Введение 5
1 Теоретический анализ проблемы эмоциональной устойчивости подростков
склонных к девиантному поведению 9
1.1 Характеристика эмоциональной сферы (устойчивости) в подростковом
возрасте 9
1.2 Девиантное поведение в подростковом возрасте 19
1.3 Особенности тренинга эмоциональной устойчивости как средство
снижения проявлений девиантного поведения 29
2 Тренинг эмоциональной устойчивости как средство снижения проявлений
девиантного поведения 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Эмпирическое исследование эмоциональной устойчивости и девиантного
поведения 40
2.3 Тренинг эмоциональной устойчивости как средство снижения проявлений
девиантного поведения 45
2.4 Проверка эффективности тренинга эмоциональной устойчивости,
направленного на снижение проявлений девиантного поведения 48
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 65
Приложение Г 68
Приложение Д 71
Приложение Е 73
Онтогенез человека является сложным многофакторным процессом, в котором каждый возрастной период обладает своими особенностями. Каждый возраст уникален, с точки зрения, особенностей развития различных сторон личности. Важнейшим периодом онтогенеза является подростковый возраст. Именно в это время в организме ребенка происходят значительные, несравнимые по силе и глубине с другими возрастными периодами физиологические и психологические изменения.
Переход ребенка на новую ступень развития знаменует преодоление характерных возрастных кризисов и формирование новообразований, определяющих успешность личностного развития. На пути взросления подросток сталкивается с многочисленными проблемами как личностного, так и социального характера. Часто невозможность эффективно преодолеть возникшие трудности приводит к появлению неудовлетворенности, психологической напряженности, которая выражается в различных формах, иногда негативных, выходящих за рамки общепризнанных норм и правил. Подобное поведение в научной литературе принято называть «девиантным», отклоняющимся поведением. На фоне присущего подростку несовершенства эмоциональной сферы, проблема девиантного поведения является, бесспорно, одной из важнейших как для современной школы, так и для общества в целом.
Актуальность данной темы определяется необходимостью разработки современных методов психологической помощи подросткам, проявляющим тенденцию к отклоняющемуся поведению. Проблема девиантности наиболее остро прослеживается именно в подростковом возрасте. Причин данного явления очень много. Подростковый возраст уникален как с точки зрения физиологического развития организма, так и в психологическом аспекте. Ребенок, переходя на новую ступень развития, сталкивается с огромным количеством трудностей, решение которых ему предстоит искать, используя собственные ресурсы и возможности социальной действительности. По средствам самостоятельного поиска путей решения возникших проблемных ситуаций, происходит процесс формирования ребенка как личности. При этом важную роль играет эмоциональная сфера ребенка, степень сформированности различных ее компонентов, прежде всего эмоциональной устойчивости.
Эмоциональная устойчивость подразумевает способность личности к саморегуляции своих психических состояний. Сформированность данного компонента особенно актуальна для подростков, так как их эмоциональная сфера отличается неустойчивостью, повышенной силой эмоционального выражения, недостаточно развитыми навыками саморегуляции эмоциональных состояний. Успешность психологической помощи, направленной на коррекцию и развитие как эмоциональной сферы в целом, так и эмоциональной устойчивости в частности, как ее важнейшего компонента, является необходимой мерой профилактики девиантного поведения, по средствам развития коммуникативных навыков, навыков управления собственными чувствами и эмоциями, формирования позитивного восприятия окружающей действительности. В достижение поставленных задач, эффективным средством является психологический тренинг.
Целью данного исследования является: изучение возможностей тренинговой формы работы в развитии эмоциональной устойчивости, как средства коррекции девиантного поведения подростков.
Объект исследования - эмоциональная устойчивость подростков, склонных к девиантному поведению.
Гипотеза - использование в работе с подростками тренинга, направленного на повышение эмоциональной устойчивости, позволит снизить их склонность к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать научную литературу по теме исследования: рассмотреть современные подходы к изучению эмоциональной сферы подростков, раскрыть содержание понятия «девиантное поведение».
2) Раскрыть возможности тренинговой формы работы с подростками, склонными к девиантному поведению.
3) Определить особенности развития эмоциональной сферы в целом и уровень эмоциональной устойчивости в частности, у подростков, склонных к девиантному поведению.
4) Разработать и реализовать программу тренинга эмоциональной устойчивости подростков, направленную на снижение склонности их к девиантному поведению.
5) Осуществить качественную и количественную обработку результатов.
6) Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
Теоретико-методологической основой нашей работы являлись идеи, раскрывающие суть понятий «эмоциональная устойчивость», «девиантное поведение», рассмотренные в работах таких ученых, как С. Л Рубинштейн, П. К Анохин, И. Б. Дерманова, Е. П. Ильин, А. А. Реан.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературных источников.
2) Методы сбора эмпирических данных:
- Опросник Айзенка (подростковый).
3) Методы качественной и количественной обработки результатов.
База исследования: МБОУ СОШ №6 города Канска.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, полученные в ходе изучения особенностей эмоциональной сферы, в том числе эмоциональной устойчивости у подростков, склонных к девиантному поведению данные, можно применять в дальнейшей работе с исследованной категорией детей.
Практическая значимость исследования - полученные в ходе экспериментального исследования данные помогут разработать программу тренинговой работы, направленную на повышение уровня эмоциональной устойчивости подростков, что позволит снизить тенденцию к проявлению ими девиантного поведения.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе были рассмотрены положения о девиантном поведение, его видах и причинах возникновения, а так же его влияние на эмоциональную устойчивость подростков.
Эмоциональная устойчивость проявляется в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации с помощью саморегуляции и самоконтроля. Подростковый возрасте характеризуется повышенной эмоциональностью, проявляющейся в изменчивости настроения, легкой возбудимости, сочетании полярных качеств. Причинами данных особенностей развития являются гормональные и физиологические изменения, происходящие в организме ребенка. Данные возрастные особенности являются основой для появления у подростка таких деструктивных эмоциональных состояний как депрессия, тревожность, агрессивность, что в совокупности с неблагоприятными условиями окружающей его действительности могут быть причиной девиантного поведения подростка. В этой связи особенно актуальным является необходимость формирования такого личностного качества как эмоциональная устойчивость.
В связи с влиянием эмоциональной устойчивости на поведение индивидов в стрессовых ситуациях, их связь с психическими и психомоторными процессами, данная проблема становится особенно актуальной при работе с подростками, имеющими склонность к девиантному поведению. Девиантное поведение определяется как отклонения от общепринятых культурных образцов. Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения, в том числе делинквентного.
Данные, получение в ходе исследования личностных особенностей подростков, имеющих склонность к девиантному поведению, свидетельствуют о том, что таким людям характерны высокий уровень эмоциональной неустойчивости (нейротизм), а также высокий уровень асоциального поведения (аддиктивное, делинквентное, суицидальное).
В оценке эффективности составленной программы принимало участие 35 человек. После проведения первичной диагностики были составлены контрольная и экспериментальная группы, 15 и 20 человек соответственно. Программа была реализована с экспериментальной группой.
По результатам первичной диагностики экспериментальной группы, были сделаны следующие выводы: при исследовании по шкале аддиктивное поведение были обнаружены следующие показатели: 80% (16 человек) высокий уровень, 20% (4 человека) - средний уровень, низкий уровень не обнаружен. По шкале делинквентное поведение показатели составили: высокий уровень - 65% (13 человек), средний уровень - 35% (7 человек), низкий уровень не обнаружен. Для шкалы суицидальное поведение показатели составили следующие значения: 20% (4 человека) - высокий уровень, 60% (12 человек) - средний уровень, 20% (4 человека) - низкий уровень. По шкале девиантное поведение показатели составили: 65% (13 человек) - высокий уровень, 35% (7 человек) - средний уровень, низкий уровень не выявлен. При исследовании уровня эмоциональной устойчивости: по шкале нейротизм были выявлены следующие показатели: высокий уровень - 60% (12 человек), средний уровень - 30% (6 человек), низкий уровень - 10% (2 человека).
человека). Для шкалы суицидальное поведение показатели составили следующие значения: 6,6% (1 человек) - высокий уровень, 73,3% (11человек) - средний уровень, 20,1% (3 человека) - низкий уровень. По шкале девиантное поведение показатели составили: 20% (3 человека) - низкий уровень, 80% (12 человек) - средний уровень, высокий уровень не выявлен. При исследовании уровня эмоциональной устойчивости: по шкале нейротизм были выявлены следующие показатели: высокий уровень - 33,3 % (5 человек), средний уровень - 60 % (9 человек), низкий уровень - 6,7 % (1 человек).
Полученные эмпирическим путем данные свидетельствуют об эффективности тренинга в следующих направлениях: путем повышения уровня эмоциональной устойчивости, в частности, понижение показателей по шкале нейротизм, удалось снизить уровень девиантного поведения.
Наблюдаемый результат может быть связан с тем фактом, что при повышении уровня эмоциональной устойчивости, уменьшается отрицательное воздействие сильных стрессовых факторов, сохраняется собранное поведение и адекватность. Также установлен тот факт, что у исследуемых была снижена склонность к девиантному поведению, проявляется спокойствие, уверенность, решительность, уравновешенность.
Таким образом, гипотеза, предполагающая, что использование в работе с подростками тренинга, направленного на повышение эмоциональной устойчивости, позволит снизить их склонность к девиантному поведению, полностью подтвердилась.
Подводя итог работы, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Вари, М.И. Общая психология. Учебное пособие / 2-ге издана., испр. и доп. / М. И. Вари. - Киев: Центр учебной литературы, 2013. - 968 c.
2. Дивицина, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н. Ф. Дивицина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
3. Изард, К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 1999. - 570 с.
4. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности / А.Д. Ишков. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 240 с.
5. Киселевская, Н.А. Исследование эмоциональной устойчивости в подростковом и юношеском возрасте / Н. А. Киселевская. - Наука и мир. - 2015. - №3. - С. 110-112.
6. Клейберг, Ю.А. Девиантология: схемы, таблицы,комментарии: учебное пособие/ Ю. А. Клейберг. - М.: МПСУ, 2014. - 152 с.
7. Колодич, Е.Н., Павлова И.М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся / Е. Н. Колодич, И. М. Павлова. - Мир психологии. - 1999.- №4. - С. 17-21.
8. Кон, И.С. психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
9. Кравченко, А.И. Социальная работа / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2008. - 416 с.
10. Лисицын, С.А. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / под науч. ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 228 с.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
12. Сысоева, И.В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно-исторической теории / И. В. Сысоева. - Вестник РГГУ: серия «Психологические науки». - 2012. - № 15/95. - С. 130¬137.
13. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения / Е. Б. Ускова. - Мн.: МИУ, 2010. - 275 с.
14. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика / Е.В. Федосенко . - СПб.: Речь, 2006. - 145 с.
15. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения / Т. В. Шипунова. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
16. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - М.: Академический проспект, 2015. - 307 с.
17. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. - М.: Дрофа, 2012. - 254 с.
18. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер. - СПб.: Речь, 2013. - 352 с.
19. Эльконин, Д.Б. к проблеме периодизации развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин. - Вопросы психологии. - 1971. - №8. - С. 30-42.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
20. Васюкова, Л.В. Трудные подростки. Девиантное поведение. - URL: http://aplik.ru/10-klass/trudnye-podrostki-deviantnoe-povedenie/. Дата обращения: 12.02.17 г.
21. Печеневская, Е.И. Формирование эмоциональной устойчивости подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S8. - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75133.htm. Дата обращения: 9.02.17 г.
22. Психические особенности подросткового возраста. - URL: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/966-2010-11-12- 13-08-40.html. Дата обращения: 16.02.17 г.
23. Девиантное поведение подростков. - URL: http://womanadvice.ru/deviantnoe-povedenie-podrostkov. Дата обращения: 30.01.17 г.
24. URL: https://infourok.ru/deviantnoe-povedenie-v-podrostkovom-
vozraste-1280817.html. Дата обращения: 3.02.17 г.
25. Поведение девиантных подростков. - URL: http://anima-
vita.ru/2015/11/deviantnoe-povedenie-podrostkov/. Дата обращения: 6.02.17 г.