Повышение эффективности управления муниципальным имуществом
|
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным имуществом 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью 6
1.2 Формирование объектов муниципальной собственности 11
1.3 Механизмы и методы управления муниципальным имуществом 16
2 Анализ социально-экономического развития города Назарово Красноярского
края и его земельно-имущественного комплекса 24
2.1 Характеристика социально-экономического развития города
Назарово 24
2.2 Анализ управления муниципальным имуществом города 29
2.3 Проблемы управления имуществом муниципального образования 33
3 Направления повышения эффективности управления муниципальным
имуществом 41
3.1 Исследование эффективности управления имуществом города 41
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию процесса
управления муниципальным имуществом 52
3.3 Оценка результативности предложенных мероприятий по повышению эффективности управления имуществом города Назарово
Красноярского края 65
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение
1 Теоретические основы управления муниципальным имуществом 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью 6
1.2 Формирование объектов муниципальной собственности 11
1.3 Механизмы и методы управления муниципальным имуществом 16
2 Анализ социально-экономического развития города Назарово Красноярского
края и его земельно-имущественного комплекса 24
2.1 Характеристика социально-экономического развития города
Назарово 24
2.2 Анализ управления муниципальным имуществом города 29
2.3 Проблемы управления имуществом муниципального образования 33
3 Направления повышения эффективности управления муниципальным
имуществом 41
3.1 Исследование эффективности управления имуществом города 41
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию процесса
управления муниципальным имуществом 52
3.3 Оценка результативности предложенных мероприятий по повышению эффективности управления имуществом города Назарово
Красноярского края 65
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение
Право жителей муниципального образования на местное самоуправление, т.е. право, на муниципальном уровне, органов власти по своей воле и без вмешательства федеральных властных структур заниматься решением вопросов, существующих на территории муниципалитета. Муниципальное образование - признанный государственной властью субъект права, за которым закреплена способность приобретения и реализации, гражданских прав и обязанностей.
Но при осуществлении этих правомочий появляется немало трудностей. Самостоятельность местного самоуправления невозможна без финансово-экономической основы, которая включает в себя муниципальную собственность, а также управление данным имуществом. В соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование
самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества.
Тема управления муниципальным имуществом на сегодняшний день является довольно актуальной.
Во-первых, данная форма собственности появилась не так давно на территории Российской Федерации. И данный процесс формирования
производится по сей день.
Во-вторых, эффективность деятельности органов власти обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления. Население ощущает результаты государственной политики, и оценивает её эффективность через удовлетворение своих потребностей и желаний. Главным образом на удовлетворение нужд и интересов местных жителей муниципальных образований служит муниципальное имущество.
Местное самоуправление является одним из главных причин, по которым население вовлекается в общественные процессы, которые определяют любое
государство с демократической формой правления. Поэтому, основным требованием к использованию муниципального имущества в данном подходе является наиболее сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, дальнейшее функционирование и развитие
муниципального образования невозможно без продуманного и эффективного управления муниципальным имуществом. Особенно актуальной данная тема является на сегодняшний день, когда число объектов муниципальной собственности уменьшается. И в огромном количестве случаев картина в муниципалитетах зависит от того, насколько правильно осуществляется управление имеющимися объектами муниципального имущества.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальным имуществом на примере города Назарово Красноярского края. Для достижения указанной цели работы были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотрен термин и состав муниципального имущества;
— проанализированы способы формирования муниципального имущества;
— рассмотрены механизмы и методы управления муниципальным имуществом;
— приведена характеристика социально-экономического развития города Назарово Красноярского края;
— проанализированы особенности и проблемы управления муниципальным имуществом;
— исследованы процесс и проблемы управления муниципальным имуществом в городе Назарово Красноярского края;
— охарактеризована эффективность управления муниципальной собственностью;
— разработаны конкретные предложения и меры по развитию системы управления муниципальным имуществом города Назарово Красноярского края.
Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.
Предметом данной работы являются пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом города Назарово Красноярского края.
Но при осуществлении этих правомочий появляется немало трудностей. Самостоятельность местного самоуправления невозможна без финансово-экономической основы, которая включает в себя муниципальную собственность, а также управление данным имуществом. В соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование
самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества.
Тема управления муниципальным имуществом на сегодняшний день является довольно актуальной.
Во-первых, данная форма собственности появилась не так давно на территории Российской Федерации. И данный процесс формирования
производится по сей день.
Во-вторых, эффективность деятельности органов власти обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления. Население ощущает результаты государственной политики, и оценивает её эффективность через удовлетворение своих потребностей и желаний. Главным образом на удовлетворение нужд и интересов местных жителей муниципальных образований служит муниципальное имущество.
Местное самоуправление является одним из главных причин, по которым население вовлекается в общественные процессы, которые определяют любое
государство с демократической формой правления. Поэтому, основным требованием к использованию муниципального имущества в данном подходе является наиболее сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, дальнейшее функционирование и развитие
муниципального образования невозможно без продуманного и эффективного управления муниципальным имуществом. Особенно актуальной данная тема является на сегодняшний день, когда число объектов муниципальной собственности уменьшается. И в огромном количестве случаев картина в муниципалитетах зависит от того, насколько правильно осуществляется управление имеющимися объектами муниципального имущества.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальным имуществом на примере города Назарово Красноярского края. Для достижения указанной цели работы были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотрен термин и состав муниципального имущества;
— проанализированы способы формирования муниципального имущества;
— рассмотрены механизмы и методы управления муниципальным имуществом;
— приведена характеристика социально-экономического развития города Назарово Красноярского края;
— проанализированы особенности и проблемы управления муниципальным имуществом;
— исследованы процесс и проблемы управления муниципальным имуществом в городе Назарово Красноярского края;
— охарактеризована эффективность управления муниципальной собственностью;
— разработаны конкретные предложения и меры по развитию системы управления муниципальным имуществом города Назарово Красноярского края.
Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.
Предметом данной работы являются пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом города Назарово Красноярского края.
Выполненная выпускная квалификационная работа на тему «Повышение эффективности управления муниципальным имуществом» позволяет сделать выводы о том, что муниципальная собственность выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения; формирование и управления имуществом осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов и других нормативно правовых актов с использованием установленных методов.
Выводы, характеризующие социально-экономическое развитие города Назарово, можно сделать следующие:
— город Назарово обладает определенным сельскохозяйственным потенциалом в плане производства молочной и мясной продукции;
— осуществляется добыча угля и выработка электроэнергии на базе Назаровской ГРЭС;
— население города испытывает трудности в плане трудоустройства по специальности в связи с отсутствием соответствующих предприятий, а также проблемы в сфере здравоохранения, которые связаны с нехваткой квалифицированного персонала и современной техники;
— население города с каждым годом уменьшается: отсутствует
естественный прирост и происходит миграция в другие более крупные соседние города.
Выводы, характеризующие процесс управления имуществом города Назарово, можно сделать следующие:
— составляющей основой поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Назарово определены доходы от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
— существуют проблемы с точки зрения градостроительного критерия: не производится ремонт дорожного покрытия, население вынуждено жить в ветхом и аварийном жилье в связи с нехваткой жилых объектов;
— характеризуя экологическую обстановку в городе, необходимо отметить, что отсутствуют предприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, таких предприятий насчитывается 1 единица, при условии, что на территории города функционирует ГРЭС, угольный разрез, частично предприятия по промышленному производству, такого числа утилизирующих предприятий недостаточно.
Помимо этого, в работе определены проблемы и перспективы развития управления муниципальным имуществом города Назарово. К проблемам муниципального образования по управлению собственностью муниципалитета прежде всего относятся:
— наличие неполной системы учета по управлению объектами муниципальной собственности, так как в настоящее время учет осуществляется только на 42 %;
— значительный удельный вес объектов муниципального имущества и земельных участков, не используемых в экономическом обороте (23 %) по разным причинам:
— неэффективное распоряжение имуществом, выражающиеся в том, что значительная часть ликвидных объектов муниципальной собственности в 2015 г. были проданы, в связи с чем доходы от аренды объектов в 2016 г. значительно сократились;
— рост дебиторской задолженности по арендной плате за объекты муниципальной собственности в связи с несвоевременной процедурой взыскания долгов;
— высокий процент износа объектов муниципальной собственности (по состоянию на 2016 г.
В качестве мер, позволяющих повысить эффективность управления муниципальным имуществом города, можно рассмотреть следующие:
— для решения проблемы с низкой доходностью неналоговых поступлений от использования объектов муниципальной необходимо проведение качественного учета объектов муниципальной собственности путем перерасчета ставки арендной платы, с добавлением в имеющуюся формулу коэффициента износа и коэффициента учета территориального расположения объекта. В таком случае доходы могли бы составить 4 893 тыс. руб.;
— обеспечение полного и своевременного учета объектов муниципальной собственности, ведение реестров муниципального имущества и земельных участков - увеличение показателя до 100 %, что могло составить 41 921 тыс. руб.;
— для решения проблемы с дебиторской задолженностью по арендной плате за использование объектов муниципальной собственности, необходимо разработать процедуру эффективного взыскания долгов в течении трех месячного срока с введением санкций при просрочке платежей. Осуществлять организацию личных встреч с должниками и разрабатывать совместный план по ликвидации задолженности, предусматривающий месяц на организацию процедуры ликвидации долга, в случае проведения таких мер бюджет города дополнительно увеличится на 25 012 тыс. руб.;
— для решения проблемы неэффективного распоряжения имуществом, выражающегося в том, что значительная часть ликвидных объектов муниципальной собственности распродаются, необходимо ввести критерии отбора нежилых помещений для продажи на аукционах. При активной сдаче в аренду имущества муниципалитет будет иметь возможность в дальнейшем распоряжаться этими объектами, контролировать их судьбу и получать доходы в долгосрочной перспективе.
Таким образом, чтобы все сферы жизнеобеспечения города развивались одинаковыми темпами, необходимо комплексно осуществлять решение имеющихся социально-экономических проблем на основе достаточности средств местного бюджета, которые возможно получать с помощью эффективного и качественного управления муниципальным имуществом города Назарово.
В результате реализации предложенных мер город получит ряд преимуществ: создание необходимых правовых и технических условий для осуществления распоряжения недвижимыми объектами муниципальной собственности; наличие необходимой учетно-технической документации у всех объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности; наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности; наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что задачи, поставленные, для осуществления выпускной квалификационной работы выполнены, а цель достигнута.
Выводы, характеризующие социально-экономическое развитие города Назарово, можно сделать следующие:
— город Назарово обладает определенным сельскохозяйственным потенциалом в плане производства молочной и мясной продукции;
— осуществляется добыча угля и выработка электроэнергии на базе Назаровской ГРЭС;
— население города испытывает трудности в плане трудоустройства по специальности в связи с отсутствием соответствующих предприятий, а также проблемы в сфере здравоохранения, которые связаны с нехваткой квалифицированного персонала и современной техники;
— население города с каждым годом уменьшается: отсутствует
естественный прирост и происходит миграция в другие более крупные соседние города.
Выводы, характеризующие процесс управления имуществом города Назарово, можно сделать следующие:
— составляющей основой поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Назарово определены доходы от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
— существуют проблемы с точки зрения градостроительного критерия: не производится ремонт дорожного покрытия, население вынуждено жить в ветхом и аварийном жилье в связи с нехваткой жилых объектов;
— характеризуя экологическую обстановку в городе, необходимо отметить, что отсутствуют предприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, таких предприятий насчитывается 1 единица, при условии, что на территории города функционирует ГРЭС, угольный разрез, частично предприятия по промышленному производству, такого числа утилизирующих предприятий недостаточно.
Помимо этого, в работе определены проблемы и перспективы развития управления муниципальным имуществом города Назарово. К проблемам муниципального образования по управлению собственностью муниципалитета прежде всего относятся:
— наличие неполной системы учета по управлению объектами муниципальной собственности, так как в настоящее время учет осуществляется только на 42 %;
— значительный удельный вес объектов муниципального имущества и земельных участков, не используемых в экономическом обороте (23 %) по разным причинам:
— неэффективное распоряжение имуществом, выражающиеся в том, что значительная часть ликвидных объектов муниципальной собственности в 2015 г. были проданы, в связи с чем доходы от аренды объектов в 2016 г. значительно сократились;
— рост дебиторской задолженности по арендной плате за объекты муниципальной собственности в связи с несвоевременной процедурой взыскания долгов;
— высокий процент износа объектов муниципальной собственности (по состоянию на 2016 г.
В качестве мер, позволяющих повысить эффективность управления муниципальным имуществом города, можно рассмотреть следующие:
— для решения проблемы с низкой доходностью неналоговых поступлений от использования объектов муниципальной необходимо проведение качественного учета объектов муниципальной собственности путем перерасчета ставки арендной платы, с добавлением в имеющуюся формулу коэффициента износа и коэффициента учета территориального расположения объекта. В таком случае доходы могли бы составить 4 893 тыс. руб.;
— обеспечение полного и своевременного учета объектов муниципальной собственности, ведение реестров муниципального имущества и земельных участков - увеличение показателя до 100 %, что могло составить 41 921 тыс. руб.;
— для решения проблемы с дебиторской задолженностью по арендной плате за использование объектов муниципальной собственности, необходимо разработать процедуру эффективного взыскания долгов в течении трех месячного срока с введением санкций при просрочке платежей. Осуществлять организацию личных встреч с должниками и разрабатывать совместный план по ликвидации задолженности, предусматривающий месяц на организацию процедуры ликвидации долга, в случае проведения таких мер бюджет города дополнительно увеличится на 25 012 тыс. руб.;
— для решения проблемы неэффективного распоряжения имуществом, выражающегося в том, что значительная часть ликвидных объектов муниципальной собственности распродаются, необходимо ввести критерии отбора нежилых помещений для продажи на аукционах. При активной сдаче в аренду имущества муниципалитет будет иметь возможность в дальнейшем распоряжаться этими объектами, контролировать их судьбу и получать доходы в долгосрочной перспективе.
Таким образом, чтобы все сферы жизнеобеспечения города развивались одинаковыми темпами, необходимо комплексно осуществлять решение имеющихся социально-экономических проблем на основе достаточности средств местного бюджета, которые возможно получать с помощью эффективного и качественного управления муниципальным имуществом города Назарово.
В результате реализации предложенных мер город получит ряд преимуществ: создание необходимых правовых и технических условий для осуществления распоряжения недвижимыми объектами муниципальной собственности; наличие необходимой учетно-технической документации у всех объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности; наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности; наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что задачи, поставленные, для осуществления выпускной квалификационной работы выполнены, а цель достигнута.
Подобные работы
- Совершенствование управления муниципальным имуществом (на примере Миасского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Особенности управления муниципальным имуществом
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - Повышение эффективности использования муниципального имущества
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Дипломные работы, ВКР, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ
ВЕСЕЛОЛОПАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Повышение эффективности управления муниципальным имуществом
в контексте реформирования муниципальных финансов
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТОМСК
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование управления муниципальным имуществом
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



