Социологическое исследование отношения студентов очного отделения и
профессорско-преподавательского состава Сибирского федерального университета к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССОРСКО- ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА К ПРАКТИКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УНИВЕРСИТЕТЕ 7
1.1 Организация здорового образа жизни в Сибирском федеральном
университете: современное состояние проблемы 7
1.2 Анализ результатов исследований отношения студентов и профессорско- преподавательского состава к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете: обоснование выдвинутой гипотезы .. 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДОВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УНИВЕРСИТЕТЕ 24
2.1 Методическое обоснование исследования 24
2.2 Ход исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Здоровой образ жизни лежит в основе решения многих проблем и здоровья нации, у людей должна быть мода на занятие физкультурой и спортом» - с такими словами выступил президент России Владимир Путин в интервью американскому журналисту в преддверии своего участия в 70-й сессии Генассамблеи ООН. В нашей стране привлечение молодежи к занятиям физической культурой и спортом является одним из основных направлений социальной политики.
Президент Российской Федерации неоднократно обращал внимание на важность и необходимость развития сферы физической культуры и спорта в стране в связи с осуществлением приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, культура, сфер, которые определяют качество жизни. Возникает осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это его личный успех.
Одной из проблем современного общества является низкий процент молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, а также низкий уровень работы администрации образовательных учреждений в области деятельности по обеспечению здорового образа жизни. Для решения этой проблемы Правительством Российской Федерации утверждаются различные программы по развитию физической культуры и спорта, происходит популяризация здорового образа жизни, проводятся различные конкурсы в учебных учреждениях [2]. Так в 2009 году в России стартовал конкурс между организациями высшего образования «Вуз здорового образа жизни», где главной целью выступает содействие улучшения здоровья участников образовательного процесса путем совершенствования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности организаций высшего образования, формирования среди студентов и профессорско-преподавательского состава
ценностей здорового образа жизни, стимулирования создания и реализации в образовательных организациях инновационных программ и проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, повышения уровня физического воспитания, развития физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных организациях, отказа от вредных привычек среди студентов и профессорско-преподавательского состава, обобщения и распространения передового опыта образовательных организаций по формированию здорового образа. Конкурс проводится Министерством образования и науки Российской федерации и включает в себя различные критерии оценок, где одним из критериев являются субъективные оценки студентов и преподавателей деятельности администрации университета по обеспечению здорового образа жизни в университете. Участие принимают более 300 университетов страны. Сибирский федеральный университет неоднократно принимал участие в данном конкурсе, и этот год является не исключением [3].
Таким образом, по инициативе заместителя проректора СФУ по сопровождению проектов (Универсиада) В.В. Антолиновского с учетом дефицита данных о том, какое отношение существует среди студентов очного отделения и профессорско-преподавательского состава нашего университета к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете, было проведено социологическое исследования с целью изучения данной проблематики.
Проблема исследования: отсутствие актуальной информации об отношении студентов очного отделения и профессорско-преподавательского состава Сибирского федерального университета к деятельности администрации по обеспечению здорового образа в университете.
Объект исследования: студенты очного отделения и профессорско- преподавательский состав Сибирского федерального университета.
Предмет исследования: отношение студентов очного отделения и профессорско-преподавательского состава Сибирского федерального университета к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете.
Гипотеза исследования: отношение студентов очного отделения и профессорско-преподавательского состава Сибирского федерального университета к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете является преимущественно положительным.
Задачи:
1. Изучить организацию здорового образа жизни в Сибирском федеральном университете.
2. Проанализировать результаты существующих исследований отношения студентов и преподавателей к организации здорового образа жизни в университете.
3. Провести социологическое исследование отношения студентов очного отделения и профессорско-преподавательского состава к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете.
4. Провести социологическое исследование отношения студентов очного отделения и профессорско-преподавательского состава Сибирского федерального университета к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете и проанализировать его результаты.
Сбор данных в Сибирском федеральном университете осуществлен с помощью метода формализованного интервью в форме непосредственного опроса респондентов. Анализ данных реализован методами описательной статистики с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics.
Интерпретация понятий:
1. Здоровый образ жизни - оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды [4].
2. Программа деятельности ВУЗа по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ
- это комплексная программа деятельности по укреплению состояния здоровья, оздоровлению и формированию установки на ведение здорового образа жизни студентов, преподавателей и сотрудников: «СФУ — территория здоровья» на 2011-2015 годы, которая осуществляется на основании Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» и Приказа Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников [9].
3. Физическая культура - это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности [5].
4. Спорт - один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям [6].
Бакалаврская работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы и даётся общая характеристика работы; главы 1, в которой рассматриваются теоретические аспекты социологического изучения отношения студентов и профессорско-преподавательского состава к практике обеспечения здорового образа жизни в университете; главы 2, в которой анализируются результаты эмпирического исследования отношения студентов очного отделения и професорсско-преподавательского состава Сибирского федерального университета к деятельности администрации по обеспечению здорового образа жизни в университете; заключения, в котором формулируются основные выводы , а также списка литературы и приложений.
Резюмируя полученные выводы о деятельности администрации Сибирского федерального университета по обеспечению здорового образа жизни в университете, был проведен сравнительный анализ разработанной администрацией СФУ программы по организации здорового образа жизни и результатов исследования, в которых отразилось отношение студентов и профессорско-преподавательского состава к данной деятельности администрации.
Таким образом, в самом общем виде, можно отметить, что в университете проводится работа по сохранению здоровья студентов и преподавателей, а также идет формирование среди них здорового образа жизни. Данная работа имеет в большей степени позитивное влияние, которое побуждает студентов и сотрудников вести здоровый образ жизни. Что касается рационального режима труда и отдыха в университете, в целом он не нарушается. Также в университете наблюдается активная пропаганда здорового образа жизни, которая выражается в виде различного рода информирования о здоровом образе жизни. Не доработан механизм в области спортивно-массовой работы в университете. Студенты и преподаватели довольно редко посещают конференции, семинары и учебные занятия о здоровом образе жизни. Невысокий уровень активности участия в мероприятиях в рамках программы воспитания здорового образа жизни. В данном случае, администрации университета стоит пересмотреть пункты программы в этой области и выбрать наиболее эффективные пути решения данной проблемы. Немаловажным фактором является достойное медицинское обслуживание в университете. Студенческой поликлиникой чаще пользуются студенты, в отличие от преподавателей. Уровень удовлетворенных респондентов при пользовании услугами поликлиники наиболее высокий. Небольшое количество студентов и преподавателей пользуются услугами санаториев-профилакториев университета. В данном случае также необходимо выявление причин и принятие корректных управленческих решений. Недостаточно проработано информирование в области работы «Центра психологической помощи» в университете. Небольшое количество осведомленных респондентов о его работе наблюдается как среди студентов, так и среди преподавателей. Но многие из тех, кто всё-таки что-то слышал о его функционировании, считают, что он приносит пользу. В связи с этим, представляется необходимой разработка методов распространение более полной информации о данном центре. Одной из главных составляющих здорового образа жизни является и сбалансированное питание. Так как довольно большая часть студентов и преподавателей посещают точки питания в университете, необходим контроль над качеством обслуживания, качеством продаваемого ассортимента. В основном респонденты ответили, что они частично удовлетворены качеством пищи, администрации университета в данном случае следует еще раз более серьезно подойти к этому вопросу. И наконец, что касается деятельности администрации, которая направлена на профилактику против вредных привычек (курения, алкоголя, наркомании), она организована должным образом, что отразилось в высоком уровне удовлетворенности данной деятельностью студентов и преподавателей.
Таким образом, в целом можно отменить, что деятельность администрации Сибирского федерального университета по обеспечению здорового образа жизни в университете организована на достаточно высоком уровне, не смотря на то, что существует небольшие недоработки, на которые стоит обратить внимание. В следствии выше сказанного, можно констатировать, что гипотеза исследования о том, что отношение студентов и профессорско-преподавательского состава к данной деятельности администрации преимущественно положительное, подтвердилась.
1. [Электронный ресурс]: спортивный портал Sport.ru / Режим доступа: http://www.sport.ru/other/Vladimir Putin Nujno chtoby u lyudey byla moda _na_zdorovyy_obraz_jizni/article289000/ (дата обращения 20.01.2016)
2. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года»
3. [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации / Режим доступа: Минобрнауки.рф/новости/3797 (дата обращения 15.09.2015)
4. [Электронный ресурс]: Что такое здоровый образ жизни и каковы его составляющие / Режим доступа: http: //myfamilydoctor.ru/chto-takoe- zdorovyj-obraz-zhizni-i-kakovy-ego-sostavlyayushhie (дата обращения 15.09.2015)
5. [Электронный ресурс]: Физическая культура - как основополагающий фактор укрепления здоровья / Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4916/ (дата обращения 15.09.2015)
6. [Электронный ресурс]: Большой энциклопедический словарь / Режим
доступа: http://slovariki.org/bolsoj-enciklopediceskij-slovar/58242 (дата
обращения 15.09.2015)
7. [Электронный ресурс]: Системный подход / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/118429 (дата обращения 25.01.2016)
8. [Электронный ресурс]: Всемирная организация здравоохранения / Режим доступа: http://www.who.int/suggestions/faq/ru/ (дата обращения 25.01.2016)
9. Комплексная программа деятельности ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» по укреплению состояния здоровья, оздоровлению и формированию установки на ведение здорового образа жизни студентов, преподавателей и сотрудников «СФУ - территория здоровья» на 2011-2015 годы
10. ВОЗ - психическое здоровье, Информационный бюллетень, апрель 2016
11. ВОЗ - здоровое питание, Информационный бюллетень №394, сентябрь 2015
12. [Электронный ресурс]: официальный сайт Всемирной организации
здравоохранения / Режим доступа:
http: //www.who. int/topics/physical_activity/ru/ (дата обращение 30.01.2016)
13. Manuela Schmidt Predictors of self-rated health and lifestyle behaviors in Swedish university students// US National Library of Medicine National Institutes of Health, 2012
14. El Ansari W, Stock C, John J, Deeny P, Phillips C, Snelgrove S, Adetunji H, Hu X, Parke S, Stoate M, Mabhala A Health promoting behaviors and lifestyle characteristics of students at seven universities in the UK// US National Library of Medicine National Institutes of Health, 2011
15. Helmer SM, Kramer A, Mikolajczyk RT Health-related locus of control and health behaviour among university students in North Rhine Westphalia, Germany// US National Library of Medicine National Institutes of Health,2012
16. Al-Naggar RA, Bobryshev YV, Mohd Noor NA Lifestyle practice among Malaysian university students// US National Library of Medicine National Institutes of Health, 2013
17. Омская государственная медицинская академия//Самоанализ деятельности по критериям и индикаторам оценки учреждения ВПО Минздравсоцразвития РФ на звание «Вуз здорового образа жизни», 2015
18. Субъективные оценки студентов и сотрудников Дальневосточного государственного медицинского университета по обеспечению условий формирования здорового образа жизни в ВУЗе, 2015
19. Субъективные оценки студентов и сотрудников Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого по обеспечению условий формирования здорового образа жизни в ВУЗе, 2015
20. Субъективные оценки обучающихся Тверского государственного медицинского университета деятельности администрации ВУЗа по обеспечению здорового образа жизни, 2015
21. Субъективные оценки обучающихся факультета клинической психологии МГМСУ им А.И. Евдокимова деятельности администрации ВУЗа по обеспечению здорового образа жизни, 2015
22. Субъективные оценки студентов и сотрудников Самарского государственного университета по обеспечению условий формирования здорового образа жизни в ВУЗе, 2015
23. Сибирский федеральный университет в цифрах 2015
24. Руководство пользователя по базовой системе Statistics 20
25. Общая социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФРА - М, 2002
26. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.- Самара: Самарский университет, 1995
27. Парахонская Г.А. Из опыта преподавания курса "Контент-анализ текстов" // Социологические исследования.- 2006.- № 5.- С. 113-117
28. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное пособие.- М.: ФИЛИНЪ, 1998 г.- 264 с.
29. Отчет о научно-исследовательской работе Социологическое исследование оценки студентами и профессорско-преподавательским составом СФУ деятельности администрации СФУ по обеспечению здорового образа жизни в университете, 2015, 89 с.
30. Рабочая книга социолога/ Осипов Г.В., Гвишиани Д.М., Руткевич М.Н. и др. - М.: Наука, 1983. С. 142-143
31. Жернакова Н.И., Бабинцев В.П. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных ппривычках//Вестник ТГУ.-2009.- С. 278-281
32. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования.-Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.-347 с.
33. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Изд-во Урал, 1998.- 208 с.
34. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования М.: Инфра-М - 2004.- 768 с.
35. [Электронный ресурс]: Критерии здорового образа жизни студентов Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова / Режим доступа: http://rsmu.ru/8926.html (дата обращения 23.01.2016)
36. Шибкова В.П., Симонов С.Н. Здоровье и здоровый образ жизни современной студенческой молодежи//Вестик ТГУ.-2009- №14- С.79-82
37. Сысоев В.И., Суханова Е.В. Молодежь и здоровый образ жизни//Вестник ВГУ.-2009.- №2- С. 60-67
38. Иванова С.Ю., Касаткина Н.Э., Игонина Т.Б., Конькова Р.В. Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни в процессе их обучения в ВУЗе//Вестник КемГУ, 2014-№2(58).- С. 91-95
39. Макарова Л. П., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования // Молодой ученый.-2014.- №4.- С. 1021-1023
40. Павлов В.И., Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.-2011- №3-. С. 154-158
41. Московченко О.Н., Катцин О.А. Модель ориентирования студента ВУЗа на формирование здорового образа жизни//Вестник КемГУ.-2013- №4.- С. 90-94
42. [Электронный ресурс]: Понятие здорового образа жизни / Режим доступа:
http: //dic.academic.ru/dic. nsf/enc_medicine/12103/%D0%97%D0%B4%D0%B E%D 1 %80%D0%BE%D0%B2%D 1 %8B%D0%B9 (дата обращение
10.02.2016)
43. [Электронный ресурс]: Субъективные оценки студентами деятельности администрации СФУ по обеспечению здорового образа жизни в университете / Режим доступа: http://sport.sfu-kras.ru/sites/sport.sfu- kras.ru/files/zozh-4.4.pdf (дата обращение 15.09.2015)
44. [Электронный ресурс]: National union of students, keeping healthy at university / Режим доступа: http://www.nus.org.uk/ (дата обращение 20.03.2016)