Введение
1 Теоретико-методологические подходы к изучению здорового образа
1.1 Общие научно-методологические подходы к пониманию здорового
образа жизни 6
1.2 Социологические подходы к пониманию здорового образа жизни
студенчеством, как особой социальной группой 24
2 Социологический анализ отношения студентов СФУ к здоровому
образу жизни 35
2.1 Методическое обоснование исследования
2.2 Анализ результатов социологического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На сегодняшний день вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным, особенно среди молодежи.
Среди множества факторов, влияющих на состояние здоровья молодежи, наряду с наследственностью, важно отметить роль «управляемых факторов»: окружающей среды, санитарно-гигиенических условий проживания и конкретных действий самой молодежи. Следует учитывать тот факт, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, на 20% от наследственности, на 20% от воздействия внешней среды, а на 50% от образа жизни самого человека. Особенно необходимость осознания ответственности за свое здоровье относится к студенческой молодежи, поскольку именно в этот возрастной период в силу физиологических, функциональных и психологических особенностей нарушения здоровья чаще носят функциональный характер, они еще обратимы и поддаются коррекции.
Проблемами сегодняшней молодежи является курение, пьянство, наркомания, ожирение. Их мягко и деликатно называют вредными привычками. Они ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, так как человек сам отравляет, разрушает и убивает себя, зачастую даже не подозревая об этом.
К этому списку можно также отнести: недосып, халатное отношение непосредственно к собственному здоровью и личной гигиене.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов [24].
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Здоровый образ жизни — это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний.
Таким образом изучение отношения студентов к здоровому образу жизни является актуальным. Потребность в этих знаниях существует на уровне конкретных мер, направленных на здоровый образ жизни и на расширение исследовательского социологического инструментария для необходимых нужд пропаганды здорового образа жизни.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении отношения студентов Сибирского федерального университета к здоровому образу жизни.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
— изучить общие научно-методологические подходы к пониманию здорового образа жизни;
— рассмотреть социологические подходы к изучению отношения студенческой молодежи, как особой социальной группы, к здоровому образу жизни;
— подготовить методическое обоснование исследования;
— изучить отношение студентов Сибирского федерального университета к здоровому образу жизни;
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, что отношение студентов Сибирского федерального университета к здоровому образу жизни положительное.
Объектом исследования являются студенты Сибирского федерального университета.
Предметом исследования является отношение студентов Сибирского федерального университета к здоровому образу жизни.
Инструментарий основных понятий
Студенты — юноши и девушки, обучающиеся с 1-6 курс очной формы обучения бакалавриата (4 года), специалитета (5-6 лет), и 1-2 курса магистратуры очной формы обучения в СФУ.
Студенческая молодежь - специфическая социально-демографическая группа, в которой проявляются сущностные свойства и черты различных классов и слоев, занимающаяся накоплением информации для профессиональной деятельности, с определенным общественным положением, ролью и статусом, активно участвующая в различных формах жизнедеятельности, с социальным опытом конструирования и реализации своих жизненных стратегий.
— это будущее всех наций, основной потенциал строительства нового общества, это та социальная группа, на которую возлагается надежда и ответственность за воплощение мечты отцов, дедов и прадедов и которая является самой активной, динамичной частью любого общества.
Здоровый образ жизни - представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.
Отношение к здоровому образу жизни - восприятие человеком правил, необходимых для сохранения и улучшения собственного здоровья.
Барьеры в ведении здорового образа жизни - совокупность факторов, создающая преграды в ведении здорового образа жизни.
В период с апреля по июнь 2016 года проводилось социологическое исследование под научным руководством к.фил.н. П. А. Старикова на тему «Отношение студентов СФУ к здоровому образу жизни». Перед исследователями ставилась цель изучить отношение студентов СФУ к здоровому образу жизни.
Для изучения данной темы был проведён сбор информации на эмпирическом объекте, которым являлись студенты - юноши и девушки, обучающиеся с 1-6 курс очной формы обучения бакалавриата (4 года), специалитета (5-6 лет), и 1-2 курса магистратуры очной формы обучения в СФУ.
В основе изучения отношения студентов к здоровому образу жизни лежали такие показатели, как: понятие и информированность о здоровом образе жизни, непосредственное соблюдение здорового образа жизни самими студентами, источники информации о здоровом образе жизни, представления о человеке, не ведущем здоровый образ жизни, оценка качества работы внутренней культуры университета.
Собранный эмпирический материал обрабатывался с помощью пакета прикладных программ Statistical с использованием корреляционного и факторного анализа. В ходе исследования получили следующие результаты:
- большинство студентов под здоровым образом жизни понимают: «отказ от вредных привычек» - 81%, «личная гигиена» 80% , «правильно питание» 75% , «полноценный сон» 74% , «физическая нагрузка (йога, гимнастика, прогулки ,бег)» 71%, но соблюдают такие привычки, как: «соблюдение личной гигиены» 86% и «регулярные прохождения медицинских осмотров» 48%, при этом - (6,9) удовлетворены своим здоровым образом жизни в настоящий момент, а так же важно отметить, что здоровый образ жизни, в жизни студентов, является важной составляющей в их жизни - (7,25).
- большинство студентов узнают информацию о здоровом образе жизни из следующих источников: «интернет» - 56% и «социальные сети» - 43%; меньше всего из: «учебных заведений» - 31% и «рекламы» -31%, а доверяют информации о здоровом образе жизни, больше той, которая была получена от: «семьи» (7,5), «друзей» (6,9) и из «интернета» (6,4). Нельзя не отметить такой интересный факт, что студенты доверяют больше информации из «интернета», а не от «учебных заведений».
- большинство студентов, а именно 50% читают литературу, заметки, посты, блоги о здоровом образе жизни - «иногда», 24% - ответили «всегда», 19% - «редко» и 7% иногда. Это свидетельствует о том, что информация, которую они получают из разных источников, о здоровом образе жизни, им интересна.
- большинство студентов ассоциируют человека, который не ведет здоровый образ жизни с такими чертами как: «имеет вредные привычки» (6,19), «имеет лишний вес» (5,75), «нервный» (5,14), но тем не менее (4,58) студентов ответили, что человек, не ведущий здоровый образ жизни - «чувствует себя ровно также, как и те, кто ведет здоровый образ жизни». Мнение студентов, в отношении человека, который не ведет здоровый образ жизни, делится на два фактора: общее негативное и нейтральное. Так же существуют причины, которые мешают вести студентам здоровый образ жизни, это: «работа» - 26% и «нехватка времени» - 24%.
- большинство студентов дали среднюю оценку работе, а именно (6,25), внутренней культуры СФУ по поддержанию здорового образа жизни.
- большинство студентов считают, что физиологическое здоровье важнее психологического.
Так, основная гипотеза, которая звучит следующим образом: отношение студентов СФУ к здоровому образу жизни положительное подтвердилась. Данный вывод сделан на основе описательного анализа и факторного анализа.
На основе вышесказанного делаем выводы по гипотезам исследования.
Первая рабочая гипотеза о том, что студенты понимают под здоровым образом жизни физическую нагрузку, правильное питание и соблюдение режима дня - подтвердилась частично. Большинство студентов под здоровым образом жизни понимает: «отказ от вредных привычек» 81%, «личная гигиена» 80% , «правильно питание» 75% , «полноценный сон» 74% ,«физическая нагрузка (йога, гимнастика, прогулки ,бег)» 71%, и лишь 48% «соблюдение режима дня».
Вторая рабочая гипотеза о том, что основным источником, из которого черпают информацию студенты, о здоровом образе жизни, является семья - не подтвердилась. Основным источником информации для студентов является «интернет» - 56%.
Третья рабочая гипотеза о том, что студенты, в целом, доверяют информации о здоровом образе жизни, полученной из разных источников - подтвердилась. В большей степени студенты доверяют информации, полученной от «семьи» - (7,5), хотя семья не является основным источником информации, важно заметить.
Четвертая рабочая гипотеза состоит в том, что, в целом, студенты удовлетворены своим образом жизни в контексте здоровья, в настоящий момент - гипотеза подтвердилась. Среднее значение - (6,9), это значит, что оценка студентов своего здорового образа жизни близка к позитивной.
Пятая рабочая гипотеза состоит в том, что для того, чтобы поддерживать здоровый образ жизни, студенты занимаются спортом и соблюдают режим дня - не подтвердилась, так как для студентов в приоритете такие аспекты здорового образа жизни, как: «соблюдение личной гигиены» 86% и «регулярные прохождения медицинских осмотров» 48%.
Шестая рабочая гипотеза о том, что студенты иногда читают литературу о здоровом образе жизни - подтвердилась. Большинство студентов, а именно 50%, действительно, читаю литературу о здоровом образе жизни «иногда».
Седьмая рабочая гипотеза о том, что здоровый образ жизни занимает достаточно значимое место в жизни студентов - подтвердилась. Мы получили среднее значение - (7,25), это говорит о том, что для студентов здоровый образ жизни является важной составляющей в их жизни, оценка приближена к позитивной.
Восьмая рабочая гипотеза о том, что человек, который не ведет здоровый образ жизни, с точки зрения студентов, имеет лишний вес и вредные привычки - подтвердилась. Но важно отметить и то факт, что (4,6) студентов ответили, что человек, не ведущий здоровый образ жизни - «чувствует себя ровно также, как и те, кто ведет здоровый образ жизни».
Девятая рабочая гипотеза о том, что внутренняя культура СФУ мало поддерживает здоровый образ жизни студентов - не подтвердилась. Мы получили среднее значение - (6,25), это значит, что студенты дали среднюю оценку работе внутренней культуры СФУ по поддержанию здорового образа жизни студентов.
Десятая рабочая гипотеза о том, что существуют причины, которые мешают студентам вести здоровый образ жизни - подтвердилась. Студентам, действительно, мешает ряд причин, который мешает им вести здоровый образ жизни, а именно: «работа» - 26%, «нехватка времени» - 24%, «отсутствие мотивации - 20%, «отсутствие организованности» - 14%, «отсутствие знаний» - 11% и «плохое окружение» - 5%.
Проведя данное исследование и опираясь на полученные данные можно сделать вывод о том, что студенты СФУ имеют свои, достаточно чёткие, представления о здоровом образе жизни, которых придерживается большинство из них. Но также хотелось бы отметить и тот факт, что студенты считают физиологическое здоровье важнее психологического. Для них здоровый образ жизни тесно связан с употреблением здоровой пищи и занятиями спортом, отказом от вредных привычек, а отдых, медитация и ментальные практики отошли на задний план. Поэтому, опираясь на среднюю оценку студентов, о качестве работы внутренней культуры СФУ по поддержанию здорового образа жизни, можно порекомендовать проведение эффективных как психологических, так и спортивных мероприятий, направленных на повышение уровня знаний о здоровье и о здоровом образе жизни в разных аспектах, в которых будут задействованы все желающие студенты университета.
Таким образом, в ходе дипломной работы поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи. 2014г. Статья. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-molodezhi
2. Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Социологическая энциклопедия : в 2 т. М. : Мысль. Т. 2. 863 с. С. 446Дмитриева Е.В. Еще раз о понятиях. От социологии медицины к социологии здоровья // Социс. 2003г. № 11
3. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Шклярук В. Я. Здоровье и образ жизни молодежи. 2011г. Статья. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/zdorovie-i-obraz-zhizni-molodezhi
4. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Драгич О.А., Сидорова К.А., Череменина Н.А. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 2012г. Статья. Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-osnovy-pitaniya-i-zdorovogo- obraza-zhizni
5. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Квашнина С.И.,
Решетнева М.В., Хайруллина В.И. Субъективная оценка состояния питания студентов Тюменского нефтегазового университета 2010н, Статья. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/subektivnaya-otsenka-sostoyaniya-
pitaniya-studentov-tyumenskogo-neftegazovogo-universiteta
a. Барчуков И. С. Физическая культура. - М., 2003. - 255 с.
b. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.6. 2003г. 480 с.
7. 9. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия). 2001г. -608 с.
11. Лукьяненко В.П. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВЫ ЗНАНИЙ. 2001г. Учебное пособие. 247с.
12. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - , 2002г. - 340 с.
13. Лайфхакер [Электронный ресурс] Зорина И. Медитация, как образ жизни: мир без иллюзий и страха. 2013 г. Статья. - Режим доступа : http://lifehacker.ru/2013/09/30/meditadya-2/
14. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Смирнов А.Т. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА . 2004 г. Статья. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-i-bezopasnost-cheloveka
15. . CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Сергеев Родион
Валентинович МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 2010Г. СТАТЬЯ.- РЕЖИМ ДОСТУПА:
HTTPS://CYBERLENINKA.RU/ARTICLE/N/MOLODEZH-I-STUDENCHESTVO-KAK-SOTSIALNYE-GRUPPY-I-OBEKT-SOTSIOLOGICHESKOGO-ANALIZA
16. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С.,1985. - 176с.
17. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
18. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
19. Гневушев В.В., Сивакова Н.Н., Забельский С.Ю., Краснов Ю.П. Система биоэкономической психомоторной оздоровительной физической культуры. - Ставрополь: Изд-во СГМА, 2002. - 31 с.
20. Каган, М.С.Философия культуры как теоретическая дисциплина[Текст] (Философия культуры.Становление и развитие) / М.С. Каган. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.
21. Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта[Текст]: учеб.пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
22. Визитей, Н.Н.Физическая культура личности[Текст] (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) / Н.Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 2009. - 110 с.
23 Виленский, М.Я. [и др.] Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи [Текст] / М.Я. Виленский, П.А. Виноградов. - М.: ВНИИФК, 2009. - 20 с. 24. Всемирная организация здравоохранения.http: //www.who. int/ru/
25. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Звездина М.Л.
РАЗНООБРАЗИЕ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ № 8 (20) / 2013
Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/raznoobrazie-nauchnyh-podhodov-k-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-obuchayuschihsya
26. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.
27. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
28.. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. - Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.
29. Свияш, А.Г. Здоровье в голове, а не в аптеке / А.Г. Свияш. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. - 320 с
30. Счастье быть здоровым / под ред. С.А.Муравьёв, Г.А.Макарова. - Екатеринбург: «Фотек», 2009. - 120 с.
31. Трушкина, Л.Ю. Гигиена и экология человека / Л.Ю. Трушкина, А.Г. Трушкин, Л.М.Демьянова.- Ростов н/Дону: Феникс, 2003.- 448 с.- (Учебники, учебные пособия).
32. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Скворцова Валентина Николаевна
Кексель Ольга Сергеевна ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС .СТАТЬЯ 2010
Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/individualnoe-zdorovie-cheloveka-valeologicheskiy-diskurs
33. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Колбанов Владимир Васильевич
Ирхин Владимир Николаевич
.Статья 2014г .Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie- problemy-i-perspektivy-razvitiya-valeologii-po-materialam-mezhdunarodnyh- nauchnyh-kongressov-valeologov
34. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Букин Василий Петрович
.Егоров Александр Николаевич. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ
ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья. 2011г.
режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni- studencheskoy-molodezhi-v-kontekste-fizkultumoozdorovitelnoy-deyatelnosti.
35. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Яковлева Вера
Николаевна. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
• Статтья. 2014г. режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-i-fizicheskaya-podgotovlennost-studencheskoy-molodezhi
36. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Миронова Е.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
статья. 2006г. режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-podhod-k-opredeleniyu-ponyatiy- zdorovya-i-zdorovogo-obraza-zhizni
37. https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-izucheniya-vliyaniya-obraza- zhizni-na-zdorovie: Науменко Ю.В. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФЕНОМЕНЫ «ЗДОРОВЬЕ» И «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»: СУЩНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
статья.2012 г.режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-fenomeny-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-suschnost-i-strategiya-formirovaniya
38. CYBERLENINKA [Электронный ресурс]: Лисицын Юрий Павлович Журавлева Татьяна Васильевна
Хмель Александр Анатольевич
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ
статья.2014г.режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-izucheniya-vliyaniya-obraza-zhizni-na-zdorovie
39. Guideline: Sodium intake for adults and children. Geneva, World Health Organization, 2012.
40. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Т. С. Сорокина. - 9-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 560 с.