Введение 5
1 Теоретические основы формирования познавательной активности
дошкольников 9
1.1 Понятие «познавательная активность дошкольника» и его
сущность 9
1.2 Роль образовательной деятельности по иностранному языку в
развитии познавательной активности дошкольников 16
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной
активности дошкольников в образовательной деятельности по иностранному языку 27
2.1 Диагностика познавательной активности детей дошкольного
возраста 27
2.2 Организация образовательной деятельности по иностранному
языку в развитии познавательной активности дошкольников 39
Заключение 46
Список использованных источников 51
Приложение А Методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой.. 58
Приложение Б Проективная методика «Сахар» Л.Н. Прохоровой.. 59
Приложение В НОД по развитию познавательной активности дошкольников 60
Проблема развития познавательной активности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием развития личности.
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности [4].
В современной возрастной и педагогической психологии развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений [8]. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие также изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников [40] .
Развитие познавательной активности в ходит в одну из пяти образовательных областей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д. [55].
Следует отметить, что освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. В дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки, так называемые целевые ориентиры. Например, познавательные УУД соотносятся с такими целевыми ориентирами, как: проявление любознательности, интерес причинно-следственными связями, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонность наблюдать и экспериментировать и т.д.
Так, по мнению Щетининов В.В. «... образовательная деятельность по иностранному языку в дошкольном возрасте направлена на формирование личности обучающегося дошкольника, положительной мотивации и начальных умений учиться развитие его индивидуальных способностей и познавательной активности.» [60].
Мы считаем, что возможности иностранного языка в реализации стратегической направленности дошкольного учреждения на развитие познавательной активности дошкольников огромны. Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире, в связи с чем возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры.
Цель: изучение особенностей развития познавательной активности дошкольников в образовательной деятельности по иностранному языку.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «познавательная активность дошкольников».
2. Раскрыть роль образовательной деятельности по иностранному языку в развитии познавательной активности дошкольников.
3. Провести диагностику познавательной активности детей дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной активности старших дошкольников.
Объект исследования: формирование познавательной активности дошкольников.
Предмет исследования: формирование познавательной активности дошкольников в процессе изучения иностранного языка.
Методы исследования:
Теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогическое наблюдение, экспериментальная работа.
Методологической и теоретической основой работы выступили труды отечественных исследователей: Г.И. Щукиной, В.С. Ильина, Т.И. Шамовой, Т.И. Зубковой и др.
Этапы работы:
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов проведения опытно-экспериментального исследования; проведение диагностики.
2 этап (январь 2015 - март 2016) - подбор методик, направленных на выявление уровня познавательной активности у дошкольников; проведение образовательной деятельности по английскому языку в дошкольном учреждении.
3 этап (март 2016 - май 2015) - анализ результатов исследования, подведение итогов.
Экспериментальная база исследования: МКДОУ № 31 «Аленушка» г. Лесосибирска, количество участников эксперимента - 20 человек.
Практическая значимость данной работы состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровня сформированности познавательной активности у дошкольников. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован как преподавателями педагогики и иностранного языка, так и студентами при прохождении педагогической практики и подготовке к курсовым и дипломным работам.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 63 наименований. Результаты работы представлены в 5 таблицах и 3 рисунках. В 3 приложениях представлены материалы опытно-экспериментальной работы. Общий объем работы - 57 печатных листов
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «познавательная активность» дошкольников с позиции разных авторов. На сегодняшний день среди авторов, использующих понятие «познавательная активность», нет общепринятого единого мнения по поводу значения этого термина. В педагогике и психологии не существует цельности и в понимании феномена познавательной активности человека. Для того, чтобы обозначить данное явление, используют разные понятия, ценное личностное образование, деятельное состояние, стремление человека к познанию, потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности.
В нашем исследовании мы будем придерживаться позиции исследователя И.С. Морозовой, которая понимает под познавательной активностью дошкольников личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально - эмоциональный отклик дошкольника на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: общение, потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности.
Проанализировав теоретические аспекты познавательной активности мы выяснили, что познавательная активность дошкольников характеризуется: стремлением находить решение интеллектуальных задач; стремлением получить средства для решения указанных задач; потребностью в интеллектуальных достижениях; установкой на овладение предлагаемым способом деятельности; позитивным эмоциональным переживанием, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения задач; интересом к значению незнакомых слов; носит ситуационный характер: после получения новых сведений, по окончании действия интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Процесс развития познавательной активности в образовательной организации реализуется в разных формах и через различные наборы методов обучения. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что образовательная деятельность предоставляет большие возможности для развития познавательной активности дошкольников. Целевые ориентиры образовательной программы по иностранному языку для дошкольников выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Эти целевые ориентиры рассматриваются как предпосылки для успешной социализации и учебной деятельности на этапе перехода от дошкольного к начальному школьному образованию.
Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте, в соответствии с Законом об образовании, направлено на формирование личности обучающегося дошкольника, развитие его индивидуальных способностей и познавательной активности, положительной мотивации и начальных умений учиться.
Дошкольники могут овладеть доступным лексическим запасом и набором речевых структур. Они способны усвоить простые числительные. В зависимости от способностей и достигнутого уровня языкового развития, дети могут научиться узнавать и называть буквы алфавита. Некоторые дети пытаются узнавать написанное короткое слово с опорой на изображение. Дошкольники способны усвоить начальные учебные умения. Они могут пользоваться элементами логического мышления. Им доступны простейшие формы самооценки в выполнении занимательных заданий путем сравнения с образцом. Дети дошкольного возраста могут овладеть элементами культуры поведения в учебной ситуации, основами личной гигиены, здорового и безопасного образа жизни в образовательном курсе иностранного языка.
Следует отметить, что активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач в организации образовательной деятельности по иностранному языку. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, творческой деятельности в будущем.
Нами было проведено экспериментальное исследование развития уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МКДОУ №31 «Аленушка» города Лесосибирска», в сентябре 2015 - мае 2016 года. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы. Общее количество испытуемых - 20 человек.
В своем исследовании для оценки уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики:
- Методика «Познавательная активность», разработанная нами;
- Методика «Запомни знаки» (Р.С. Немов);
- Ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
- Проективная методика «Сахар» (Л.Н. Прохорова).
Проанализировав результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста, мы условно разделили детей на 3 группы:
1 группа (наименьший процент по всем методикам) - дети имеют высокий уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в
достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения;
2 группа (средний процент по всем методикам) - дети, продемонстрировавшие средний уровень, они испытывают трудности в решении задачи, не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об активном участии ребенка в данной деятельности и о желании искать способы решения поставленных задач, но совместно со взрослым;
3 группа (наивысший процент по всем методикам) - имеет низкий уровень сформированности познавательной активности. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Для развития познавательной активности дошкольников в образовательной деятельности по иностранному языку нами была разработана программа образовательной деятельности с целью развития познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения английскому языку.
Задачи:
1. Создать условия для коммуникативно-психологической адаптации детей 6-7 лет к изучению английского языка.
2. Способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей, внимания и памяти.
3. Расширить кругозор детей посредством знакомства с английским праздниками, традициями, иностранными словами, вошедшими в русский язык.
По итогам реализации разработанной нами программы были отмечены следующие факты:
- у многих дошкольников улучшились психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь;
- расширился круг интересов, дети стали задавать больше вопросов.
Также опытно-экспериментальная работа в детском саду подтверждает, что доминирующей деятельностью дошкольников является игра. Именно игра является одним из самых необходимых педагогических условий формирования познавательного интереса к английскому языку.
1. Артамонова, Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы / Л.Н. Артамонова // Английский язык. - 2008. - №4. - С. 36-37.
2. Артемьева, С.С. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителя / С.С.Артемьева, Е.В. Дождикова; под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. - Москва: Просвещение, 1993. - 156 с.
3. Басик, Т.А. Добро пожаловать в мир английского языка / Т.А. Басик. - Минск, 2002. - 321 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 2009. - 122 с.
5. Бондарева, Н.А. Образовательные задачи в педагогической практике / Бондарева Н.А. - Армавир, 2005. - 44 с.
6. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Психология обучения. -2008. - № 3. - С. 118-119.
7. Вешневицкая, О. В. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности / О. В. Вешневицкая, Н. Н. Карачевцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 65-68.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выгоский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. С. 33-38.
9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский - Москва, 2006. - 245 с.
10. Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Габова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. - С. 52-54.
11. Габова, И.А. Экспериментальное изучение влияния поисковой деятельности на развитие у детей познавательной активности / И.А. Габова // Вектор науки Тольят. госуд. ун-та. Сер. Педагогика, психология. - Тольятти. - 2012. - № 4 (11). - С. 57-60.
12. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. С 11-15.
13. Григорьева, С.И. Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО / С.И. Григорьева // Воспитатель ДОУ. - 2014. - № 07. - С.35-42.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов - Москва: Педагогика, 1986. - 245 с.
15. Денисова, Ж.А. Мультемидийная презентация языкового материала как методический прием. / Ж.А. Денисова, М.К. Денисов // Иностранные языки в школе. - 2008. - №3. - С 16-21.
16. Долганина, В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков. / В.В. Долганина // Иностранные языки в школе. - 2008. - №3. - 34-37.
17. Дорушин, И.В. Проект ФГОС ДО / И.В. Дорушин // Дошкольное воспитание. -2013. - № 9. С 22-28.
18. Зайко, В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад - школа»: дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Зайко Вера Васильевна. - Москва, 1999. - 432 с.
19. Зимняя, И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 1970. - №1. - С 26-29.
20. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - Москва: Просвещение, 1991. - 243 с.
21. Зимняя, И.А. Психологический анализ урока иностранного языка / И.А. Зимняя // Иностранные языки в школе. - 1984. - №3. -С. 10-14.
22. Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2004. - № 4. - С. 84-92.
23. Коломинский, Я.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.А. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
24. Коротаева, Е.В. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 3. - С.176-181.
25. Кудинова, Л.С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий / Л.С. Кудинова // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. - 2009. - № 6. - С. 213-216.
26. Кулиш, В.Г. Занимательный английский для детей / В.Г. Кулиш. - Донецк, 2001. - 232 с.
27. Курбатова, М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе / М.Ю. Курбатова // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. С. 34-38.
28. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - Москва, 2004. - 322 с.
29. Леонтьев, А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения / А.А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 1976. - №1. - С. 33-40.
30. Лобачева, Н.П. Игры и сказки для работы над темами «What do you look like?» и «What are you look like?» / Н.П. Лобачева // «Иностранные языки в школе», - 2007. - №1.
31. Лосик, Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.
32. Малышева, Н.К. Секреты английских звуков / Н.К. Малышева. - Москва: АСТ - Пресс, 2005. - 56 с.
33. Матуняк, Н. А. Развитие познавательной активности детей раннего и старшего дошкольного возраста // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. ст. / Федер. агенство по образованию, Тольят. гос. ун-т. - Тольятти : ТГУ, 2009. - Вып. 7, ч. 1. - С. 131-139.
34. Машинистова Н. В. Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 394-397.
35. Медведева, Т. Познавательная деятельность старших дошкольников / Т. Медведва // Дошк. воспитание. - 2006. - № 8. - С. 22-26.
36. Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 1. - С. 88-92.
37. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 5. - С.112-116.
38. Мильруд, Р. П. Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается / Р. П. Мильтруд // Просвещение. Иностранные языки. -2014. - № 11. -С. 34-46.
39. Морозова, И.С. Управление познавательной деятельностью дошкольников / И.С. Морозова, О.Ф. Григорьева, Г.Д. Корепанова : монография. - Кемерово : Кемер. гос. ун-т, 2009. - 119 с.
40. Морозова, И.С., Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№ 12. - С.162-165.
41. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 8. - С. 46-48
42. Петрова, Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка / Л.В. Петрова // Английский язык. - 2008. - №11. - С. 5-6
43. Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении / М.А. Правдов, А.А. Антонов // Вестник БФУ им. И. Канта . - 2010. - № 5. - С. 108-114.
44. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
45. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12. - С. 3-11.
46. Семенова, М.Л. Модель развития познавательного интереса дошкольников / М.Л. Семенова // Вестн. Челябин. ун-та. Сер. 3, Развитие и проф. становление личности в образоват. процессе. - 2005. - № 27. - С. 73-77.
47. Серебрякова, Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Т.А. Серебркова. - Нижний Новгород, 1999. - 20 с.
48. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб: Речь, 2001. - С. 157-163.
49. Скоролупова, О. А. О введении ФГОС дошкольного образования или «нестандартный стандарт» / О.А. Скорлупова // Просвещение. Иностранные языки. - 2014. - №11. - С 23-30.
50. Соловьева, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. -С 23-26.
51. Степичев, П.А. Изучение английских неправильных глаголов с помощью настольной игры “Play cards at school” / П.А. Степичев // Иностранные языки в школе, - 2006. - №1. -С 14-16.
52. Стронин, И.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). Пособие для учителя. / И.Ф. Стронин.- М.: Просвещение, 2015.- 112 с.
53. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя / М.Ф. Стронин. - Москва: Просвещение, 2015. -233 с.
54. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2011. - 336 с.
55. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 дек. - С.3-5.
56. Хузеева, Г.Р. Влияние познавательной активности на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста / Г.Р. Хузеева. [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. -№ 4(6). - Режим доступа:http://psystudy.ru.
57. Шамова, Т. И. Проблемность — стимул познавательной активности / Т.И. Шамова // Народное образование. — 1966. — № 4. — С. 32-37.
58. Шмалов, С.А Игры учащихся - феномен культуры. / С.А. Шмалов. - Москва: Новая школа, 1994. -211 с.
59. Шоева, Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников / Е.Ю. Шоева // Английский язык. - 2008. - №11. - С.19-20.
60. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В.В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. - 2012.
- № 4 (22). - С.441-444.
61. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук / В.В. Щетинина. - Москва, 2006. - 26 с.
62. Эльконин, Д.Б. Психология обучения. / Д.Б. Эльконин. - Москва: Знание, 1974. -325 с.
63. Яковлева, Е.Л. Познавательная активность в системе процессов памяти / Л.Е. Яковлева / Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.