Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования поведенческих особенностей детей с выраженной креативностью 7
1.1. Подходы к рассмотрению креативности в отечественной и зарубежной науке 7
1.2. Развитие творческих способностей в детском возрасте 24
1.3. Теоретические и экспериментальные исследования детской кретивности34
Глава 2. Эмпирическое исследование поведенческих особенностей детей с выраженной креативностью 41
2.1. Организация и методики исследования 41
2.2. Представление результатов исследования 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 55
2.4. Разработка практических рекомендаций 57
Заключение 62
Список литературы 67
Актуальность исследования. Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала креативной личности. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сензитивным периодом для развития проявлений креативности является раннее детство и дошкольный возраст.
Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи.
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Самый большой интерес в изучении креативности представляет именно дошкольный возраст. Большой вклад в её развитие внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, Д.Б. Богоявленская, В.А. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, A.M. Матюшкин, К. Хеллер, Н.С. Лейтес, Дж. Гилфорд и другие. В своих трудах психологи рассматривают креативность как специфическую черту мышления, которая отличает её от остальных психических процессов. Они связывают креативность с личностными особенностями детей и с их воображением.
Дошкольный возраст является самым благоприятным для становления творчески активной личности, поскольку именно этот возраст характеризуется прогрессивными изменениями во многих областях, когда совершенствуются психические процессы (память, речь, внимание, мышление, воображение, восприятие) и происходит активное развитие личностные качества, на основе которых развиваются склонности и способности. В дошкольных образовательных учреждениях развитие творчества происходит через разные виды деятельности детей, такие как: коммуникативная, игровая, продуктивная и прочие. Многообразие методов связано с многогранностью процесса усвоения системы знаний и овладением основами наук, куда входит, в первую очередь, игра, являясь вместе с тем ведущим видом деятельности этого возраста. Театральные и 3 сюжетно-ролевые игры, игры-забавы, игры-экспериментирования и прочие – они все направлены на становление у дошкольника творческого потенциала. Однако становление творческих способностей может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе видов деятельности, их многоплановость; ранее начало творческого развития; создание в детском саду благоприятной развивающей среды; постоянное поддержание интереса к творческой деятельности и т.д.
В тоже время необходимо учитывать то, что креативность и одаренность тесно связаны с личностными особенностями ребенка, том числе и с поведенческими особенностями. С одной стороны, креативность откладывает отпечаток на поведение ребенка, с другой – определенные поведенческие особенности могут как способствовать развитию креативности, так и подавлять ее.
Вместе с тем, можно констатировать наличие существующих противоречий:
- между возрастающей потребностью общества в творческом развитии детей дошкольного возраста и недостаточной готовности системы дошкольного образования к эффективному решению данной задачи;
- между необходимостью поиска условий развития креативности детей дошкольного возраста и недостаточной эмпирической базой исследования личностных особенностей детей с выраженной креативностью;
На основе анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования: каковы поведенческие особенности креативных детей?. Разрешение данной проблемы связано с необходимость рассмотрения психолого-педагогической литературы по вопросам развития креативности в детском возрасте.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Поведенческие особенности креативных детей».
Степень исследованности. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи.
Цель исследования ‒ выявить и экспериментально изучить поведенческие особенности креативных детей.
Задачи исследования:
1. рассмотреть подходы к изучению креативности в современной науке.
2. Выявить особенности развития креативности у детей.
3. Экспериментально изучить поведенческие характеристики креативных детей.
Объект исследования ‒ креативность у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования ‒ поведенческие особенности креативных детей.
Гипотеза исследования: дети с выраженной креативностью имеют более высокий уровень развития игровой деятельности, уровень притязаний, а также имеют различия в выраженности поведенческой тревожности и конфликтности по сравнению с детьми группы нормы.
Теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотез, количественный и качественный анализ фактического материала.
Эмпирические методы: тестирование.
Методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:
- о развитии креативности и творческих способностей (Б.М.Теплов, И.В.Тихомирова, М.Т.Таллибулина, А.И.Савенков, Н.С. Лейтес, и др.).
База исследования: исследование проводилось на базе учреждения: Республика Хакасия, с. Бельтирское, МБДОУ Бельтирский детский сад «Василек», в нем приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что в работе впервые были изучены поведенческие особенности дошкольников с выраженной креативностью исходя из психологических особенностей возраста, были исследованы такие параметры как уровень развития игровой деятельности, уровень притязаний, уровень тревожности и конфликтности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов с детьми дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, библиографического списка, приложения.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что креативность является уровнем творческой одаренности и способности к творчеству, которая составляет относительно устойчивую характеристику личности, она является необходимым качеством личности современного человека, т.к. современному человеку нужно достаточно быстро меняться, всё время развиваться и расти, чтобы быть востребованным в обществе. Для развития креативности сензитивным периодом является дошкольный возраст в связи с тем, что в этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность, с возрастом, начиная с 6 лет, у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу.
Начальная диагностика уровня креативности дошкольников показала, что в группе присутствуют дети с различными уровнями сформированности творческого мышления, креативности, воображения, активности. Мы констатировали, что все дети на каком-либо уровне проявляли творческую активность. Результаты диагностики на первом этапе опытной работы при этом показали, что творческая активность преимущественного количества дошкольников характеризуется средним и низким уровнями ее сформированности, что предполагает большие резервы для более интенсивного развития данного качества.
Мы можем наблюдать, что по суммарному показателю теста креатиности у 33% испытуемых выборки значения ниже установленной нормы для данного возраста, 20% детей показали развитие креативности выше нормы (развитая креативность) остальные дети показали результаты в пределах нормы.
В испытуемой группе 28% детей обладают оригинальностью мышления выше нормы и 40% имеют высокий уровень гибкости мышления. По фактору «Название» в группе нет детей с результатами ниже нормы: 60% детей показали результаты в соответствии с нормативами, и достаточно большая часть испытуемых (40%) обладают способностями по данному фактору, превышающими норму.
Из 40 детей 14 обладают низким уровнем развития игровой деятельности, что составляет 27% из всех детей. Эти дети сдержаны в эмоциях, с трудом взаимодействуют с окружающими, пытаются отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими, затрудняются в использовании предметов заместителей, не всегда могут самостоятельно подобрать игровой материал.
8 детей обладает высоким уровнем развития игровой деятельности, что составляет только 13% всех воспитанников. Эти дети проявляют яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками, отражают в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называют себя именем героя; использует предметы– заместители, самостоятельно подбирают игровой материал.
Остальные дети (70 % группы) находятся на среднем уровне развития игровой деятельности.
Далее были изучены уровни притязания дошкольников в испытуемой группе с помощью «Методики исследования притязаний Е. Хоппе) модифицирована Б.Е. Бежанишвили. Детям в индивидуальном порядке предлагалось выбрать и решить ряд заданий. Было выделено три уровня притязаний в соответствии с уровнем сложности выбранных заданий: реалистичный уровень, заниженный и завышенный.
У большинства дошкольников - 55% уровень притязаний реалистичен, также у значительной части группы – 35% уровень притязаний занижен, что указывает на неуверенность детей. Завышенный уровень притязаний наблюдается лишь у 10%.
У большинства дошкольников обнаружен средний уровень тревожности 65%. Высокий уровень тревожности обнаружен у 25%, низкий уровень – у 10%.
Качественный анализ свидетельствует, что наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми» - 15 чел., «Объект агрессии» - 8 чел., «Игра со старшими детьми» - 8 чел.,, «Агрессивное нападение» - 8 чел., «Изоляция» - 10 чел.), а также в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый ( «Выговор» - 6 чел., «Игнорирование» - 8 чел.,, «Ребенок с родителями» - 4 чел.), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание» - 5 чел., «Укладывание спать в одиночестве» - 3 чел., «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве» - 5 чел).
Методика «Неоконченные предложения» позволила определить мнение детей о способе разрешения конфликта между сверстниками. Дети пытались найти разные пути (поискать воспитателя, попробовать примирить ссорящихся. Иногда мир устанавливался на основе какой-то корысти, личной выгоды одного из поссорившихся и на подчинении другого: из-за обещанной сладости, игрушки, предмета – «На тебе робота, дай я прокачусь первым» (без очереди), обещания принять в игру, заступаться, под влиянием угрозы «выключить» из игры, общей интересной работы).
На следующем этапе мы распредели дошкольников согласно результатам тестирования на 2 группы – дошкольники с выраженной креативностью – 13 человек и дошкольники, показавшие норму и низкую креативность – 27 человек. С помощью математической статистики мы сравнили основные исследуемые показатели в группах:
- уровень развития игровой деятельности;
- уровень притязаний;
- уровень тревожности в поведении;
- уровень конфликтности.
Статистически значимые различия в группах достигаются во всех исследуемых параметрах.
У дошкольников с выраженной креативностью достоверно выше уровень развития игровой деятельности (р=0,01) по сравнению с детьми с нормальным и низким уровнем, в игре они чаще всего становятся ведущими, их игровые сюжеты разнообразны, они способны придумать игру сами, функции игровых предметов у них также шире и разнообразнее, при организации игры такие дети, как правило, не прибегают к роли взрослого.
У дошкольников с выраженной креативностью достоверно выше уровень притязаний (р=0,01) по сравнению с детьми с нормальным и низким уровнем, они более уверены в себе и чаще всего выбирают более сложное и интересное задание.
У дошкольников с выраженной креативностью достоверно выше уровень тревожности в деятельности (р=0,05) по сравнению с детьми с нормальным и низким уровнем, они чаще проявляют признаки тревоги в повседневной деятельности, могут испытывать различные страхи.
У дошкольников с выраженной креативностью достоверно выше уровень конфликтности в игрой и повседневной деятельности (р=0,01) по сравнению с детьми с нормальным и низким уровнем, причинам конфликтов в основном выступают распределение ролей в играх, конфликты из-за игрушек, нежелания соблюдать игровые правила и нормы.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4–7 лет) : дисс. … канд. психол. наук / Е.В. Алфеева. – М., 2000. – 235 с.
2. Бабаева Ю.Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследований // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е.Е.Кравцовой, В.Ф.Спиридонова, Ю.Е.Кравченко. М.: РГГУ, 2008. – 231 с.
3. Барышева Т. А. «Креативность. Опыт самопознания» - технология рефлексивной самоорганизации (self-examination - development) студентов в информационной образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена . — СПб. — 2013. — N 158. - С. 26 - 36.
4. Беляева Е. Н. Развитие креативности в сензитивный период/ Е. Н. Беляева // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - C. 65 - 71.
5. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская - М.: МИОО, 2005. - 176 с.
6. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2007. – 343 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2012. – 421 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 2011. – 457 с.
9. Бурцева О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 7-8.
10. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации / Н. Е. Веракса // Вестник МГПУ. - 2010. - № 2. - С. 46 - 53.
11. Выготский Л.С. Воображение, творчество в детском возрасте. /Психологический очерк кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2012. – 386 с.
12. Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб: Питер, 2010. – 364 с.
13. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. - сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 44 с.
14. Диалектическая психология / А. К. Белолуцкая, Е. В. Воробьева, Е. В. Глядешина, С. В. Горохов, И. И. Дубинина, Е. Е. Крашенинников; Под ред. Е. Е.Крашенинникова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. - 116 с.
15. Дорфман Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры. - 2002. - С. 89-120.
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2011. - 387 с.
17. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин - СПБ.: Питер, 2012. - 448 с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2009. – 532 с.
19. Кудрявцев В.Т. Феномен детской креативности – М.: Знание, 2012. – 231 с.
20. Кыштымова И. М. Научные подходы к развитию креативности / И.М. Кыштымова // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. - №5. - С. 6 -14.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2007. – 365 с.
22. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 2009. – 321 с.
23. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. (Перевод с англ.) – М.: Изд. Группа «Евразия», 2007. – 430с.
24. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2003. - 730 с.
25. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М.: Смысл. - 2009. - 190 с.
26. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль, 2014. – 186 с.
27. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2009. – 286 с.
28. Петухов В.В. О культурно-исторической психологии творчества // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2008. – 165 с.
29. Поддьяков, Н.Н. Развитие идей А.В.Запорожца в исследовании творческой активности детей / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2005. №5. С.113-119.
30. Полуэктова Н.М. Проблемы и противоречия творческого образа жизни // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь / под ред. В.Н. Келасьева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 276 с.
31. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Пер Сэ, 2012. - С. 35-46.
32. Психология творчества. Общая, дифференцированная, прикладная. – М.: Просвещение, 2008. – 321 с.
33. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 1. / А. Ребер - М.: Вече, 2003. - 591 с.
34. Семенов И.Н. Взаимодействие интуитивистики и рефлексики в философии и общей психологии творчества Я.А.Пономарева / И. Н. Семенов // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - С. 438 - 455.
35. Томилова И. И. Формирование креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: автореф. дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2002. - 23 с.
36. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003. - 94 с.
37. Усачева Л. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями через игровую деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика, 2013. - №3. - С. 43 - 47.
38. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии. – 2010. – № 2. – с. 65-71.
39. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2012. – 321 с.
40. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума - М.: Пер Сэ, 2002. - 304 с.
41. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2012. - 272 с.
42. Шабельников В.К. Творчество — это действие или деятельность? // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М.: РГГУ, 2008. – 176 с.
43. Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций / С. Р. Яголковский - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 157 с.
44. Aubrey K. and Riley A. Understanding and using educational theories/ K. Aubrey and A. Riley // London: SAGE. - 2015. - 216 p.
45. BesanQon M., Lubart, T. & Barbot B. Creative giftedness and educational opportunities. Educational & Child Psychology [Electronic resource] / М. BesanQon., T. Lubart, & B. Barbot // The British Psycological Society. - 2013. - 30 (2). - P. 79-88. - URL: http://webpage.pace.edu/bbarbot/Site/publications/ MBTLBB2013 ECP.pdf
46. Dyer J. The Innovator's DNA: Mastering the Five Skills of Disruptive Innovators Hardcover / J. Dyer, H. Gregersen, C. M. Christensen - Harvard Business School Publishing. - 2011. - 295 p.
47. Isaacs B. Bringing the Montessori Approach to Your Early Years Practice/ B. Isaacs // David Fulton Publishers Ltd. Routledge Education, 2007. - 120 p.
48. Moyle K. Building Innovation: Learning with technologies / K. Moyle - ACER Press, 2010. - 84 p.
49. Nunn P. Montessori Approach to Creativity [Electronic resource] / P. Nunn - URL: https://montessori. org.au/questions/creativity.htm