Введение
1 Теоретические и методологические основы разработки проекта бизнес- 4 плана
1.1 Проектное управление как инструмент развития компании 4
1.2 Бизнес-план предприятия, его цели и функции, разделы бизнес-плана проекта 8
1.3 Методика составления разделов бизнес-плана, жизненный цикл и этапы проекта 11
2 Характеристика отрасли и организационно-экономическая характеристика компании 19
2.1 Радиовещание как отрасль и вид бизнеса: тенденции, объем рынка,
конкурентная среда 19
2.2 Краткая характеристика и структура управления компании ООО
«РОМАНТИКА». Анализ основных финансовых показателей головной компании и филиала в г. Красноярск
3 Разработка проекта бизнес-плана по запуску радиостанции «Русские песни» в г. Красноярск 40
3.1 Инициация и этапы реализации проекта бизнес-плана 40
3.2 Определение концепции проекта бизнес-плана по запуску новой
радиостанции «Русские песни» в г. Красноярск: эфирное наполнение, портрет аудитории 43
3.3 Предварительная разработка основных разделов бизнес-плана: организационный план, план продвижения, предварительные финансовые расчеты, оценка риска и ожидаемый экономический эффект 50
Заключение 61
Список использованных источников 63
На современном этапе развития экономики бизнес-план выступает рабочим инструментом, который активно применяется во всех сферах предпринимательства. Разрабатывать бизнес-план целесообразно при создании нового предприятия; объединение существующих предприятий; введении новых товаров и услуг; привлечении инвесторов и так далее. Необходимым условием успешной работы, как специалистов экономических служб, так и руководителей предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов деятельности является владение практическими и теоретическими навыками разработки бизнес-плана. Бизнес - план выступает одним из наиболее важных документов, который определяет стратегию развития деятельности. В бизнес-плане подробно разрабатываются и представляются финансовые и экономические вопросы, технико-экономическое обоснование конкретных направлений деятельности или мероприятий. Бизнес-план имеет большую важность для управленческого персонала, поскольку определяет цели, задачи предприятия, время их достижения, а также дает возможность выявить проблемы до того, как привлекать инвестиционные ресурсы.
Вышесказанное обуславливает актуальность данной темы исследования.
Целью работы является проведение анализа и разработка проекта бизнес- плана радиостанции. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую сущность и методику составления бизнес-плана;
- провести оценку необходимости проекта бизнес-плана радиостанции;
- разработать проект бизнес-плана радиостанции;
- провести оценку экономической эффективности проекта бизнес-плана. Объектом дипломного проекта является ООО «РОМАНТИКА».
Предмет исследования - проект бизнес-плана развития предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам, законодательство Российской Федерации; официальные инструктивно-методические материалы; публикации в периодической печати; материалы собственных исследований.
Методической основой написания дипломного проекта является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов экономического анализа: сравнения, группировки исходных данных, различных видов оценок, определения отклонений и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе дипломного проекта рассмотрены теоретические аспекты бизнес-планирования радиостанции. Во второй главе работы представлена организационная характеристика предприятия и анализ основных финансовых показателей компании. В третьей главе представлен проект разработки бизнес-плана по запуску новой радиостанции.
Объектом анализа выступает ООО «РОМАНТИКА» - юридическое лицо, которое представляет собой радиостанцию с качественной западной и отечественной музыкой в стиле поп и поп-рок, современными романтическими хитами и лучшими лирическими балладами последних 25 лет.
К 2015 году значение показателя выручки от продаж филиала достигло почти 3 млн. руб., что на 3% превышает показания 2014 года. Валовая прибыль за 2015 год выросла также на 3%. Величины данных показателей очень незначительны для филиала, поэтому есть необходимость в увеличении доходности. Численность персонала предприятия в 2015 году составила 8 человек. Увеличение численности сотрудников, а также рост заработной платы в совокупности обеспечили рост фонда оплаты труда на предприятии: к 2015 году ФЗП сотрудников составил 449 тыс. руб.
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов организации позволяют сделать вывод о снижении эффективности использования трудовых ресурсов. Среднегодовая выработка одного работника в 2015 году снизилась на 10% и составила 370 тыс. руб.
Необходимо констатировать, что рентабельность услуг филиала в 2015 году увеличилась на 2% и составила 143%, что выше аналогичного показателя 2014 года (141%). Показатель рентабельности у филиала в 2015 году остался неизменным и составил 59%, что само по себе неплохо.
Таким образом, проведенный анализ финансово -экономической деятельности компании и филиала в городе Красноярске показал, что финансовая ситуация как в компании в целом, так и в красноярском филиале достаточно стабильна. Однако есть необходимость в увеличении доходов филиала как путем увеличения объемов продаж рекламных возможностей радиостанции «Романтика-Красноярск», так и путем расширения бизнеса - запуска новой радиостанции.
По данным исследований радио рынок города Красноярск охватывает все категории слушателей по половому и возрастному признаку, однако наименьше всего охвачена группа мужчин в возрасте 30-50 лет.
Для формирования эфирного наполнения и общего концепта, был проведен опрос потенциальных слушателей радио в выбранной целевой группе. Результаты опроса показали, что эфирное наполнение должно содержать красивую музыку с приятными голосами ди-джеев. Музыкальное наполнение должно формироваться из действительно редких, акустических записей, городских романсов отечественных исполнителей Кроме этого в эфире обязательно должны звучать местные новости и интересные факты.
Разработка проекта бизнес-плана по запуску новой радиостанции включала в себя работу по следующим направлениям: составление организационного плана работ, план продвижения радиостанции на рынке города, предварительные финансовые расчеты эффективности запуска нового проекта, а также определения необходимых сроков по реализации проекта в жизнь.
Предлагается создать команду проекта, состоящую из: управляющего проектом (директор УК «ВКПМ - Красноярск»), руководителя проекта (директор филиала «Романтика- Красноярск») и непосредственно самой команды (главного редактора, работников главного офиса компании, а именно руководителя отдела по финансовой и налоговой отчетности, работников отдела продвижения, руководителя объединенной программной редакции, работников редакции).
Финансовыми ресурсами компания располагает, так как, во-первых, они незначительны, во-вторых, компания входит в крупный медиа-холдинг федерального уровня с мощной финансовой поддержкой.
Ключевые точечками проекта предлагается считать:
- инициация проекта, формирование команды;
- разработка концепции радиостанции;
- составление организационного плана;
- составление плана продвижения;
- составление финансового плана;
- проведение оценки рисков проекта;
- проведение финансово-экономической оценки;
составление резюме;
- утверждение бизнес-плана проекта.
Необходимо отметить, что целью данной выпускной работы было помочь имеющемуся бизнесу рассмотреть варианты дополнительного увеличения доходности при незначительном вкладе финансовых ресурсов и возможном увлечении его эффективности в недалеком будущем. Предложенный вариант развития бизнеса в виде разработки проекта бизнес-плана по запуску новой радиостанции является экономически выгодным.
Проведенный предварительный расчет показателей эффективности запуска новой радиостанции показал, что проект может быть принят к реализации, так как чистый дисконтированный денежный доход больше нуля и составляет 8074,8 тыс. руб., индекс доходности равен 6,5, что больше единицы. Срок окупаемости проекта составляет 0,7 года. Предложенное мероприятие является экономически обоснованным и целесообразным.
На основе полученной информации руководство компании будет делать вывод о целесообразности запуска новой радиостанции и данная работа, надеюсь, убедит их в перспективах развития нового направления и увеличения рентабельности бизнеса в целом.
1 Аньшин В.М. Исследование методологии и факторов ценностно-ориентированного управления проектами в российских компаниях (часть 1) / Валерий Аньшин // Управление проектами и программами. - 2014. - № 2. - С. 104 - 111.
2 Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экономика и управление"] / Л. Е. Басовский. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 258 с.
3 Боровских О.Н. Особенности построения системы управления проектами в проектных организациях / О. Н. Боровских // Российское предпринимательство. - 2014. - № 1. - С. 14-22.
4 Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: [учебное пособие для бакалавров вузов по направлению "Менеджмент"] / Т. С. Бронникова. - Москва : Альфа-М : Уником Сервис : ИНФРА-М, 2012. - 222 с.
5 Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник/ М.И. Бухалков.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 392с.
6 Ватрак В.И. Ключевые показатели эффективности участников проектной деятельности / В.И. Ватрак // Управление человеческим потенциалом . - 2014. - № 2. - С. 138 - 143.
7 Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - 2 - е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарика, 2011. - 296с.
8 Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2010.- 472с.
9 Дафт, Р. Менеджмент = Management: [учебник для слушателей, обучающихся по программе "Мастер делового администрирования"]/ Ричард Дафт; [под ред. С. К. Мордовина ; пер. с англ. В. Кузина]. - 8-е издание. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 799 с.
10 Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник: [для бакалавров, обучающихся по направлению "Экономика"]/ И. А. Дубровин. - Москва: Дашков и К°, 2012. - 430.
11 Дульзон А.А. Успешность управления проектами: проблемы, оценка, возможности / Альфред Андреевич Дульзон// Управление проектами и программами. - 2014. - № 4. - С. 292 - 302.
12 Ильина О.Н. Методологическое обеспечение управления проектами, программами и портфелями проектов в организации / О. Н. Ильина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010.- № 1. - С. 19-23
13 Колибаба В.И. Бизнес-планирование: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям: "Экономика", "Менеджмент", "Маркетинг"]/ В. И. Колибаба, И. А. Астраханцева. - Старый Оскол : ТНТ, 2010. - 145 с.
14 Клинцов, А. Залог успеха - гибкость планирования [Текст] / А. Клинцов, Г. Гаспарян, А. Смирнов // Консультант. - 2010. - № 15. - С. 6-8
15 Кузнецов А. А. Процессное управление проектами на предприятии // Менеджмент сегодня. - 2011. - N 4. - С. 206-212.
16 Лапыгин Ю. Н. Оценка эффективности проектного управления // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - N 15. - С. 50-53.
17 Мельничук Д. Семь граней стратегического управления предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012.- № 5, 17с.
18 Персод Н.Л. Проектное управление как элемент эффективной корпоративной системы / Наталья Персод // Стратегический менеджмент. - 2014. - № 3. - С. 194 - 202.
19 Петухова, С. В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: практическое руководство / С. В. Петухова. - 9¬е издание, стереотипное. - Москва: Омега-Л, 2014. - 171 с.
20 Попов Ю. И. Управление проектами: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений. - М. : ИНФРА-М , 2010. - 208 с.
21 Сорокин А.С. Объективная оценка эффективности проектного управления в организации: взгляд изнутри / А.С. Сорокин // Менеджмент сегодня. - 2014. - № 3. - С. 150 - 158.
22 Стрелкова, Л. В. Внутрифирменное планирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080104 "Экономика труда", 080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Л. В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. - Москва : ЮНИТИ, 2011. - 367 с.
23 Хенрикс, М. А так ли уж нужен бизнес-план? / Марк Хенрикс ; фот. Джеффа Кларка // Карьера. - 2009. - № 1/2. - С. 72-74.
24 Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании: учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности "Менеджмент организации". - М. - СПб. [и др.] : Питер , 2011. - 394 с.
25 Юрьева Т.В. Управление проектами и приоритетными программами / Т. В. Юрьева // Экономический анализ. - 2012.- № 36. - С. 23.
26 http://adindex.ru/news/tendencies/2015/12/18/130882.phtml
27 http://www.vkpm.ru/
28 http://www.tns-global.ru/press/news/682051/
29 http://www.sostav.ru/
30 http://adindex.ru/publication/analitics
31 http://www.pvsm.ru/
32 http://www.3dnews.ru/
33 http://zenithoptimedia.ru.