ВВЕДЕНИЕ 3
1 Государственное управление развитием железнодорожного транспорта в
рыночной экономике 5
1.1 Значение и подходы к управлению развитием железнодорожного
транспорта в экономике 5
1.2 Международный опыт управления железнодорожным транспортом 15
1.3 Нормативно-правовая база управления железнодорожным транспортом.... 24
2 Государственное управление развитием железнодорожного транспорта в
Российской Федерации 29
2.1 Анализ основных показателей деятельности и развития
железнодорожного транспорта в Российской Федерации 29
2.2 Государственное управление развитием железнодорожного транспорта в
Российской Федерации 42
2.3 Современные проблемы и ограничения развития железнодорожного
транспорта в Российской Федерации 46
3 Направления стратегического развития железнодорожного транспорта в
Российской Федерации 50
3.1 Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года 50
3.2 Обоснование экономической целесообразности развития скоростных
железных дорог 58
3.3 Совершенствование тарифной политики на железнодорожном транспорте 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Актуальность исследования роли государства в развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации определяется тем, что современный железнодорожный транспорт не только способствует решению хозяйственных, экономических и стратегических задач государства, но и влияет на другие стороны общественной жизни страны, принимает активное участие в межрегиональных связях в области культуры, социальных преобразований, в международном сотрудничестве и т.д. В этом аспекте при рассмотрении значения железнодорожной инфраструктуры в глобальном масштабе нужно отметить, что в ее функционировании задействовано множество государственных органов, должностных и юридических лиц, миллионы людей. Деятельность железнодорожного транспорта осуществляется непрерывно, в нем используются разные дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Ежедневная организация пассажиропотока и грузооборота в необходимом русле невозможна без системности управления. Только системность может дать управленческим процессам требуемую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.
В данной работе поставлена цель анализа роли государства в развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи:
— изучить подходы к управлению железнодорожным транспортом;
— рассмотреть нормативно-правовую базу управления железнодорожным транспортом;
— исследовать международный опыт в области управления железнодорожным транспортом;
— дать анализ и характеристику основных технических и экономических показателей деятельности ОАО «РЖД»;
— выявить современные проблемы железнодорожного комплекса;
— разработать направления совершенствования управления железнодорожным транспортом в России.
Объектом исследования являются роль государства в развитии железнодорожного транспорта в Российской Федерации.
Предметом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере управления железнодорожным транспортом в России.
Исследования основаны на анализе научной литературы в области государственного управления, транспорта, других специализированных монографических и публицистических изданий; нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта в России.
Методологическую базу исследования составили методы анализа, синтеза, системно-структурного, формально-юридического.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Железные дороги в настоящее время - основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети.
Сегодня железные дороги - один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.
Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн т. грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.
Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:
— необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
— преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
— необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных
способностей железнодорожных линий;
— необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
— необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
— недостаточность инвестиционных ресурсов.
Автором исследования предложено создать проект высокоскоростных дорог для пригородных перевозок, реализация проекта позволит перевести пассажиропоток на высокоскоростную магистраль и освободить Транссибирскую магистраль для грузоперевозок, таким образом мы можем увеличить и пассажиропоток, и уровень грузоперевозок. Необходимо также пересмотреть Прейскурант № 10-01 от 2003 г. Решив в первую очередь проблемы тарифной политики, мы сможем повысить инвестиционную привлекательность отрасли, улучшить транспортно-экономические связи между регионами и позволить достичь ключевых целей ОАО «РЖД» и железнодорожного транспорта в целом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 5. - ст. 410.
2. Гречко А.В. Трансформация системы управления железнодорожным транспортом // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. — 2014. - № 26.- С. 187.
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. — 1996. - № 3. - Ст. 140.
4. Катунина И.В. Управление предприятиями железнодорожного транспорта в условиях стратегических изменений // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2013. - № 3. — С. 192.
5. Леонтьев Р.Г. Отраслевые корпорации и региональный бизнес: интеграция интересов. - М.: ВИНИТИ, 2014. - С. 28.
6. Миндагулов А.Х. Обеспечение транспортной безопасности (о Концепции законопроекта Республики Казахстан) // Российский юридический журнал. — 2012. — № 6. —С. 12 - 15.
7. Остапюк Б.Я. Принципы эффективного управления железнодорожным транспортом в системе национального хозяйства в условиях глобализации // Бизнес Информ. — 2014. - № 190.
8. Петрусева Н.А., Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Положение о правлении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 265-р.
10. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «06 утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 2005. - № 10. - Ст. 851.
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 «06 утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2004. - № 32. - Ст. 3342.
12. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» // Собрание законодательства РФ. — 2004. - № 32. - ст. 3344.
13. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «06 утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ. — 2004. - № 32. - Ст. 3345.
14. Правила пользования грузовыми вагонами в международном сообщении // СПС «КонсультантПлюс».
15. Приказ Минтранса России от 19.12.2013 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» // Российская газета. — 2014. - № 172.
16. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 № 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
17. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2008. - № 50. - Ст. 5977.
18. Савин В.И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом: Справочное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003 г.
19. Симонова, Л. В. Российский рынок железнодорожных перевозок РБК. Исследования рынков [Электронный ресурс].
20. Служебная инструкция к Соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ к СМПС) (тарифное руководство № 10-B). - М.: КПФ «Планета», 2005. - С. 5-94.
21. Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) (тарифное руководство № 10-A). - М.: НПФ «Планета», 2005. — С. 5-94.
22. Транспортная стратегия до 2030. Официальный сайт Министерства транспорта РФ. [Электронный ресурс].
23. Устав открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: одобрен постановлением Правительства РФ 18.09.2003.
24. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. - № 2. - Ст. 170.
25. Федеральный закон от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2003. - № 2. - Ст. 169.
26. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. — 1995. - № 34. - ст. 3426.
27. Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 января 2003 г.
28. Федеральный закон РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» № 18-ФЗ от 10 января 2003 г.
29. Цыпин, И. С. Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс] : учебник / И. С. Цыпин, В. Р. Веснин. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 296 с.
30. Басовский, Л. Е. Микроэкономика [Текст] : учебник для вузов по направлению 38.03.01 (080100) "Экономика" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
31. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Е. Басовский. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 260 с.
32. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ozd/rzd/ru.
33. Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.uecs.ru.
34. Якунин В.И. Политология транспорта. Политическое измерение транспортного развития [Текст] / В.И. Якунин. - М.: Экономика, 2006. - 432 с.