Проблемы и перспективы реализации конституционного нрава граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (региональный и федеральный уровни)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика права на участие граждан в управлении делами государства 6
1.1 Историко-теоретический и историко-правовой анализ развития концепции права на участие граждан в управлении делами государства. 6
1.2 Понятие, принципы и формы реализации конституционного права на участие граждан РФ в управлении делами государства. 15
1.3 Правовые основы реализации права на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства на региональном и федеральном уровне 25
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства 30
2.1 Тенденции института в контексте развития гражданского общества и демократического государства 30
2.2 Критерии эффективности, результативности реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства. 39
2.3 Общероссийский народный фронт и «Российская общественная инициатива» как примеры перспективных форм реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства 48
2.4 Региональный опыт правового регулирования участия граждан РФ в управлении делами государства (на примере Красноярского края) 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Тема настоящей работы - «Проблемы и перспективы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (региональный и федеральный уровни)».
Актуальность темы. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В ней декларируется гарантия права на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства (ст.ст. 30, 31, 32, 33), перечень которых носит открытый характер. Сейчас с момента принятия Конституции прошло больше 20 лет. Поменялся мир, поменялось и российское общество. В нашу жизнь входят высокие технологии, новые стандарты качества жизни. И государство не должно от них отставать. Реальностью нашей общественной жизни уже стали такие явления как «электронная демократия», государственно-частное партнерство, гражданские инициативы, консультативная власть (деятельность общественных советов) и т.д. Все это источники новых форм реализации права граждан РФ на участие в управлении делами государства, которые, несомненно, имеют большой потенциал.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации различных конституционно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства на региональном и федеральном уровне, а также деятельность органов государственной власти, общественных объединений граждан РФ, направленная на реализацию данного конституционного права.
Предмет исследования включает в себя совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, Федеральных законах, Законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, регламентирующие осуществление права граждан РФ на участие в управлении делами государства, а также научные источники, связанные с объектом исследования, отражающие комплекс теоретических и практических проблем в данной сфере.
Цель исследования заключается в том, чтобы сформировать представление о конституционном праве граждан РФ на участие в управлении делами государства; очертить круг проблем, возникающих в этой сфере; охарактеризовать перспективные формы, практика реализации которых сейчас только складывается; сформулировать предложения по совершенствованию законодательства посвященного данному праву, внедрению новых форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
Задачи обусловлены целью исследования:
• исследовать правовые основы участия граждан в управлении делами государства;
• исследовать современные теоретические концепции, посвященные праву граждан участвовать в управлении делами государства;
• провести исторический анализ развития форм реализации права на участие граждан РФ в управлении делами государства, выделить исторические этапы формирования этого института, выявить исторические закономерности развития и существования института;
• определить тенденции развития и обосновать основные направления совершенствования правового регулирования участия граждан в управлении делами государства;
• определить критерии эффективности, результативности классических и внедряемых в правовую ткань в последнее десятилетие форм реализации права граждан в управлении делами государства;
• охарактеризовать региональный опыт регулирования права граждан РФ на участие граждан РФ в управлении делами государства;
• охарактеризовать некоторые перспективные формы реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства;
• сформулировать диктуемую современными политико-правовыми тенденциями обновленную формулу участия граждан РФ в управлении делами государства;
Методологической основой работы явилась нормативная, учебная, периодическая литература по вопросу права на участия граждан в управлении делами государства. При написании работы использованы следующие методы: исторический, контент-анализ, синтез.
При написании данной работы были использованы научные труды Б. Н. Чичерина, В. В. Гриба, И. В. Тепляшина, М. А. Липчанской, М. С. Зайцева, С. А. Авакьяна, С. А. Денисова, С. А. Широбокова и других авторов.
Структура исследования обусловлена темой, содержанием, целями и задачами работы и включает введение, основную часть, разделенную на две главы, каждая из которых состоит из трех и четырех параграфов соответственно и заключение.
Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства является основополагающим политическим правом России. Оно адресовано каждому гражданину, благодаря которому каждый может быть вовлечен в процесс управления государством, совершенствовать государственную управленческую деятельность. Это право объединяет как выборы, референдум, публичные мероприятия, обращения в органы, отправление правосудия, общественный контроль, так и молодежные парламенты, опрос граждан, народное обсуждение и так далее. При чем, формы участия существуют на региональном и федеральном уровне и имеют свои особенности.
Основополагающей нормой регулирующей данное право является статья 32 Конституции РФ. Перечень прав, предусмотренных статьей позволяющих гражданам РФ участвовать в управлении делами государства является открытым. За последние 20 лет существования российского демократического государства к классическим правам на участие в управлении делами государства (выборы, референдум, обращения, отправление правосудия, доступ к государственной службе, публичные мероприятия) были добавлены многие другие (например общественный контроль, обсуждение проектов Федеральных законов, «Российская общественная инициатива» и другие формы участия через системы так называемой «электронной демократии»). Сегодня такие системы «электронной демократии» стремительно набирают обороты. Граждане могут подавать через электронные ресурсы обращения, инициативы; осуществлять контроль за деятельностью государственных органов. При чем электронная демократия как создает новые формы участия граждан в управлении делами государства, так и совершенствует уже существующие.
Но при всех достоинствах права предусмотренного статьей 32 Конституции Российской Федерации его реализация несовершенна. Во-первых, нет разделения в законодательстве права на участие в делах государства и 65
права на участие в делах общества (общественных делах). Например, такие формы участия как общественные палаты (гражданские ассамблеи), гражданские акции, молодежные объединения нацелены, прежде всего, на участие в общественных делах, и лишь косвенно, опосредованно связаны с государством (его органами). Например, периодически проходят по России экологические гражданские акции - митинги, пикеты с требованиями общественности привести деятельность промышленных предприятий в соответствие со стандартами, обеспечивающими экологическую безопасность граждан. Государство в данном случае не всегда является объектом критики, так как руководство предприятиями осуществляют частные юридические лица. Нет и такого понятия как право граждан Российской Федерации на участие в политической жизни страны. Здесь формами участия выступают митинги, шествия, демонстрации, участие в политических партиях и т.д.
Не предусмотрено в законодательстве и право на направление критических замечаний - критики в отношении государственных органов. Обращаться (с предложением, заявлением, жалобой) не значит критиковать. На практике это выражается в том, что критика может отрицательно рассматриваться должностными лицами государственных органов, не влечь за собой правового результата.
В целом пока отсутствует эффективное взаимодействие институтов гражданского общества с государством. Общественные палаты и политические партии пока что не могут вместить возросшей общественной активности граждан и донести все насущные просьбы людей до основательного рассмотрения.
В перспективе хотелось бы ожидать дальнейшее развитие идей электронной демократии: введение в законодательство о выборах полноценного электронного голосования; электронный мониторинг деятельности государственных органов; доработку «Российской общественной инициативы»; совершенствование системы электронных обращений в государственные органы.
I Федеральные нормативные акты РФ и акты СССР
1. Конституция Российской Федерации. - М. : АЙРИС-пресс, 2015. - 64 с. «Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. «Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР 07.10.1977) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. «Положение об органах народного контроля в СССР» (утв. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 19.12.1968 № 1020) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 (ред. от 06.06.2013) «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (Типовое положение): одобр. протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 24 июня 2015 г. № 3 // Режим доступа: http://www.oprf.ru/files/2015dok/standart_OS_FOIV17082015.pdf.
8. Указ Президента РФ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 23.06.2014) «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с «Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива») // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Указ Президента РФ от 01.02.2011 № 120 (ред. от 10.11.2016) «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента РФ от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» (ред. от 23.05.2013) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Устав Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», утвержденного на учредительном Съезде Общероссийского народного фронта 12.06.2013 г. // Общероссийский народный фронт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://onf.ru/structure/documents-0/.
13. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О выборах Президента Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
22. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
II Региональные нормативные акты
1. Закон Красноярского края от 18.10.1999 № 8-497 «Об обращениях граждан» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Закон Красноярского края от 09.06.2011 № 12-5975 (ред. от 04.04.2013) «О Гражданской ассамблее Красноярского края» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 01.11.2012 № 3-681П «Об организации работы с обращениями граждан» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от
30.10.2008 № 7-2332П (ред. от 03.06.2015) «О создании Молодежного парламента Красноярского края при Законодательном Собрании Красноярского края» (вместе с «Положением о Молодежном парламенте Красноярского края») // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3074 (ред. от 26.06.2014) «О краевой народной инициативе» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Уставный закон Красноярского края от 26.03.2009 № 8-3076 «О народном обсуждении» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Устав Красноярского края от 05.06.2008г. № 5-1777 (ред. от 07.07.2016) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Уставный закон Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 (ред. от 07.07.2016) «О референдумах в Красноярском крае» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Уставный закон Красноярского края от 18.06.2009 № 8-3419 «О публичных слушаниях в Законодательном Собрании Красноярского края» (подписан Губернатором Красноярского края 25.06.2009) // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
III Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. В.Д. Зорькина - 3-e изд., пересмотр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 1040 с.
2. Конституционное право России. Учебник : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - 5-е издание. - Москва : Проспект, 2014. - 592 с.
3. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов; [сост., автор вступ. ст., коммент. А. Н. Медушевский]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 520 с.
4. Советское государство и права человека. Конституционные вопросы / Эбзеев Б.С.; Под ред.: Фарбер И.Е. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. - 184 c.
5. Фарбер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: изд-во СГУ, 1974. - 187 с.
6. Чичерин Б. Н. Общее государственное право / Б. Н. Чичерин; Под ред. В.А. Томсинова; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Юридический факультет. - М.: Зерцало, 2006.- 536 с. - (Русское юридическое наследие).
IV Юридические статьи
1. Авакьян, С. А. Конституционный строй России как воплощение современной концепции конституционализма // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 4. - С. 8-10.
2. Авакьян, С. А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности // Российское государствоведение. - 2014. - № 2. - С. 4-13.
3. Антонов, Я. В. Конституционно-правовые перспективы развития электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 17-20.
4. Васильева, С. В. Право граждан и организаций на обращения: Нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика. - 2005. - № 5. - С. 35-42.
5. Гриб, В. В. Историко-правовые этапы развития общественного контроля в дореволюционной России и СССР // История государства и права. - 2015. - № 20. - С. 3-10.
6. Денисов, С. А. Конституционное и доконституционное правосознание в переходный период // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 6. С. - 10-16.
7. Зайцев, М. С. Конституционный принцип обеспечения права граждан на участие в управлении делами государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. Саратов: Издательство Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 2 (97). - С. 94-97.
8. Казьмина, Е. А. К вопросу о понятии общественной инициативы: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право.- 2015. - № 6. - С. 24-26.
9. Кондрашев, А. А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 5. - С. 21-32.
10. Липчанская, М. А. Конституционная категория «управление делами государства»: проблема определения и содержания // Известия Саратовского университета. Новая сер. Экономика. Управление. Право. - 2010. - № 2. - С. 66-70.
11. Липчанская, М. А. Реализация конституционного права граждан на участие в управлении делами государства посредством политических партий // Ленинградский юридический журнал. - 2014. - № 2. - С. 85-93.
12. Липчанская, М. А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 1. - С. 124-134.
13. Огнева, Е. А. Участие граждан в управлении делами государства: региональное измерение проблемы. 2012. Брянский филиал РАНХиГС // Режим доступа: http://www.rane-brf.ru/conference/2012/ogneva.pdf.
14. Путин, В. В. Демократия и качество государства. Официальный сайт «Российской газеты». - 06.02.2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/06/demokratia.html.
15. Руденко, В. Н. Консультативные общественные советы в системе делиберативной демократии // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 4. С. 116-124.
16. Сергеева, А. А. Об отдельных проблемах реализации общественных инициатив граждан // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 8.- С. 71-74.
17. Старостина, И. А. На пути к федеральным парламентским выборам 2016 года: конституционно-правовые новеллы // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 8. - С. 37-43.
18. Тепляшин, И. В. Основы правовой политики участия Российской общественности в управлении делами государства // ЭПИ международный научно-практический журнал «Эпоха науки». - 2015. - Вып.2. - С. 35-38.
19. Тепляшин И. В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция.
- 2013. - № 11. - С. 66-69.
20. Тепляшин, И. В. Формы участия граждан в управлении делами государства: классические, перспективные и допустимые // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 18-21.
21. Широбоков, С. А. Конституционно-правовые методики реализации организационно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства // «Актуальные вопросы современной науки». - 2015. - № 1(4). - С. 136-145.
22. Япрынцев, И. М. Правовые требования как гарантия реализации правотворческой инициативы граждан в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 4. - С. 41-46.
V Авторефераты диссертаций
1. Липчанская, М. А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Липчанская Мария Александовна. - Саратов, 2012.- 59 с.
2. Широбоков, С. А. Конституционно-правовые аспекты участия граждан в управлении делами государства в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Широбоков Сергей Анатольевич. - Екатеринбург, 2011.- 50 с.
VI Судебная практика
1. Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 520-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан А.Ю. Бузина, А.Е. Любарева, А.Д. Суворова и В.А. Шмелева на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 1, пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2005 № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
VII Электронные ресурсы
1. Красноярский край. [Электронный ресурс] Гражданское общество.
Молодежный парламент. Режим доступа: http://gokrk.ru/active-
citizens/molodezhnyy-parlament/.
2. «Молодежное правительство дублеров Красноярского края» [Электронный ресурс] / Об организации. Режим доступа: http://www.molprav24.ru/about.
3. Открытое правительство. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://open.gov.ru/.
4. «Приём заявок на участие в программе стажировок в органах исполнительной власти края» / Архив объявлений // «Сибирский Федеральный Университет». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://news.sfu- kras.ru/node/17690.
5. Российская общественная инициатива. [Электронный ресурс] Протокол заседания экспертной рабочей группы федерального уровня от 15 апреля 2014 г. № 1. Режим доступа: http://www.roi.ru/upload/1016_002323457.pdf.
6. Российская общественная инициатива. [Электронный ресурс] Решение принято. Режим доступа: https://www.roi.ru/complete/.
7. Электронное правосудие. [Электронный ресурс] Решения арбитражных судов. Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/.
8. Council of Europe. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.coe.int/t/dgap/democracy/Activities/.