Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Работа №20748

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
597
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты профессионального самоопределения студентов в
педагогической практике 4
1.1 Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 5
1.2 Особенности профессионального самоопределения студентов - будущих
социальных педагогов 14
1.3 Роль различных видов практики в профессиональном самоопределении студентов - будущих социальных педагогов 20
2 Исследование профессионального самоопределения студентов - будущих социальных педагогов. 23
2.1 Модель исследования профессионального самоопределения студентов 4
курса - будущих социальных педагогов 23
2.2 Описание и обсуждение результатов исследования профессионального
самоопределения студентов 4 курса - будущих социальных педагогов 27
Заключение 35
Список использованных источников 37


На протяжении многих лет рассматриваться проблема профессионального самоопределение не только в старшем подростковом, но и в юношеском возрасте. Среди основных проблем неправильного выбора будущей профессии является размытое представление о содержании будущей профессиональной деятельности. Социальный педагог должен быть готов к деятельности в разных педагогических и психологических сферах и уметь работать с разными категориями людей, разрешать проблемы различной типологии. В связи с этим, возникает необходимость своевременного самоопределения в профессии социального педагога.
При поступлении на педагогические направления приходят выпускники с несложившимся профессиональном самоопределением. Много студентов поступают просто для получения высшего образования или же высшего гуманитарного образования. В этом случае важно организовать процесс профессионального самоопределения студентов, процесс «вхождения в педагогическую профессию», процесс «видения себя в профессии», при помощи различных механизмов и инструментов, одним из которых является практика.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— общепсихологические теории личности и деятельности (К.А. Абульханова - Славская, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн); труды исследователей, в которые изучают различные аспекты проблемы профессионального самоопределения (М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Д.А.Леонтьев, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, и др.).
— исследования проблемы становления профессионального самоопределения в вузах (Н.В.Кабеева, В.А.Стародубцев); исследования профессиональном самоопределения социальных педагогов (Л.И. Кабышева, Л.А.Ядвиршис, Т.В. Горбунова,).
Цель исследования: выявить влияние практики на профессиональное самоопределение студентов будущих социальных педагогов.
Объект: профессиональное самоопределение студентов 4 курса будущих социальных педагогов.
Предмет: влияние практики на профессиональное самоопределение студентов будущих социальных педагогов.
Цель, объект, предмет и проблема исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: распределенная практика студентов будет положительно влиять на их профессиональное самоопределение при условии систематической организации студенческой: а) рефлексии процессов и результатов практики, б) сопровождения полученной на практике информации на учебных предметах.
Задачи:
— На основе анализе литературы построить теоретическую модель профессионального самоопределения студентов - будущих социальных педагогов.
— Описать различные виды практик студентов - будущих социальных педагогов способных повлиять на профессиональное самоопределение.
— Разработать анкету с целью выявления влияния практики на профессиональное самоопределение.
— На основе анализа полученных данных расширить знания по данной теме.
Базой исследования являются студенты 4 курса направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» по профилю подготовки 44.03.02.00.05 «Психология и социальная педагогика» Института психологии педагогики и социологии Сибирского Федерального Университета

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У выпускников, поступающие на профиль подготовки «Психология и социальная педагогика» присутствует идеализированное представление о выбранной специальности, нет адекватного представления о профессии, и о тех личностных качествах, которые к ней выдвигаются. На основе теоретических знаний по теме профессионального самоопределения были выделены составляющие модели профессионального самоопределения будущего социального педагога, а именно:
— Самосознания личности (уверенность в своей профессиональной пригодности, наличии необходимых личностных качеств и профессиональных компетенций).
— Осознание значимости социально-педагогической деятельности.
— Формирование реального «образа - Я» характеризующегося высокой адаптивностью, положительным отношение к самому себе, принятием себя, ожиданием позитивного отношения со стороны партнера и идеального «образа - Я» профессионала.
— Определение и реализация индивидуальных профессиональных планов и путей их реализации.
Изучив различные виды практики и их влияние на профессиональное самоопределение и учитывая результаты исследования можно сделать вывод, что для более четкого формирования и видения образа «себя в профессии», для осуществления раннего профессионального самоопределения будущего социального педагога, необходимо включить студентов в реальную педагогическую деятельность. Эта деятельность должна носить преобразующий характер, являться ответственной, важной, результативной, эмоционально и личностно значимой для самого студента, быть включенной в целостный учебно-воспитательный процесс вуза, иметь непрерывный, постоянный характер. Высокий уровень показателей развитости рефлексии подтверждает гипотезу и приводит к выводу, что рефлексия помогла в осознании себя в педагогической деятельности, осознания целей и мотивов в будущей профессиональной деятельности. Все это является зарождением процесса самоопределения в профессии, когда происходит осознание себя через различные ситуации, возникающие в ходе практической деятельности, и свидетельствует о дальнейшем профессиональном и личностном развитии.



1. Абасов, З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении / З.А. Абасов // Социологические исследования- 2002. - №3. - С. 94-96.
2. Бакланов, К.В. Формирование основ самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. . кан. пед. наук : 13.00.08 / Бакланов Константин Владимирович. - Москва, 1998. - с.
3. Бахметова, Ю. Н. Реализация практико-ориентированного подхода
в процессе формировании методической культуры будущих педагогов- психологов в профессиональном обучении [Электронный ресурс] / Ю.Н. Бахметова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - №4. - Режим доступа:
https://cyberlemnka.ru/article/n/realizatsiya-praktiko-orientirovannogo-podhoda-v-protsesse-formirovanii-metodicheskoy-kultury-buduschih-pedagogov-psihologov-v
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И. Божович: под ред. Д. И. Фельдштейна - Москва: Издательство «Институт практической психологии»,1997. - 352 с. - С.94-98.
5. Буянова, Г.В. Анализ подходов к изучению и формированию профессионального самоопределения студентов вуза [Электронный ресурс]/ Г.В. Буянова// Вестник Пермского государственного гуманитарно¬педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки.- 2015.- №2 - Режим доступа:http://vestnik1.pspu.ru/files/1-2015-2.pdf
6. Ваниева, В.Ю. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов на основе практико- ориентированного подхода : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Виниева Виктория Юрьевна. - Владикавказ, 2016 - с.
7. Горбунова, Т.В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]/ Т.В. Горбунова// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- 2010.- №7 - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/article/n/praktiko-orientirovannyy-podhod-k-podgotovke-buduschih-sotsialnyh-pedagogov-k-professionalnoy-deyatelnosti
8. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Психология личностного самоопределения Дисс. докт. психол. наук. / Гинзбург М.Р./ Москва, 2006.
9. Егорова, Ю.Н. Механизмы взаимосвязи специализации и
профессионального самоопределения социального педагога [Электронный ресурс] / Ю.Н. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №4. - Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/articl e/n/mehanizmy-vzaimo svyazi-
spetsializatsii-i-professionalnogo-samoopredeleniya-sotsialnogo-
pedago ga#ixzz4hzj bclm0
10. Егорова, Ю.Н. Программно- технологическое обеспечение взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального педагога : автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 / Егорова Юлия Николаевна. - Оренбург, 2011 - с.
11. Ефименко, В. Н. Формы и методы подготовки будущих социальных педагогов к сопровождению неблагополучных семей/ В.Н. Ефименко, Н.А. Рачковская // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5.
12. Захаревич, В.А. Педагогические условия формирования социальных компетенций студентов бакалавриата в процессе педагогической практики : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Захаревич Владлена Алексеева. - Владикавказ, 2015. - с.
13. Калацкая, Н.Н. Введение в социально- педагогическую деятельность: конспект лекций / Н.Н. Калацкая. - Казань: КФУ, 2014.
14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / Е.А. Климов. - 4-е изд., стер - Москва: Издательский центр «Академия», 2010 - 304с.
15. Кобышева, Л.И. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов [Электронный ресурс] / Л.И. Кобышева, А.П. Кротова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - №2. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-kak-uslovie-stanovleniya-professionalizma-buduschih-pedagogov#ixzz4hzpYW8Pвo
16. Ковалева, М.С. Профессиональное самосознание современной
личности [Электронный ресурс] / М.С. Ковалева // Научные исследования в образовании. - 2009. - №8. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samosoznanie-sovremennoy-lichnosti
17. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон / Психология самосознания. - Москва : «Политиздам», 1984 - Г. 3 - 335 с.
18. Костюнина, А.А. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе модернизации педагогического образования : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Костюнина Алена Анатольевна. - Барнаул, 2016 - с.
19. Курбатова, А.С. Формирование профессиональных компетенций
социального педагога в условиях педагогического вуза [Электронный ресурс] / А.С. Курбатова, М.А Лабутина // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 4. - Режим доступа: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=20904
20. Лукина, А.К. Роль практики в профессиональном самоопределении студентов - будущих педагогов /А.К. Лукина, М.А. Волкова, Н.Б. Воронина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №2.- Режим доступа: https://science-education.ru/article/view?id=24252
21. Макарычева, И.Н. Особенности формирования мотивов профессионального самоопределения и самосовершенствования студентов высших учебных заведений. / И.Н. Макарычева. // Высшее образование сегодня. - 2014 - №4.
22. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / В.Г. Маралов - 2-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004 — 256 с.
23. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина - Москва: Флинта, 1998.- 200с.
24. Никитина, Г. В. Социальная практика как средство подготовки студентов к профессионально- педагогической деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Никитина Галина Викторовна. - Омск, 2016 - с.
25. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль подготовки Психология и социальная педагогика.
26. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей [и др.]. - СПб.: Нестор-История, 2015 -336с.
27. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - Москва: Наука, 2012. - 390с.
28. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников - Москва: «Академия», 2007 - с.
29. Ренёва, Г.Ф. Профессиональное самоопределение личности на различных этапах профессионализации [Электронный ресурс] /Г.Ф. Ренёва // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - №3. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-na-razlichnyh-etapah-professionalizatsii
30. Ресурсы социальной педагогики в формировании нового человека и общества. Всероссийский научный круглый стол, посвящённый Международному дню социального педагога / под ред. А.В. Иванова и А.М. Егорычева - Москва: МГПУ, 2013. - 194 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - Санкт - Петербург : Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
32. Рязанцева.М. В., Субочева А. О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения / Рязанцева М. В., Субочева А. О.// Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С.24 - Режим доступа:http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39654
33. Саитбаева, Э. Р. Самоопределение педагогов - профессионалов в
системе дополнительного педагогического образования [Электронный ресурс] / Э.Р. Саитбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2006. -№2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoopredelenie-pedagogov-
professionalov-v-sisteme-dopolnitelnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya
34. Стародубцев, В.А. Педагогическая поддержка профессионального самоопределение студентов в вузе [Электронный ресурс]/ В.А. Стародубцев, М.А. Соловьев, Е.Ю. Валитова // Высшее образование в России.- 2015. - №1.- Режим доступа:http://vovr.ru/upload/1- 15.pdf
35. Сторожева, Ю.А. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студенческой молодежи : автор. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05 / Сторожева Юлия Анатольевна. - Москва, 2013 - 25 с.
36. Тоистева, О.С. К вопросу о профессиональном самосознании будущего социального педагога / О.С. Тоистева // Педагогическое образование в России: научный журнал / Уральский государственный педагогический университтет - Екатеринбург, 2015. - № 3 -с. 83-88.
37. Шушерина, О.А. Профессиональное самоопределение и культурное становление студента вуза / О.А. Шушерина // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно¬практической конференции / Красноярск: «Научно-инновационный центр», 2016. - 420 с. - С 45-50.
38. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
39. Pre - service teachers teaching practice in second life / Cheong, D. [и др.] // Transforming virtual world learning - 2011 - Т.4. - С. 67-84.
40. The forms of joint activity of the teacher and students in higher school educational practice / Sapchenko, N.A. // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts - Albena - 2016 - C. 1083-1090.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ