Введение 6
1 Теоретические основы формирования универсальных учебных
действий у младших школьников 9
1.1 Понятие универсальных учебных действий в психолого¬педагогической литературе и механизмы их формирования . 9
1.2 Приемы и способы изучения геометрического материала при
обучении математике в вариативных программах 16
1.3 Анализ методических рекомендаций по формированию
универсальных учебных действий при изучении геометрического материала в начальных классах 22
2 Описание опытно-экспериментальной работы по формированию
универсальных учебных действий в процессе изучения геометрического материала 33
2.1 Условия организации опытно-экспериментальной работы 33
2.2 Система заданий формирующего этапа 38
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Диагностический материал Методика «Логические задачи» разработана А.З. Заком 55
Приложение Б Методика «Исключения понятий» 56
Приложение В Результаты констатирующего эксперимента 57
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 59
Приложение Д Примеры упражнений по формированию геометрических представлений по теме «Многоугольники» 61
Актуальность исследования. Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на достижение цели основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Изучение курса «Геометрия» в начальной школе направлено на развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии; проводить простейшие построения, способы измерения; воспитание интереса к умственному труду, стремления использовать знания геометрии в повседневной жизни. При этом геометрия представлена в курсе начальной школы незаслуженно скромно, хотя в ней заложен огромный потенциал для развития личности школьника.
Проблема исследования: каковы должны быть педагогические условия для формирования УДД у младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
Цель исследования - рассмотреть процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников при изучении геометрического материала, и разработать систему заданий, направленную на их дальнейшее развитие.
Объект исследования - процесс изучения геометрического материала в курсе начальной школы.
Предмет исследования - приемы и способы формирования УУД у младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математики.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе изучения геометрического материала на уроках математики с младшими школьниками будет использована система заданий, включающая в себя творческие задания, задания поисково-исследовательского характера, задания на сообразительность и пр., то это окажет положительное влияние на процесс формирования универсальных учебных действий, являющихся непременным условием развития гармонично развитой личности.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие универсальных учебных действий и механизмов их формирования.
2. Рассмотреть приемы и способы изучения геометрического материала при обучении математике в вариативных программах.
3. Проанализировать методические рекомендации по формированию УУД при изучении геометрического материала в начальных классах.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию УДД при изучении геометрического материала.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогическое наблюдение; анализ и синтез, педагогический эксперимент, составление библиографии и реферирование, качественная и количественная обработка данных.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы, посвященные: теории деятельностного подхода (Выготский Л.С. и др.); теоретическим основам формирования геометрических понятий у младших школьников (Знаменская Е.В., Подходова Н.С., Пышкало А.М., Якиманская И.С. и др.); дополнительному образованию учащихся во внеурочной деятельности (Степанов В.Д. и др.).
Экспериментальной базой исследования являлись учащиеся 2«А» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Лесосибирска.
Практическая значимость исследования: заключается в подборе и разработке серии заданий, способствующих успешному формированию универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения геометрического материала. Представленный в работе материал может быть полезен учителям, работающим с учащимися начальных классов.
Апробация результатов исследования: представлена публикацией статьи в сборнике «Инновации в образовательном пространстве».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который насчитывает 31 источник и приложения. Общий объем работы 69 страниц
Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по вопросам формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения геометрического материала показал, данной проблеме уделяется достаточно внимания, как со стороны вопроса, так и с методической стороны.
В ходе изучения источников было уточнено содержание понятия «универсальные действия младших школьников», под которым совокупность обобщённых действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы обеспечивающих способность субъектов самостоятельному усвоению новых знаний, умений компетентностей, к сознательному и активному нового социального опыта, к саморазвитию самосовершенствованию.
Проанализировав приемы и методы формирования геометрически понятий у младших школьников на примере вариативных программ, мы пришли к заключению о том, что геометрический материал в учебниках представлен фрагментарно, не представляет целостного, обоснованного курса геометрические знания рассматриваются как дополнение к арифметически знаниям. Обучение геометрии сводится в основном к измерительно деятельности, направлено на формирование практических измерительных навыков, мало заданий формирование пространственного мышления, что, по нашему мнению, снижает его значение для формирования УУД.
В рамках опытно экспериментальной работы нами была разработана система занятий формированию универсальных учебных действий для обучающихся 2 класса, которая явилась средством для расширения и углубления геометрически представлений, формирования познавательных (логических) универсальны учебных действий младших школьников .
У обучающихся, которые выполняли творческие задания, поисково-исследовательского характера, задания на сообразительность и пр. уровень развития познавательных (логических) УУД . Подводя итоги проведенного исследования можно отметить, что использование в процессе обучения заданий геометрического содержания, включающих в себя элементы логических суждений, творческого подхода, а также деятельностно¬личностного характера, способствует формированию познавательных (логических) УУД у обучающихся младших классов, что эффективно отражается на уровне математической подготовки.
Гипотеза данного исследования подтверждена. Цель работы достигнута.
1. Аргинская, И.И. Математика / И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2010. - 184с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: действия мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - Москва: Просвещение, 2013. - 448 с..
17. Колягин, Ю.М. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения / Ю.М. Колягин, О.В. Тарасова // Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 16-18.
18. Краснова О.В. Первые шаги в геометрии / О.В. Краснова // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 21-23.
19. Моро, М.И. Математика / М.И. Моро, С.В. Степанова. -Москва:Просвещение, 2010.
20. Пазушко, Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе / Ж.И. Пазушко. - Москва: Академия, 2015. - 167 с.
21. Петерсон Л.Г. Математика / Л.Г. Петерсон. - Москва: Баласс, 2010. - 164с.
22. Пичугин, С.С. Организация творческой работы с геометрически материалом / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 23-25.
23. Подходова, Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников / Н.С. Подходова // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 16-18.
24. Пчелко, А.С. Основы методики начального обучения математики / А.С. Пчелко. - Москва: Просвещение, 2015. - 198 с.
25. Пышкало, А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / А.М. Пышкало. - Москва: Педагогика, 2014. - 207 с.
26. Рудницкая, В.Н. Математика: Учебник для учащихся 1-4 класса общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая - Москва: Вентана- Граф, 2013. - 145 с.
27. Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе / В.Д. Степанов. - Москва: Просвещение, 2011. - 180 с.
28. Стойлова, Л.П. Основы начального курса математики / Л.П. Стойлова. - Москва: Просвещение, 2013. - 134 с.
29. Сутягина, В.И. Функции геометрии в начальном обучении математике / В.И. Сутягина // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 20-22.
30. Тихоненко, А.В. О развитии ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения геометрических задач / А.В. Тихоненко, Ю.В. Трофименко // Начальная школа. - 2012. - №3. - С. 20-22.
31. Фазлетдинова, Н. Геометрия вокруг нас / Н. Фазлетдинова // Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 22-24.
32. Шадрина, И.В. Обучение геометрии в начальных классах / И.В. Шадрина. - Москва: Школьная Пресса, 2012. - 256 с.
33. Якиманская, И.С. развитие пространственных представлений их роль усвоении начальных геометрических знаний. - В сб . : Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / И.С. Якиманская. - Москва: ИНТОР, 2012. - 246 с.