Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации и
психологического благополучия 9
1.1 Понятие и виды адаптации 9
1.2 Адаптация студентов к обучению в вузе 16
1.3 Понятие и компоненты психологического благополучия 22
2 Экспериментальное исследование взаимосвязи психологического
благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе 28
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 28
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
2.3 Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации
студентов-первокурсников к обучению в вузе 42
Заключение 47
Список использованных источников 49
Актуальность исследования. Приспособление к студенческой жизни, ее обычаям, нравам, традициям - это сложный процесс для большинства первокурсников. Не всякий студент-первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается и на самочувствии студентов, и на их поведении, и на их психологическом благополучии.
В отечественной психологии психологическое благополучие изучается в трудах Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой и др. Так, по мнению Р.М. Шамионова, понятие благополучия и удовлетворенности индивида основывается на субъективном отношении к содержанию явлений и событий. Только духовное равновесие, внутренний комфорт, удовлетворенность жизнью дает человеку возможность чувствовать себя счастливым, адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
В психологии нет единого мнения о факторах, влияющих на процесс адаптации к обучению в вузе. Большинство исследователей выделяют три фактора: психологический, социологический и педагогический.
Психологические факторы предусматривают наличие индивидуально-психологических факторов, таких как направленность, интеллект, социальный статус в группе, личностный потенциал и др. Социологические факторы предполагают учет возраста, социального происхождения, типа образования. Педагогические факторы включают в себя уровни организации среды, педагогического мастерства, технических средств обучения, материально-технической базы и др.
Одним из факторов, влияющих на успешную адаптацию студентов- первокурсников к обучению в вузе, может быть психологическое благополучие.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах взаимосвязи психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
Объект исследования: адаптация и психологическое благополучие как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что существует взаимосвязь между адаптацией студентов-первокурсников к обучению в вузе и их психологическим благополучием.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, охарактеризовать понятие и виды адаптации; рассмотреть процесс адаптации студентов к обучению в вузе; проанализировать понятие и компоненты психологического благополучия.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Выявить взаимосвязь психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов; методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: опросник «Шкала психологического благополучия»
(авт. К. Рифф); «Методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов в вузе» (авт. Н.Ю. Мелькумова, Н.Г. Живаев); методика «Адаптированность студентов в вузе» (авт. Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).
Теоретико-методологическими основаниями выпускной
квалификационной работы являются исследования авторов по проблеме психологической адаптации студентов (Веснин В.Р., Дятлов В.А., Игнатьев А.В., Коханов Е. Ф., Маслов Е.В., Подлесных В.И., и др.). Основу работы составляют также исследования психологического благополучия в работах Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой и др.
Экспериментальная база исследования: Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета. В экспериментальной работе приняли участие студенты 1 курса факультета педагогики и психологии, обучающиеся по направлениям 44.03.02 Психолого-педагогической образование и 44.03.05 Педагогическое образование. Выборка исследования составила 27 респондентов.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г. - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников; проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента; определение взаимосвязи психологического благополучия и адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования. Систематизированы теоретические материалы по теме выпускной квалификационной работы, которые могут использоваться студентами при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, в рамках выполнения курсовых работ. Получены экспериментальные данные об уровне развития адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ; определена взаимосвязь между компонентами психологического благополучия и адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Начальный период обучения в вузе очень важен для личностного и профессионального становления будущего специалиста. Многие исследователи уделяют большое внимание проблемам вхождения студентов в образовательную среду вуза и адаптации в ней.
Понятие «адаптация» может быть отнесено к общенаучным понятиям, т.к. изучением данного феномена занимаются разные области науки и практики. В психологической науке под адаптацией чаще всего понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Мы выяснили, что понятие адаптация применяется и к условиям обучения в высшем учебном заведении. Разделяя точку зрения А.А. Смирнова под адаптацией студентов мы понимаем процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом процесса адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают что понятия «адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации студентов- первокурсников, является психологическое благополучие. Психологическое благополучие является одним из проявлений позитивного функционирования человека, это сбалансированность эмоциональных процессов, развитая способность к волевому саморегулированию и оцениванию своих возможностей.
Нами было проведено экспериментальное исследование психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников.
У большинства обследуемых студентов-первокурсников был выявлен средний уровень сформированности любознательности (56 %), организованности (48 %) и активности (70 %). Для 56 % первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной группе. Для 78 %
первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной деятельности. 81,5 % студентов оценивают собственное психологическое благополучие на среднем уровне, у 14,8 % испытуемых уровень
психологического благополучия ниже нормы, и всего лишь 3,7 % первокурсников, принявших участие в исследовании, чувствуют себя в полной мере психологически благополучными людьми.
Для выявления взаимосвязи между психологическим благополучием и адаптацией студентов-первокурсников мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. В результате корреляционного анализа нами были установлены следующие взаимосвязи: между активностью, адаптацией к учебной деятельности и личностным ростом студентов-первокурсников; между адаптацией студентов к учебной группе и позитивным отношением к людям; между адаптацией первокурсников к учебной деятельности и их жизненными целями; между любознательностью первокурсников и их стремлением управлять средой; между организованностью студентов и их психологическим благополучием.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме. Выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение.
1. Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. - Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2012. - 173 с.
2. Бахарев, А. М. Технологии адаптации персонала / А. М. Бахарев // Управление персонала. - 2014. - № 5. - С.16-27.
3. Бережковская, Е. Л. Психология раннего студенческого возраста / Е. Л. Бережковская. - Москва : «Проспект», 2014. - 193 с.
4. Блинова, Т. В. Педагогическое сопровождение процесса профессиональной адаптации студентов с разноуровневой довузовской подготовкой / Т. В. Блинова. - Краснодар : «Новация», 2016. - 226 с.
5. Булгаков, А. В. Психология межгрупповой адаптации / А. В. Булгаков. - Москва : Московский гос. обл. ун-т, 2015. - 146 с.
6. Бучацкая, М. В. Психологическое благополучие работающих женщин: монография / М. В. Бучацкая. - Москва : «Аванглион-принт»,
2013. - 166 с.
7. Весна, Е. Б. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: монография / Е. Б. Весна, О. С. Ширяева. - Петропавловск-Камчатский : КамчГУ, 2014. - 247 с.
8. Власюк, Г. В. Социально-трудовая адаптация молодежи / Г. В. Власюк. - Москва : НИИ развития проф. образования, 2013. - 53 с.
9. Гладышев, С. В. Умение войти в новый коллектив / С. В. Гладышев // Управление персоналом. - 2015. - № 5. - С. 23-29.
10. Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие / И. В. Дубровина. - Санкт-Петербург : «Нестор-История», 2016. - 180 с.
11. Ивочкина, Т. Н. Концепция продуктивно ориентированной школы, реализующей модель образовательного процесса как условие социально¬профессиональной адаптации молодежи / Т. Н. Ивочкина. - Новокузнецк : Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2014. - 30 с.
12. Ивочкина, Т. Н. Программа социально¬профессиональной адаптации молодежи в условиях продуктивно ориентированной открытой школы с профессиональной подготовкой / Т. Н. Ивочкина, Ю. Ю. Матюшова, Л. Г. Сократова - Новокузнецк : Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2014. - 42 с.
13. Идобаева, О. А. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения : монография / О. А. Идобаева, А. И. Подольский. - Москва : Эко-Пресс, 2015. - 195 с.
14. Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи: монография / О. Я. Емельянова и др. - Воронеж : Воронежский гос. пед. ун-т, 2015. - 287 с.
15. Кечкин, Ю. В. Профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе: учебное пособие / Ю. В. Кечкин. - Челябинск : «Искра-Профи», 2016. - 157 с.
16. Коржова, Е. Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности / Е. Ю. Коржова. - Санкт-Петербург : Балт. пед. акад.: Ин-т психологии человека, 2016. - 159 с.
17. Лепшокова, З. Х. Стратегии адаптации мигрантов и их психологическое благополучие: (на примере Москвы и Северного Кавказа) : монография / З. Х. Лепшокова. - Москва : «Грифон, 2015». - 190 с.
18. Морозова, Е. А. Психология социализации и социальной адаптации личности / Е. А. Морозова, Н. А. Никитин. - Москва : «Светлица», 2016. - 54 с.
19. Проблема эффективности системы образования в условиях повышения конкурентоспособности и профессиональной адаптации специалистов экономического профиля: монография / О. Г. Гисина; под общ. ред. В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. - Новороссийск : «Логос», 2016. - 103 с.
22. Психологическое благополучие ребенка в современном обществе: монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. - 287 с.
23. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2016. - 622 с.
24. Психология работы с кадрами: адаптация руководителя на производстве. - Киев: «Знание», 2012. - 111 с.
25. Психология развития и адаптации: профилактические психолого-педагогические программы: сборник материалов по итогам областного конкурса психолого-педагогических программ. - Самара : Региональный социопсихологический центр, 2015. - 248 с.
26. Психолого-педагогические факторы успешности профессиональной адаптации молодого учителя: монография / Н. А. Грачева; под ред. А. В. Гаврилина. - Владимир : ВИПКРО, 2013. - 106 с.
27. Пугачев, А. С. Социально-трудовая адаптация обучающихся колледжей в клубных интегрированных коллективах: монография / А. С. Пугачев. - Москва : РДО «Образование. Спорт. Реабилитация»,
2014. - 154 с.
28. Реализация моделей успешной социально¬
профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений в условиях современного рынка труда в России: учебное пособие / А. А. Антипова. - Москва : ФЦОЗ, 2014. - 241 с.
29. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - Санкт-Петербург : «Медпресса», 2012. - 344 с.
30. Ревенко, Н. Ф. Трудовые ресурсы и их адаптация на рынке труда / Н. Ф. Ревенко. - Киров: «Радуга-Пресс», 2014. - 103 с.
31. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации
человека: теоретический и эмпирический анализ ключевых
проблем психологии социализации / С. И. Розум. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 364 с.
32. Роль образовательной среды в профессионально-педагогической адаптации начинающего учителя: монография /
Н. А. Шайденко. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. - 179 с.
33. Рябов, А. Е. Адаптация нового сотрудника: этапы прохождения и действия администрации / А. Е. Рябов // Управление персоналом. - 2013. - № 6. - С. 21-28.
34. Симаева, И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности / И. Н. Симаева. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2015. - 313 с.
35. Трошихин, В. В. Профессиональная и социальная адаптация студентов: концептуальная модель и жизненная стратегия : монография / В. В. Трошихин, И. А. Коденко. - Белгород : Изд-во Белгородского ун-та кооп., экономики и права, 2014. - 200 с.
36. Управление организацией / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 699 с.
37. Управление персоналом организации / под ред. А. Я. Кибанова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 498 с.
38. Фролов, Ю. В. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных учреждениях : монография / Ю. В. Фролов, М. Э. Вайнер. - Москва : МГПУ, 2015. - 166 с.
39. Хайруллина, Ю. Р. Молодой специалист: особенности социально-профессиональной адаптации: монография / Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Хизбуллина. - Казань : Казанский гос. энергетический ун-т, 2014. - 140 с.
40. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Х. Хартманн. - Москва : Ин-т общегуманит. исследований, 2012. - 143 с.
41. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия и
социальной адаптации личности: монография / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева. - Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та
им. Н. Г. Чернышевского, 2014. - 194 с.
42. Южанина, Н. С. Социокультурная адаптация в межэтнических взаимодействиях: монография / Н. С. Южанина, М. А. Южанин. - Москва : МИИТ, 2013. - 273 с.