РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты разработки и внедрения процесса внутреннего
аудита системы менеджмента качества 7
1.1 О внутреннем аудите системы менеджмента 7
1.2 Виды аудита 9
1.3 Требования ISO/TS 16949:2009 и ISO 19011:2011 к внутреннему
аудиту 11
1.4 Компетентность и оценка аудиторов 13
1.5 Правила и рекомендации повышающие результативность аудита 15
1.6 Положительные и отрицательные стороны внутреннего аудита 16
1.7 Опыт других организаций 17
2 Методы и инструменты, необходимые для разработки и внедрения
процесса внутреннего аудита 21
2.1 Проведение внутреннего аудита 21
2.1.1 Организация проведения аудита 22
2.1.2 Подготовка к проведению аудита на месте 24
2.1.3 Проведение аудита на месте 26
2.1.4 Подготовка и рассылка отчета по аудиту 29
2.1.5 Завершение аудита 30
2.1.6 Действия по результатам аудита 30
2.2 Годовой график проведения внутренних аудитов 30
2.3 Таблица компетентности аудиторов 31
2.4 Программа аудита 33
2.5 Чек-лист 33
2.6 Отчет об аудите 34
2.7 Бланк коррекций и корректирующих/предупреждающих действий... 35
2.8 Диаграмма Исикавы 36
2.9 Метод «пять почему?» 38
2.10 Квалиграмма как инструмент описания процесса 39
3 Разработка и внедрение процедуры внутреннего аудита на ООО «ЛМЗ
«СКАД» 41
3.1 Анализ текущей ситуации 41
3.2 Планирование внутренних аудитов 42
3.4 Подготовка к проведению 44
3.5 Проведение внутреннего аудита 45
3.6 Стандартизация процесса 50
4 Экономическая оценка эффективности 52
4.1 Характеристика процесса внедрения внутреннего аудита 52
4.2 Классификация затрат на процесс 53
4.3 Построение карты процесса 54
4.4 Расчет затрат на разработку и внедрение 54
4.5 Расчет экономического эффекта 57
4.6 Расчет показателей эффективности внедрения процесса аудита 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 68
«Литейно-механический завод «СКАД» - предприятие, выпускающее литые алюминиевые колеса для легковых автомобилей. Данное производство бы¬ло образовано в 2002 году в г. Дивногорске Красноярского края. Первый диск был отлит в 2004 году. С тех пор компания пережила серию качественных и прогрессивных изменений.
В 2012 году, компания вышла на международный уровень. Колоссальные производственные мощности порядка 2 миллионов колес в год позволили обеспечить качественной современной продукцией не только отечественного потребителя, но и Европейских партнеров.
В настоящее время компания «ЛМЗ «СКАД» остается единственным российским поставщиком, который с первых проектов, локализованных в России, осуществляет поставки колес на сборочный конвейер Ford Motor Company. С 2008 г. компания «СКАД» обладает статусом приоритетного поставщика Ford Motor Company [1]. По сей день компания «СКАД» развивается, ориентируясь на оптимизацию бизнес-процессов и непрерывное улучшение. В связи с этим, вопрос о внедрении процесса внутреннего аудита очень актуален. Проведение внутренних аудитов позволяет организации регулярно анализировать деятельность всех подразделений и выявлять их сильные и слабые стороны. А так же дает возможность более уверенно проходить сертификацию системы менеджмента качества третьей стороной. Получение сертификата подтверждает, что организация применяет систему менеджмента качества, а также выполняет требования стандарта ISO/TS 16949:2009. Данный факт предоставляет колоссальное конкурентное преимущество и дает гарантии потребителю, что все процессы на предприятии отлажены и функционируют с минимальными потерями. Как итог - компания выпускает более совершенную и качественную продукцию.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и внедрение процесса внутреннего аудита системы менеджмента качества на основе стандарта ISO/TS 16949:2009 на ООО «Литейно-механический завод «СКАД».
Данный стандарт включает в себя особые требования к применению ISO 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности.
Для выполнения поставленной цели необходимо:
- изучить методы и инструменты разработки процесса внутреннего ауди-та;
- разработать рабочие документы;
- описать и стандартизировать процесс;
- внедрить данную процедуру в работу предприятия;
- определить экономический эффект от внедрения данного процесса.
Внутренний аудит системы менеджмента качества только начинает набирать свою популярность в России. Все больше и больше организаций начинают внедрять данную процедуру. Объясняется это тем, что с каждым днем конкуренция стремительно растет, и предприятия желают упрочить свое положение на рынке. Именно внедрение процесса внутреннего аудита и его проведение позволяет сокращать различного вида потери, исправлять несоответствия и развивать сильные стороны организации, что способствует укреплению позиций предприятия на рынке.
В результате проведенной работы, был разработан процесс внутреннего аудита системы менеджмента качества на основе стандарта ISO/TS 16949:2009, ISO 19011:2011, а также опыта других организаций.
В ходе работы была описана и стандартизирована методика проведения внутреннего аудита. Кроме того, было проведено планирование внутренних аудитов на год, разработана специальная таблица компетентности проверяющих, которая учитывает знания и опыт сотрудника и разработана необходимая рабочая документация. К ней относятся:
- программа аудита;
- чек-лист;
- отчет об аудите;
- бланк коррекций/корректирующих действий.
По результатам проведения внутреннего аудита процесса была проведена оценка его результативности.
В работе был произведен расчет экономической эффективности улучшений, который показал, что внедрение процесса внутреннего аудита является экономически выгодными для предприятия.
1. ООО «Литейно-механический завод «СКАД» [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.skad.ru.
2. ГОСТ Р ИСО19011 - 2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - Введ19.07.2012. - ОАО «ВНИИС», 2012. - 38 с.
3. Свиткин М. З., Рахлин К. М., Мацута В. Д., Дымкина О. Д. Настольная книга внутреннего аудитора. - СПб.: ООО «Издательский дом «Измайловский», 2007. - 120 с.
4. Ефимов В. В. Внутренний аудит качества и самооценка организации: учебное пособие / В. В. Ефимов, А. Н. Туманова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 123 с.
5. Виды аудита по интересам действующих сторон [Электронный ресурс] Режим доступа:http: //www. kpms. ru/Audit/Audit_Form. htm.
6. ИСО/ТС 16949:2009 Система менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности. - ред. От 28.07.2009 - ООО «Интерсертифика-ТЮФ» - 50 с.
7. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 28.09.2015 - ОАО «ВНИИС» - 55 с.
8. Логинова И. В., Логинова Н. С. Компетентность внутренних аудиторов как фактор эффективности аудита качества / УГТУ // сборник трудов конференции. Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование - 2015. - с. 340-342.
9. Плетнева Н. П. Совершенствование процесса аудита качества / Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. // Методы менеджмента качества - 2011. - №7. - с. 42-44.
10. Каузек Д. Десять правил аудита / JoeKausek&Associates // Методы менеджмента качества - 2009. - №2. - с. 14-18.
11. Сидоров А. Ю. Внедрение СМК на электровагоноремонтном заводе / ОАО «Красноярский электровагоноремонтный завод» // Методы менеджмента качества - 2012. - №11. - с. 28-33.
12. Балакин А. П. О результативности внутренних аудитов СМК / ОАО «УралПОЖТЕХНИКА» // Методы менеджмента качества - 2011. - №12. - с. 50-51.
13. Волынский В. Ю., Зайцев В. А., Кожин М. А. / ГОУ ВПО «ИГХТУ» // Методы менеджмента качества - 2011. - №6. - с. 12-17.
14. Диаграмма Исикавы [Электронный ресурс] Режим доступа: https: //ru.wikipedia. огд^кЖиаграмма_Исикавы.
15. Дранишников С. В. Статистические методы в управлении качеством. Семь простых инструментов: учебное пособие / Дранишников С. В., Серебрякова Л. И., Первышина Е. П., Гаврилов В. А., Усталова О. Н. // 2005. - 147 с.
16. 5 почему [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Five_WhYS.htm.
17. Петренко Е. С. Метод анализа проблем качества / ТГУ // Стандарты и качество - 2012. - №7. - с. 60-63.
18. Дранишников С. В., Дроздов А. В. Квалиграммы - новое слово в описании бизнес-процессов / Методы менеджмента качества - 2011. - №10. - с. 10¬14.
19. Внутренние аудиты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kpms.ru/Procedury/Q_Proc_Audit.htm.
20. Юркова Т. И. Затраты на качество: методические указания к курсовой работе для студентов по направлению подготовки «Управление качеством» / сост. Т. И. Юркова - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. - 31 с.