Введение 3
1 Основные характеристики государственной семейной политики 6
1.1 Понятие социальной политики 6
1.2 Определение семейной политики как самостоятельного направления
социальной политики 10
1.3 Реализация семейной политики в зарубежных странах 15
2 Анализ социальной поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае
19
2.1 Основные демографические характеристики Красноярского края 19
2.2 Характеристика социально-экономического положения семей в
Красноярском крае 26
2.3 Основные направления государственной семейной политики в России и
Красноярском крае 31
3 Основные направления совершенствования социальной поддержки семей, имеющих детей 57
3.1 Оценка действующих мер социальной поддержки семей с детьми 57
3.2 Социальный контракт как инструмент государственной поддержки
малоимущих семей 62
3.3 Направления совершенствования государственной поддержки семей,
имеющих детей 69
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей
человеческой жизни. Все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе,
связаны с семьей, она – естественная часть этой жизни. Семья является
важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для
индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического
развития общества. Семья – уникальная подсистема, способная успешно
решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации
новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача более
детального изучения отношений семьи и государства, основ государственной
семейной политики.
Острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает
тревогу – значительный удар нанес демографический кризис,
сопровождавшийся депопуляцией, старением населения, снижением
продолжительности жизни и ухудшением состояния здоровья людей.
Семейная жизнь остается в сознании большинства людей естественным
образом жизни, однако в настоящее время происходит девальвация
традиционной формы совместной жизни семьи на основании заключения брака.
Все чаще одобрение получают также мнения людей о том, что семья и дети – не
главные ценности в жизни, при этом большее внимание уделяется
профессиональной деятельности и карьерному росту.
Несмотря на то что в последние годы наблюдается положительный
естественный прирост, увеличение продолжительности и уровня жизни,
демографическая ситуация в стране по-прежнему характеризуется экспертами
как кризисная. Прогнозы неутешительны: численность населения будет
продолжать снижаться, уменьшение количества людей трудоспособного
возраста спровоцирует нехватку рабочих рук, население будет продолжать
стареть. Из этого следует, что вопросы повышения эффективности социальной
политики являются очень значимыми и актуальными.4
Социальная политика государства является одним из важнейших
факторов, способствующих защите интересов человека, групп, их прав и
свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности
государства и других политических институтов по управлению развитием
социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее
развития и функционирования. В социальной сфере всегда существует
комплекс первоочередных проблем на федеральном и региональном уровне.
Так, одним из приоритетных направлений, требующих к себе особого
внимания, является социальная политика в области семьи, материнства,
детства. Усилия правительства в данном вопросе нацелены непосредственно на
изменение и сохранение уровня жизни семей, повышение благосостояния и
улучшение их социального самочувствия. Несмотря на то, что тема
проблематики государственной семейной политики находится на высоком
уровне теоретической разработанности, исследование ее реализации на
федеральном и региональном уровне нельзя признать достаточным в
современных условиях.
Актуальность темы выпускной работы обусловливают выбор объекта и
предмета исследования, ее цели и задачи.
В качестве объекта исследования выступает Красноярский край и
Российская Федерация (в связи с проведением анализа некоторых федеральных
программ).
Предметом исследования является социальная поддержка семей,
имеющих детей и совокупность вопросов по ее управлению.
Цель выпускной работы заключается в разработке и совершенствовании
направлений осуществления государственной социальной поддержки семей с
детьми (на примере Красноярского края).
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
‒ изучить понятие социальной политики государства;
‒ выяснить исторические предпосылки и сущность семейной политики
как самостоятельного направления социальной политики;5
‒ рассмотреть меры по реализации семейной политики в зарубежных
странах;
‒ осуществить анализ современного положения семей и оказываемой им
социальной поддержки;
‒ дать характеристику действующим мерам социальной поддержки семей
с детьми, осуществляемым в России и Красноярском крае;
‒ определить направления по совершенствованию государственной
поддержки семей, имеющих детей.
Государственная поддержка семей с детьми является неотъемлемой
составляющей социальной политики. В выпускной работе была исследована
реализация государственной семейной политики на примере Красноярского
края и обозначены направления по ее совершенствованию.
В ходе проведенного исследования было изучено понятие социальной
политики государства в целом и определена сущность семейной политики как
самостоятельного направления; рассмотрены особенности семейной политики
в различных странах. Для анализа социальной поддержки семей, имеющих
детей, в Красноярском крае, были обозначены основные демографические
характеристики региона, проведен анализ социально-экономического
положения семей и исследованы различные меры их социальной поддержки. В
завершение работы были предложены различные мероприятия и меры по
совершенствованию государственной поддержки семей с детьми.
Проанализировав современное положение российской семьи, можно
сделать вывод о том, что необходимо корректировать проводимую семейную
политику. Несмотря на многообразие форм социальной поддержки, достаточно
большое количество семей нуждается в помощи, а рождаемость (на повышение
которой направлены многие меры семейной политики) остается на невысоком
уровне.
Все теоретические и практические подходы к реализации семейной
политики, в конечном счете, включает две компоненты:
‒ демографическая политика, имеющая целью регулирование процессов
воспроизводства населения (повышение или снижение рождаемости до
определенного уровня);
‒ политика снижения бедности семей с детьми, повышение их
благосостояния.82
В России осуществляется достаточно много форм социальной
поддержки: различные пособия, выплаты, субсидии, льготы, обеспечение
бесплатного проезда и отдыха детей и др.
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование
соответствующей нормативно-правовой базы. Для этого разработаны и
приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей», 1995 г.; «О государственной социальной помощи», 1999 г.;
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих
детей», 2013 г.; «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации», 2013г. и др. Ежегодно в силу изменяющихся условий законы
редактируются, а также принимаются различные программы.
Современная модель семейной политики России в основном направлена
на решение демографических проблем общества и стимулирование рождения
нескольких детей в семье с помощью материальной поддержки.
Однако следует обратить внимание не только на увеличение
рождаемости, но и на повышение благосостояния семей. Приоритетными
формами поддержки следует определить трудовые, налоговые, жилищные,
кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической,
юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.). Необходимо
широкое использование активных форм социальной поддержки населения
(социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения,
содействие самореализации и самообеспечения, профессиональной ориентации
и т. д.).
Реализация предложенных мер позволит семьям улучшить жилищные
условия, увеличить доходы малоимущим (заключение социального контракта),
успешно совмещать родительские функции и трудовую деятельность,
следствием чего выступит самореализация граждан и повышение уровня их
жизни.83
Еще раз хотелось бы отметить, что семейная политика должна
обеспечивать все необходимые условия для реализации семьей ее функций и
повышении качества жизни. Гарантированная государственная поддержка
позволит населению планировать создание семьи, а также будет
способствовать стабильному развитию общества и государства в целом.
Григорьева, И. А. Социальная политика: основные понятия / И. А.
Григорьева // Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. – С.
29–44;
2. Товма, Н. А. Сущность и значение социальной политики / Н. А. Товма
// Проблемы современной экономики. – 2008. – №1 (25). – С. 30–37;
3. Кочетков, А. А. Основы экономической теории. Курс лекций : учебное
пособие для вузов / А. А. Кочетков, В. М. Агеев. – Изд. 2-е. – Москва: Дашков и
Ко, 2007. – 492 с.;
4. Холостова, Е. И. Социальная политика : учебное пособие / Е. И.
Холостова. – Москва : Инфра-М, 2001. – 204 с.;
5. Российская статистическая энциклопедия. – Москва, 1998. – С. 397;
6. Семья в центре социально-демографической политики : сборник
аналитических статей / отв. ред. О.В. Синявская. – Москва : Независимый
институт социальной политики, 2009. – 192 с.;
7. Волгин, Н. А. Государственная и муниципальная социальная политика.
Курс лекций: учебное пособие / коллектив авторов; под общей радакцикй Н. А.
Волгина. – Москва : Кнорус, 2011. – 1016 с.;
8. Об основных направлениях государственной семейной политики
[Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 14.05.1996 г. № 712 //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа :
http://www.consultant.ru;
9. Концепция государственной семейной политики Российской
Федерации. – Москва, 1993;
10. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. Закон от от 29.12.1995 № 223 (ред. от 30.12.2015) // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
11. Здоровая семья – здоровое поколение // Аналитический вестник
Совета Федерации ФС РФ. – 2001. № 13 (144);85
12. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] :
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618 // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru;
13. Тындик, А. О. Обзор современных мер семейной политики в странах с
низкой рождаемостью / А. О. Тындик // Социальная политика: экспертиза,
рекомендации, обзоры. – 2010. – № 12. – С. 157–177;
14. Мисихина, С. Г. Социальная помощь в Венгрии. Международный
опыт организации системы социальной помощи (на примере пяти стран) /
С. Г. Мисихина. – Астана : МОТ, Представительство ПРООН в Республике
Казахстан, 2003. – С. 110;
15. Войтенкова, Г. Ф. Социальная поддержка семей с детьми в США / Г.
Ф. Войтенкова, Е. В. Лебедева // Народонаселение. – 2007. – № 4. – 94–106);
16. Притворова, Т. П. Модели и механизмы семейной политики в
развитых странах / Т. П. Притворова, Ж. А. Кайдарова // Вестник КарГУ. –
Караганда, 2011;
17. Густафссон, Б. Социальная помощь в Швеции. Международный опыт
организации системы социальной помощи (на примере пяти стран) – Астана:
МОТ, Представительство ПРООН в Республике Казахстан, 2003;
18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
19. Об утверждении государственной программы Красноярского края
«Развитие системы социальной поддержки населения» [Электронный
ресурс] : Постановление Правительства Красноярского края от
30.09.2013 № 507п (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от
09.10.2014 № 477-п) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru;86
20. О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин
в Красноярском крае [Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от
30.06.2011 № 12-6043 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru;
21. О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2006
№ 256-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим
доступа: http://www.consultant.ru;
22. О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае
[Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5393 //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru;
23. О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в
Красноярском крае [Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от
09.06.2011 № 12-5937 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru;
24. О социальной поддержке населения при оплате жилья и
коммунальных услуг [Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от
17.12.2004 № 13-2804 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru;
25. О мерах социальной поддержки женщин, награжденных Почетным
знаком Красноярского края «Материнская слава» [Электронный ресурс] : Закон
Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5514 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
26. О ежемесячном пособии на ребенка [Электронный ресурс] : Закон
Красноярского края от 11.12.2012 № 3-876 // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru;
27. О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского
края от 13.10.2011 № 595-п «Об утверждении долгосрочной целевой
программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений» на87
2012-2015 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства
Красноярского края от 27.12.2013 № 690-П // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
28. Об утверждении распределения субсидий на софинансирование
расходных обязательств муниципальных образований Красноярского края на
предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение
(строительство) жилья бюджетам муниципальных образований Красноярского
края, отобранным для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых
семей в Красноярском крае» государственной программы Красноярского края
«Молодежь Красноярского края в XXI веке» на 2014-2016 годы, утвержденной
постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 519-п, на
основании конкурсного отбора, в 2014 году» [Электронный ресурс] :
Постановление Правительства Красноярского края от 16.06.2014 № 240-П //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru;
29. Об утверждении региональной целевой программы «Обеспечение
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Красноярском крае на 2013-2015 годы» [Электронный
ресурс] : Постановление от 29.08.2013 № 412-п // Справочная правовая
система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru;
30. Фабиан, С. К. Оценка влияния политики материнского капитала в
России / С. К. Фабиан, А. К. Юрко // Демографическое обозрение /
национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». –
2015. – Т. 2, № 3;
31. Влияние материнского капитала на показатели рождаемости в России
[Электронный ресурс] : Исследование РБК // официальный сайт
«РосБизнесКонсалтинг». – Режим доступа: http://www.rbc.ru;
32. О регулировании земельных отношений в Красноярском крае
[Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 //88
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru;
33. Заседание президиума Госсовета по социально-экономической
ситуации в регионах [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. – Режим
доступа: http://www.kremlin.ru;
34. Цацура, Е. А. Социальная защита: регионы переходят к
квазиадресности / Е. А. Цацура // Оперативный мониторинг экономической
ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. –
2015. – № 8 (май);
35. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной
социальной помощи» [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 25.12.2012
№ 258-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим
доступа: http://www.consultant.ru;
36. О практике применения и эффективности оказания семьям с детьми
государственной социальной помощи на основании социального контракта в
субъектах Российской Федерации для использования органами социальной
защиты населения [Электронный ресурс] : информационные материалы от
24.02.2015 // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ.
– Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru;