Синтаксические средства выражения концепта «игра» (на материале английского языка)
|
Введение 5
1 Концепт как центральное понятие когнитивной лингвистики 8
1.1 Определение концепта: направления и подходы 8
1.2 «Игра» как фундаментальная категория 15
1.3 Синтаксические средства выражения концепта в лингвистике 20
2 Синтаксические средства репрезентции концепта «игра» 25
2.1 Синтаксические структуры типа «фраза + прилагательное, причастие,
наречие» 25
2.2 Синтаксические структуры типа «фраза + инфинитив, предложные
фразы» 27
2.3 Синтаксические структуры типа «сравнительные придаточные
предложения» 28
3 Научно-исследовательская деятельность как форма внеурочной
деятельности 36
3.1 Понятие внеурочной деятельности, особенности внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС 36
3.2 Организация научно-исследовательской деятельности с
обучающимися среднего звена общеобразовательной школы 43
Заключение 55
Список использованных источников 59
1 Концепт как центральное понятие когнитивной лингвистики 8
1.1 Определение концепта: направления и подходы 8
1.2 «Игра» как фундаментальная категория 15
1.3 Синтаксические средства выражения концепта в лингвистике 20
2 Синтаксические средства репрезентции концепта «игра» 25
2.1 Синтаксические структуры типа «фраза + прилагательное, причастие,
наречие» 25
2.2 Синтаксические структуры типа «фраза + инфинитив, предложные
фразы» 27
2.3 Синтаксические структуры типа «сравнительные придаточные
предложения» 28
3 Научно-исследовательская деятельность как форма внеурочной
деятельности 36
3.1 Понятие внеурочной деятельности, особенности внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС 36
3.2 Организация научно-исследовательской деятельности с
обучающимися среднего звена общеобразовательной школы 43
Заключение 55
Список использованных источников 59
Актуальность выпускного сочинения определяется тем, что оно выполнено в русле когнитивной лингвистики, доминирующей в современной науке о языке, а также имеет междисциплинарный характер и антропологическую направленность. Общеизвестно, что современную лингвистику характеризует антропоцентрический подход к рассмотрению языковых процессов. Это предполагает исследование языковых феноменов в непосредственной зависимости от «человеческого фактора».
Исследование также представляется актуальным ввиду важности концепта «игра» как компонента любой культуры вообще, и англоязычной культуры в частности, а также в связи с возросшим интересом в актуализации составляющих концепта.
Данное исследование представляется антропоцентричным, во-первых, вследствие того, что оно осуществляется в рамках современной парадигмы знания — когнитивной лингвистики, центральным понятием которой является антропоцентризм. Во-вторых, исследуемый концепт изучается в неразрывной связи с человеком, так как именно человек, в первую очередь, ассоциируется с понятием игры.
В настоящее время проводятся многочисленные исследования, позволяющие получить данные о характере мыслительных процессов, о специфике концептосферы как упорядоченной совокупности концептов в сознании человека. Предметом изучения когнитивной лингвистики являются языковые единицы.
Применяя к ним лингвистические методы анализа с последующей когнитивной интерпретацией полученных результатов, лингвист выходит на уровень объекта исследования - уровень концептов. Концепты представляют собой семантику языкового материала, что позволяет получить доступ к их содержанию и структуре. В большинстве описаний, посвященных выявлению сущности концепта, указывается, что концепт является единицей мышления, отражающей культуру народа.
Объект исследования - концепт «игра» в английской лингвокультуре.
Предмет исследования - синтаксические средства выражения концепта «игра» в английском языке.
Цель работы: рассмотреть особенности синтаксических средств выражения концепта «игра».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности концепта как основную лингвистическую единицу;
- выделить особенности игры как фундаментальной категории;
- изучить синтаксические средства выражения концепта в лингвистике;
- выделить синтаксические структуры концепта «игра» типа «фраза + прилагательное, причастие, наречие»;
- определить синтаксические структуры концепта «игра» типа «фраза инфинитив, предложные фразы»;
- изучить синтаксические структуры концепта «игра» типа «сравнительные придаточные предложения»;
- организовать и написать научно-исследовательскую работу с обучающимися в средних классах.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных исследовательских задач используется совокупность следующих научных методов исследования: анализ и обобщение лингвистической,филологической, культурологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также проведение научно-исследовательской работы с обучающимся, планирование и проведение внеклассного мероприятия в среднем звене общеобразовательной школы на основе языкового концепта «игра» в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов исследования в теоретических курсах по общему языкознанию, лексикологии русского и английского языков, при разработке и составлении описательных словарей концептов и тезаурусов, а также при обучении английскому языку в целях предотвращения интерференции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Исследование также представляется актуальным ввиду важности концепта «игра» как компонента любой культуры вообще, и англоязычной культуры в частности, а также в связи с возросшим интересом в актуализации составляющих концепта.
Данное исследование представляется антропоцентричным, во-первых, вследствие того, что оно осуществляется в рамках современной парадигмы знания — когнитивной лингвистики, центральным понятием которой является антропоцентризм. Во-вторых, исследуемый концепт изучается в неразрывной связи с человеком, так как именно человек, в первую очередь, ассоциируется с понятием игры.
В настоящее время проводятся многочисленные исследования, позволяющие получить данные о характере мыслительных процессов, о специфике концептосферы как упорядоченной совокупности концептов в сознании человека. Предметом изучения когнитивной лингвистики являются языковые единицы.
Применяя к ним лингвистические методы анализа с последующей когнитивной интерпретацией полученных результатов, лингвист выходит на уровень объекта исследования - уровень концептов. Концепты представляют собой семантику языкового материала, что позволяет получить доступ к их содержанию и структуре. В большинстве описаний, посвященных выявлению сущности концепта, указывается, что концепт является единицей мышления, отражающей культуру народа.
Объект исследования - концепт «игра» в английской лингвокультуре.
Предмет исследования - синтаксические средства выражения концепта «игра» в английском языке.
Цель работы: рассмотреть особенности синтаксических средств выражения концепта «игра».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности концепта как основную лингвистическую единицу;
- выделить особенности игры как фундаментальной категории;
- изучить синтаксические средства выражения концепта в лингвистике;
- выделить синтаксические структуры концепта «игра» типа «фраза + прилагательное, причастие, наречие»;
- определить синтаксические структуры концепта «игра» типа «фраза инфинитив, предложные фразы»;
- изучить синтаксические структуры концепта «игра» типа «сравнительные придаточные предложения»;
- организовать и написать научно-исследовательскую работу с обучающимися в средних классах.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных исследовательских задач используется совокупность следующих научных методов исследования: анализ и обобщение лингвистической,филологической, культурологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также проведение научно-исследовательской работы с обучающимся, планирование и проведение внеклассного мероприятия в среднем звене общеобразовательной школы на основе языкового концепта «игра» в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов исследования в теоретических курсах по общему языкознанию, лексикологии русского и английского языков, при разработке и составлении описательных словарей концептов и тезаурусов, а также при обучении английскому языку в целях предотвращения интерференции.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Интерес к игре как к категории начинает формироваться в XVIII веке. Именно тогда игра попадает в центр философского интереса. Немаловажное значение для изучения философских понятий, в том числе феномена игры, имели открытия немецкой классической философии в разработке идеи о познавательной активности субъекта, о развитии через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания. Игру по- разному трактуют и интерпретируют, но в основном преобладает эстетический аспект в изучении этого явления, ориентация на творчество, искусство, что объясняется присутствием игрового поведения во всех проявлениях общественной жизни того времени.
Концепты - мыслительные образы, стоящие за языковыми знаками, означаемые языковых знаков. Концепты носят универсальный характер, т.к. являются продуктом мыслительной деятельности человека. Очень важной представляется содержательная составляющая концептов, т.к. именно их содержание фиксирует и репрезентирует различия в концептосфере того или иного народа. Концептосферу, т.е. глобальный образ мира, составляет совокупность культурологических и лингвокогнитивных концептов, и для нее больше важна содержательная, а не формальная организация концептов На современном этапе развития лингвистики как науки широко изучаются синтаксические особенности концепта.
Синтаксический концепт как фрагмент языковой картины мира, представленный типовой пропозицией или совокупностью типовых пропозиций, репрезентированных структурными схемами предложений, вариативность которых обусловлена интенциями говорящего относительно конкретной ситуации.
Изучение любого концепта непосредственно связано с исследованием среды выбора языковых средств его выражения, в том числе и средств метафорических. Концепт «игра» как сложный комплекс различных признаков имеет разноуровневую репрезентацию в языке. Наиболее значимым с этой точки зрения является лексический уровень. Синтаксические структуры, вводимые союзами as if, as though (контрфактивная модальность), не могут, естественно, заменить систему лексем и фразеологизмов, семантика которых достаточно полно выражает особенности такой ментальной единицы, как концепт «игра».
В своей работе мы разработали рекомендации о практическом применении в устной и письменной работы лексико-семантического поля «игра» на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения посредством организации научно-исследовательской деятельности с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы.
Научно-исследовательская работа обучающихся - это возможность решения исследовательских дилемм, которые персонально важны для школьника и при этом содействуют формированию новых знаний.
Организация научно-исследовательской деятельности с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы как внеурочной деятельности на данном этапе четко регламентируется стандартами ФГОС второго поколения.
В заключение исследования был представлен научный доклад подготовленный доклад учащимися по теме «Особенности синтаксических средств выражения концепта «игра» в английском языке».
Интерес к игре как к категории начинает формироваться в XVIII веке. Именно тогда игра попадает в центр философского интереса. Немаловажное значение для изучения философских понятий, в том числе феномена игры, имели открытия немецкой классической философии в разработке идеи о познавательной активности субъекта, о развитии через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания. Игру по- разному трактуют и интерпретируют, но в основном преобладает эстетический аспект в изучении этого явления, ориентация на творчество, искусство, что объясняется присутствием игрового поведения во всех проявлениях общественной жизни того времени.
Концепты - мыслительные образы, стоящие за языковыми знаками, означаемые языковых знаков. Концепты носят универсальный характер, т.к. являются продуктом мыслительной деятельности человека. Очень важной представляется содержательная составляющая концептов, т.к. именно их содержание фиксирует и репрезентирует различия в концептосфере того или иного народа. Концептосферу, т.е. глобальный образ мира, составляет совокупность культурологических и лингвокогнитивных концептов, и для нее больше важна содержательная, а не формальная организация концептов На современном этапе развития лингвистики как науки широко изучаются синтаксические особенности концепта.
Синтаксический концепт как фрагмент языковой картины мира, представленный типовой пропозицией или совокупностью типовых пропозиций, репрезентированных структурными схемами предложений, вариативность которых обусловлена интенциями говорящего относительно конкретной ситуации.
Изучение любого концепта непосредственно связано с исследованием среды выбора языковых средств его выражения, в том числе и средств метафорических. Концепт «игра» как сложный комплекс различных признаков имеет разноуровневую репрезентацию в языке. Наиболее значимым с этой точки зрения является лексический уровень. Синтаксические структуры, вводимые союзами as if, as though (контрфактивная модальность), не могут, естественно, заменить систему лексем и фразеологизмов, семантика которых достаточно полно выражает особенности такой ментальной единицы, как концепт «игра».
В своей работе мы разработали рекомендации о практическом применении в устной и письменной работы лексико-семантического поля «игра» на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения посредством организации научно-исследовательской деятельности с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы.
Научно-исследовательская работа обучающихся - это возможность решения исследовательских дилемм, которые персонально важны для школьника и при этом содействуют формированию новых знаний.
Организация научно-исследовательской деятельности с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы как внеурочной деятельности на данном этапе четко регламентируется стандартами ФГОС второго поколения.
В заключение исследования был представлен научный доклад подготовленный доклад учащимися по теме «Особенности синтаксических средств выражения концепта «игра» в английском языке».
Подобные работы
- Фразеологические единицы с компонентом light / dark в английском языке
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КОНЦЕПТ «ИГРА» В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «ПИКОВАЯ ДАМА»
И ЕЁ АНГЛИЙСКИХ ПЕРЕВОДАХ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Политические эвфемизмы в английском языке и особенности их изучения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Языковые средства выражения категории интенсивности в малой прозе
Л.Улицкой
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Языковые средства выражения категории интенсивности в малой прозе Л.Улицкой
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ИРОНИИ В ЖАНРЕ ТОК-ШОУ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭВФЕМИЗМОВ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭВФЕМИСТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Особенности передачи психологического состояния повествователя и главного героя в романе В. Набокова «Другие берега» (на материале русскоязычного оригинала и авторского перевода «Speak, Memory»)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Языковые средства выражения отрицательной оценки в современном политическом дискурсе
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022



