Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ч. 1-3 ст. 290 УК РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Объект преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ 5
Глава 2. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ 18
Глава 3. Субъект преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ 33
Глава 4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Глава 1. Объект преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ 5
Глава 2. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ 18
Глава 3. Субъект преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ 33
Глава 4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Одной из наиболее значимых проблем современной России является коррупция, препятствующая решению важнейших экономических и политических задач. «Коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы должны противопоставить системный ответ» . Неизменно акцентирует внимание на улучшении системы предупреждения и пресечения коррупционных процессов и преступлений Президент России в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию.
В качестве одной из наиболее опасных и широко распространенных форм проявления коррупции выступает взяточничество. При количество выявленных фактов получения и дачи взятки в течение последних лет неуклонно росло, но число дел о взяточничестве, направляемых в суд, из года в год остается незначительным. По данным ИТАР-ТАСС, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2013 году в Московской области и Подмосковье, составило всего 270 человек . Следует подчеркнуть, что официальная статистика не отражает в полной мере уровень и динамику развития преступных посягательств, характеризуемых как получение и дача взятки. По оценкам некоторых специалистов, в последние годы процент выявляемых дел о взяточничестве составляет 0,1% от общего количества совершаемых преступлений в сфере взяточничества, а дел, закончившихся вынесением обвинительного приговора, и того меньше .
Актуальность исследования признаков состава такого преступления, как получение взятки, заключается в:
1. широкой распространенности этого явления на всех уровнях публичной власти России;
2. изменениях законодательной регламентации получения взятки;
3. проблемах квалификации деяний по ст. 290 УК РФ.
Степень разработанности исследуемой темы в настоящее время не велика. Это можно определить рядом причин. Во-первых, существующие работы в данной сфере обычно акцентированы на определении и исследовании общетеоретических конструкций состава преступления и отдельных элементов состава, но комплексного рассмотрения теоретических разработок и состава конкретного преступления «Получение взятки» не существует. Значительный вклад в разработку общетеоретических конструкций состава преступления внесли Н. С. Таганцев, В. Н. Кудрявцев, А. В. Наумов, Я. М. Брайнин, А. А. Пионтковский, А. Н. Трайнин, Н. И. Коржанский, Б. С. Никифоров, Е. А. Фролов и другие. Во-вторых, состав получения взятки претерпел значительные изменения с момента принятия Уголовного кодекса 1996 года, и в силу периодических изменений этой нормы представляется проблемным комплексное фундаментальное изучение ее состава.
Целью исследования является осуществление юридического анализа состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать объект получения взятки;
• рассмотреть признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ;
• проанализировать признаки субъекта этого преступления;
• изучить признаки субъективной стороны получения взятки.
В качестве одной из наиболее опасных и широко распространенных форм проявления коррупции выступает взяточничество. При количество выявленных фактов получения и дачи взятки в течение последних лет неуклонно росло, но число дел о взяточничестве, направляемых в суд, из года в год остается незначительным. По данным ИТАР-ТАСС, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2013 году в Московской области и Подмосковье, составило всего 270 человек . Следует подчеркнуть, что официальная статистика не отражает в полной мере уровень и динамику развития преступных посягательств, характеризуемых как получение и дача взятки. По оценкам некоторых специалистов, в последние годы процент выявляемых дел о взяточничестве составляет 0,1% от общего количества совершаемых преступлений в сфере взяточничества, а дел, закончившихся вынесением обвинительного приговора, и того меньше .
Актуальность исследования признаков состава такого преступления, как получение взятки, заключается в:
1. широкой распространенности этого явления на всех уровнях публичной власти России;
2. изменениях законодательной регламентации получения взятки;
3. проблемах квалификации деяний по ст. 290 УК РФ.
Степень разработанности исследуемой темы в настоящее время не велика. Это можно определить рядом причин. Во-первых, существующие работы в данной сфере обычно акцентированы на определении и исследовании общетеоретических конструкций состава преступления и отдельных элементов состава, но комплексного рассмотрения теоретических разработок и состава конкретного преступления «Получение взятки» не существует. Значительный вклад в разработку общетеоретических конструкций состава преступления внесли Н. С. Таганцев, В. Н. Кудрявцев, А. В. Наумов, Я. М. Брайнин, А. А. Пионтковский, А. Н. Трайнин, Н. И. Коржанский, Б. С. Никифоров, Е. А. Фролов и другие. Во-вторых, состав получения взятки претерпел значительные изменения с момента принятия Уголовного кодекса 1996 года, и в силу периодических изменений этой нормы представляется проблемным комплексное фундаментальное изучение ее состава.
Целью исследования является осуществление юридического анализа состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать объект получения взятки;
• рассмотреть признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ;
• проанализировать признаки субъекта этого преступления;
• изучить признаки субъективной стороны получения взятки.
На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:
1. Родовой объект получения взятки представляет собой общественные отношения, связанные с реализацией публичной власти, и в соответствии с этим следует переименовать раздел X УК РФ как «Преступления против публичной власти». Видовым объектом получения взятки являются общественные отношения, опосредующие, определяющие органичное функционирование органов публичной власти, позволяющее осуществлять законную деятельность всего аппарата власти. Целесообразно переименовать главу 30 УК РФ как «Преступления против деятельности аппарата публичной власти». Основным непосредственным объектом получения взятки должностным лицом выступают общественные отношения, которые складываются в результате деятельности конкретных органов государственной власти и органов МС, что по содержанию охватывается видовым объектом. Общественные отношения, затрагиваемые в результате преступной деятельности иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций мы предлагаем вынести в качестве самостоятельного родового объекта в отдельную главу уголовного закона. Дополнительный объект в составе преступления получение взятки отсутствует.
2. Предметом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является взятка, а именно - материальные ценности, а также различного рода услуги, оказываемые взяткополучателю безвозмездно или по явно заниженной стоимости.
3. Объективная сторона получения взятки представлена действием - получением. Последствия получения взятки и, как следствие, причинная связь для квалификации по ст. 290 УК РФ значения не имеют. Соответственно состав является формальным. Законодатель выделяет в качестве признака объективной стороны способ совершения преступления - получение взятки лично и через посредника. В науке выделяют взятку-благодарность и взятку-подкуп. Предварительная договоренность при получении взятки-благодарности не имеет значения. При наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-благодарность) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения. Получение взятки является частным случаем превышения должностных полномочий, но при этом не утрачивает свою значимость и самостоятельность в рамках охраняемых уголовным законом отношений. Получение взятки является оконченным преступлением, если эти действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, но такую ситуацию следует отличать от провокации взятки (ст. 304 УК РФ), в рамках которой должностное лицо не несет ответственности. Если должностное лицо в действительности не обладает полномочиями на совершение действий в пользу взяткодателя и при этом получает незаконное вознаграждение за действия (бездействие), которые не входят в его служебные полномочия, то содеянное следует квалифицировать по ст. 158 УК РФ.
4. Согласно законодательной позиции, субъектами получения взятки являются должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации. Расширение понятия должностного лица путем включения в него новых мест осуществления организационно-распорядительных и административно-хозяйственных
функций в сфере публичной власти соответствует объекту получения взятки. Необходимо дополнить определение должностного лица создаваемыми на военное время специальными формированиями, которые наряду с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами выполняют отдельные задачи в области обороны. По субъекту - должностному лицу, следует отличать ст. 290 от ст. 204 УК РФ. Отечественное понятие должностного лица значительно усечено в сравнении с публичным иностранным должностным лицом, поскольку публичная функция, как один из основных признаков должностного лица, в отечественном понятии существенно ограничена. На сегодняшний день есть необходимость законодательного включения признака публичности в определение должностного лица. Это позволит избавиться от нагромождения в виде перечисления органов и организаций, где возможно осуществление публичной функции, и устранить «ограниченность» публичности, как признака должностного лица. Ответственности подлежат должностные лица только тех международных организаций, участником которых является Россия, а участие России в различных международных организациях является проявлением ее внешней политики и суверенитета, должностные лица этих организаций, осуществляя коррупционные действия, тем самым наносят вред и государственным интересам РФ, то есть наносят вред объекту, защищаемому ст. 290 УК РФ.
5. Прямой умысел при получении взятки предполагает такое психическое состояние, при котором виновный сознает, что, используя свое должностное положение, он получает вознаграждение за определенные действия (бездействия) в пользу взяткодателя, который знает о противоправности сложившейся ситуации, а, так же, желает получить это вознаграждение. Если должностное лицо ошибочно предполагает наличие полномочий на совершение определенных действий (бездействия) по службе, то содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Для квалификации по ст. 290 УК РФ не имеет значения наличие у должностного лица действительного желания совершить действия (бездействия) в пользу взяткодателя. Действия (бездействия), которые должностное лицо совершает или намеревается совершить за вознаграждение, входят в содержание умысла, направленного на получение взятки. Корыстная цель и корыстный мотив не являются конструктивными признаками субъективной стороны состава.
1. Родовой объект получения взятки представляет собой общественные отношения, связанные с реализацией публичной власти, и в соответствии с этим следует переименовать раздел X УК РФ как «Преступления против публичной власти». Видовым объектом получения взятки являются общественные отношения, опосредующие, определяющие органичное функционирование органов публичной власти, позволяющее осуществлять законную деятельность всего аппарата власти. Целесообразно переименовать главу 30 УК РФ как «Преступления против деятельности аппарата публичной власти». Основным непосредственным объектом получения взятки должностным лицом выступают общественные отношения, которые складываются в результате деятельности конкретных органов государственной власти и органов МС, что по содержанию охватывается видовым объектом. Общественные отношения, затрагиваемые в результате преступной деятельности иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций мы предлагаем вынести в качестве самостоятельного родового объекта в отдельную главу уголовного закона. Дополнительный объект в составе преступления получение взятки отсутствует.
2. Предметом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является взятка, а именно - материальные ценности, а также различного рода услуги, оказываемые взяткополучателю безвозмездно или по явно заниженной стоимости.
3. Объективная сторона получения взятки представлена действием - получением. Последствия получения взятки и, как следствие, причинная связь для квалификации по ст. 290 УК РФ значения не имеют. Соответственно состав является формальным. Законодатель выделяет в качестве признака объективной стороны способ совершения преступления - получение взятки лично и через посредника. В науке выделяют взятку-благодарность и взятку-подкуп. Предварительная договоренность при получении взятки-благодарности не имеет значения. При наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-благодарность) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения. Получение взятки является частным случаем превышения должностных полномочий, но при этом не утрачивает свою значимость и самостоятельность в рамках охраняемых уголовным законом отношений. Получение взятки является оконченным преступлением, если эти действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, но такую ситуацию следует отличать от провокации взятки (ст. 304 УК РФ), в рамках которой должностное лицо не несет ответственности. Если должностное лицо в действительности не обладает полномочиями на совершение действий в пользу взяткодателя и при этом получает незаконное вознаграждение за действия (бездействие), которые не входят в его служебные полномочия, то содеянное следует квалифицировать по ст. 158 УК РФ.
4. Согласно законодательной позиции, субъектами получения взятки являются должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации. Расширение понятия должностного лица путем включения в него новых мест осуществления организационно-распорядительных и административно-хозяйственных
функций в сфере публичной власти соответствует объекту получения взятки. Необходимо дополнить определение должностного лица создаваемыми на военное время специальными формированиями, которые наряду с Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами выполняют отдельные задачи в области обороны. По субъекту - должностному лицу, следует отличать ст. 290 от ст. 204 УК РФ. Отечественное понятие должностного лица значительно усечено в сравнении с публичным иностранным должностным лицом, поскольку публичная функция, как один из основных признаков должностного лица, в отечественном понятии существенно ограничена. На сегодняшний день есть необходимость законодательного включения признака публичности в определение должностного лица. Это позволит избавиться от нагромождения в виде перечисления органов и организаций, где возможно осуществление публичной функции, и устранить «ограниченность» публичности, как признака должностного лица. Ответственности подлежат должностные лица только тех международных организаций, участником которых является Россия, а участие России в различных международных организациях является проявлением ее внешней политики и суверенитета, должностные лица этих организаций, осуществляя коррупционные действия, тем самым наносят вред и государственным интересам РФ, то есть наносят вред объекту, защищаемому ст. 290 УК РФ.
5. Прямой умысел при получении взятки предполагает такое психическое состояние, при котором виновный сознает, что, используя свое должностное положение, он получает вознаграждение за определенные действия (бездействия) в пользу взяткодателя, который знает о противоправности сложившейся ситуации, а, так же, желает получить это вознаграждение. Если должностное лицо ошибочно предполагает наличие полномочий на совершение определенных действий (бездействия) по службе, то содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Для квалификации по ст. 290 УК РФ не имеет значения наличие у должностного лица действительного желания совершить действия (бездействия) в пользу взяткодателя. Действия (бездействия), которые должностное лицо совершает или намеревается совершить за вознаграждение, входят в содержание умысла, направленного на получение взятки. Корыстная цель и корыстный мотив не являются конструктивными признаками субъективной стороны состава.
Подобные работы
- Уголовно-правовая характеристика преступлений предусмотренных статьями 228, 229.К 234 УК РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (СТ. 290 УК РФ)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Получение взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Получение взятки (ч. 1 ст. 290 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Получение взятки (ч.1,ст.290 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовая характеристика преступления,предусмотренного п. «е.1» ч. 2 ст. 105 УК РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020



