Реферат 5
Введение 7
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине «Основы психолого-педагогической диагностики» 12
1.1 Специфика дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» 12
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины 13
2 Теоретические и содержательные основы разработки методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической
диагностики» 30
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения учебного процесса 32
2.2 Конструктивно-содержательный этап разработки методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической
диагностики» 35
2.3 Конструктивно-операциональный этап разработки методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической
диагностики» 35
2.3.1 Методическое обеспечение практических занятий 35
2.3.2 Методическое обеспечение контроля уровня освоения студентами содержания дисциплины 41
2.4 Конструктивно-материальный этап разработки методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической
диагностики»
2.4.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 45
2.4.2 Педагогическое обоснование и описание электронного курса
«Основы психолого-педагогической диагностики» 46
3 Апробация электронного курса «Основы психолого-педагогической диагностики» в учебном процессе 72
3.1 Программа опытно-экспериментальной работы 72
3.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 74
Заключение 92
Список использованных источников
Приложение А. Рабочая программа дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» (диск) 99
Приложение Б. Методические разработки практических занятий по дисциплине «Основы психолого-педагогической диагностики» (диск) 112
Приложение В. Методические разработки контроля уровня освоения студентами содержания дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» (диск) 117
Приложение Г. Оценочный лист оценки электронного курса (диск) ...12
Проблема всестороннего обеспечения учебного процесса в вузе всегда находилась и находится в центре внимания педагогов. «Где? Как? Когда?»- главные вопросы преподавателей и учащихся. Для решения этих вопросов преподавателю необходимо методически разработать и обосновать свою дисциплину. Любая деятельность зависит от результата, результат педагога- уровень знаний, навыков и умений студента, следовательно, для хорошего результата деятельности необходимо методически обосновать эту деятельность и разработать, используя различные подходы и технологии.
Соответствующие положения нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 01.09.2013 г. [1], в «Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы» [2], в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования педагогических специальностей [3], в стандарте согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [4]. Многие направления развития образования в стране, отмеченные как приоритетные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года прямо или косвенно связаны с использованием информационных технологий. Это инициирует научные исследования в данной области и определяет актуальность темы данной работы.
В современных динамично изменяющихся социально-экономических условиях развития общества предъявляются все более высокие требования к качеству подготовки выпускников. Современный высококвалифицированный выпускник должен обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, ответственность, способность к самосовершенствованию, решению различных профессиональных задач, он должен быть компетентен в своей профессиональной области и в области информационных технологий. В связи с этим происходит пересмотр государственных образовательных стандартов и учебных программ высшего образования. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.
Исходя из цели и задачи ФГОС, в основе реализации образования лежит: выравнивание возможностей разных групп людей, создание условий для их дальнейшего развития и дальнейшего гуманного подхода к развитию всей современной цивилизации; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; развитие самостоятельной деятельности личности.
В настоящее время педагогу в высшем учебном заведении уже нельзя опираться на имеющиеся знания и опыт, необходимо постоянное их 7
совершенствование и актуализация. Это может выражаться в создании новых и совершенствовании существующих форм, методов и средств обучения.
Дидактика в условиях информатизации образования предлагает к реализации широкий спектр разнообразных видов учебной деятельности (информационно-учебная, учебно-игровая, экспериментально¬
исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность по обработке информации, в том числе и аудиовизуальной), ориентированных на активное использование новых образовательных технологий в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение "микрооткрытия" в процессе изучения определенной закономерности. Осуществляться это может при реализации возможностей нового поколения средств обучения, функционирующих на базе новых информационных технологий с использованием компьютерных систем и техники, которые как по количественному составу (по сравнению с традиционными средствами обучения), так и по возможностям несоизмеримо богаче и разнообразнее традиционных. Естественно предположить, что использование нового поколения компьютерных средств обучения осуществляется в рамках определенной методической системы или технологии обучения.
Глобальные социальные процессы, связанные с информатизацией общества, происходящие в конце XX — начале ХХІ века, обусловленные стремительным развитием информационных технологий (ИТ), затронули все сферы жизнедеятельности общества. Особую значимость при этом приобретает процесс информатизации образования, который существенным образом влияет на цели и содержание образования, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов в области использования ИТ, способствует поиску путей реализации их потенциала с целью повышения эффективности учебного процесса, развитию у обучаемых навыков использования средств ИТ в будущей профессиональной деятельности. Стремительное развитие информационных технологий, их все более широкое распространение поставило новые проблемы, к решению которых нужно готовить будущих педагогов и руководителей образования. Особенно это касается новых форм и средств обучения, основанных на использовании информационных и телекоммуникационных технологий.
В настоящее время в результате стремительного развития информационных технологий в обществе осуществляется переход к образованию, которое использует современные технические достижения. К таким достижениям относятся и мультимедийные средства обучения.
Мультимедийные средства обучения способствуют организации самостоятельной работы студентов, повышению мотивации обучающихся, сокращению времени работы студентов, развитию мышления, формированию умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, эстетическому воспитанию, формированию информационной культуры и культуры учебной деятельности, умению осуществлять обработку информации, осуществлению самоконтроля и самокоррекции.
Статистика показывает, что за рубежом использование мультимедийных средств в обучении широко распространено и считается нормой. В России использование мультимедийных средств обучения менее развито, что требует особого внимания.
Использование педагогических программных средств позволяет по- новому подойти к традиционной учебе. Глубина и широта информационного охвата способствуют совершенствованию фундаментальных навыков владения устной и письменной речью, качественно улучшают методики анализа материала. Чем больше информации из источников, представляющих различные точки зрения, получает и изучает учащийся, тем сильнее развивается у него способность оценить информацию, критически ее воспринимать и делать собственные независимые суждения. Использование педагогических программных средств позволяет широко разнообразить способы обучения и индивидуализировать их.
Технологии и средства получения, накопления, передачи, анализа и исследования информации в настоящий момент востребованы широко и активно во многих сферах профессиональной деятельности. Это актуализирует вопросы, связанные с необходимостью вовлечения высоких технологий в процесс обучения в высшей школе и постоянного совершенствования профессиональной и информационной подготовки педагогов, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:
- обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;
- развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;
- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно - технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Активный процесс информатизации образования влечет за собой определенные новые требования к системе образования и, в первую очередь, к организации самостоятельной работы студентов с помощью компьютерных средств. Это можно объяснить постоянным совершенствованием персональных компьютеров (ПК) и основанных на них информационных технологий, располагающих большим спектром возможностей.
Чрезвычайно важны вопросы определения места образовательных электронных изданий в преподавании учебного курса. Они были рассмотрены в работах Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.Х. Розова, А.В. Хуторского, М.В. Швецкого, Н.Н. Горлушкиной и ряда других авторов.
Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках электронных изданий не является новой. В российской педагогике она находит свои истоки в работах Селевко Г.К., П.И. Образцова. C развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания дидактических (учебно-методических) комплексов на информационной основе стали Н.Н. Горлушкина, А.А. Андреев, В.И. Боголюбов и другие ученые.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Особое значение имеет задача наиболее эффективного построения содержания курса и методов его преподавания.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики».
В соответствии с темой определена цель исследования: обосновать, разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Основы психолого-педагогической диагностики».
Предмет исследования: методическое обеспечение дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики».
В основу исследования была положена гипотеза, которая состояла в том, что методическое обеспечение дисциплины «Основы психолого¬педагогической диагностики» будет педагогически обоснованным, если оно разработано:
- с учётом специфики дисциплины;
- на основе использования инновационных педагогических технологий;
- в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Раскрыть специфику дисциплины «Основы психолого¬педагогической диагностики».
2. Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3. Рассмотреть теоретические основы разработки методического обеспечения учебной дисциплины.
4. Разработать методическое обеспечение дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики».
5. Апробировать методическое обеспечение дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» в учебном процессе.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам конструирования методических образовательных ресурсов учебной дисциплины;
- анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств;
- анализ научной литературы по методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Информатика и вычислительная техника, учебных программ, учебников и учебных пособий по общей психологии;
- педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.
О результатах исследования сообщалось на VIII, IX и X Всероссийских научно - технических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука» (г. Красноярск, 2014-2015), IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2014» (г. Москва).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 4 приложений. Список использованных источников включает в себя 32 издания. В работе содержится 7 таблиц и 51 рисунок. Общий объём работы без учёта приложений составляет 97 страницы, с приложениями - 128 страниц
Цель курсовой работы состояла в обосновании, разработке и апробировании в учебном процессе методического обеспечения дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики».
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
Раскрыта специфика дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики». Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого -педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося и социально¬психологических характеристик коллектива с целью оптимизации учебно¬воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы диагностики.
Специфика учебной дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» заключается в ее цели, задачах, требованиях к знаниям, умениям и навыкам студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины:
Способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 2);
Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 8);
Способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК 18).
Выявлены педагогические технологии для преподавания дисциплины. Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины, с классификацией педагогических технологий по Г.К. Селевко пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразно будет использование следующих педагогических технологий: технология игрового обучения, технология коллективного обучения, проектная технология, информационная технология и технология проблемного обучения.
Технология игрового обучения. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Проблемное обучение понимается как организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Цикл проблемного обучения: учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Проектное обучение отличается от проблемного обучения тем, что деятельность учащихся носит характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем преподавателя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Технология проектного обучения предлагает учащимся совершать собственный выбор, что проявляет свою индивидуальность, применять субъективно¬ментальный опыт, создание комфортной среды для творческой работы.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проектная деятельность осуществляется на учебном и в неучебном материале; наряду с ней учащиеся осуществляют и другие виды деятельности - учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д.
Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику (школьнику, студенту) обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе. При использовании технологии коллективного обучения учащиеся могут обосновать профессионально¬педагогические действия путем коллективного обсуждения.
Исходя из специфики дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики», заключающейся в ее цели, задачах, требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся, формируемых компетенциях, мы выделили информационные технологии, применение которых будет целесообразно в процессе ее преподавания.
Под информационной технологией в общем смысле обычно понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения со стояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения 93
и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельности. Целью информационных технологий является управляемое достижение запланированного уровня и качества подготовки выпускника посредством интерактивного диалога, развития системного мышления, формирования ценностных отношений.
Задачи информационных технологий:
• визуализация информации;
• автоматизация процессов вычислительной, информационно -
поисковой, управленческой деятельности и контроля результатов;
непрерывная обратная связь, архивное хранение больших объёмов информации;
доступ пользователя к центральному банку данных.
Рассмотрены теоретические основы разработки методического обеспечения учебной дисциплины. Рассмотрена сущность основополагающих нормативно-методических документов, определяющих содержание любой учебной дисциплины: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и учебный план.
Были проанализированы Федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план бакалавриата направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
На основе анализа этих нормативных документов была разработана учебная программа дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностикой» для бакалавров направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)».
Рассмотрены методики проведения практических и итоговых занятий:
Практическое занятие - одна из основных форм организации образовательного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Итоговый контроль - это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся.
На основе рассмотренных методик преподавания было разработано методическое обеспечение дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» в объеме 54 часов.
Разработан электронный курс «Основы психолого-педагогической диагностики». Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Элементы ЭОК реализуются на основе информационной обучающей системы с соблюдением логики изложения учебных материалов в соответствии со структурой изучаемой дисциплины.
Электронный курс разработан в системе дистанционного обучения Moodle Сибирского федерального университета. Режим доступа:https://e.sfU-kras.ru/course/view.php?id=7851.
Разработанный нами электронный курс «Основы психолого - педагогической диагностики» по классификации ППС является: по целевому назначению: формирующим, по функциональному строению: нелинейным, по степени активности учащегося: активным.
Принципы разработки педагогических программных средств должны учитывать психофизиологические особенности обучающих, технические возможности компьютерной и телекоммуникационной техники, соответствующие педагогические рекомендации. Опыт проектирования, создания и экспериментальной проверки педагогических программных средств показывает, что при их разработке целесообразно придерживаться, прежде всего, следующих основных принципов по Горлушкиной Н.Н.:
• учета психофизиологических особенностей обучаемых,
• учета технических возможностей компьютерной и телекоммуникационной техники,
• приоритетности стратегии обучения;
• психологической и педагогической эргономичности;
• функциональной полноты;
• мотивационной и активностной обеспеченности;
• универсальности применения;
• модульности построения.
Методические цели электронного курса:
• индивидуализация и дифференциация траекторий обучения (за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности, т.е. разбит на модули);
• осуществление самоконтроля и самокоррекции обучающегося (выполнение заданий, тестов, анализ результатов и ошибок);
• усиление мотивации, создание благоприятного фона для изучения материала;
• компьютерная визуализация учебной информации в виде схем, таблиц, иллюстраций, видео, интерактивных приложений.
Электронный курс состоит из двух модулей и трех частей. Модуль 1 разделен на 6 тем.
1 часть - Приветствие участников курса.
2 часть - Модуль 0. Структура и содержание дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики».
3 Часть - Модуль 1. Основы психолого-педагогической диагностики. Данный модуль содержит информационный, диагностический, рефлексивный блоки. Информационный блок содержит основную информацию: теоретический материал, глоссарий. Диагностический блок содержит тесты и практические задания.
Апробировано методическое обеспечение дисциплины «Основы психолого¬педагогической диагностики» в учебном процессе. Апробация электронного курса и разработанного методического обеспечения занятий происходила в рамках педагогического обучающего эксперимента. В процессе преподавания дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» на 3 курсе направления подготовки «Профессиональное обучение по отраслям (информатика, вычислительная техника)» на практических и итоговых занятиях вводилось новое средство обучения - разработанный электронный курс. Также электронный курс был апробирован методом экспертных оценок. Экспертами в исследовании выступали: доцент кафедры педагогики ГОУ ВО «Красноярский государственный педагогический институт им. В.П. Астафьева», специалисты отдела информатизации учебного управления ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», преподаватели кафедры «Современные образовательные технологии» Института педагогики, психологии и социологии СФУ.
Данные, полученные в ходе апробации, подтверждают гипотезу о том, что использование электронного курса в процессе преподавания дисциплины «Основы психолого-педагогической диагностики» является педагогически обоснованным, так как он разработан с учетом специфики дисциплины, в соответствии с принципами разработки педагогических программных средств, с учетом технических и эргономических требований к созданию электронных средств обучения.