Отношение студенческой молодежи к фактической семье
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ СЕМЕЙ. 7
1.1 Подходы к изучению фактических семей. 7
1.2 Российские социологические исследования отношения студенческой молодежи к фактическим бракам 20
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ «СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА» К ФАКТИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования отношения студентов «Сибирского федерального университета» к фактической семье. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ СЕМЕЙ. 7
1.1 Подходы к изучению фактических семей. 7
1.2 Российские социологические исследования отношения студенческой молодежи к фактическим бракам 20
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ «СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА» К ФАКТИЧЕСКОЙ СЕМЬЕ 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования отношения студентов «Сибирского федерального университета» к фактической семье. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список литературы
В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как фактическая семья (незарегистрированный брак), в народе ошибочно именуемое гражданским браком. Изменения в сфере брачно-семейных отношений связаны с фундаментальной трансформацией системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов, в основе которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует ряд социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; «выход» женщины из семьи на рынок труда, ослабление ее экономической зависимости от мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо брачно¬семейных зависимостей».
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис пишут, что фактическая семья может рассматриваться и как попытка избежать ответственности — юридической, финансовой и т.д. Под влиянием различных общественных организаций стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти фактический, или «пробный», брак. Эта ситуация соответствует немецкой поговорке: «Не обязательно покупать корову для того, чтобы пить молоко». Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию. Не случайно психиатр Джей Хэйли отмечает, что наличие свекров и тестей — единственное, что отличает людей от животных: для многих главными ценностями семейной жизни является уважение традиций и связь с родительскими семьями.
Социолог А.Г. Харчев писал, что в брачных отношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера социальной жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи. Он ссылается на мнение Гегеля, который отмечал, что «брак отличается от сожительства тем, что в последнем имеет значение главным образом удовлетворение естественной потребности, между тем как в браке эта потребность оттесняется на задний план».
Такие социальные предпосылки, объективно возникшие на современном этапе развития общества, позволяют констатировать, что трансформация брачно-семейных отношений имеет устойчивый характер и отражает независимость института семьи от сиюминутных, конъюнктурных проблем, переживаемых обществом.
В периоды социальных кризисов фактическая семья приобретает характер неформальной социальной нормы, что ведет к массовому распространению незарегистрированных отношений как явления. Данная форма отношений вызывает противоречивые мнения и взгляды.
Актуальность исследуемая в выпускной квалификационной работе, заключается в том, что в связи с изменением системы ценностных ориентаций, молодые люди не решаются регистрировать свой брак, а живут в фактической семье. Изучив представления студентов СФУ о фактических браках, возможно определить положительно ли они относятся к такой форме отношений, или же предпочитают традиционные семейные ценности, т.е. жить вместо только в зарегистрированном браке.
Разработанность: Для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении незарегистрированных связей между мужчинами и женщинами, поскольку в советский период они рассматривались как временные, чуждые советскому обществу явлению, оставшиеся от прошлого. Однако в настоящее время уже сделаны попытки исследований проблематики, связанной с распространением внебрачных отношений. Здесь можно отметить работы Т. А. Богдановой и А. С. Щукиной, С. И. Голода, А. Б. Синельникова, М. Босанаца, О. Ю. Косовой А. Р. Михеева, З. М. Саралиевой, А.Б. Любимовой, И.Ю. Шилова, А.Г. Харчева, П.А. Сорокина.
Объект исследования - студенты Сибирского федерального Университета.
Предмет - отношение студентов Сибирского федерального университета к фактической семье.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо выяснить отношение студентов СФУ к фактической семье.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении отношения студентов СФУ к фактической семье.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Выяснить общие социологические подходы к пониманию фактической семьи.
2. Проанализировать основные подходы зарубежных и российских ученых к изучению фактических семей;
3. Подготовить методическое обоснование исследования;
4. Исследовать представление студентов СФУ о фактической семье.
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, отношение студентов СФУ к фактической семье предпочтительно положительное.
Интерпретация основных понятий:
Фактическая семья (фактический брак, незарегистрированный брак, сожительство) - отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак. В некоторых странах партнёры, состоящие в незарегистрированных брачных отношениях, при определённых условиях, предусмотренных государством, имеют некоторый перечень прав и обязанностей друг перед другом. [1, с. 57]
Молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации и индивидуализации в определенном обществе. [2, с. 25]
Студенческая молодежь - является составной частью такой социально-демографической группы, как молодежь, в системе высшего образования, объединяет молодых людей примерно одного возраста, образовательного уровня, представителей всех социальных слоев и групп населения.
Ценностные ориентации - оценочное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности. Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности. [3, с 65]
Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис пишут, что фактическая семья может рассматриваться и как попытка избежать ответственности — юридической, финансовой и т.д. Под влиянием различных общественных организаций стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти фактический, или «пробный», брак. Эта ситуация соответствует немецкой поговорке: «Не обязательно покупать корову для того, чтобы пить молоко». Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию. Не случайно психиатр Джей Хэйли отмечает, что наличие свекров и тестей — единственное, что отличает людей от животных: для многих главными ценностями семейной жизни является уважение традиций и связь с родительскими семьями.
Социолог А.Г. Харчев писал, что в брачных отношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера социальной жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи. Он ссылается на мнение Гегеля, который отмечал, что «брак отличается от сожительства тем, что в последнем имеет значение главным образом удовлетворение естественной потребности, между тем как в браке эта потребность оттесняется на задний план».
Такие социальные предпосылки, объективно возникшие на современном этапе развития общества, позволяют констатировать, что трансформация брачно-семейных отношений имеет устойчивый характер и отражает независимость института семьи от сиюминутных, конъюнктурных проблем, переживаемых обществом.
В периоды социальных кризисов фактическая семья приобретает характер неформальной социальной нормы, что ведет к массовому распространению незарегистрированных отношений как явления. Данная форма отношений вызывает противоречивые мнения и взгляды.
Актуальность исследуемая в выпускной квалификационной работе, заключается в том, что в связи с изменением системы ценностных ориентаций, молодые люди не решаются регистрировать свой брак, а живут в фактической семье. Изучив представления студентов СФУ о фактических браках, возможно определить положительно ли они относятся к такой форме отношений, или же предпочитают традиционные семейные ценности, т.е. жить вместо только в зарегистрированном браке.
Разработанность: Для отечественной социологии характерен определенный пробел в изучении незарегистрированных связей между мужчинами и женщинами, поскольку в советский период они рассматривались как временные, чуждые советскому обществу явлению, оставшиеся от прошлого. Однако в настоящее время уже сделаны попытки исследований проблематики, связанной с распространением внебрачных отношений. Здесь можно отметить работы Т. А. Богдановой и А. С. Щукиной, С. И. Голода, А. Б. Синельникова, М. Босанаца, О. Ю. Косовой А. Р. Михеева, З. М. Саралиевой, А.Б. Любимовой, И.Ю. Шилова, А.Г. Харчева, П.А. Сорокина.
Объект исследования - студенты Сибирского федерального Университета.
Предмет - отношение студентов Сибирского федерального университета к фактической семье.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо выяснить отношение студентов СФУ к фактической семье.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении отношения студентов СФУ к фактической семье.
Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Выяснить общие социологические подходы к пониманию фактической семьи.
2. Проанализировать основные подходы зарубежных и российских ученых к изучению фактических семей;
3. Подготовить методическое обоснование исследования;
4. Исследовать представление студентов СФУ о фактической семье.
Выдвинутая гипотеза исследования заключается в том, отношение студентов СФУ к фактической семье предпочтительно положительное.
Интерпретация основных понятий:
Фактическая семья (фактический брак, незарегистрированный брак, сожительство) - отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак. В некоторых странах партнёры, состоящие в незарегистрированных брачных отношениях, при определённых условиях, предусмотренных государством, имеют некоторый перечень прав и обязанностей друг перед другом. [1, с. 57]
Молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации и индивидуализации в определенном обществе. [2, с. 25]
Студенческая молодежь - является составной частью такой социально-демографической группы, как молодежь, в системе высшего образования, объединяет молодых людей примерно одного возраста, образовательного уровня, представителей всех социальных слоев и групп населения.
Ценностные ориентации - оценочное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности. Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности. [3, с 65]
Проблема исследования состояла в необходимости выявления отношения студентов СФУ к фактической семье. Для решения этой проблемы была разработана программа исследовании и проведен анкетный опрос. В результате обработки информации и анализа данных были получены следующие результаты, на основании которых можно сделать выводы об отношении студентов СФУ к фактической семье.
Большинство студентов относятся к фактической семье положительно, гипотеза подтвердилась.
Для студентов в причинах регистрации брака на первом месте стоят взаимная любовь и эмоции, и желание регистрировать брак появляется на пике этих чувств и при условии, что эти чувства взаимны. Хотя эти чувства могут и не возникнуть вовсе на этапе обучения вовсе.
Так же студенты отметили важность образования и дальнейшей карьеры, а регистрация брака может стать помехой как на этапе обучения так и после обучения, когда нужно много внимания уделять своей карьере. Именно поэтому молодые люди не спешат с регистрацией своего союза.
Студентами СФУ был выделен ряд признаков, которые, по их мнению, делают фактическую семью более приемлемой формой отношений на этапе обучения в высшем учебном заведении. Например, что в фактической семье формируется представление о том, что такое настоящая семейная жизни и то, что в фактической семье можно узнать своего партнера получше, а уже после этого принимать решение о том, стоит ли регистрировать брак или нет.
Большинство студентов СФУ отметили, что перед регистрацией брака необходимо обязательно сначала пожить в фактической семье, а уже после этого регистрировать брак только тогда, когда оба партнера полностью уверены в прочности своего союза.
Путем факторного анализа были выделены основные факторы, репрезентирующие отношение студентов СФУ к фактической семье. Первый фактор описывает причины, по которым молодые люди хотели бы перед регистрацией брака пожить в фактической семье, это «молодые люди не хотят регистрировать брак, из-за неуверенности в чувствах»
а второй фактор выделил причины, из-за которых регистрация брака затягивается и предпочтение отдается фактической семье.
Большинство студентов относятся к фактической семье положительно, гипотеза подтвердилась.
Для студентов в причинах регистрации брака на первом месте стоят взаимная любовь и эмоции, и желание регистрировать брак появляется на пике этих чувств и при условии, что эти чувства взаимны. Хотя эти чувства могут и не возникнуть вовсе на этапе обучения вовсе.
Так же студенты отметили важность образования и дальнейшей карьеры, а регистрация брака может стать помехой как на этапе обучения так и после обучения, когда нужно много внимания уделять своей карьере. Именно поэтому молодые люди не спешат с регистрацией своего союза.
Студентами СФУ был выделен ряд признаков, которые, по их мнению, делают фактическую семью более приемлемой формой отношений на этапе обучения в высшем учебном заведении. Например, что в фактической семье формируется представление о том, что такое настоящая семейная жизни и то, что в фактической семье можно узнать своего партнера получше, а уже после этого принимать решение о том, стоит ли регистрировать брак или нет.
Большинство студентов СФУ отметили, что перед регистрацией брака необходимо обязательно сначала пожить в фактической семье, а уже после этого регистрировать брак только тогда, когда оба партнера полностью уверены в прочности своего союза.
Путем факторного анализа были выделены основные факторы, репрезентирующие отношение студентов СФУ к фактической семье. Первый фактор описывает причины, по которым молодые люди хотели бы перед регистрацией брака пожить в фактической семье, это «молодые люди не хотят регистрировать брак, из-за неуверенности в чувствах»
а второй фактор выделил причины, из-за которых регистрация брака затягивается и предпочтение отдается фактической семье.
Подобные работы
- ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Отношение студентов Сибирского федерального университета к добрачным отношениям
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Образ сотрудника полиции в представлениях студенческой молодежи России и Франции
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая готовность студенческой молодёжи к супружеским отношениям
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социология брака и семьи (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Базовые ценности современной молодежи
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018



