ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации и
психологического благополучия 9
1.1 Понятие и виды адаптации 9
1.2 Адаптация студентов к обучению в вузе 16
1.3 Понятие и компоненты психологического благополучия 22
2 Экспериментальное исследование взаимосвязи психологического
благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе 28
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 28
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
2.3 Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации
студентов-первокурсников к обучению в вузе 42
Заключение 47
Список использованных источников 49
1 Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации и
психологического благополучия 9
1.1 Понятие и виды адаптации 9
1.2 Адаптация студентов к обучению в вузе 16
1.3 Понятие и компоненты психологического благополучия 22
2 Экспериментальное исследование взаимосвязи психологического
благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе 28
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 28
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
2.3 Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации
студентов-первокурсников к обучению в вузе 42
Заключение 47
Список использованных источников 49
Актуальность исследования. Приспособление к студенческой жизни, ее обычаям, нравам, традициям - это сложный процесс для большинства первокурсников. Не всякий студент-первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается и на самочувствии студентов, и на их поведении, и на их психологическом благополучии.
В отечественной психологии психологическое благополучие изучается в трудах Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой и др. Так, по мнению Р.М. Шамионова, понятие благополучия и удовлетворенности индивида основывается на субъективном отношении к содержанию явлений и событий. Только духовное равновесие, внутренний комфорт, удовлетворенность жизнью дает человеку возможность чувствовать себя счастливым, адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
В психологии нет единого мнения о факторах, влияющих на процесс адаптации к обучению в вузе. Большинство исследователей выделяют три фактора: психологический, социологический и педагогический.
Психологические факторы предусматривают наличие индивидуально-психологических факторов, таких как направленность, интеллект, социальный статус в группе, личностный потенциал и др. Социологические факторы предполагают учет возраста, социального происхождения, типа образования. Педагогические факторы включают в себя уровни организации среды, педагогического мастерства, технических средств обучения, материально-технической базы и др.
Одним из факторов, влияющих на успешную адаптацию студентов- первокурсников к обучению в вузе, может быть психологическое благополучие.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах взаимосвязи психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
Объект исследования: адаптация и психологическое благополучие как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что существует взаимосвязь между адаптацией студентов-первокурсников к обучению в вузе и их психологическим благополучием.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, охарактеризовать понятие и виды адаптации; рассмотреть процесс адаптации студентов к обучению в вузе; проанализировать понятие и компоненты психологического благополучия.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Выявить взаимосвязь психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов; методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: опросник «Шкала психологического благополучия»
(авт. К. Рифф); «Методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов в вузе» (авт. Н.Ю. Мелькумова, Н.Г. Живаев); методика «Адаптированность студентов в вузе» (авт. Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).
Теоретико-методологическими основаниями выпускной
квалификационной работы являются исследования авторов по проблеме психологической адаптации студентов (Веснин В.Р., Дятлов В.А., Игнатьев А.В., Коханов Е. Ф., Маслов Е.В., Подлесных В.И., и др.). Основу работы составляют также исследования психологического благополучия в работах Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой и др.
Экспериментальная база исследования: Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета. В экспериментальной работе приняли участие студенты 1 курса факультета педагогики и психологии, обучающиеся по направлениям 44.03.02 Психолого-педагогической образование и 44.03.05 Педагогическое образование. Выборка исследования составила 27 респондентов.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г. - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников; проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента; определение взаимосвязи психологического благополучия и адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования. Систематизированы теоретические материалы по теме выпускной квалификационной работы, которые могут использоваться студентами при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, в рамках выполнения курсовых работ. Получены экспериментальные данные об уровне развития адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ; определена взаимосвязь между компонентами психологического благополучия и адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
В отечественной психологии психологическое благополучие изучается в трудах Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой и др. Так, по мнению Р.М. Шамионова, понятие благополучия и удовлетворенности индивида основывается на субъективном отношении к содержанию явлений и событий. Только духовное равновесие, внутренний комфорт, удовлетворенность жизнью дает человеку возможность чувствовать себя счастливым, адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
В психологии нет единого мнения о факторах, влияющих на процесс адаптации к обучению в вузе. Большинство исследователей выделяют три фактора: психологический, социологический и педагогический.
Психологические факторы предусматривают наличие индивидуально-психологических факторов, таких как направленность, интеллект, социальный статус в группе, личностный потенциал и др. Социологические факторы предполагают учет возраста, социального происхождения, типа образования. Педагогические факторы включают в себя уровни организации среды, педагогического мастерства, технических средств обучения, материально-технической базы и др.
Одним из факторов, влияющих на успешную адаптацию студентов- первокурсников к обучению в вузе, может быть психологическое благополучие.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах взаимосвязи психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
Объект исследования: адаптация и психологическое благополучие как психологические феномены.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что существует взаимосвязь между адаптацией студентов-первокурсников к обучению в вузе и их психологическим благополучием.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, охарактеризовать понятие и виды адаптации; рассмотреть процесс адаптации студентов к обучению в вузе; проанализировать понятие и компоненты психологического благополучия.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Выявить взаимосвязь психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов; методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: опросник «Шкала психологического благополучия»
(авт. К. Рифф); «Методика диагностики психологических характеристик, влияющих на дидактическую адаптацию студентов в вузе» (авт. Н.Ю. Мелькумова, Н.Г. Живаев); методика «Адаптированность студентов в вузе» (авт. Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).
Теоретико-методологическими основаниями выпускной
квалификационной работы являются исследования авторов по проблеме психологической адаптации студентов (Веснин В.Р., Дятлов В.А., Игнатьев А.В., Коханов Е. Ф., Маслов Е.В., Подлесных В.И., и др.). Основу работы составляют также исследования психологического благополучия в работах Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, В.И. Слободчикова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой и др.
Экспериментальная база исследования: Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета. В экспериментальной работе приняли участие студенты 1 курса факультета педагогики и психологии, обучающиеся по направлениям 44.03.02 Психолого-педагогической образование и 44.03.05 Педагогическое образование. Выборка исследования составила 27 респондентов.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г. - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников; проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента; определение взаимосвязи психологического благополучия и адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования. Систематизированы теоретические материалы по теме выпускной квалификационной работы, которые могут использоваться студентами при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, в рамках выполнения курсовых работ. Получены экспериментальные данные об уровне развития адаптации и психологического благополучия у студентов-первокурсников факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ; определена взаимосвязь между компонентами психологического благополучия и адаптации студентов- первокурсников к обучению в вузе.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Начальный период обучения в вузе очень важен для личностного и профессионального становления будущего специалиста. Многие исследователи уделяют большое внимание проблемам вхождения студентов в образовательную среду вуза и адаптации в ней.
Понятие «адаптация» может быть отнесено к общенаучным понятиям, т.к. изучением данного феномена занимаются разные области науки и практики. В психологической науке под адаптацией чаще всего понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Мы выяснили, что понятие адаптация применяется и к условиям обучения в высшем учебном заведении. Разделяя точку зрения А.А. Смирнова под адаптацией студентов мы понимаем процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом процесса адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают что понятия «адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации студентов- первокурсников, является психологическое благополучие. Психологическое благополучие является одним из проявлений позитивного функционирования человека, это сбалансированность эмоциональных процессов, развитая способность к волевому саморегулированию и оцениванию своих возможностей.
Нами было проведено экспериментальное исследование психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников.
У большинства обследуемых студентов-первокурсников был выявлен средний уровень сформированности любознательности (56 %), организованности (48 %) и активности (70 %). Для 56 % первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной группе. Для 78 %
первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной деятельности. 81,5 % студентов оценивают собственное психологическое благополучие на среднем уровне, у 14,8 % испытуемых уровень
психологического благополучия ниже нормы, и всего лишь 3,7 % первокурсников, принявших участие в исследовании, чувствуют себя в полной мере психологически благополучными людьми.
Для выявления взаимосвязи между психологическим благополучием и адаптацией студентов-первокурсников мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. В результате корреляционного анализа нами были установлены следующие взаимосвязи: между активностью, адаптацией к учебной деятельности и личностным ростом студентов-первокурсников; между адаптацией студентов к учебной группе и позитивным отношением к людям; между адаптацией первокурсников к учебной деятельности и их жизненными целями; между любознательностью первокурсников и их стремлением управлять средой; между организованностью студентов и их психологическим благополучием.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме. Выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение.
Понятие «адаптация» может быть отнесено к общенаучным понятиям, т.к. изучением данного феномена занимаются разные области науки и практики. В психологической науке под адаптацией чаще всего понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Мы выяснили, что понятие адаптация применяется и к условиям обучения в высшем учебном заведении. Разделяя точку зрения А.А. Смирнова под адаптацией студентов мы понимаем процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом процесса адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают что понятия «адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации студентов- первокурсников, является психологическое благополучие. Психологическое благополучие является одним из проявлений позитивного функционирования человека, это сбалансированность эмоциональных процессов, развитая способность к волевому саморегулированию и оцениванию своих возможностей.
Нами было проведено экспериментальное исследование психологического благополучия и адаптации студентов-первокурсников.
У большинства обследуемых студентов-первокурсников был выявлен средний уровень сформированности любознательности (56 %), организованности (48 %) и активности (70 %). Для 56 % первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной группе. Для 78 %
первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной деятельности. 81,5 % студентов оценивают собственное психологическое благополучие на среднем уровне, у 14,8 % испытуемых уровень
психологического благополучия ниже нормы, и всего лишь 3,7 % первокурсников, принявших участие в исследовании, чувствуют себя в полной мере психологически благополучными людьми.
Для выявления взаимосвязи между психологическим благополучием и адаптацией студентов-первокурсников мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. В результате корреляционного анализа нами были установлены следующие взаимосвязи: между активностью, адаптацией к учебной деятельности и личностным ростом студентов-первокурсников; между адаптацией студентов к учебной группе и позитивным отношением к людям; между адаптацией первокурсников к учебной деятельности и их жизненными целями; между любознательностью первокурсников и их стремлением управлять средой; между организованностью студентов и их психологическим благополучием.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы в полном объеме. Выдвинутая нами гипотеза получила подтверждение.
Подобные работы
- Личностные факторы социально-психологической адаптации студентов-сирот
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Профессиональная ориентация студентов профессиональной
образовательной организации средствами адаптации к обучению (на примере
ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Характеристики психологического благополучия у юношей и девушек с разным уровнем психической ригидности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧАЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СПОРТА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2025 - ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ШОКА И АДАПТАЦИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



