Введение 3
1. Теоретические основы первичной профилактики зависимости от
психоактивных веществ среди подростков 7
1.1 Зависимость от психоактивных веществ как форма аддиктивного
поведения подростков 7
1.2 Подростки как объект первичной профилактики зависимости от
психоактивных веществ 13
1.3 Основные технологии первичной профилактики зависимости от
психоактивных веществ в подростковой среде 17
2. Деятельность по реализации первичной профилактики зависимости от
психоактивных веществ у российских подростков и возможности ее совершенствования 24
2.1 Основные модели организации первичной профилактики зависимости
от психоактивных веществ в подростковой среде 24
2.2 Опыт деятельности по первичной профилактике зависимости от
психоактивных веществ в молодежных центрах г. Красноярска 30
3. Деятельность «Службы превенции» как инновационное направление реализации первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ среди подростков (на примере красноярского молодежного центра «Свое дело») 37
3.1 Проблемы реализации первичной профилактики зависимости от
психоактивных веществ в подростковой среде в деятельности «Службы превенции» 37
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности «Службы
превенции» в области первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в подростковой среде 44
Заключение 51
Список использованных источников 54
Социальная работа представляет собой достаточно многосубъектную деятельность, она реализуется в самых разнообразных сферах. Специалисты по социальной работе являются помощниками в сложных жизненных ситуациях, а также теми, кто может эти ситуации предотвратить. В работе с детьми и подростками одной из основных задач социального работника является их успешная социализация. Отсутствие мер помощи и поддержки приводит к ситуации, когда подростки и молодежь оказываются вовлеченными в противоправную или саморазрушительную деятельность.
М. Фалалеев приводит данные Министерства внутренних дел РФ, согласно которым в 2016 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, выросло почти на 5% [1]. Данные других авторов подтверждают остроту проблемы распространенности асоциального поведения подростков. Например, по уровню самоубийств среди детей и подростков Россия находится на первом месте в мире - средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире [2]. Согласно анонимным опросам, не менее 10% школьников и студентов первых курсов вузов имеют отношение к противозаконной деятельности, связанной с распространением наркотиков [3]. Все вышеперечисленные данные говорят о том, что в российском обществе имеются проблемы в деятельности социальных институтов, обеспечивающих социализацию подростков. Распространенность в больших масштабах асоциального и саморазрушительного поведения подростков позволяет говорить о фактически формирующейся дисфункции социальных институтов образования, семьи. Проблема профилактики такого поведения, социальной поддержки и реабилитации подростков должна стать приоритетной в российском обществе.
Одним из таких негативных проявлений проблем социализации подростков является вовлеченность подростков в любые взаимодействия, связанные с употреблением или оборотом наркотиков. Проблема наркомании во всех проявлениях имеет долговременные негативные последствия как для самого подростка, так и для общества в целом. Как известно, наркомания - привычка к употреблению наркотиков, седативных препаратов, галлюциногенов и других психоактивных веществ, приводящая к пагубным последствиям для самого человека или для общества [4]. По данным ФСКН России, число наркозависимых в возрасте от 18 до 34 лет подходит к критической точке, оценивается в пределах 2-2,5 млн. человек, доля детей и подростков составляет более 140 тысяч, что представляет угрозу национальной безопасности страны [5]. Таким образом, наркомания в подростковой среде является распространенной и опасной проблемой, а также прямой угрозой национальной безопасности и основным фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала страны. Представленные данные свидетельствуют, что большая доля наркозависимых в нашей стране приходится на молодежь, поэтому необходимо проводить превентивную работу именно с подростками, чтобы к периоду взросления у молодых людей имелось сформированное устойчиво негативное отношение к наркотикам.
Безусловно, решением данной проблемы занимаются различные органы и службы, например, подразделения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, однако статистические данные подтверждают недостаточность таких действий. Приоритетность превентивного недопущения до уровня проблемы не вызывает сомнений. Пресечение действий не возвращает здоровье подросткам, не гарантирует возвращение к конструктивной жизнедеятельности подростков, имеющих криминальный опыт. Большую роль в решении данной проблемы должна играть профилактика. Необходимо реализовывать первичную профилактику наркомании, чтобы у подростков не возникало даже первой пробы наркотиков, опыта их распространения.
В Российской Федерации в настоящее время реализуется новый подход к организации первично-профилактических мер в период подростковой социализации. При этом осуществление профилактики становится обязательным элементом всех структур, работающих с подростками. Таким образом, профилактика должна присутствовать во всех процессах, связанных с социализацией подростков. Профилактикой должны заниматься все государственные, муниципальные молодежные учреждения, в том числе, молодежные центры. Реализуемые в них проекты также должны быть ориентированы на использование профилактических действий в работе с подростками, молодежью. Данное направление работы центров является новым, недостаточно изученным и методически обработанным, поэтому в ходе реализации таких проектов возникают некоторые сложности и затруднения, на которых необходимо обратить особое внимание и постараться решить, чтобы работа стала эффективной и полезной.
Объект - первичная профилактика наркозависимости в подростковой среде.
Предмет - деятельность "Службы превенции" по реализации первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в подростковой среде.
Цель - разработка рекомендаций для специалистов ММАУ МЦ «Свое дело» по совершенствованию деятельности «Службы превенции»в области первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в подростковой среде.
Задачи:
- описать зависимость от психоактивных веществ как форму аддиктивного поведения подростков;
- рассмотретьподростков как объект первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ;
- проанализировать основные технологии первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в подростковой среде;
- выявить основные модели организации первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в подростковой среде;
- изучить опыт деятельности по первичной профилактике зависимости от психоактивных веществ в молодежных центрахг.Красноярска;
- выявить проблемы реализации первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в подростковой среде в деятельности «Службы превенции»
Методы, используемые для написания работы: анализ документов, наблюдение (включенное и невключенное), опрос (интервьюирование). Включенное наблюдение осуществлялось как практика волонтера ММАУ молодежного центра «Свое дело» за период 2016-2017 гг.
Материалы работы представлены следующими публикациями:
1. Борисенко Д.С. Деятельность «Службы превенции» как инновационное направление реализации первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ среди подростков // Молодые ученые в решении актуальных проблем безопасности : матер. Всерос. науч.-практ. конф. 21 апреля 2017 г., г. Железногорск. - С. 92-96.
Проблема наркозависимости подростков обостряется с течением времени, чем наносит ущерб обществу, сокращая качественные ресурсы, потенциал развития общества и государства, принося несчастье в российские семьи. В настоящее время продолжается рост распространения данной проблемы, происходит омоложение возраста первой пробы наркотиков и появления зависимости, отмечается процесс феминизации наркомании, все эти тенденции требуют незамедлительного преодоления. Однако в условиях современного общества важнее становится потребность построить антинаркотическую деятельность так, чтобы данные проблемы не возникали, то есть организовать упорядоченную систему первично-профилактической работы в подростковой среде.
Теоретические основы первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ среди подростков в научной литературе представлены недостаточно, однако в настоящее время в российском обществе именно подростки являются той возрастной категорией, на которую должна быть направлена основная деятельность по первичной профилактике зависимости. Это обусловлено возрастными особенностями, из-за которых может возникнуть зависимость. Возможными причинами обращения подростка к психоактивным веществам могут стать любые события в жизни подростка: проблемы личностного и социального развития, сложности в семье, негативное влияние сверстников, а также некомпетентность педагогов. Уязвимость подростков является общеизвестным фактом и не требует обоснований.
Деятельность по реализации первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у российских подростков осуществляется не в той мере, в какой имеется потребность. Поскольку основной группой риска зависимости от психоактивных веществ являются подростки и молодежь, то большую роль в организации профилактической деятельности играют молодежные центры. Существует большое количество апробированных технологий первичной профилактики наркозависимости, а также моделей ее реализации, однако не все молодежные центры определяют профилактику одним из направлений своей деятельности.
«Служба превенции» является новым инновационным подходом к реализации первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ среди подростков. Во-первых, специалисты проекта используют в своей деятельности новые подходы и актуальные технологии социальной работы. Но главная отличительная особенность проекта от других профилактических программ заключается в том, что при непосредственной работе с подростками понятие психоактивных веществ не упоминается, вся деятельность направлена исключительно на организацию альтернативного досуга у подростков, мотивацию их к здоровому образу жизни и формированию необходимых жизненных навыков. В проекте в настоящее время приняли участие большое количество подростков и волонтеров, несмотря на небольшой срок его реализации. Таким образом, второй эффект инновационности определяется тем, что в процессе деятельности «Службы превенции» коррекция поведения подростков планируется совокупной группой, в которой не выделены подростки с первой, второй пробой, только находящиеся в зоне риска или не имеющие проблем с употреблением психоактивных веществ. Создается среда общения, в которой подросток имеет возможность «начать сначала», отказаться от сложившейся социальной роли, стереотипа и перейти в новую роль, приобрести новый круг общения и поддержки.
В процессе разворачивания деятельности определились направления, которые уже на данном этапе требуют приложения дополнительных усилий. Прежде всего, для решения тех проблем, с которыми сталкиваются все участники в ходе его реализации. Например:
- не все административные команды ССУЗов, включенных в проект, активно сотрудничают при организации профилактических мероприятий;
- недостаток специалистов, включенных в проект;
- недостаточно организованное межведомственное взаимодействие с другими организациями и службами;
- недостаточная включенность волонтеров в реализацию проекта;
- слабая мотивация самих подростков для участия в проекте.
На основе выявленных существующих проблем реализации проекта были разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности «Службы превенции» в области первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ в подростковой среде. Данные рекомендации находятся на этапе внедрения и будут реализованы в деятельности молодежного центра.
1 Фалалеев, М. Подростковая преступность в России выросла сразу на 5 процентов / М. Фалеев // Российская газета, 2015. - № 7. - С.3-6.
2 Киселев, Д.В. Статистика самоубийств среди подростков в России [Электронный ресурс] / Д.В. Киселев // Справка РИА Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20120220/570313334.html
3 Полянская, В. Подростковая наркомания: официальная статистика - вершина айсберга. [Электронный ресурс] / В. Полянская // Режим доступа: http://doctor.ufa1.ru/text/weeknews/560564.html
4 Проблемы наркомании в современном обществе. Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
5 Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, 26 июня [Электронный ресурс]: информационно-справочные материалы / Управление по внутренней политике Администрации Президента ПМР. - Электрон.версия брошюры. - Тирасполь, 2010. - Режим доступа: http://energoares.ru/images/stories/june.doc
6 Ураков, Г. Наркомания: мифы и действительность / Г. Ураков. - М.: Медицина,1990, 240 с.
7 Максименкова, Л.И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л.И. Максименко // Вестник Псковского государственного университета. - 2008. - №5. - С. 120-129
8 Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс] / Е.Б. Усова // Гуманитарно-правовой портал. - 2003. - Режим доступа: https: //psyera.ru/addiktivnoe-povedenie-560.htm
9 Назарова, Н.Б. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков "группы риска"/ Н.Б. Назарова // Интеграция образования. - 2009. №1. - С.7-12.
10 Бойков, А.Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А.Е. Бойко // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 871-874.
11 Городова, Е.Е. Наркотическая зависимость в молодежной среде / Е.Е. Гордова // Научные ведомости БелГУ. - 2007. - №9. - С.264-268.
12 О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: федер. закон Российской Федерации от 8.01.1998 № 3-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 9.06.2010 № 690. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
14 О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае [Электронный ресурс] : закон Красноярского края от 19.12.2013 № 5-1988 // Красноярский край. Официальный портал. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru
15 Статистика наркоманов в России [Электронный ресурс]: «Возрождение» благотворительный фонд. - Режим доступа:
http://www.fond911.ru
16 Мищенко, В.И. Формы антинаркотической пропаганды в молодежной среде / В.И. Мищенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 10. - С. 6-9.
17 Овчинников, О.М. Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением / О.М. Овчинников // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - №1. - С. 9-12.
18 Дунаева, Е.Е. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления. [Электронный ресурс] / Е.Е. Дунаева // Режим доступа: http://dunaeva-elena.ucoz.ru
19 Гулин А.В., Никифорова Т.Ю. Педагогические аспекты профилактики наркомании среди подростков / А.В. Гулин, Т.Ю. Никифорова // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - №1. - С.29-34.
20 Макеева, А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе: учеб.пособие / А.Г. Макеева. - М., 1999. - 123 с.
21 Орлова И.А., Орлов Ю.Б. Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков / И.А. Орлова, Ю.Б. Орлов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов. - 2008. - №5. - С. 133-138.
22 Волкова, С.В. Опыт работы Городского и Межрайонных центров «Дети улиц» / С.В. Волкова, И.В. Крюкова. - М.: ООО «Комментарий», 2010. - 172 с.
23 Макаров, Ю.В. Психологический тренинг как технология / Ю.В. Макаров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - №155. - С. 62-65.
24 Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. - М., 2009.
25 Бачков, И. В. Психология тренинговой работы: метод.пособие / И.В. Бачков. - М.: Речь, 2007. - С.18.
26 Воскрекасенко, О.А. Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в ВУЗах / О.А. Воскрекасенко // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2010. - № 58. - С. 8-14.
27 Казакова, Т.В. Тренинг развития личности как средство профилактики наркотической зависимости у подростков / Т. В. Казакова, Т. В. Луговская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 7. - С. 151-156.
28 Лыгина, М.А. Волонтерское движение новое направление первичной профилактики наркомании / М.А. Лыгина // Известия ИГУ им. В.Г. Белинского. - 2008. - №11. - С.9-18.
29 Профилактика патологических форм зависимого поведения в трех томах. Под общей редакцией О.В. Зыкова. Том I. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика). - М: РБФ НАН, 2010. - 342 с.
30 Круковская, О.А. Предупреждение и преодоление наркозависимости подростков и молодежи (социально-педагогический аспект) / О.А. Круковская // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - С.118¬126.
31 Почитаева, И.П., Уварова, Р.Р. О первичной профилактике наркомании / Н.П. Почитаева, Р.Р. Уварова // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2006. - №12 - С.619.
32 Никитина, Л.А. Анализ зарубежного опыта профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде / Л.А. Никитина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2011. - №3. - С.247-251.
33 Стинг, С., Вольфф, М., Циппе, К. Предупреждение наркомании в Г ермании и Саксонии / Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) /Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков, 2000. — С. 313-339.
34 Шевырева, Е.Г. Особенности теоретических моделей и профилактических программ наркомании в юношеской среде / Е.Г. Шевырева // ИВД. - 2014. - №4. - С.32.
35 Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. - М.: Академия, 2002. - 231 с.
36 Положение о реализации проекта «Служба превенции». ММАУ МЦ «Свое дело». Красноярск, 2017.
37 Отчет Муниципального молодежного автономного учреждения «Молодежный центр «Свое дело» по реализации проекта «Служба превенции» за 2016 год. Красноярск.//не опубликован.
38 Устав Муниципального молодежного автономного учреждения «Молодежный центр «Свое дело». - Красноярск, 2016.