Проблемы и перспективы реализации конституционного нрава граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (региональный и федеральный уровни)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика права на участие граждан в управлении делами государства 6
1.1 Историко-теоретический и историко-правовой анализ развития концепции права на участие граждан в управлении делами государства. 6
1.2 Понятие, принципы и формы реализации конституционного права на участие граждан РФ в управлении делами государства. 15
1.3 Правовые основы реализации права на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства на региональном и федеральном уровне 25
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства 30
2.1 Тенденции института в контексте развития гражданского общества и демократического государства 30
2.2 Критерии эффективности, результативности реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства. 39
2.3 Общероссийский народный фронт и «Российская общественная инициатива» как примеры перспективных форм реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства 48
2.4 Региональный опыт правового регулирования участия граждан РФ в управлении делами государства (на примере Красноярского края) 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ГЛАВА 1. Общая характеристика права на участие граждан в управлении делами государства 6
1.1 Историко-теоретический и историко-правовой анализ развития концепции права на участие граждан в управлении делами государства. 6
1.2 Понятие, принципы и формы реализации конституционного права на участие граждан РФ в управлении делами государства. 15
1.3 Правовые основы реализации права на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства на региональном и федеральном уровне 25
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства 30
2.1 Тенденции института в контексте развития гражданского общества и демократического государства 30
2.2 Критерии эффективности, результативности реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства. 39
2.3 Общероссийский народный фронт и «Российская общественная инициатива» как примеры перспективных форм реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства 48
2.4 Региональный опыт правового регулирования участия граждан РФ в управлении делами государства (на примере Красноярского края) 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Тема настоящей работы - «Проблемы и перспективы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (региональный и федеральный уровни)».
Актуальность темы. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В ней декларируется гарантия права на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства (ст.ст. 30, 31, 32, 33), перечень которых носит открытый характер. Сейчас с момента принятия Конституции прошло больше 20 лет. Поменялся мир, поменялось и российское общество. В нашу жизнь входят высокие технологии, новые стандарты качества жизни. И государство не должно от них отставать. Реальностью нашей общественной жизни уже стали такие явления как «электронная демократия», государственно-частное партнерство, гражданские инициативы, консультативная власть (деятельность общественных советов) и т.д. Все это источники новых форм реализации права граждан РФ на участие в управлении делами государства, которые, несомненно, имеют большой потенциал.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации различных конституционно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства на региональном и федеральном уровне, а также деятельность органов государственной власти, общественных объединений граждан РФ, направленная на реализацию данного конституционного права.
Предмет исследования включает в себя совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, Федеральных законах, Законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, регламентирующие осуществление права граждан РФ на участие в управлении делами государства, а также научные источники, связанные с объектом исследования, отражающие комплекс теоретических и практических проблем в данной сфере.
Цель исследования заключается в том, чтобы сформировать представление о конституционном праве граждан РФ на участие в управлении делами государства; очертить круг проблем, возникающих в этой сфере; охарактеризовать перспективные формы, практика реализации которых сейчас только складывается; сформулировать предложения по совершенствованию законодательства посвященного данному праву, внедрению новых форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
Задачи обусловлены целью исследования:
• исследовать правовые основы участия граждан в управлении делами государства;
• исследовать современные теоретические концепции, посвященные праву граждан участвовать в управлении делами государства;
• провести исторический анализ развития форм реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства, выделить исторические этапы формирования этого института, выявить исторические закономерности развития и существования института;
• определить тенденции развития и обосновать основные направления совершенствования правового регулирования участия граждан в управлении делами государства;
• определить критерии эффективности, результативности классических и внедряемых в правовую ткань в последнее десятилетие форм реализации права граждан в управлении делами государства;
• охарактеризовать региональный опыт регулирования права граждан РФ на участие граждан РФ в управлении делами государства;
• охарактеризовать некоторые перспективные формы реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства;
• сформулировать диктуемую современными политико-правовыми тенденциями обновленную формулу участия граждан РФ в управлении делами государства;
Методологической основой работы явилась нормативная, учебная, периодическая литература по вопросу права на участия граждан в управлении делами государства. При написании работы использованы следующие методы: исторический, контент-анализ, синтез.
При написании данной работы были использованы научные труды Б. Н. Чичерина, В. В. Гриба, И. В. Тепляшина, М. А. Липчанской, М. С. Зайцева, С. А. Авакьяна, С. А. Денисова, С. А. Широбокова и других авторов.
Структура исследования обусловлена темой, содержанием, целями и задачами работы и включает введение, основную часть, разделенную на две главы, каждая из которых состоит из трех и четырех параграфов соответственно и заключение.
Актуальность темы. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В ней декларируется гарантия права на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства (ст.ст. 30, 31, 32, 33), перечень которых носит открытый характер. Сейчас с момента принятия Конституции прошло больше 20 лет. Поменялся мир, поменялось и российское общество. В нашу жизнь входят высокие технологии, новые стандарты качества жизни. И государство не должно от них отставать. Реальностью нашей общественной жизни уже стали такие явления как «электронная демократия», государственно-частное партнерство, гражданские инициативы, консультативная власть (деятельность общественных советов) и т.д. Все это источники новых форм реализации права граждан РФ на участие в управлении делами государства, которые, несомненно, имеют большой потенциал.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации различных конституционно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства на региональном и федеральном уровне, а также деятельность органов государственной власти, общественных объединений граждан РФ, направленная на реализацию данного конституционного права.
Предмет исследования включает в себя совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, Федеральных законах, Законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, регламентирующие осуществление права граждан РФ на участие в управлении делами государства, а также научные источники, связанные с объектом исследования, отражающие комплекс теоретических и практических проблем в данной сфере.
Цель исследования заключается в том, чтобы сформировать представление о конституционном праве граждан РФ на участие в управлении делами государства; очертить круг проблем, возникающих в этой сфере; охарактеризовать перспективные формы, практика реализации которых сейчас только складывается; сформулировать предложения по совершенствованию законодательства посвященного данному праву, внедрению новых форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
Задачи обусловлены целью исследования:
• исследовать правовые основы участия граждан в управлении делами государства;
• исследовать современные теоретические концепции, посвященные праву граждан участвовать в управлении делами государства;
• провести исторический анализ развития форм реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства, выделить исторические этапы формирования этого института, выявить исторические закономерности развития и существования института;
• определить тенденции развития и обосновать основные направления совершенствования правового регулирования участия граждан в управлении делами государства;
• определить критерии эффективности, результативности классических и внедряемых в правовую ткань в последнее десятилетие форм реализации права граждан в управлении делами государства;
• охарактеризовать региональный опыт регулирования права граждан РФ на участие граждан РФ в управлении делами государства;
• охарактеризовать некоторые перспективные формы реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства;
• сформулировать диктуемую современными политико-правовыми тенденциями обновленную формулу участия граждан РФ в управлении делами государства;
Методологической основой работы явилась нормативная, учебная, периодическая литература по вопросу права на участия граждан в управлении делами государства. При написании работы использованы следующие методы: исторический, контент-анализ, синтез.
При написании данной работы были использованы научные труды Б. Н. Чичерина, В. В. Гриба, И. В. Тепляшина, М. А. Липчанской, М. С. Зайцева, С. А. Авакьяна, С. А. Денисова, С. А. Широбокова и других авторов.
Структура исследования обусловлена темой, содержанием, целями и задачами работы и включает введение, основную часть, разделенную на две главы, каждая из которых состоит из трех и четырех параграфов соответственно и заключение.
Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства является основополагающим политическим правом России. Оно адресовано каждому гражданину, благодаря которому каждый может быть вовлечен в процесс управления государством, совершенствовать государственную управленческую деятельность. Это право объединяет как выборы, референдум, публичные мероприятия, обращения в органы, отправление правосудия, общественный контроль, так и молодежные парламенты, опрос граждан, народное обсуждение и так далее. При чем, формы участия существуют на региональном и федеральном уровне и имеют свои особенности.
Основополагающей нормой регулирующей данное право является статья 32 Конституции РФ. Перечень прав, предусмотренных статьей позволяющих гражданам РФ участвовать в управлении делами государства является открытым. За последние 20 лет существования российского демократического государства к классическим правам на участие в управлении делами государства (выборы, референдум, обращения, отправление правосудия, доступ к государственной службе, публичные мероприятия) были добавлены многие другие (например общественный контроль, обсуждение проектов Федеральных законов, «Российская общественная инициатива» и другие формы участия через системы так называемой «электронной демократии»). Сегодня такие системы «электронной демократии» стремительно набирают обороты. Граждане могут подавать через электронные ресурсы обращения, инициативы; осуществлять контроль за деятельностью государственных органов. При чем электронная демократия как создает новые формы участия граждан в управлении делами государства, так и совершенствует уже существующие.
Но при всех достоинствах права предусмотренного статьей 32 Конституции Российской Федерации его реализация несовершенна. Во-первых, нет разделения в законодательстве права на участие в делах государства и 65
права на участие в делах общества (общественных делах). Например, такие формы участия как общественные палаты (гражданские ассамблеи), гражданские акции, молодежные объединения нацелены, прежде всего, на участие в общественных делах, и лишь косвенно, опосредованно связаны с государством (его органами). Например, периодически проходят по России экологические гражданские акции - митинги, пикеты с требованиями общественности привести деятельность промышленных предприятий в соответствие со стандартами, обеспечивающими экологическую безопасность граждан. Государство в данном случае не всегда является объектом критики, так как руководство предприятиями осуществляют частные юридические лица. Нет и такого понятия как право граждан Российской Федерации на участие в политической жизни страны. Здесь формами участия выступают митинги, шествия, демонстрации, участие в политических партиях и т.д.
Не предусмотрено в законодательстве и право на направление критических замечаний - критики в отношении государственных органов. Обращаться (с предложением, заявлением, жалобой) не значит критиковать. На практике это выражается в том, что критика может отрицательно рассматриваться должностными лицами государственных органов, не влечь за собой правового результата.
В целом пока отсутствует эффективное взаимодействие институтов гражданского общества с государством. Общественные палаты и политические партии пока что не могут вместить возросшей общественной активности граждан и донести все насущные просьбы людей до основательного рассмотрения.
В перспективе хотелось бы ожидать дальнейшее развитие идей электронной демократии: введение в законодательство о выборах полноценного электронного голосования; электронный мониторинг деятельности государственных органов; доработку «Российской общественной инициативы»; совершенствование системы электронных обращений в государственные органы.
Основополагающей нормой регулирующей данное право является статья 32 Конституции РФ. Перечень прав, предусмотренных статьей позволяющих гражданам РФ участвовать в управлении делами государства является открытым. За последние 20 лет существования российского демократического государства к классическим правам на участие в управлении делами государства (выборы, референдум, обращения, отправление правосудия, доступ к государственной службе, публичные мероприятия) были добавлены многие другие (например общественный контроль, обсуждение проектов Федеральных законов, «Российская общественная инициатива» и другие формы участия через системы так называемой «электронной демократии»). Сегодня такие системы «электронной демократии» стремительно набирают обороты. Граждане могут подавать через электронные ресурсы обращения, инициативы; осуществлять контроль за деятельностью государственных органов. При чем электронная демократия как создает новые формы участия граждан в управлении делами государства, так и совершенствует уже существующие.
Но при всех достоинствах права предусмотренного статьей 32 Конституции Российской Федерации его реализация несовершенна. Во-первых, нет разделения в законодательстве права на участие в делах государства и 65
права на участие в делах общества (общественных делах). Например, такие формы участия как общественные палаты (гражданские ассамблеи), гражданские акции, молодежные объединения нацелены, прежде всего, на участие в общественных делах, и лишь косвенно, опосредованно связаны с государством (его органами). Например, периодически проходят по России экологические гражданские акции - митинги, пикеты с требованиями общественности привести деятельность промышленных предприятий в соответствие со стандартами, обеспечивающими экологическую безопасность граждан. Государство в данном случае не всегда является объектом критики, так как руководство предприятиями осуществляют частные юридические лица. Нет и такого понятия как право граждан Российской Федерации на участие в политической жизни страны. Здесь формами участия выступают митинги, шествия, демонстрации, участие в политических партиях и т.д.
Не предусмотрено в законодательстве и право на направление критических замечаний - критики в отношении государственных органов. Обращаться (с предложением, заявлением, жалобой) не значит критиковать. На практике это выражается в том, что критика может отрицательно рассматриваться должностными лицами государственных органов, не влечь за собой правового результата.
В целом пока отсутствует эффективное взаимодействие институтов гражданского общества с государством. Общественные палаты и политические партии пока что не могут вместить возросшей общественной активности граждан и донести все насущные просьбы людей до основательного рассмотрения.
В перспективе хотелось бы ожидать дальнейшее развитие идей электронной демократии: введение в законодательство о выборах полноценного электронного голосования; электронный мониторинг деятельности государственных органов; доработку «Российской общественной инициативы»; совершенствование системы электронных обращений в государственные органы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2012 - Административно-правовое предупреждение отдельный видов преступлений(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВО И НРАВСТВЕННОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИХ СООТНОШЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



