Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕЛОМЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ RESSENTIMENT'A Ф.НИЦШЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Работа №20908

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
629
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
КОНЦЕПЦИЯ RESSENTIMENT'A: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ 6
1.1. Концепция ressentiment'a в философии Ф.Ницше
1.2. Переосмысление концепции ressentiment'a Ф.Ницше в европейской
философии 20
ГЛАВА ВТОРАЯ
RESSENTIMENT КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ 52
2.1. XX век как век ressentiment'a: глобальное «восстание рабов» 52
2.2. Ressentiment в современном обществе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79


Актуальность проводимого исследования состоит в том, что в современном обществе остро встает проблема гармонизации общественных, национальных, межличностных отношений. Изучение ressentimenfa позволяет прояснить причины столкновения интересов на межличностном и социальном уровнях, когда различные способы оценки действительности приводят к непониманию и столкновению интересов социальных групп. Представляется логически оправданным и необходимым рассмотреть преломление концепции ressentimenfa в европейской философской
традиции, так как благодаря ряду европейских мыслителей данная концепция была разъяснена и существенно дополнена.
Проблема исследования заключается в экспликации понятия ressentiment, определении его сущности, причин и механизма действия, а также в выявлении той роли, которую играет ressentiment как явление в современном обществе. Разворачивая идею ressentiment^, Ницше не дает готовых, четких дефиниций. Концепцию ressentimenfa Ницше развивает на протяжении многих работ, хотя не во всех из них он вообще озвучивает это понятие: не важно, имеем ли мы дело с темой воли к власти, концепцией сверхчеловека и «стада», определениями добра и зла, проблемой человеческой свободы или знаменитым провозглашением смерти бога. В философском мироощущении Ницше ressentiment является одной из опорных точек, центральной идеей, связывающей все остальные концепты, однако именно концепции ressentimenfa среди всех философских идей Ницше уделено наименьше внимание, поэтому представляется необходимым устранить это упущение.
Объект: концепция ressentimenfa Ф.Ницше.
Предмет: преломление концепции ressentimenfa в европейской философской традиции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были получены следующие
выводы:
• В философии Ф.Ницше идея ressentiment'a является опорной точкой, связывающей все остальные его концепты. Концепция ressentiment'a Ницше развивается на протяжении многих работ, даже в тех, которые были написаны до введения данного понятия. При этом Ницше не дает четкого определения понятию ressentiment, несмотря на то, что данной идее в его исследованиях уделяется много внимания: он рассматривает ressentiment как определяющую характеристику морали рабов, как «поворот оценивающего взгляда» в морали — «необходимое обращение вовне, вместо обращения к самому себе».
• Наибольший вклад в разработку концепции ressentiment'a внес немецкий мыслитель Макс Шелер («Ressentiment в структуре моралей»). Он дает конкретные определения ressentiment'a и выявляет составляющие данного явления. Ressentiment, по Шелеру, это: 1) воспроизведение в переживании конкретной ответной реакции на нападение или оскорбление; 2) долговременная психическая установка как следствие систематического вытеснения самой возможности выхода (разрядки) известных душевных движений и аффектов. Также в исследованиях можно четко проследить выявленный им механизм действия ressentiment'a М. Шелер четко выделил механизм действия ressentiment'a: фаза возникновения (социальная среда, социальные взаимоотношения), фаза формирования (импульс мести, сознание собственного бессилия, вытеснение, зависть, переоценка ценностей), фаза эмансипации (распространение ressentiment'a в группе и массах). Главнейшее отличие в толковании ressentiment'a у Шелера от Ницше: иное понимание христианской этики — у Шелера она не определяется как почва для возникновения ressentiment'a, т.к. эта роль отводится буржуазной морали, но, наоборот, христианство признается средством преодоления ressentiment'a.
• Переосмысление концепции ressentiment'a остальными философами, помимо Шелера, чьи идеи были разобраны во втором параграфе первой главы данном параграфе, позволяет взглянуть на феномен ressentiment'a с различных сторон. Поэтому необходимо обращение не только к разработкам Шелера, но и других авторов.
• В XX веке ressentiment осуществил свое наиболее полное воплощение, став причиной глобальных социальных и политических изменений. Тоталитаризм XX века явился чудовищным «взрывом» ressentiment'a наиболее угнетенных и обездоленных масс, восставших ради свержений тех ценностей, благодаря которым существовало и закреплялось их подчиненное состояние.
• В XXI веке, несмотря на постулирование главенства либеральной идеологии и демократии, ressentiment по прежнему является движущей силой процессов, которые приводят к столкновению людей на различных уровнях отношений (межличностном, межгрупповом, межнациональном).
Ressentiment можно обнаружить повсюду. Читая газеты или электронные ресурсы, смотря новостные передачи, особенно страницы и сюжеты, посвященные социальным и политическим темам, мы сталкиваемся с событиями и явлениями, которые шокируют и надолго врезаются в память. Это акты возмездия, самоубийства, преступления против детей, рост расистских настроений, терроризм, современные секты с их антигуманной направленностью, массовые убийства, войны и т.д. Если попытаться выяснить первопричины данных негативных феноменов, то можно обнаружить, что одной из главных является именно ressentiment. Естественно, нельзя утверждать, что они имеют своими основаниями только ressentiment. Но можно со всей определенностью сказать, что ressentiment составляет неотъемлемый фон, на котором они возникают. Где речь идет о человеческих, социальных взаимоотношениях, точнее, о препятствиях на их пути, провоцирующих различные конфликты и чаще всего связанных с этносом, самоидентификацией, идеей равенства, классовым сознанием и т.д., там выявление ^sentiment^ оказывается важным аспектом понимания и решения личностных, социальных и международных проблем. Поэтому представляется оправданным сделать феномен ressentimenfa объектом тщательного дальнейшего исследования.



1. Шелер, M. Ресентимент в структуре моралей/ М.Шелер; пер. с нем. А.Н. Малинкина — СПб.: Наука, Университетская книга, 1999. — 231 с.
2. Ницше, Ф. К генеалогии морали/ Ф.Ницше; сост., редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем. Я. Бермана, Г. А. Рачинского,К. А. Свасьяна,С. Л. Франка Соч. в 2 т. — М.: Мысль,1990. —Т.2. — С. 407—524 с.
3. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей/Ф.Ницше; пер. с нем. К. Свасьяна. — М.: Культурная революция, 2005. —391 с.
4. Гусейнов, А.А., Иррлитц, Г. Краткая история этики/А.А.Гусейнов, Г.Ирлитц. — М.: Мысль, 1987.—589 с.
5. Делез, Ж. Ницше и философия./ Ж. Делез; пер. с фр. О.Хомы под ред. Б. Скуратова. — М.: Ад Маргинем, 2003. — 392 с.
6. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни /Ф.Ницше; сост., редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем. Я. Бермана, Г. А. Рачинского, К. А. Свасьяна, С. Л. Франка . Соч. в 2 т. — М.: Мысль, 1990. 158 — Т.1. — С.158 — 232.
7. Ницше, Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Ф. Ницше; сост., редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем. Я. Бермана, Г. А. Рачинского, К. А. Свасьяна, С. Л. Франка Соч. в 2 т. — М.: Мысль, 1990. — Т. 2— С.556—630.
8. Юнгер, Ф. Г. Ницше / Ф.Г. Юнгер; пер. с нем. А.В. Михайловского — М.: Праксис, 2001.—256 с.
9. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше; сост., редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем. Я. Бермана, Г. А. Рачинского, К. А. Свасьяна, С. Л. Франка. Соч. в 2 т. — М.: Мысль, 1990. — Т.2 — С. 5—237.
10. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше; пер. с нем. К. Свасьяна. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т. 2 — С. 238—406.
11. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше; сост., редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна; Пер. с нем. Я. Бермана, Г. А. Рачинского, К. А. Свасьяна, С. Л. Франка. Соч.в 2 т. — М.: Мысль, 1990. — Т. 2— С.631—692.
12. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое/ Ф. Ницше; пер. с нем. К. Свасьяна. Соч. в 2 т.—М.: Мысль, 1990. —Т.1 — С.231—490.
13. Мочкин, А.Н. Фридрих Ницше (интеллектуальная биография) / А.Н. Мочкин. — М.: ИФ РАН, 2005. — 246 с.
14. Апресян, Р.Г. Ресентимент и историческая динамика морали / Р.Г. Апресян// Этическая мысль / Российская академия наук, Институт философии. — М.: 2001 — № 2. — С. 27—41
15. Марков, Б.В. Ницше в России и на Западе /Б.В.Марков// Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. — СПб.: Владимир Даль, 2002. — С. 5—85.
16. Адорно, Т. Проблемы философии морали./ Т. Адорно; пер. с нем. М.Л. Хорькова. — М.: Республика, 2000. — 239 с.
17. Хайдеггер, М. Кто такой Заратустра у Ницше?/ М. Хайдеггер; пер. с нем. и прим. В. Жук. — М.: Топос, 2000. — №1. — 50—65 с.
18. Хайдеггер, М. Вечное возвращение равного [Электронный ресурс] // М.Хайдеггер; Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении (Лекции 1923—1944 годов); пер. с нем. С.Жигалкина - Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/userfiles/pdf/heidegger.pdf
19. Орбел, Н. Ecce liber. Опыт ницшеанской апологии/ Ф. Ницше. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей; пер. с нем. Е.Герцык и др. — М.: Культурная Революция, 2005. — 880 с.
20. Делёз, Ж. Ницше / Ж. Делёз; пер. с франц., послесловие и коммент. С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. — 186 с.
21. Marks, J. Gilles Deleuze. Vitalism and Multiplicity. — Sterling, VA; L.: Pluto Press, 1998. — 364 р.
22. Bogue, R. Deleuze and Guattari. — L.; N.Y.: Routledge, 2001. — 196 p.
Социологический журнал. —1997. — № 4. — С. 151—164.
24.Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
25. Визгин, В.П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия/ В.П. Визгин. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 800 с.
26. Преодолеть рессентимент по Слотердайку: [электронный ресурс]. — 13.06.2012. — Режим доступа: http://s357a.blogspot.ru/2012/06/blog—post.html
27. Жижек, С. О насилии / С.Жижек; пер. с англ. А. Смирнова, Е.Ляминой. — М.: Европа, 2010. — 184 с.
28. Слотердайк, П. Как избежать ловушек глобализации? (Беседа Славоя Жижека и Петера Слотердайка) [электронный ресурс]. — Le Monde, 2011. Режим доступа: http://inosmi.ru/europe/20110531/170058870.html.
29. Жижек, С. Чума фантазий / Славой Ж; Харьков: пер. Е.С. Смирновой, под науч.ред. А.Е. Радеева. - Харьков.: Гуманитарный центр, 2012. — 388 с.
30. W. G. Sebald. On the Natural History of Destruction. — London: Penguin Books, 2003. — 205 p.
31. Бердяев, Н. Дух и сила [электронный ресурс]// Печатается по изданию 1998 г. Режим доступа: http://www.krotov.info/library/02 b/berdyaev/19470001. html
32. Дьяков, A. B. Жиль Делёз. Философия различия/ А.В.Дьяков. — СПб.: Алетейя, 2015. — 504 c.
33. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под. общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. — М.: Республика, 1996. — 576 с.
34. Ионин, Л. Г. Апдейт консерватизма / Гос. ун—т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун—та Высшей школы экономики, 2010. — 304 с.
35. Господынько,Н.Е. Нелегальная миграция из стран Северной Африки в
ЕС: количественные и качественные характеристики [электронный ресурс] /
81
Н.Е. Господынько// Проблемы современной экономики. — 2008. — № 4 (28).— Режим доступа: http://www.rn—economy.ru/art.php?nArtId=2242
36. Ямпольский М. В стране победившего ресентимента: [электронный ресурс]. COLTA.RU, 2014. Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/special s/4887
37. Балибар, Э. Волнения в banlieues / Э.Балибар // Прогнозис. - 2008. - №2 (14). - С. 269-300.
38. Шкубуляни, Е.С., Коновалов, С.В. Ресентимент в постсоветских государствах/ Е.С. Шкубуляни, С.В. Коновалов// Актуальные вопросы современной науки/ Национальный технический университет (Харьковский политехнический институт). — Харьков, 2009. — №6. — С. 220-229.
39. Шкубуляни, Е.С. Рессентимент в сфере межэтнических отношений // Науковi записки. Випуск 15 //I нститут полггичних i етнонацюнальних дослщжень НАН Украши. - Киев, 2001. - С. 266-271.
40. Понарин, Э., Соколов, Б. Глобальная политика глазами российской элиты:
анализ данных опросов 1993-2012 [электронный ресурс]/ Э. Понарин, Б. Соколов.// Россия в глобальной политике. — 2014. — № 5. — С. 100-112.— Режим доступа http: //www.globalaffairs .ru/number/Globalnaya—politika—
glazami—rossiiskoi—elity—17106
41. Гринфельд, Л. Национализм. Пять путей к современности./ Л.Гринфельд. — М.: ПЕР СЭ, 2012. — 528 с.
42. Власть меняет курс в сторону Запада: [электронный ресурс] — Левада— центр. 2016. — Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/04/07/vlast— menyaet—kurs—v—storonu—zapada
43. Жижек, С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно/ С. Жижек; пер. с англ. Е. Савицкого, А. Ожигановой, А. Маркова. — М.: Европа, 2012. — 272 с.
44. Яркеев, А. В. Социальное зло и социальная память: герменевтический
аспект./ А.В. Яркеев // Исторические, философские, политические и
юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и
82
45. Малинкин, А.Н. Макс Шелер: очерк жизни и творчества/ А.Н.Малинкин// Социологический журнал . — 1996. — №1/2. — С.117-121.
46. Малинкин, А.Н. Уроки истории: политологическая концепция Макса Шелера и позднебуржуазный консерватизм/ А.Н.Малинкин// Социологические исследования. — 1986. —№3. — С.78-87.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ