ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 5
1 Речевые умения в теоретическом и методическом аспекте 8
1.1 .Понятия «речь», «речевая деятельность», виды речи 8
1.2. Психолого-возрастные особенности развития речи младших школьников
1.3. Фольклорные произведения как средство формирования речевых учений младших школьников
2 Методика формирования речевых умений младших школьников на уроках русского языка на материале фольклорных произведений
2.1 Анализ учебно-методического комплекса по русскому 29
языку программы «Гармония» в аспекте формирования речевых умений младших школьников
2.2 Упражнения по формированию речевых умений младших школьников на материале фольклорных произведений
Заключение 44
Список использованных источников
1 Речевые умения в теоретическом и методическом аспекте 8
1.1 .Понятия «речь», «речевая деятельность», виды речи 8
1.2. Психолого-возрастные особенности развития речи младших школьников
1.3. Фольклорные произведения как средство формирования речевых учений младших школьников
2 Методика формирования речевых умений младших школьников на уроках русского языка на материале фольклорных произведений
2.1 Анализ учебно-методического комплекса по русскому 29
языку программы «Гармония» в аспекте формирования речевых умений младших школьников
2.2 Упражнения по формированию речевых умений младших школьников на материале фольклорных произведений
Заключение 44
Список использованных источников
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Б.Д. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). Современные школьники большую часть своего времени проводят за компьютером, за телевизором, вследствие этого, произведения народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, потешки) практически не используются в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести-семи лет.
Педагоги используют загадки, пословицы и поговорки на занятиях по развитию речи с детьми, поэтому возникает потребность в разработке методики по развитию речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни школы. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги школьного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Как следствие, педагоги школьного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов школьного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора. Поэтому использование фольклорных произведений для формирования речевых умений младших школьников видится нам значимым и определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении и разработке эффективных приемов и методов работы с фольклорными произведениями на уроках русского языка а начальной школе с целью формирования речевых умений.
Объект исследования - речевые умения младших школьников.
Предмет исследования - методы и приемы формирования речевых умений младших школьников средствами малых форм фольклора.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если использовать малые формы фольклора на уроках русского языка, то уровень развития речи повысится.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятия в методике русского языка;
2) выявить роль фольклорных произведений в формировании речи младшего школьника;
3) проанализировать программы и учебники по русскому языку по данной теме;
4) рассмотреть методику формирования речевых умений в начальной школе.
Методологической основой исследования явились работы М.Р. Львова «Речь младших школьников и пути ее развития», Н.Н. Коробова «Речевое развитие младшего школьника», Синицына В.А. «Современные подходы к развитию речи младших школьников».
Для решения перечисленных задач нами были использованы следующие методы: синтез, сравнение, анализ лингвистической и учебно-методической литературы, обобщение методических разработок по теме исследования.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы могут быть полезны как студентам при прохождении педагогической практики, так и учителям при работе по развитию речи младших школьников.
Апробация материалов выпускной работы состоялась в виде публикации статьи: Садовый С.Н., Столярчук С.А. Формирование речевых умений младших школьников при изучении синонимов на уроках русского языка //ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ: сборник статей Международной научно - практической конференции (15 мая 2016 г., Тюмень). В 4 ч. Ч.2 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 140-142.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование).
Объем работы составляет 50 страниц.
Педагоги используют загадки, пословицы и поговорки на занятиях по развитию речи с детьми, поэтому возникает потребность в разработке методики по развитию речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни школы. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги школьного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Как следствие, педагоги школьного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов школьного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора. Поэтому использование фольклорных произведений для формирования речевых умений младших школьников видится нам значимым и определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Вышесказанное определило цель исследования, которая заключается в изучении и разработке эффективных приемов и методов работы с фольклорными произведениями на уроках русского языка а начальной школе с целью формирования речевых умений.
Объект исследования - речевые умения младших школьников.
Предмет исследования - методы и приемы формирования речевых умений младших школьников средствами малых форм фольклора.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если использовать малые формы фольклора на уроках русского языка, то уровень развития речи повысится.
Для реализации этой цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятия в методике русского языка;
2) выявить роль фольклорных произведений в формировании речи младшего школьника;
3) проанализировать программы и учебники по русскому языку по данной теме;
4) рассмотреть методику формирования речевых умений в начальной школе.
Методологической основой исследования явились работы М.Р. Львова «Речь младших школьников и пути ее развития», Н.Н. Коробова «Речевое развитие младшего школьника», Синицына В.А. «Современные подходы к развитию речи младших школьников».
Для решения перечисленных задач нами были использованы следующие методы: синтез, сравнение, анализ лингвистической и учебно-методической литературы, обобщение методических разработок по теме исследования.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы могут быть полезны как студентам при прохождении педагогической практики, так и учителям при работе по развитию речи младших школьников.
Апробация материалов выпускной работы состоялась в виде публикации статьи: Садовый С.Н., Столярчук С.А. Формирование речевых умений младших школьников при изучении синонимов на уроках русского языка //ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ: сборник статей Международной научно - практической конференции (15 мая 2016 г., Тюмень). В 4 ч. Ч.2 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 140-142.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование).
Объем работы составляет 50 страниц.
Анализ методической, лингвистической, психологической литературы по теме исследования показал, что проблема формирования речевых умений актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Изучив основы работы по формированию речевых умений у младших школьников, проанализировав работы лингвистов по данной теме, мы установили:
1. В методической литературе выделяют «общие» коммуникативные, или коммуникативно-речевые умения и учебно-языковые, или некоммуникативные речевые умения. Некоммуникативные речевые умения заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях, а коммуникативно¬речевые умения необходимы при создании любого (или почти любого) речевого произведения.
2. Среди особенностей развития речи младшего школьника методисты указывают трудности в восприятии выразительных средств речи, таких как аллегория, метафоры, то есть слов в переносном значении. Школьники, как правило, понимают их в прямом, буквальном, а не в переносном смысле, правильное же понимание и использование выразительных средств речи обычно появляется у третьеклассников, и к четвертому классу такое понимание выступает в достаточно отчетливой форме. Данным фактом и обусловлено внимание к образным средствам языка, которых достаточно много в фольклорных произведениях, таких, как загадка, пословица, поговорка, скороговорка. Работа с малыми формами фольклора позволяет также ь развивать образное воображение, а значит способствует формированию образности речи детей.
Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.
Работая с пословицами, учащиеся учатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развивается мышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.
3. Анализ школьных учебников по русскому языку М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (программа «Гармония») показал, что в упражнениях используются фольклорные произведения, но задания к ним в большей степени связаны с изучением правил правописания и грамматики.
4. Предложенный нами комплекс упражнений с использованием разных фольклорных произведений (загадок, пословиц, поговорок) позволяет формировать разные речевые умения: умение правильно строить предложения, умения определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно, умения соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста, умение подбирать доказательства при рассуждении; умение связывать части высказывания определенными языковыми средствами.
Изучив основы работы по формированию речевых умений у младших школьников, проанализировав работы лингвистов по данной теме, мы установили:
1. В методической литературе выделяют «общие» коммуникативные, или коммуникативно-речевые умения и учебно-языковые, или некоммуникативные речевые умения. Некоммуникативные речевые умения заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях, а коммуникативно¬речевые умения необходимы при создании любого (или почти любого) речевого произведения.
2. Среди особенностей развития речи младшего школьника методисты указывают трудности в восприятии выразительных средств речи, таких как аллегория, метафоры, то есть слов в переносном значении. Школьники, как правило, понимают их в прямом, буквальном, а не в переносном смысле, правильное же понимание и использование выразительных средств речи обычно появляется у третьеклассников, и к четвертому классу такое понимание выступает в достаточно отчетливой форме. Данным фактом и обусловлено внимание к образным средствам языка, которых достаточно много в фольклорных произведениях, таких, как загадка, пословица, поговорка, скороговорка. Работа с малыми формами фольклора позволяет также ь развивать образное воображение, а значит способствует формированию образности речи детей.
Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.
Работая с пословицами, учащиеся учатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развивается мышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.
3. Анализ школьных учебников по русскому языку М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (программа «Гармония») показал, что в упражнениях используются фольклорные произведения, но задания к ним в большей степени связаны с изучением правил правописания и грамматики.
4. Предложенный нами комплекс упражнений с использованием разных фольклорных произведений (загадок, пословиц, поговорок) позволяет формировать разные речевые умения: умение правильно строить предложения, умения определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно, умения соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста, умение подбирать доказательства при рассуждении; умение связывать части высказывания определенными языковыми средствами.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛЕРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков у учащихся средней ступени обучения посредством изучения фольклора
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ РУССКОГО ДЕТСКОГО ВНЕИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Преемственность использования пословиц и поговорок в формировании
словарного запаса младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках литературного чтения в начальных классах
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Обучение лексической стороне речи младших школьников средствами английского фольклора
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



