Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование сенсорных представлений у детей 3-4 лет посредством дидактических игр

Работа №20703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4903
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1 Современное состояние проблемы сенсорного воспитания в исследованиях отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Особенности сенсорного развития дошкольников: условия формирования сенсорных представлений в разновозрастных группах 19
1.3. Дидактические игры как средство формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет 32
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 46
2.1. Методы и организация процедуры исследования 46
2.2. Использование дидактических игр как средства формирования
сенсорных представлений у дошкольников 53
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 66
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Чувственный опыт выступает источником познания ребенком окружающего мира. Для полноценного восприятия окружающей действительности необходимо обогащение представлений и опыта ребенка о внешних свойствах предметов. Сенсорное развитие обеспечивает получение представлений детьми о цвете, форме, величине окружающих предметов. Дети знакомятся с сенсорными эталонами - общепринятыми образцами внешних свойств предметов: по мере накопления четких представлений о разновидностях свойств предметов происходит дифференциация сенсорных эталонов, что создает предпосылки для использования полученных представлений для последующего анализа и выделения свойств предметов в самостоятельной предметной деятельности. В качестве особенностей сенсорного развития дошкольников можно выделить: приоритетность зрительного восприятия; освоение сенсорных эталонов; активизация планомерности, управляемости и осознанности восприятия; интеллектуализация восприятия в связи с установлением взаимосвязи с речью и мышлением.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляющий собой совокупность требований к дошкольному образованию, реализует цели, задачи и принципы дошкольного образования. Познавательное развитие в рамках исследуемой проблемы предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). На современном этапе разрабатываются эффективные средства и методы сенсорного воспитания в условиях ДОО. Дошкольные образовательные программы определяют ориентиры для формирования сенсорных способностей на разных этапах дошкольного детства. В качестве задач сенсорного воспитания в контексте ФГОС обозначены такие, как развитие и совершенствование у детей осязательного, слухового и зрительного восприятия, обогащение чувственного опыта, развитие моторики через тактильные и кинестетические ощущения, повышение родительских знаний в области сенсорного воспитания дошкольников.
Методика формирования элементарных сенсорных представлений у дошкольников прошла долгий путь исторического развития и представлена концепциями ведущих отечественных и зарубежных ученых: К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, И.А. Сикорский, Е.И. Тихеева, М.М. Манасеина, Ф. Фребель, М. Монтенсори, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др. Представители дошкольной педагогики - Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Р. Штейнер, Е. Тихеева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков - занимались разработкой дидактических игр и упражнений, предназначенных для сенсорного развития и направленных на ознакомление детей со свойствами и признаками предметов.
Игры, направленные на восприятие цвета, основаны на знакомстве детей с цветами, выполняющими роль сигнала, побуждающего к игровым действиям, с применением приемов сравнения с образцом для выявления отличительного признака предмета. Игры, ориентированные на восприятие формы предметов, служащей сенсорной основой деятельности, способствуют выделению формы от предмета, осознанию отличительных признаков формы. Игры на развитие осязательного восприятия формы объемных предметов направлены на обучение детей построению осязательного образа воспринимаемой формы. Игры, направленные на зрительное восприятие формы, представлены созданием необходимости рассмотрения предмета и выделения его формы при назывании геометрических фигур. Игры на восприятие качеств величины основаны на сравнении и соизмерении предметов по высоте, ширине, пространственному соотношению.
В дидактических играх происходит решение следующих задач: оформление чувственных впечатлений, уточнение названий предметов и их отличительных свойств (цвета, формы, величины); ориентировка в предметах согласно словесному описанию и внешнему виду; составление первичных обобщений, группировка предметов по общим свойствам; соотнесение и сравнение свойств предметов с сенсорными эталонами.
В настоящее время возникает необходимость разработки новых методов ознакомления дошкольников со свойствами и качествами предметов в контексте новых исследований. Использование дидактических игр как средства сенсорного воспитания позволяют развивать восприятие, чувственность и тактильные ощущения ребенка. Формирование сенсорных эталонов происходит в играх в процессе сравнения, различения, обобщения, сопоставления. Дети овладевают навыками пространственной ориентировки, развивают речь и слух, знакомятся с цветом, формой и величиной окружающих предметов. Вышеизложенное позволяет определить актуальность использования дидактических игр как средства сенсорного воспитания дошкольников.
Цель исследования: изучить процесс формирования сенсорных представлений у детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей 3-4 лет.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования сенсорных представлений детей 3-4 лет.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой использование в педагогическом процессе дидактических игр может повысить результативность формирования сенсорных представлений у детей 3-4 лет.
В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние проблемы сенсорного воспитания в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
2. Изучить особенности и условия формирования сенсорных представлений в разновозрастных группах.
3. Рассмотреть дидактические игры как средство формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.
4. Провести опытно-экспериментальное изучение и формирование сенсорных представлений детей 3-4 лет средствами дидактических игр, дать анализ результатам исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы:
- теоретические: теоретико-методологический и критический анализ научно-методической литературы, синтез, обобщение;
- экспериментальные: методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.
Теоретическая значимость исследования. Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования сенсорных представлений у детей 3-4 лет посредством дидактических игр. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по использованию различных видов дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы; иллюстрирована таблицами, рисунками. Имеется приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы по теме исследования позволил достигнуть цели и решить поставленные задачи.
Сенсорное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, величине, цвете, пространственном расположении). Дошкольный возраст является сензитивным для развития чувственного восприятия и обогащения представлениями об окружающем мире. Сенсорное воспитание в ходе овладения предметной деятельностью ориентировано на обучение детей восприятию предметов, усвоению их внешних свойств и соотношений. В качестве важнейшего источника познания мира для ребенка выступает сенсорный чувственный опыт, который приобретается посредством участия ребенка в практической деятельности, сортировки предметов по цвету и форме, сравнению, сопоставлению, накладыванию и прикладыванию. Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает обучение детей обследованию предметов и формирование представлений о сенсорных эталонах.
Особую ценность для формирования у ребенка сенсорных представлений имеет игровая деятельность - дидактические игры и упражнения. Благодаря участию в дидактических играх дети приобретают сенсорный опыт, взаимодействуя с сенсорными предэталонами (кубиками, кирпичиками, домиками и т.д.). Дидактические игры, направленные на ознакомление детей со свойствами предметов, классифицируются на: игры на восприятие цвета, формы, развитие осязательного восприятия формы объемных предметов, зрительное восприятие формы, на восприятие качеств величины. Дидактические игры способствуют развитию логического мышления, способности к рассуждениям и умозаключениям, развивают произвольное внимание и запоминание. Помимо познавательного развития, дидактические игры являются источником накопления детьми чувственного опыта, поскольку именно форма, величины, цвета, качества и свойства предметов играют приоритетное значение для формирования у ребенка зрительных, слуховых, тактильных представлений о предметах окружающего мира. В дидактических играх происходит решение следующих задач: оформление чувственных впечатлений, уточнение названий предметов и их отличительных свойств; ориентировка в предметах; составление первичных обобщений, группировка предметов по общим свойствам; соотнесение и сравнение свойств предметов с сенсорными эталонами.
В ходе организации опытно-экспериментального исследования по формированию сенсорных эталонов с детьми 3-4 лет посредством проведения дидактических игр. Качественный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволили заключить, что большая часть детей характеризуется низким уровнем относительно владения сенсорными представлениями.
На формирующем этапе определены возможности применения дидактических игр для формирования сенсорных представлений у детей 3-4 лет, были созданы условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. Программа включала поэтапную систему дидактических игр в режиме дня.
Проведенное исследование доказало, что дидактические игры способствуют формированию сенсорных представлений детей 3-4 лет. Контрольный этап исследования выявил положительную динамику сформированности у детей сенсорных представлений. В итоге дети приобрели сенсорный опыт в процессе накопления ощущений на основе манипулятивных способов действий с предметами, закрепили познания в области основных цветов и оттенков, геометрических форм и величин с ориентацией на сенсорные эталоны. Обогащение детьми сенсорным опытом достигалось благодаря обследованию формы предметов путем осязательного, зрительного контроля (обведения контура, ощупывания формы). В играх дети закрепляли названия цветов при сопоставлении цвета предмета с эталоном цвета; учились располагать фигуры в соответствии с заданным образцом (по размеру, форме, цвету); обучались действиям подбора по образцу; чередовали предметы в порядке убывания величины, составляли плоскостные изображения из геометрических фигур. Дети учились группировать предметы по нескольким признакам, учились устанавливать соотношения между плоскостными и объемными изображениями; обучались подбору фигур по зрительно и осязательно воспринимаемому образцу. В результате специально организованных дидактических игр дети при обследовании предметов научились выделять их признаки, соотносить предметы по форме, цвету и величине, устанавливать сходства и различия между предметами, различать количественные соотношения предметов, появился практический опыт по ориентировке в окружающем пространстве.
Становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования. Проведенное исследование создает предпосылки для изучения вопросов, связанных с применением дидактических игр для сенсорного воспитания детей 3-4 лет.



1. Российская Федерация. Стандарты. Федеральный Государственный образовательный стандарт ДОУ (ДОУ ФГОС). [ФГОС ДОУ: утвержден приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384; в ред. приказов от 17 ноября 2013 г. № 1155].
2. Алексо В.А. Влияние игрового материала на уровень развития зрительного восприятия / В.А.Алексо // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 83-92.
3. Алексо В.А. Роль игрушки в сенсорном воспитании детей раннего возраста / В.А. Алексо // European Social Science Journal - Европейский журнал социальных наук. - 2012. - № 7. - С. 43-47.
4. Арапова-Пискарева Н.А.Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Минтез, 2009. - 478с.
5. Афонькина Ю., Омельченко Е. Ранний возраст: поддерживаем ребенка игрой / Ю. Афонькина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - с. 76-81.
6. Байдалина Е., Илюхина Н. Счетные палочки / Е. Байдалина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - с. 48-50.
7. Баркова Л.П. Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру / Л.П. Баркова, Н. Г. Волкова // Образование и воспитание. -2015.-№4. -С. 26-28.
8. Бахтигузина С.А. Связь сенсорного и речевого развития, думаю, чувствую и говорю / С.А. Бахтигузина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 4. - С. 53-57.
9. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: «Академия развития», 2007. - 237с.
10. Башаева Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / Т.В. Башаева. - М.: Академия развития, 2010. - 192с.
И. Богомолова М.И. Формирование у дошкольников сенсорной культуры в практических действиях / М.И. Богомолова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12 (36). - С. 074-081.
12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. -М.: Просвещение, 2011. - 189 с.
13. Буянова Р. Сенсорное развитие детей / Р. Буянова // Социальная работа. - 2006. - № 12 - С. 31 -39.
14. Бажова С.А. Сенсорное развитие в младшей группе / С. А. Бажова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008.- № 11. - с. 51 -56.
15. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан М.: БрГУ, 2007.- 195 с.
16. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. — 158с.
17. Венгер Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Венгера Л.А. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
18. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика- Синтез, 2013. - 304с.
19. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н.Е. Венгер, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
20. Виногорова Т. Изготовление дидактических игр из бросового материала / Т. Виногорова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12.
21. Володина Г., Румянцева И., Целищева И. Блоки Дьенеша. Ознакомление дошкольников с формой предмета / Г. Володина //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - с. 36-42.
22. Ворошилова В.А., Баглаева Ю.П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания / В.А. Ворошилова, Ю.П. Баглаева // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 2. - с. 13-29.
23. Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений / М.А. Габова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12 (36). - С. 016-029.
24. Галкина И.А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ / И.А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч, конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 36-37.
25. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук / И. Громова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8.
26. Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования / Е.С. Демина. - М.: Сфера, 2009. - 128с.
Т1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - С.-Пб.: Детство-Пресс, 2014. - 280с.
28. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2010. - 679с.
29. Киселева Т.С. Формирование смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе обучения изобразительной
деятельности / Т.С. Киселева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 1. - С. 108-113.
30. Кондрашева Ю.В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских, В.Ф. Шорстова // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 718-721.
31. Кузнецова Г. Веселые математические истории для дошкольников / Г. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - с. 15-23.
32. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова.
- М.: Новое знание, 2006. - 345 с.
33. Латий Е.А. Настольная энциклопедия развивающих игр для детей от года до семи / Е.А. Латий. - М.: Эксмо, 2007. - 752с.
34. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М., Просвещение, 2008.- 368с.
35. Лукманова Л., Амрахова Ю. Дидактические игры из бросового материала для детей 1,5-2 лет / Л. Лукманова, Ю. Амрахова //Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - с.
36. Макарова Е.Н. Математический праздник "Теремок" / Е.Н. Макарова // Воспитатель ДОУ. - 2010. - № 7. - с. 56.
37. Маклакова Е.С. Математика: вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий. ФГОС / Е.С. Маклакова. - С.-Пб.: Учитель, 2014.- 119с.
38. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера / З.А. Михайлова и др. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 128с.
39. Мутагорова С.Н., Безуглая И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования / С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая // Воспитатель ДОУ.-2010.-№ 9.-с. 7.
40. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника: Учебное пособие / В.С. Мухина; Под ред. Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2009. - 350 с.
41. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Раздаточный материал / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 88с.
42. Новопавловская Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8. - С. 46-48.
43. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 457с.
44. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром / Л.Ю. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80с.
45. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста / Э.Г. Пилюгина. - М., 2009. - 112 с.
46. Поддъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду / Н. Н. Поддъяков. - М.. 2011. - 392 с.
47. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 48с.
48. Протопопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста / А. Протопопова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. - с. 86-92.
49. Работягова Т. Игра - средство воспитания и обучения. Для детей старшего дошкольного возраста / Т. Работягова // Дошкольное воспитание. -2012. -№ 10.
50. Разумова Е.Д. Игровые занятия и упражнения для развития малкой моторики / Е.Д. Разумова // Воспитатель ДОУ. - 2010. - № 8. - с. 38.
51. Сай М.К., Удальцова Е.Н. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду / М.К. Сай, Е.Н. Удальцова. - Мн., 2009. - 95с.
52. Саккулина Н.П., Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания / Н.П. Саккулина, Н.Н. Поддьяков. - М., 2009. - 176 с.
53. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - с. 22-29.
54. Соловьева О.Н. Сенсорное развитие дошкольников / Е.В. Соловьева // Наука и современность - 2012. - № 17. - с. 138-142.
55. Сударенко Е.С. Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников / Е.С. Сударенко // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №10. -с. 112.
56. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Первый год обучения. Демонстрационный материал / Г.Е. Сычева. - М.: Книголюб, 2007. - 104с.
57. Терентьева Л.И. Развитие сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников в процессе ознакомления с природой / Л.И. Терентьева // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - № 3. - С. 35-40.
58. Третьякова А.И. К вопросу о значении сенсорного воспитания в период раннего детства / А.И. Третьякова // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2011. - № 2. - С. 76-77.
59. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - М.: 2008. - 219 с.
60. Урунтаева Г. Специфика дидактической игры дошкольника / Г. Урунтаева// Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - с. 81-14.
61. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / А.П. Усова, А.В. Запорожец. - М.: 1965. - 160с.
62. Феделенков М.И. О роли сенсорных эталонов в умственном развитии дошкольника / М.Н. Феделенков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - № 2. - с. 92-97.
63. Фурман В.В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников / В. В. Фурман // Молодой ученый. — 2015. - № 22/4. - С. 52-59.
64. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста: Методическое пособие / Е. А. Янушко. - М: Мозаика - Синтез, 2009.- 65с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ