Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальным имуществом 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной
собственностью 6
1.2 Формирование объектов муниципальной собственности 11
1.3 Механизмы и методы управления муниципальным имуществом 16
2 Анализ социально-экономического развития города Назарово Красноярского
края и его земельно-имущественного комплекса 24
2.1 Характеристика социально-экономического развития города
Назарово 24
2.2 Анализ управления муниципальным имуществом города 29
2.3 Проблемы управления имуществом муниципального образования 33
3 Направления повышения эффективности управления муниципальным
имуществом 41
3.1 Исследование эффективности управления имуществом города 41
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию процесса
управления муниципальным имуществом 52
3.3 Оценка результативности предложенных мероприятий по повышению эффективности управления имуществом города Назарово
Красноярского края 65
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение
Право жителей муниципального образования на местное самоуправление, т.е. право, на муниципальном уровне, органов власти по своей воле и без вмешательства федеральных властных структур заниматься решением вопросов, существующих на территории муниципалитета. Муниципальное образование - признанный государственной властью субъект права, за которым закреплена способность приобретения и реализации, гражданских прав и обязанностей.
Но при осуществлении этих правомочий появляется немало трудностей. Самостоятельность местного самоуправления невозможна без финансово-экономической основы, которая включает в себя муниципальную собственность, а также управление данным имуществом. В соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование
самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества.
Тема управления муниципальным имуществом на сегодняшний день является довольно актуальной.
Во-первых, данная форма собственности появилась не так давно на территории Российской Федерации. И данный процесс формирования
производится по сей день.
Во-вторых, эффективность деятельности органов власти обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления. Население ощущает результаты государственной политики, и оценивает её эффективность через удовлетворение своих потребностей и желаний. Главным образом на удовлетворение нужд и интересов местных жителей муниципальных образований служит муниципальное имущество.
Местное самоуправление является одним из главных причин, по которым население вовлекается в общественные процессы, которые определяют любое
государство с демократической формой правления. Поэтому, основным требованием к использованию муниципального имущества в данном подходе является наиболее сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, дальнейшее функционирование и развитие
муниципального образования невозможно без продуманного и эффективного управления муниципальным имуществом. Особенно актуальной данная тема является на сегодняшний день, когда число объектов муниципальной собственности уменьшается. И в огромном количестве случаев картина в муниципалитетах зависит от того, насколько правильно осуществляется управление имеющимися объектами муниципального имущества.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальным имуществом на примере города Назарово Красноярского края. Для достижения указанной цели работы были поставлены и решены следующие задачи:
— рассмотрен термин и состав муниципального имущества;
— проанализированы способы формирования муниципального имущества;
— рассмотрены механизмы и методы управления муниципальным имуществом;
— приведена характеристика социально-экономического развития города Назарово Красноярского края;
— проанализированы особенности и проблемы управления муниципальным имуществом;
— исследованы процесс и проблемы управления муниципальным имуществом в городе Назарово Красноярского края;
— охарактеризована эффективность управления муниципальной собственностью;
— разработаны конкретные предложения и меры по развитию системы управления муниципальным имуществом города Назарово Красноярского края.
Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.
Предметом данной работы являются пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом города Назарово Красноярского края.
Выполненная выпускная квалификационная работа на тему «Повышение эффективности управления муниципальным имуществом» позволяет сделать выводы о том, что муниципальная собственность выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения; формирование и управления имуществом осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федеральных законов и других нормативно правовых актов с использованием установленных методов.
Выводы, характеризующие социально-экономическое развитие города Назарово, можно сделать следующие:
— город Назарово обладает определенным сельскохозяйственным потенциалом в плане производства молочной и мясной продукции;
— осуществляется добыча угля и выработка электроэнергии на базе Назаровской ГРЭС;
— население города испытывает трудности в плане трудоустройства по специальности в связи с отсутствием соответствующих предприятий, а также проблемы в сфере здравоохранения, которые связаны с нехваткой квалифицированного персонала и современной техники;
— население города с каждым годом уменьшается: отсутствует
естественный прирост и происходит миграция в другие более крупные соседние города.
Выводы, характеризующие процесс управления имуществом города Назарово, можно сделать следующие:
— составляющей основой поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Назарово определены доходы от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
— существуют проблемы с точки зрения градостроительного критерия: не производится ремонт дорожного покрытия, население вынуждено жить в ветхом и аварийном жилье в связи с нехваткой жилых объектов;
— характеризуя экологическую обстановку в городе, необходимо отметить, что отсутствуют предприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, таких предприятий насчитывается 1 единица, при условии, что на территории города функционирует ГРЭС, угольный разрез, частично предприятия по промышленному производству, такого числа утилизирующих предприятий недостаточно.
Помимо этого, в работе определены проблемы и перспективы развития управления муниципальным имуществом города Назарово. К проблемам муниципального образования по управлению собственностью муниципалитета прежде всего относятся:
— наличие неполной системы учета по управлению объектами муниципальной собственности, так как в настоящее время учет осуществляется только на 42 %;
— значительный удельный вес объектов муниципального имущества и земельных участков, не используемых в экономическом обороте (23 %) по разным причинам:
— неэффективное распоряжение имуществом, выражающиеся в том, что значительная часть ликвидных объектов муниципальной собственности в 2015 г. были проданы, в связи с чем доходы от аренды объектов в 2016 г. значительно сократились;
— рост дебиторской задолженности по арендной плате за объекты муниципальной собственности в связи с несвоевременной процедурой взыскания долгов;
— высокий процент износа объектов муниципальной собственности (по состоянию на 2016 г.
В качестве мер, позволяющих повысить эффективность управления муниципальным имуществом города, можно рассмотреть следующие:
— для решения проблемы с низкой доходностью неналоговых поступлений от использования объектов муниципальной необходимо проведение качественного учета объектов муниципальной собственности путем перерасчета ставки арендной платы, с добавлением в имеющуюся формулу коэффициента износа и коэффициента учета территориального расположения объекта. В таком случае доходы могли бы составить 4 893 тыс. руб.;
— обеспечение полного и своевременного учета объектов муниципальной собственности, ведение реестров муниципального имущества и земельных участков - увеличение показателя до 100 %, что могло составить 41 921 тыс. руб.;
— для решения проблемы с дебиторской задолженностью по арендной плате за использование объектов муниципальной собственности, необходимо разработать процедуру эффективного взыскания долгов в течении трех месячного срока с введением санкций при просрочке платежей. Осуществлять организацию личных встреч с должниками и разрабатывать совместный план по ликвидации задолженности, предусматривающий месяц на организацию процедуры ликвидации долга, в случае проведения таких мер бюджет города дополнительно увеличится на 25 012 тыс. руб.;
— для решения проблемы неэффективного распоряжения имуществом, выражающегося в том, что значительная часть ликвидных объектов муниципальной собственности распродаются, необходимо ввести критерии отбора нежилых помещений для продажи на аукционах. При активной сдаче в аренду имущества муниципалитет будет иметь возможность в дальнейшем распоряжаться этими объектами, контролировать их судьбу и получать доходы в долгосрочной перспективе.
Таким образом, чтобы все сферы жизнеобеспечения города развивались одинаковыми темпами, необходимо комплексно осуществлять решение имеющихся социально-экономических проблем на основе достаточности средств местного бюджета, которые возможно получать с помощью эффективного и качественного управления муниципальным имуществом города Назарово.
В результате реализации предложенных мер город получит ряд преимуществ: создание необходимых правовых и технических условий для осуществления распоряжения недвижимыми объектами муниципальной собственности; наличие необходимой учетно-технической документации у всех объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности; наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности; наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что задачи, поставленные, для осуществления выпускной квалификационной работы выполнены, а цель достигнута.
Конституция Российской Федерации. // Российская газета. - 1993. - № 237.от 25 декабря. С. 3 - 6.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ ред. от 30.11.2011. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru.
3. Земельный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: фeдep. закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ.
[Электронный ресурс]: федер. закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru.
6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
[Электронный ресурс]: федер. закон от 14 ноября 2002 г. № 161 - ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru.
7. Об утверждении Положения о ведении реестра муниципальной собственности города Назарово. [Электронный ресурс]: постановление от
29.10.2010 г. Назарово. №1661-п.- Режим доступа: http://www.nazarovograd.ru.
8. Соколова, Л. Г. Эффективность государственного и муниципального управления / Л.Г. Соколова // Журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии». - 2011. -№ 6.- С. 11-14.
9. Некрасов, В. И. Муниципальная собственность в системе муниципального управления / В. И. Некрасов // Проблемы региональной экономики. - 2010. - №3. - С. 3-7.
10. Пригожин, В. Л. Инновационные направления совершенствования управления муниципальной собственностью / В. Л. Пригожин //Научный журнал «Современные исследования социальных проблем». - 2012.- №1.- С. 4- 6.
11. Жигалов, Д. В. Инструменты аналитического учета муниципальных актов / Д.В. Жигалов// Журнал: «Имущественные отношения в Российской Федерации». - 2012. - № 4.- С. 5- 6.
12. Яковлева-Чернышева, А. Ю. Некоторые подходы к исследованию факторов устойчивого развития предпринимательских структур / А. Ю. Яковлева - Чернышева// Управление и экономика в XXI веке. - 2013. - №2.- С.
2- 4.
13. Чудинов С. А. Управление муниципальной собственностью: Проблемы и пути совершенствования / С. А. Чудинов // Журнал «Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета». - 2013.- № 2. - С. 9 - 10.
14. Коваль, Ю. С. К проблеме эффективности управления муниципальной собственностью/ Ю.С. Коваль // Научный журнал: КубГАУ. - 2013. - № 90.- С. 16- 20.
15. Бабун, Р. В. Современные проблемы управления земельно-имущественными комплексами муниципальных образований / Р.В. Бабун // Имущественные отношения в Российской Федерации. -2013.- № 8. - С. 5- 8.
16. Шох, М. А. Экономико-правовые аспекты состава и учета муниципального имущества / М. А. Шох // Журнал Вестник Нижегородской академии МВД России. -2014. - №4.- С. 2 - 5.
17. Филатова, Н. Г. Развитие системы ответственности и мотивации государственных служащих в решении проблемы эффективного использования государственной собственности в России / Н. Г. Филатова // Вопросы управления. - 2014.- № 7.- С. 3 - 4.
18. Татаринцев, Л. М. Мероприятия по управлению и охране земель муниципального образования /Л. М. Татаринцев // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2014. - № 5.- С. 7- 8.
19. Фролова, Т. В. Определение арендных ставок для объектов муниципальной недвижимости / Т. В. Фролова // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - № 19.- С. 8 - 13.
20. Ахтамова, А. М., Лушникова Т. Ю. Об оценке эффективности управления муниципальным имуществом. // Т.Ю. Лушникова, А.М. Ахтамова/ Журнал Вестник Челябинского государственного университета. - 2015.- № 1. -
С. 2- 4.
21. Константинова, Е.П Повышение эффективности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях / Е.П. Константинова // Журнал: Вестник Поволжского университета. - 2015. - №1.- С. 7- 11.
22. Ковальчук, Н. И. Новации в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности / Н. И. Ковальчук // Вестник Омского университета. - 2015. -№ 2. - С. 10 - 13.
23. Байнова, М.С. Управление земельными отношениями на муниципальном уровне / М. С. Байнова // Еосударственный вестник. - 2015. № 5.- С. 3 - 4.
24. Слободчиков, Д.Н. Методические аспекты повышения эффективности управления муниципальными финансами / Д.Н. Слободчиков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 6.- С. 9,16.
25. Васильева, Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности / Н. В. Васильева // Известия иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 15.- С. 7 - 9.
26. Комов, В. Э. Влияние факторов внутренней и внешней среды на эффективность управления муниципальным имуществом / В. Э. Комов // Известия Тульского государственного университета. - 2015. - № 17- .С. 13 - 16
27. Министерство природных ресурсов и экологии [Электронный ресурс]: Г осударственный доклад о состоянии окружающей среды в Красноярском крае в 2015 от 21.03.2016 // Режим доступа - http://www.mpr.krskstate.ru.
28. Хакимов, В. В. Особенности системы управления муниципальной собственностью / В. В. Хакимов // Журнал Вестник Челябинского государственного университета. - 2016 .- № 4.- С. 35 - 36.
29. К вопросу о совершенствовании способов управления муниципальным имуществом /А. С. Рыкова, Ю. С. Степанов // Вестник: научно-практический журнал / Управление и экономика в 21 веке. - 2016. - № 2.- С. 7- 9.
30. Козлова, Е. Д. Имущественный комплекс муниципального образования как экономическая основа местного самоуправления /Е.Д. Козлова, Д. В. Ермолаев //Известия Тульского государственного университета. - 2016. - № 1.- С. 2 - 6.
31. Абазова, Л.Х. Проблемы оценки эффективности управления государственной собственностью и меры по ее повышению /Л.Х. Абазова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016.- № 3.- С. 8 - 11.
32. Боброва, Е. Ю. Теоретические основы управления муниципальной собственностью / Е.Ю. Боброва, И.В. Ямщикова // Известия вузов. - 2016.- № 7.- С. 6 - 7.
33. Об утверждении положения об арендной плате за землю в городе
Назарово [Электронный ресурс]: решение Назаровского городского Совета депутатов № 36-369 от 8.01.2016 г. // Режим доступа -
http: //www.nazarovograd.ru.
34. Об утверждении положения об арендной плате за землю в городе
Назарово [Электронный ресурс]: решение Назаровского городского Совета депутатов №35-362 от 10.02.2016 г. // Режим доступа -
http: //www.nazarovograd.ru.
35. Об отчуждении объектов находящихся в муниципальной собственности [Электронный ресурс]: решение Назаровского городского
Совета депутатов № 16-130 от 10.02.2016 г. // Режим доступа -
http: //www.nazarovograd.ru.
36. Об утверждении бюджета города Назарово на 2014 год и плановый
период 2015-2016 г. [Электронный ресурс]: решение Назаровского городского Совета депутатов № 17-135 от 20.03.2016 г. // Режим доступа -
http: //www.nazarovograd.ru.
37. О передаче имущества из муниципальной собственности города
Назарово в государственную собственность Красноярского края [Электронный ресурс]: решение Назаровского городского Совета депутатов № 28-207 от
11.05.2016 г. // Режим доступа - http://www.nazarovograd.ru.