Введение 3
1 Теоретические основы государственно-частного партнерства в России 5
1.1 Понятие, структура и основы государственно-частного партнерства 5
1.2 Организационно-правовые формы и принципы государственного-частного
партнерства в России 10
1.3 Возможности и перспективы развития государственно-частного
партнерства в России 13
2 Анализ уровня развития государственно-частного партнерства в России 19
2.1 Анализ развития реализации проектов государственно-частного
партнерства в России 19
2.2 Анализ развития механизма государственно-частного партнерства в
субъектах Российской Федерации 25
2.3 Анализ уровня развития государственно-частного партнерства в Красноярском крае 34
3 Разработка рекомендаций по управлению сферой государственно-частного партнерства в Красноярском крае 45
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой
базы для повышения уровня развития государственно-частного партнерства в Красноярском крае 45
3.2 Разработка мероприятий по развитию институциональной среды для
повышения эффективности управления проектами государственно-частного партнерства в Красноярском крае 53
3.3 Разработка алгоритма оценки целесообразности проекта государственно¬
частного партнерства 60
Заключение 68
Список использованных источников 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Неразвитость инфраструктуры препятствует экономическому развитию страны, негативно влияет на качество оказываемых населению услуг, снижает темпы роста предпринимательской активности. Согласно проведенным исследованиям, рост инвестиций в инфраструктуру оказывает наибольшее влияние на благосостояние бедных слоев населения, чей уровень доходов с улучшением инфраструктурной обеспеченности увеличивается быстрее, чем растут общие доходы населения. Большинство стран мира, не зависимо от уровня развитости их экономик, стараются реализовывать инфраструктурные проекты с привлечением внебюджетных средств и частных инвесторов, что значительно снижает нагрузку на бюджет и повышает качество и эффективность эксплуатации инфраструктурных объектов. Государственно¬частное партнерство (ГЧП) является одним из наиболее распространенных инструментов привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. Государственно-частное партнерство не является универсальным решением всех проблем развития инфраструктуры в стране, однако механизмы ГЧП в ряде случаев способны значительно повысить эффективность государственных расходов и качество предоставляемых населению услуг.
Таким образом целью выпускной работы является разработка рекомендаций по управлению в области применения механизма ГЧП в Красноярском крае. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические и нормативные материалы по теме ГЧП;
- проанализировать развитие ГЧП в России и в субъектах Российской Федерации;
- выявить проблемы, препятствующие развитию ГЧП в России и Красноярском крае;
- разработать рекомендации и пути решения выявленных проблем в применении ГЧП в Красноярском крае.
При решении поставленных задач будут использоваться следующие модели и методы: методы эмпирического исследование, такие как сравнение и описание; методы теоретического познания - анализ, классификация; общелогические методы и приёмы исследования - моделирование, аналогия, системный подход.
Суммируя все показатели и возможности государственно-частного партнерства, необходимо склониться в пользу такой новой формы взаимоотношений государства с частным бизнесом. Во-первых, государственно-частное партнерство является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющий развивать отношения бизнеса и государства, во- вторых, это возможность государства нахождения источника бюджетных доходов, а у частного сектора - возможность владения и распоряжения государственными и муниципальными активами, а также возможность получения различных государственных привилегий. В-третьих, объединение усилий государства и частного предпринимательства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. И последнее, это удачный механизм нахождения экономического и социального консенсуса, внедрение новых разработок и технологий, с помощью идей, логических и хладнокровных рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью и властью государственных структур.
Для достижения поставленной цели разработки рекомендаций по управлению сферой ГЧП в Красноярском крае мной были решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты в сфере ГЧП;
- произведен анализ развития ГЧП в России и её субъектах;
- выявлены проблемы развития ГЧП в Красноярском крае;
- предложены рекомендации по совершенствованию управления в сфере ГЧП в Красноярском крае.
В результате проведения всех рекомендуемых мероприятий по развитию нормативно-правовой базы ГЧП, институциональной среды и внедрения оценки целесообразности проектов будут созданы необходимые условия для эффективного применения механизма ГЧП в Красноярском крае. Таким образом, процесс управления сферой государственно-частного партнерства станет структурированным, а общий уровень развития ГЧП в крае вырастет в соответствии с методологией оценки Центра ГЧП.
Повышение уровня развития ГЧП в крае будет способствовать притоку капитала, развитию различных сфер экономики края, повышению уровня предоставляемых услуг населению и общему качеству жизни. В настоящее время при дефиците бюджета Красноярскому краю необходим частные инвестиции для развития, а механизм ГЧП и грамотное управление данным механизмом поможет эффективно использовать эти инвестиции и успешно развивать край.
Результаты данной работы могут быть применены органами исполнительной власти Красноярского края, в частности министерством экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей, Советом по улучшению инвестиционной привлекательности Красноярского края при Губернаторе.
1. Ахтариева Л.Г. Современные направления и инструменты частно-государственного партнерства в регионе / Л.Г. Ахтариева // Экономика и управление: Российский научный журнал. - 2014. - № 1/4. - С. 47-50.
2. Гусева М. С., Ильина А. А. Оценка реализации механизма
государственно-частного партнерства в субъектах РФ: тенденции, проблемы и перспективы // Научно-методический журнал «Концепт». - 2015. - 25 с.
3. Еганян A. C. Государственно-частное партнерство в России /A. C. Еганян // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы: сб. науч. ст. / Под ред. A. A. Зверева. М. , 2015. - С. 48¬57.
4. Зельднер А. Г. Концептуальные основы становления и
функционирования государственно-частного партнерства / А. Г. Зельднер. - М.: Институт экономики РАН, - 2010. 42с.
5. Иголкина Л. М. Государственно-частное партнерство. Особенности взаимодействия / Л. М. Иголкина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 10. - С. 335-337.
6. Методические рекомендации по развитию институциональной
среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ : региональный стандарт / под ред. П. Л. Селезнёва. - Москва : Изд-во Центра развития ГЧП, 2014. - 52 с.
7. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ.
8. О концессионных соглашениях : феред. закон от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ.
9. О министерстве экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края : постановление Правительства Красноярского края от 23 декабря 2014 г. № 639-п.
10. Об определении уполномоченного органа в сфере государственно - частного партнерства в Красноярском крае : постановление Правительства Красноярского края от 29 янв. 2016 г. №30-п.
11. Пчелкина В. В. Региональные центры государственно-частного партнерства как институты инвестиционной инфраструктуры / В. В. Пчелкина // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 1. - С. 439-443
12. Развитие институциональной среды для применения механизмов государственно-частного партнерства в субъектах РФ: метод. рекомендации / М. В. Ткаченко [и др.]. - Москва : Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 32 с.
13. Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015¬
2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской
Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.
14. Развитие государственно-частного партнерства в России в 2014¬
2015 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской
Федерации. - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 36 с.
15. Развитие ГЧП в России становится системным [Электронный ресурс] : Торгово-промышленные ведомости / ТПП-Информ. - Электрон. журн. - Москва : Торгово-промышленная палата, 2016. - Режим доступа: http://old.tpp-inform.ru/analytic_joumal/4836.html
16. Ромодина, И. В. Экономическая политика и управление экономическим развитием / И. В. Ромодина // Институциональная среда государственно-частного партнерства: опыт Пермского края. - 2015. - №3. - С. 28-40.
17. Семина Е. М. Политико-правовая среда как фактор развития государственно-частного партнерства в России / Е. М. Семина // Успехи в химии и химической технологии. - 2014. - № 7. - С. 62-64
18. Сычева И. В. Исследование форм и механизмов государственно- частного партнерства в мировой и отечественной практике / И. В. Сычева // Известия Тульского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 23-33
19. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.gks.ru
20. Шмелева Е. В. Об основах государственно-частного партнерства в РФ / Е. В. Шмелева // Бизнес-журнал государственно-частное партнерство. - 2015. - № 5. - С. 15-18.