Введение
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1. Агрессивное поведение личности : виды и формы проявления 9
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 15
1.3. Социально-педагогическое сопровождение как направление работы
психолога 19
Глава II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 25
2.1. Описание выборки, методов диагностики и результаты констатирующего эксперимента 25
2.2. Программа социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению 43
2.3 Оценка эффективности программы социально-педагогического
сопровождения подростков склонных к агрессивному поведению 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Напряженная, неустойчивая социально¬политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.
Проблема агрессивности подростков затрагивает все общество в целом, вызывала и вызывает глубокое беспокойство среди родителей, психологов, педагогов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Так как, во- первых, агрессия является неотъемлемой частью динамической характеристики активности и адаптивности человека. Во-вторых, личность в социальном плане должна обладать определенной степенью агрессивности. В норме она может оказываться социально приемлемым и даже необходимым качеством. В противном случае, это приводит к ведомости, конформности, подавленности, пассивности поведения, особенно в подростковом возрасте.
Подростковый возраст -это период жизни человека от 11-12 до 14-15 лет. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он сможет обрести чувство личности. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Никакого места в системе отношений с взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. При общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
Центр жизни из учебной деятельности переносится в деятельность общения. Общение у подростков становится одним из ведущих видов деятельности. Однако в существующей сложной экономической ситуации, резкого расслоения общества, наблюдается возрастание эмоционально-психического напряжения подростков, которое проявляется в отгороженности, закрытости, повышенной конфликтности,
немотивированной мнительности, уходе в виртуальный мир, агрессивности. Вследствие чего, подростки не умеют общаться и дружить друг с другом, «слушать и слышать» другого, не умеют анализировать свои переживания и говорить о них. Отсутствует культура общения, отсюда следствие - развитие комплекса неполноценности, депрессии, социальной апатии, и естественно агрессивности. В связи с чем современные подростки ведут себя вызывающе, заносчиво, демонстративно, часто агрессивно, конфликтуют, или наоборот - стараются быть незамеченными, испытывая чувство стеснения, замкнутости.
Разработанность исследования. Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, C.B. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, О.Ю Михайлова, A.A. Реан, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева и др.).
Проблема агрессивности подростков рассматривается в разных контекстах, в частности, повышения их психосоциальной адаптивности (Е.В. Ольшанская, В.А. Троек). Внимание именно к подростковому возрасту в значительной мере связано с тем, что в этот период определяются те способы психосоциальной адаптации, которые становятся характерными для индивида в течение всей последующей жизни. Отсутствие адекватных способов реагирования в различных ситуациях может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на психоэмоциональном благополучии подростка форм поведения и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.Н. Петрунек, Л.Н.Таран). Анализируются особенности делин¬квентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и др.) и условия его коррекции (Л.М. Семе-нюк, Д.И. Фельдштейн и др.). Агрессивность изучается как объект педагогической диагностической оценки (С.Ф. Сироткин). Однако при всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности.
В то же время, специфические особенности социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к агрессивному поведению нуждаются в новых исследованиях и разработках.
На сегодняшний день в научной литературе остаются спорными вопросы об условиях социализации детей и подростков, склонных к агрессии, о путях социально-педагогической поддержки таких подростков и роли государственных и общественных организаций в этих процессах.
Данная ситуация обусловила выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: возможности социально-педагогического сопровождения в работе с подростками склонными к агрессивному поведениюв Краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Красноярский кадетский корпус имени А.И.Лебедя».
Цель исследования: в теоретическом и эмпирическом плане изучить возможности социально-педагогического сопровождения подростков склонных к агрессивному поведению.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ по проблеме исследования;
2. Оценка агрессивного поведения подростков;
3. Разработка и реализация программы социально-педагогического сопровождения подростков склонных к агрессивному поведению;
4. Оценка эффективности программы социально-педагогического сопровождения.
Новизна исследования заключается в разработке программы «Социальное сопровождение агрессивных подростков».
Гипотеза исследования: специально организованные условия
социально-педагогического сопровождения позволят снизить уровень агрессивности у подростков.
Методы исследования Теоретический анализ психолого -
педагогических исследований в области психологии. Теоретико-прикладное моделирование программы социально-педагогического сопровождения. Констатирующий эксперимент, направленный на диагностику уровня агрессивности подростков. Формирующий эксперимент, имеющий целью определить возможности социально-педагогического сопровождения, 5. Качественный анализ собранных фактических данных; методы математической обработки экспериментальных данных (критерий Манна- Уитни).
Для получения валидных диагностических данных были применены тестовые методики:
Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность» (Б.Н. Смирнов);
Опросник Г. Айзенка(подростковый);
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»(Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);
Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»;
Для подтверждения выдвинутой гипотезы о взаимосвязи эмоциональной устойчивости и уровня агрессии был использован метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Практическая значимость Полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия при формировании эмоциональной устойчивости и уровня агрессии у подростков.
Программа социально-педагогического сопровождения может быть реализована в работе социально-психологической службы Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И.Лебедя».
Психодиагностический комплекс методик, использованных в исследовании, может служить основой для разработки психодиагностической программы при изучении потенциальных возможностей социального сопровождения подростков, склонных к агресси в рамках учебных заведений.
Материалы исследования могут быть могут широко использоваться в практике социально-педагогической работы с подростками, при подготовке специалистов социально-педагогической сферы, а
также преподавателями ВУЗов при разработке спецкурсов по социальной работе, основ семейного воспитания и программ социально¬педагогической практики, при подготовке педагогических советов, совещаний, круглых столов, посвященных проблеме социализации ребенка, оказавшегося в социально-опасном положении.
Апробация результатов осуществлялась в практической деятельности Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И.Лебедя».
База исследования:Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И.Лебедя».
Выборку составили 38 подростков, в возрасте от 13 до 14 лет. Все они воспитанники Краевого государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И.Лебедя».
Структура исследования: представленная работа включает введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение, библиографический список и приложения.
В результате психолого-педагогический анализа агрессивности в подростковом возрасте представляется возможным сделать ряд важных выводов.
1. Проблема подростковой агрессии является сложным социально¬психологическим явлением, для изучения которого применяется множество различных подходов. На основе обобщения российского и зарубежного опыта по изучению проблемы подростковой агрессивности можно выявить, что агрессивность рассматривается как личностное свойство, основу которого составляет направленность личности, определяющее систему отношений личности к себе, другим, труду и обществу в целом.
2. Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое
сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как
профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
3. В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что у подростков-кадетов, воспитывающихся в закрытой социальной системе, преобладают экстрапунитивные реакции, враждебность и агрессивность, подозрительность, настороженность, вербальная агрессия, направленная на окружающих, трудности в принятии самостоятельного решения, низкая контролируемость своей жизни.
Вследствие этого была разработана программа социально¬педагогического сопровождения подростков, склонных к агрессии в условиях Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярский кадетский корпус имени А.И.Лебедя».
4. После проведения занятий в рамках разработанной программы, были проведены контрольные исследования агрессивности у кадетов 8 роты, анализируя все результаты исследования, мы пришли к выводу, что все показатели после программы в группе значительно улучшились. У кадетов после программы значительно снизились показатели агрессии, значительно увеличились показатели эмоциональной устойчивости.
5. На основании представленных результатов, очевидно, что после проведения программы уровень эмоциональной возбудимости кадетов 8 роты снизился, для большинства подростков характерны средний и высокие уровни эмоциональной возбудимости, однако снизилось число подростков с высоким уровнем эмоциональной возбудимости.
Вывод - в целом, для большинства подростков - кадетов характерен средний уровень эмоциональной возбудимость. Это можно объяснить тем, что мальчики более сдержаны, и дисциплина, которая играет немаловажную роль в Кадетском корпусе так же является причиной средней эмоциональной возбудимости подростков кадетов, в ходе проведения программы уровень эмоциональной возбудимости у кадетов снизился.
6. Проведенное нами исследование показало, что тьюторское сопровождение программы по преодолению агрессии у подростков показала снижение агрессивных тенденций и негативных психических состояний подростков, которые ранее проявлялись: в поведении в форме вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии и агрессии, направленной на себя, а теперь появились значительные положительные изменения: повысилась самооценка, снизился уровень агрессивности, возрос процент сотрудничества.
Все эти данные доказывают эффективность разработанной нами программы.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что специально организованные условия социально-педагогического сопровождения позволят снизить уровень агрессивности у подростков нашла свое подтверждение в исследовании.
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ , от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 31, - Ст. 3802.
3. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве»// Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, № 17, ст. 1755
4. Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»// Справочная правовая система Консультант плюс.
5. Закон Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 21.04.2016) «О защите прав ребенка»// Красноярский рабочий», № 228, 08.12.2000.
Научная и специальная литература:
6. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 с.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
8. Бурминская Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2004.
9. Выготский Л.С. Психология детского возраста (1930) Л.С .Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с
10. Галагузова М. А. Социальная педагогика: учеб. пос-е для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2011. 416 с.
11. Гонеев А. Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пос- е для вузов. М.: Академия, 2015.- 236 с.
12. Дарвиттт О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: КДУ , 2013. - 264 с.
13. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2014. - 351 с.
14. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 592 с.
15. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пос-е. СПб.: Питер, 2011. 352 с.
16. Кибирев А.А. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - Хабаровск, 2006. - 111 с.
17. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
18. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 с.
19. Малков В.Д. Криминология/ В.Д.Малков. - М.:
ЮСТИЦИНФОРМ, - 2011, - 544 с.
20. Мандель Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
21. Мартынова В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов ораганов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 216 с.
22. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 200 с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для
академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 с.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
25. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
26. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Уч. Пособие - М.: НПО «Модэк», 2015. - 240 с.
27. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения/ П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Инфра-М, 2011. - 240с.
28. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. - Мн.: АПО, 2010. - 183 с.
29. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 с.
30. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
31. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
32. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.
33. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 с.
Научные статьи и публикации:
34. Андрее, А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2010. № 4. С. 120¬125.
35. Анникова Л.В., Аббасов Д.И. Средства массовой информации как механизм формирования индивидуального сознания // Сб. науч. статей по матер. 78-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов СТГАУ - 2014. -С.
3- 7.
36. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот // Социальная педагогика. - 2009. - №1. - С.123-128.
37. Басалаева Н.В. Сопровождение подростков, находящихся в социально опасном положении //Социальная педагогика: вызовы XXI века: материалы междунар. научно-практ. конф.: в 2 т. - Красноярск, 2011. - Т. 2. - С.233-239.
38. Басалаева Н.В., Казакова, Т.В., Захарова, Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Коршунова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально опасном положении // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1.;
39. Бедулина Г.Ф. Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении // Г.Ф. Бедулина, И.С. Бакун // Социально-педагогическая работа. - 2008. - № 9. - С. 47-53.
40. Белоцерковец Н.И., Каневская Ж.О. Особенности коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами досуго-вой деятельности // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. -№ 16. - С. 203-208.
41. БойкоС.С. Проблемы административно-юрисдикционной
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. // Юристъ-Правоведъ. - 2014. - №6. - С. 34-38.
42. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72.
43. Жигинас Н. В., Зверева Н. А., Гребенникова Е. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 39-44.
44. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция
девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 5 (133). С. 189-194.
45. Ковалевская А.В. Психолого-педагогическая помощь детям,
находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов- психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений. - Минск: Зорны Верасок , 2010. - 271 с.
46. Колосова О.Ю. Социально-философские аспекты глобализации // Система ценностей современного общества. - 2014. - № 36. - С. 130-134.
47. Комкова Е. И.. Ярославский педагогический вестник .Социальная активность детей с разными уровнями мышления.- 2011 - № 3 - Том 11-248с.
48. Кузнецова С.О. Абрамова А.А., Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». 2014 № 1.
49. Мардахаев Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-11.
50. Мельникова М.Л. Когнитивно-поведенческая оценка агрессивного поведения подростков // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сб. науч. тр. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2008. - С. 8-18.
51. Нестеренко И.С Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска / И.С. Нестеренко // Вестник Краснодарского университета МВД России - 2009. - № 4. - С. 192-193.
52. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60.
53. Панкратова Л. Э. Новые подходы в подготовке специалистов [Электронный ресурс]. URL: do.teleclinica.ru/206983/ (дата обращения: 25.01.2017).
54. Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 195-198.