов в зоне влияния железной дороги, анализ международного и отечественного опыта реновации железнодорожных узлов в структуре малых городов дали возможность сформулировать следующие выводы:
1. Выявлены основные этапы формирования малых городов Красноярского края (на примере городов Уяр, Заозерный, Канск, Иланский) при железнодорожных узлах: периоды строительства Московско-Сибирского тракта и железнодорожной магистрали, послевоенный период. Формирование многофункционального транспортного узла при наличии физико¬географического и экономического потенциала территории послужило мощным толчком для развития исследуемых малых городов.
2. Систематизированы и обобщены результаты натурного и дистанционного обследования и проектных решений малых городов и промышленно-железнодорожных узлов. Что позволяет констатировать, что малые города имеют расчлененную планировочную структуру, за счет промышленно-железнодорожной территории, нуждаются в решении связности структуры города, удобства и непрерывности разного уровня функциональных связей, преодоления территориально-планировочной разорванности.
3. Сформулирована концепция развития малых городов при железнодорожном
узле, основанными положениями которой являются уход от монопрофильной экономики и развитие многофункциональной градообразующей базы, рациональное использование многофункционального транспортно¬
логистического узла, обеспечение транспарентности транспортно-промышленной зоны, обеспечение рациональности использования территории малого города, создание качественной жилой среды, восстановление системы социальных и культурно-бытовых объектов, формирование рекреационно-туристической системы, формирование непрерывной зеленой системы городов.
Перспектива дальнейшей разработки темы заключается в углублении исследований, в том числе междисциплинарных. Дальнейшее направление исследования может состоять в расширении географических границ, поиске районных и региональных особенностей формирования и развития малых городов при железнодорожных узлах, выявлении и анализе других форм промышленно-железнодорожных узлов.



1. Баканов, С. А. Малый советский город 1960-80-х гг. в зеркале отечественной урбанистики / С. А. Баканов // Новый исторический вестник [Электронный ресурс]. - 2003. - № 1(9). - С. 123-133. - Режим доступа: http: //www. nivestnik.ru/2003_1/index. shtml
2. Булдакова, Н. Б. Проблемы и перспективы развития малых городов / Н. Б. Булдакова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2011. - № 1 (10). - С. 167-169.
3. Буров, А. Н. Малые города: исторические судьбы и возможные пути развития / А. Н. Буров // Социология города. - 2012. - № 4. - С. 17-28.
4. Бабуров, В. «Фламандский Upgrade» (статья о городском развитии Лилля на рубеже ХХ и XXI веков) / Василий Бабуров // Архитектурный вестник. - 2008. - № 2 (101).
5. Вахрин, Ю. И. Иланский / Ю. И. Вахрин. - Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1989. - 208 с.
6. Вдовин, А. С. Заозерный / А. С. Вдовин // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 1: А-И / глав. ред. В. А. Ламин. - Новосибирск : Историческое наследие Сибири, 2010. - С. 577.
7. Возрождение и развитие малых городов России: основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации. - Москва : ПАНАС-АЭРО, 1994. - 318 с.
8. Голомидова, А. В. Концепция развития малых городов Красноярского края при железнодорожных узлах (на примере г. Заозерного, г. Иланского) / А. В. Голомидова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2018. - Т. 20, № 2. - С. 42-52.
9. Градостроительная доктрина Российской Федерации (проект) / РААСН ; Г. В. Есаулов (рук. группы), И. Г. Лежава, В. Я. Любовный, Г. С. Юсин, Д. Ю. Ломакина. - Москва :Экон-информ, 2014. - 30 с.
10. Градостроительство Сибири / В. Т. Горбачев, Н. Н. Крадин, Н. П. Крадин, В. И. Крушлинский, Т. М. Степанская ; под общ ред. В. И. Царева ; Рос. акад. архитектуры и стоительных наук, НИИТИАГ. - Санкт-Петербург : Коло, 2011. - 784 с.
11. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) (от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. gradkod. ru
12. Груза, И. Теория города / И. Груза. - Москва :Стройиздат, 1972. - 247 с.
13. Доклад TenzorConsultingGroup о зарубежном опыте решения проблем моногородов : доклад Рабочей группы TCG / TenzorConsultingGroup. - Москва : TCG, 2011. - 5 с.
14. Есаулов, Г. В. От «умного» города к «умной» системе расселения / Г. В. Есаулов // Современная архитектура мира. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор- История, 2015. - Вып. 5. - С. 9-20.
15. Заозерный // Википедия : свободная энциклопедия [Электронный
ресурс]. - Режим
доступа: https://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BE%D0%B7%D1%91 % D1 %80%D0%BD%D1 %8B%D0%B9
16. Заозерный // Красноярский край : справочник. - Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1984. - С. 339-340.
17. Заозерный // Красноярье: пять веков истории : учебное пособие по краеведению. - Красноярск : Платина, 2008. - Часть III.- С. 172.
18. Зинченко, О. В. Малый город: проблемы, решаемые собственными силами, и проблемы, решаемые только при государственной поддержке / О. В. Зинченко // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Экономика. -
2011. - № 2. - С. 100-105.
19. Зыкова, Н. В. Малые города в системе социально-экономического развития региона: современные тенденции и проблемы / Н. В. Зыкова, С. В. Хозяинова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 264-266.
20. Иланский // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
-Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA %D0%B8%D0%B9
21. Иланский район. Город Иланский // Золотая книга Красноярского края. Кн. 9. - Красноярск : Буква, 2008. - С. 134-141.
22. Иланский // Красноярье: пять веков истории : учебное пособие по краеведению. - Красноярск: Платина, 2008. - Часть III. - С.189.
23. Иланское // Сибирская советская энциклопедия : в 4-х т. Т. 2: 3-К. - Москва, 1931. - Стб. 230.
24. Канск // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA
25. Катионов, О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII-XIX вв. : монография / О. Н. Катионов; под ред. Е. И. Соловьевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 372 с.
26. Кисловский, Ю. Первые поезда в Канске / Ю. Кисловский // Канские ведомости. - 1997. - 28 февраля (№ 33-34). - С. 3.
27. Кодина, И. Н. Малый город: определение границ и типология / И. Н. Кодина // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. XI, вып. 4 (№ 51-52).-С. 429¬433.
28. Кондратенко, В. В. Модернизация железнодорожных станций и узлов как фактор улучшения пассажирских перевозок в крупных городах России :автореф. дис. ... канд. экон. наук :08.00.05 / Кондратенко В. В. - Москва, 2010. - 24 с.
29. Кузнецов, С. В. Проблемы устойчивого развития малых городов Российской Федерации / С. В. Кузнецов, Е. А. Чернышева // Экономика и управление. Санкт-Петербург, 2012. - № 4 . - С. 123-126.
30. Лебедев, Н. Н. г. Заозерный (историческая справка) / Н. Н. Лебедев // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 2 / сост. Г. Ф. Быконя. - Красноярск : КГПИ, 1992. - С. 148-152.
31. Методические рекомендации по согласованной подготовке и реализации
документов планирования развития муниципальных образований [Электронный ресурс] / Институт экономики города. - Москва : Институт экономики города, 2010. - 112 с. - Режим
gостуnа:http://www.ш•baneconomics.ru/sites/default/files/3281_import.pdf
32. Рассеко, Ю. Ю. Значение малых городов в региональном развитии / Ю. Ю. Рассеко // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии : материалы междунар. науч.-техн. конф., Могилев, 19-20 апр. 2012 г. : в 2 ч. / М-во образования Респ. Беларусь, Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Федеральное агентство по образованию, Могилев. обл. исполн. ком., Нац. акад. наук Респ. Беларусь, Белорус.-Рос. ун-т ;редкол.: И. С. Сазонов [и др.]. - Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2012. - Ч. 1. - С. 252-253.
33. Рассеко, Ю. Ю. Многоаспектное определение понятия «малый город» / Ю. Ю. Рассеко // Вестник МДУ им. А. А. Куляшова. - 2015. - № 2 (46).
34. Римшин, В. И. К вопросу обустройства малых городов России / В. И. Римшин, В. В. Иванов // Вестник ВолгГАСУ. Серия: Строительство и архитектура. -2013. - Вып. 31-1 (50). - С. 155-164.
35. Сафронов, К. Э. Доступность как градостроительная проблема / К. Э. Сафронов, Э. А. Сафронов // Academia. - 2009. - № 3. - С. 74.
36. Сафронов, К. Э. Концепция формирования доступной транспортной инфраструктуры городов России / К. Э. Сафронов // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2012. - № 4. - С. 145-153.
37. Синицина, О. В. Стратегические программы инновационного развития малых городов и механизмы их реализации :дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Синицина О. В. - Орел, 2009. - 244 с.
38. Скалон, А. В. Малый город: swot-анализ проблемного поля / А. В. Скалон // Региональные исследования. - 2009. - № 6 (26). - С. 9-18.
39. СП 42.13330.201. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01- 89*[Электронный ресурс]. - Москва : Минрегион России, 2010. - Режим доступа: http://dokipedia.ru/document/5149607
40. Стратегии малых городов: территория творчества / Жихаревич Б. С., Лебедева Н. А., Русецкая О. В., Прибышин Т. К. ; под ред. Б. С. Жихаревича. — Санкт-Петербург : Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2017. — 68 с.
41. Токарева, О. Б. Роль туристического маркетинга в стратегическом управлении малым городом / О. Б. Токарева // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 5. - С. 89-94.
42. Уяр // Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A3 %D1%8F %D1 %80
43. Уярский район // Золотая книга Красноярского края. Кн. 9. - Красноярск : Буква, 2008. - С. 192-199.
44. Фролова, Е. В. Проблемы инфраструктуры малых городов России / Е. В. Фролова // Социология власти. - 2011. - № 3. - С. 56-61.
45. Царев, В. И. Красноярск. История и развитие градостроительства : монография / В. И. Царев, В. И. Крушлинский. - Красноярск :Кларетианум, 2001. - 252 с.
46. Царев, В. И. Канск : Градостроительная летопись [1636-1996 гг.] : альбом / В. И. Царев. - Красноярск : ВИТАЛ, 1996. - 240 с.
47. Шмыголь, И. В. Перспективы развития транспортно-пересадочных узлов в Российской Федерации / И. В. Шмыголь // Транспорт Российской федерации. -2014. -№ 4 (53). - С. 16-19.
48. Шорохов, Л. П. Уярский район (историческая справка) / Л. П. Шорохов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 3 / сост. Г. Ф. Быконя. - Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1995. - С. 359-360.
49. Янченков, В. В. Рекреационная организация кратковременного отдыха с учетом потребностей населения города / В. В. Янченков, Н. В. Шагов // Вестник ТГАСУ. - 2012. - № 3. - С. 44-53.
50. О плане мероприятий по реализации генерального плана города Канска : постановление от 1 июня 2007 года N 1122 // Законодательные и нормативные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawsrf.ru/region/documents/1951192
51. Канск : информационно-новостной портал города Канска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //kansk-24. ru/history.php


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ