ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 8
1.1 Физическая культура как составляющая образа жизни молодёжи 8
1.2 Анализ социологических исследований отношения студентов к занятию
физической культурой и обоснование выдвинутой гипотезы 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ К ЗАНЯТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 30
2.1 Методическое обоснование исследования 30
2.2 Основные результаты социологического исследования отношения студентов
СФУ к занятию физической культурой 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение отношения студентов к занятию физической культуры, как части образа жизни, является интересным и важным для разного рода исследований.
Актуальность социологического исследования образа жизни и занятия физической культурой, как его части, определяется тем, что в современном мире увеличивается нагрузка на психику и здоровье человека из-за увеличения ритма жизни и ее усложнения, и тем, что нарастает уровень тревожности и рисков здоровью благодаря снижению физической активности и ухудшению экологической ситуации.
Актуальность социологического исследования отношения студентов к занятию физической культуры определяется следующими факторами: возрастание и изменение характера нагрузок, которые испытывает студент в связи с усложнением общественной жизни, изменением ее ритма; особенностью неупорядоченной и хаотичной жизнедеятельности студентов; обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки. Студенческая молодежь - часть общества, имеющая факторы риска ухудшения здоровья (неправильное питание, недосыпание, нахождение на свежем воздухе в минимальном количестве, выполнение учебной работы во время, предназначенное для отдыха, сна и главное, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливания). Отмечается ухудшение состояния здоровья за время учебы[36]. Общепризнанно, что здоровый образ жизни не может быть без двигательной активности и занятий физической культурой;
В.Г.Немировский и П.А.Стариков пишут: «Проблема осведомленности, зрелости и ответственности в духовных вопросах становится еще более острой в отношении современной студенческой молодежи, поскольку именно в этой социальной группе формируется интеллектуальный, культурный авангард общества, от созидательной или деструктивной направленности которого зависит будущее России. Именно в студенческом возрасте происходит процесс личностного самоопределения, часто неосознаваемый поиск мировоззренческой основы для самоутверждения и адаптации к требованиям социальной среды»[25].
Проблема: Дефицит данных об отношении студентов СФУ к занятию физической культурой.
Объект: студенты СФУ.
Объектом исследования выбраны студенты СФУ, одного из рейтингового учебного заведения, включающего 19 институтов. Студенты этого университета являются кадровым потенциалом различных специальностей и приоритетных направлений в различных областях. Студенческая молодежь - часть общества, определяющая в будущем здоровье и качество жизни социума.
Предмет: отношение студентов СФУ к занятию физической культуры.
Цель: изучить отношение студентов СФУ к занятию физической культуры.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
Задачи:
1. Изучить проблемы занятий физической культурой, как
составляющей образа жизни молодежи.
2. Анализ проведенных ранее эмпирических социологических
исследований по данной теме и обоснование поставленной гипотезы.
3. Разработка методики исследования отношения студентов к
занятию физической культурой.
4. Проведение исследования, его анализ и полученные
результаты.
Гипотеза: Студенты СФУ считают занятие физической культурой главной составляющей здорового образа жизни.
Интерпретация ключевых понятий исследования
Физическая культура - социальная, т.е. организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических (или естественно-природных) качеств и способностей человека. Спорт - составная часть физической культуры, осуществляемая в форме специально организованной соревновательной деятельности [38].
Физическая культура и спорт - составные части общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Физическая культура и спорт - средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к высокопроизводительному труду и защите Родины, а также развития и укрепления дружбы между народами [38].
Содержание понятия «физическая культура» употребляется в двух значениях. Во-первых, как составная часть совокупной культуры общества, как компонент социального образа жизни. В данном случае на передний план выдвигается результативная сторона явления, а не процесс. Во-вторых, как специфическая деятельность, как социальный процесс по овладению особой культурой в интересах всестороннего гармоничного развития человека,
Физическое образование - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Физическая подготовка - вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста или спортсмена.
Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации[9].
Здоровый образ жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению социальных функций и достижению активного долголетия[21].
Здоровый стиль жизни - мотивированный или неосознанный выбор поведения в зависимости от природной среды, социально-экономических условий, пола, возраста, образования, уровня интеллектуального и физического развития, личностных качеств индивидуума, ведущего здоровый образ жизни[20].
Отношение - социальная, эмоционально-волевая установка личности, представляющая собой сложившуюся готовность человека действовать определенным образом[21].
Молодежь - это социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями[23].
Студенческая молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающая возрастными рамками и своим статусом в обществе. Молодые люди и девушки в возрасте от 18 до 28 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях, имеющие статус студента.
Студент - лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ высшего образования[15].
Студент СФУ - лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ высшего образования в Сибирском Федеральном Университете[ 18].
Самореализация - претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей.
Эмоции - это переживание человеком своего отношения к чему-либо в данный момент.
Мотив - осознанная причина целенаправленной активности человека, сформированная его потребностью, отраженной в виде желаний, влечений, склонностей, побуждений.
Отношение к занятию физической культурой молодого поколения является показателем того, какую часть физическая культура занимает в образе жизни молодежи, насколько физически активное и здоровое поколение будет в будущем. Позитивное отношение к занятию физической культурой, как к главной составляющей образа жизни молодежи, позволит транслировать в социум будущего стремление к активному и здоровому поведению. Данная работа посвящена изучению отношения студентов СФУ г. Красноярска к занятию физической культурой. В ходе исследования было опрошено 378 респондентов, обучающихся на разных площадках Сибирского Федерального Университета в 2016 году.
Для достижения цели квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Изучены проблемы занятия физической культуры в образе жизни студенческой молодежи.
Основными проблемами является: это занятость студентов, большой объем учебной работы и высокая умственная напряженность. Это организация занятий физической культурой в учебной программе высших учебных заведений и вовлеченность студентов в дополнительные занятия. Это процессы интеграции физической культуры в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни. Это проблемы физического и нравственного воспитания молодежи. Это сознательное отношение к физической культуре будущего поколения, действенным рычагом реализации которого должно является участие всего общества, всех его организаций и учреждений.
2. Проведен анализ ранее изученных социологических исследований по данной теме.
Данный анализ позволил сделать следующие выводы: наблюдается ухудшение физической подготовленности студентов. Разница в отношении к физической культуре молодежи в том, что одной части из которой не чужды занятия физической культуры и другой части, которая занимается целенаправленно и постоянно. Молодежь ценит значимость физической культуры в образе жизни, но в реальности не проявляет стремления к занятию физической культурой. Раскрывается достаточная заинтересованность студентов в физкультурной деятельности, что обосновывает гипотезу данной квалификационной работы, позволяющая предположить, что студенты СФУ считают занятие физической культурой главной составляющей здорового образа жизни.
3. Разработан метод исследования отношения студентов к занятию физической культурой.
Данное социологическое исследование было проведено методом анкетного опроса по квотной выборке, репрезентированной по институтам СФУ, использована традиционная статистика, метод факторного анализа, выявлены эмпирические индикаторы, проведен корреляционный анализ.
4. Проведено исследование, анализ которого позволил сделать следующие выводы:
Основная часть студентов занимается занятием физической культурой, но не считает это проведением свободного времени. Свободное время не тратит на дополнительные занятия, использует для других целей. Оценка здоровья студенческой молодежи позволяет сделать вывод, что 35% студентов имеют проблемы со здоровьем и 51% не довольны своей фигурой. Студенты недостаточно по времени уделяют занятию физической культурой, особенно девушки. Утренней зарядкой занимается незначительная часть студентов, но достаточно популярный среди молодежи фитнес и бег, соответственно более популярное место для занятий это тренажерный зал и улица. Большинство
студентов СФУ понимают, что занятие физической культурой обеспечивает укрепление и поддержание здоровья, повышает качество жизни. Немаловажное значение для мотиваций к занятиям имеет: желание понравится
противоположному полу, хорошее настроение, хорошее физическое
самочувствие и настроение. Стимулирует удовольствие от занятий. Менее значимы для студентов: это компенсация дефицита двигательной активности, гражданско-патриотические мотивы и семейные традиции. Нет стремления студентов к овладению высокой техникой выполнения физических упражнений, стремление к совершенствованию и достижения успеха. Занятия физической культурой студенты связывают с большими материальными затратами и с невозможностью побороть «лень». Посещают занятия физической культурой в университете в отведенные учебные часы менее половины опрошенных респондентов. Дополнительно занимаются в университете в свободное время небольшая часть студентов. Причиной для более активных занятий физической культурой в университете студенты считают недостаточной организацию спортивных игр, менее значимой недостаточность наличия тренажеров и спортивных залов.
Вывод: студенты Сибирского Федерального Университета считают занятие физической культурой главной составляющей здорового образа жизни, оценивают важность занятий, что подтверждает гипотезу, но практически занимают недостаточно активную позицию для достижения цели, не используют действенный метод для улучшения телосложения, для поддержания и улучшения здоровья.
1. Артёмов Г.П. Политическая социология// Учебное пособие. - М: Логос, 2002. - 280 с.
2. Бардамов Г.Б. Алексеев И.С. Журнал «Вестник Бурятского государственного университета» №13// 2012 год.
3. Белова Н. И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи//Социол. исслед. 2008г. N 4. С. 84 - 86.
4. Варламова С.Н., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад // Социологические исследования. 2010г. N4. С.75-76, 79-80, 82-83, 85, 87.
5. Варламова С.Н., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад. [Электронный ресурс]. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/2010/10/29/ 1214793247/Varlamova.pdf. (Дата обращения 10.03.2016)
6. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва. 2005г.
7. Вопросы физического воспитания / под ред. Борилкевича В.Е. Ленинград: издательство ленинградского университета, 2004г.
8. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью ВОЗ. 2004г. URL:http://whqlibdoc.who.int/publications/2004/924459222 3_rus.pdf (дата обращения: 01.03.2016).
9. Горшков М.К., Андреев А. Л. Молодежь новой жизни: образ жизни и ценностные приоритеты//ИНАБ - 2002г. №4
10. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. Москва: ЦСП. 2010г.
11. Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Социология. [Электронный ресурс]. URL: http://voluntary.ru/dictionary/568/word/zdorovyi-obraz-zhizni
(Дата обращения 07.02.2016)
12. Дадело С., Даделиене Р. Взаимосвязь показателей здоровья студентов с выбором дисциплин физической культуры//Социология здоровья и медицины. 2014г. N6. C.108, 112.
13. Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья // Социологические исследования. 2003г. № 11. С. 51-57.
14. Ермолаева П.О., Носкова Е.П. Основные тенденции здорового образа жизни россиян. // Социологические исследования. 2015г. N4. С. 120-121, 126-128.
15. Закон об образовании РФ [Электронный ресурс].
URL: http: //kodeksy-by.eom/kodeks_ob_obrazovanii_rb/3 0 .htm (Дата обращения
07.02.2016)
16. Изуткин А.М., Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Социология медицины.-Киев: Культпросвет. 2001г. С.294с.
17. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи// Социол. исслед. 2009г. N 9. С.121, 124, 126.
18. Кодекс студента СФУ [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.sfu- kras.ru/node/1316 (Дата обращения 07.02.2016)
19. Конкина М.А. Журнал «Вестник Московского государственного лингвистического университета» №24 (684)// 2013год.
20. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь.- Москва: Проспект. 2009г. С. 352.
21. Лисицын Ю.П. Общество и общественное здоровье.- М.: Аспект-Пресс, 2004г. C. 210.
22. Малая медицинская энциклопедия. Под редакцией академика РАМН В.И. Покровского. Москва. 1991 год.
23. Немировский В.Г., Соколова Е.В. Структура и динамика
смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи: 1988 - 2004гг.
Постнеклассический подход. Красноярск: РИО КрасГУ. 2006г. С. 161.
24. Немировский В.Г. Социальный облик молодёжи Красноярского кра я. Красноярск: КрасГУ, Красноярскийкраевой комитет по делам молодёжи, 199 5г. С. 145.
25. Немировский В.Г. Стариков П.А. Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи. Красноярск: Поликом КГУ, 2002. С. 5-175.
26. Овчаров Е.А. Валеологическое образование - основа формирования
здорового образа жизни//Преемственность поколений: диалог культур:
Материалы международ. науч.-практ. конф.-СПб.: СПбГУ 2006. С.198-200.
27. Сафронов А. А. Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа жизни учащейся молодёжи [Текст] / А. А. Сафронов // Молодой ученый. 2014г. №20. С. 690-692.
28. Спортивная медицина. В.И.Дубровский. Москва. 2005г.
29. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL:http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf. (Дата обращения 10.03.2016)
30. Сысоев В.И., Суханова Е.В. Молодежь и здоровый образ жизни// Вестник ВГУ. 2009г. № 2. С. 60-67.
31. Теория и методика физического воспитания и спорта. Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. 5-е издание. Москва. 2007г.
32. Толовин В.А. Физическое воспитание. Москва. 2006г.
33. Физиология физического воспитания и спорта. В.М.Смирнов,
В.И.Дубровский. Москва. 2002г.
34. Физическая культура студента. Под ред. профессора, доктора педагогических наук В.И. Ильинича. 2005г. Москва.
35. Физическая культура студентов ВУЗов / под ред. Жолдака В.И. Воронеж: издательство воронежского университета, 2004г.
36. Физическое воспитание студентов и учащихся /под ред. Петрова Н. Я. Минск: «Полымя». 2003г.
37. Физическая культура. Учебный курс. О.Г. Грачев. 2005г. Москва - Ростов-на-Дону.
38. Физическая культура. Ю.И. Евсеев. 2005г. Ростов - на - Дону.
39. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). Е.Н. Захаров, А.В.Карасев, А.Н. Сафонов. 1994г. Москва.
40. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М: Омега-Л, 2009г.-576с.
41. Alex D. Sociology of the sport. Cornwall, 2003.-120p.
42. What is the sociology of sport. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.ssc.wisc.edu/~jpiliavi/647/lect2white.pdf
43. Sociology of Sport Asssociation. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.issa.otago.ac.nz (дата обращения: 15.04.2016г.)