Введение 4
1 Теоретические основы анализа внешнеэкономической деятельности 7
1.1 Нормативно-законодательная база внешнеэкономической
деятельности 7
1.2 Особенности внешнеэкономической деятельности нефтегазовых
предприятий 24
1.3 Методология анализа внешнеэкономической деятельности 29
2 Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия ПАО
«Газпром» 37
2.1 Характеристика предприятия 37
2.2 Позиционирование ПАО «Газпром» на мировом рынке нефти и газа ... 47
2.3 Оценка внешнеэкономической деятельности 55
3 Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности ПАО
«Газпром» 67
3.1 Экономическое прогнозирование проектов «Турецкий поток» и
«Северный поток-2» 67
3.2 Приоритетные задачи и перспектива развития ПАО «Газпром» 75
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложение
Снятие ограничений государственного контроля внешнеэкономической деятельности отечественных промышленных предприятий помогло решить многие проблемы и запустило ряд полезных для экономической жизни страны процессов: создание конкуренции, наполнение внутреннего рынка, введение мер по улучшению финансового положения неэффективных производств, использование современных методов управления, сделала необратимым движением к рыночному механизму и т.д.
Создание сильного и диверсифицированного экспортного сектора, развитие наукоемких экспортных отраслей, улучшение промышленности, создание целого комплекса конкурентоспособных на внешних рынках обрабатывающих отраслей в силу того, что роль внешнеэкономических отношений огромна в качестве средства стимулирования экономического роста страны и увеличения ее национального дохода, создания новых рабочих мест и роста поступлений государственного бюджета является одной из основных задач для экономики страны.
В настоящее время для многих отечественных предприятий внешнеэкономическая сфера трансформировалась в крайне растущий инструмент дальнейшего прогресса и продвижения своей конкурентоспособности на фоне снижения возможностей на внутреннем рынке не только за счет его наполнения, а, иногда, и вытеснения отечественных производителей иностранными конкурентами.
Роль внешнеэкономической деятельности для исследуемого объекта состоит и в том, что полезность и качество отечественных исследований новых продуктов, материалов и технологических процессов оцениваются через внешнеэкономическую деятельность: если это экспорт, то ростом его объемов, расширением перечня иностранных партнеров; если - импорт, то сравнением своей продукции с импортными аналогами.
Российское предприятие не может рассматривать внешний рынок как канал сбыта, в силу значительных качественных различий в развитии и состоянии внутренних и внешних рынков, характерных для всех развивающихся стран. Эффективная внешнеэкономическая деятельность способна оказать наибольшее влияние на рост и развитие предприятия тогда, когда отечественный рынок отстает по своему развитию и инфраструктуре от иностранных. Для эффективной внешнеэкономической деятельности предприятие должно иметь высокие уровни менеджмента, знаний и компетенций персонала, качества используемых ресурсов и т.п. Более того, возникает возможность и необходимость управления уровнем этих характеристик, а, следовательно, и эффективностью внешнеэкономической деятельности и эффективностью развития предприятия через выбор принимающей страны. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность занимает особое место в производственно-хозяйственной деятельности исследуемого объекта.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью предприятия в условиях преодоления кризиса российской экономики способствует оздоровлению народного хозяйства и становится ведущим фактором экономического роста. Тенденции расширения самостоятельности в организации внешнеэкономической деятельности предприятиями настойчиво требуют создания механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД, включая даже торговых посредников.
Институт внешнеэкономических посредников становится неотделимым элементом коммерческой инфраструктуры общества, который в равной мере обслуживает как общегосударственные, так и региональные экономические интересы.
Во время обострения экономического кризиса возникают упрощенные предложения вернуться к монополии государства на широкий спектр статей экспорта и полному лицензированию импорта как основного источника бед для неконкурентоспособной отечественной продукции. В этих условиях волевое сокращение посреднических структур, осуществляющих внешнеторговые операции, закрытие доступа «челнокам» и другим мелким торговым посредникам на внешние рынки означало бы резкое сокращение возможностей для развития внешнеэкономической деятельности.
Для гарантии растущей активности предприятий Российской Федерации в реализации внешнеэкономической политики нужен постоянный поиск методов и форм стимулирования ВЭД, в том числе и торгового посредничества.
Все это определяет актуальность и практическую значимость дипломной работы.
Объектом дипломной работы является внешнеэкономическая деятельность ПАО «Газпром», занимающаяся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией газа, газового конденсата и нефти, а также производством и сбытом тепло- и электроэнергии, банковскими и медиа структурами.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при внешнеэкономической деятельности предприятия.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром» на основе проведенного анализа.
Данная цель определила постановку следующих задач, решаемых в работе:
- проанализировать результаты деятельности компании;
- исследовать ситуацию нефти и газа на мировом рынке в настоящее время;
- разработать мероприятия развития внешнеэкономической деятельности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике управления ВЭД, директивные и законодательно-нормативные документы.
В работе использованы методы экономического, финансового, статистического анализа внешнеэкономической деятельности торговых посредников - юридических и физических лиц, методы экспертной оценки, социологического исследования и прогнозирования.
Эмпирической основой исследования являются Законы Российской Федерации и нормативные акты, издававшиеся Президентом и Правительством России, относящихся к стратегии и тактике реформирования системы внешнеэкономических связей; материалы статистических сборников и публикаций справочного характера; опыт принятия управленческих решений, касающихся торгового посредничества на предприятии.
Работа состоит из трех частей:
1 теоретические основы анализа внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации;
2 оценка внешнеэкономической деятельностью предприятия на примере ПАО «Газпром»;
3 перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром».
Несмотря на проблемы, существующие на данном этапе в Российской Федерации, ПАО «Газпром» показывает стабильную производительность, компания не перестает развиваться и выходит каждый год на новые рынки, увеличивая тем самым свой авторитет в качестве надежной международной компании. Даже зарубежные компании оценивают «Газпром» в качестве одного из наиболее успешно развивающихся и инновационных, приносящую большой доход, который увеличивается с каждым годом. Несмотря на острую миропилитическую ситуацию российская компания увеличила, как пример, прибыль от продаж газа выросла на 5%, за девять месяцев закончившихся 30 сентября 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Увеличение от выручки от продаж в основном вызвано ростом продаж газа в Европу и другие страны.
Учитывая сильные позиции Евросоюза (в особенности передовых стран Западной Европы) в экспорте готовых изделий, наращивание поставок промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью на рынки стран ЕС является непростой задачей для России, подлежащей решению в долгосрочной перспективе.
В настоящее время положительная динамика поставок отечественных промышленных товаров в ЕС достигается в основном за счет изделий с невысокой степенью обработки. Отсутствие устойчивых объемов экспорта и отказ некоторых стран ЕС от приобретения неконкурентоспособных на рынке Евросоюза образцов российской промышленности создают серьезные вызовы для поставщиков из России. Вместе с тем уже сегодня отмечаются позитивные сдвиги в экспорте промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В данной работе были представлены расчеты экономической эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия, таких как: показатель экономического эффекта экспорта, Показатель экономической эффективности экспорта, рентабельность по чистой прибыли (рентабельность активов), рентабельность продаж по чистой прибыли и показатель оборачиваемости активов.
По данной работе можно сделать вывод, что показатели рентабельности продукции могут ответить на важные вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.
Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим обобщающим показателям эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Повышение их уровня свидетельствует как об улучшении использования производственных и финансовых ресурсов, так и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития.
Стратегическая цель ОАО «Газпром» - становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром» на основе проведенного анализа.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- определена сущность и значение внешнеэкономической деятельности;
- рассмотрены особенности ВЭД и методология анализа для нефтегазовых предприятий;
- проанализированы результаты деятельности компании;
- была исследована ситуация нефти и газа на мировом рынке в настоящее время;
- разработаны мероприятия развития внешнеэкономической деятельности;
- рассчитана эффективность внедрения разработанных мероприятий для компании.
Современные предприятия получают постоянный экономический выигрыш на международном рынке и внутри государства лишь в том случае, если они мобильны в изменении технологии производства, смене номенклатуры продукции, не ограничиваются выпуском стандартной однородной продукции. Гибкость в модернизации производимых товаров возможна тогда, когда предприятиям не мешает ведомственный аппарат, когда они имеют полную свободу выбора продуктов и времени их производства. Таким образом, только изменения внутреннего экономического механизма позволит участвующим компаниям устанавливать внешнеэкономические связи.
Также следует сказать, что эффективная реализация сравнительных преимуществ, имеющихся у ПАО «Газпром», адаптация их к изменяющимися внутренним и внешним условиям, формирование на их основе конкурентных структур или новых сравнительных преимуществ могут быть достигнуты на основе правильно выбранной стратегии развития внешнеэкономической деятельности.
В заключении отметим, что эффективность внешнеэкономической деятельности во многом определяется направлениями совершенствования этого процесса, сущность и реализация которых, предполагает:
- формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности за счет внутренних резервов, вытекающих из преимуществ геополитического положения территории, специфики регионального производственного потенциала и его инфраструктуры;
- выявление основных направлений преобразования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;
- разработку динамичной организационной структуры механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обоснование комплекса мер, направленных на привлечение отечественных и иностранных инвестиций;
- инициирование нормативных актов, обеспечивающих активизацию внешнеэкономической деятельности;
- более полное использование существующего внешнеэкономического потенциала для формирования экономики, способной работать в режиме равноправного обмена с другими странами мира, повышение благосостояния населения;
- повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних рынках.
1. Федеральный закон от 21.05.93 № 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе»
2. Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации»
3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»
4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»
6. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»
7. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября
2003 года № 1493-р «О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября
2004 г. № 1222-р (ред. от 19.06.2013) «Об утверждении перечня промышленной продукции»
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 363 (ред. от 08.12.2010) «Об утверждении положений о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 9.06.2005 г. № 364 (ред. от 05.08.2014) «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»
12. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
13. Устав публичного акционерного общества «ГАЗПРОМ» от 26 июня 2015 г., протокол № 1
14. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности: учебное пособие для студентов направления бакалавриата 080100.62 «Экономика» и специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» всех форм обучения / Е. В. Морозова, И. В. Лотоцкая; Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар: СЛИ, 2012. - 136 с.
15. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность. М., 2007. С. 85.
16. Денисова Н.И. Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учебное пособие. М., 2008. С. 275
17. Жданов А. Практическое руководство по внешнеэкономической деятельности. - Изд-во Питер-Юг, 2010.
18. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс.
19. Николюкин С. В. Внешнеторговые сделки и обычаи в международном коммерческом обороте. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 167.
20. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) (1994 год) // Закон. № 12. 1995.
21. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.
22. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность. М., 2008. С. 162, 163.
23. Виртуальная электронная библиотека BBM [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://velib.com/read_book/nikoljukin_stanislav_vjacheslavovich/kuplja_prodazha_to varov_vo_vneshnetorgovom_oborote_uchebnoe_posobie/glava_1_kontrakt_vneshnet orgovojj_kupli_prodazhi_tovarov_v_predprinimatelskojj_dejatelnosti/4_osnovnye_e htapy_zakljuchenija_kontrakta_vneshnetorgovojj_kupli_prodazhi.
24. Виртуальная электронная библиотека BBM [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://velib.com/read_book/pavlova_elena_evgenevna/vneshneehkonomicheskaja_dej atelnost_uchebnyjj_kurs.
25. Все об экономике. «Коммерческие переговоры с иностранными партнерами» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cash-trading.ru.
26. «Газпром» в вопросах и ответах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazpromquestions.ru/reserves.
27. Газпром «Сегодня» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/today.
28. «Газпром» в вопросах и ответах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://esco.co.ua/journal/2007_7/art079.html.
29. «Газпром» на внешних рынках [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gazpromquestions.ms1.ru/?id=34.
30. Газпром. Газопроводы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines.
31. Газопровод «Южный поток». Проект транснационального газопровода [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fb.ru/article/167115/gazoprovod-yujnyiy-potok-proekt-transnatsionalnogo- gazoprovoda.
32. «Газпром» в вопросах и ответах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gazpromquestions.ms1.ru/?id=35.
33. Ежеквартальный отчет ПАО «Газпром» за 4 квартал 2015 года
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gazprom.ru/f/posts/26/228235/gazprom-emitent-report-4q-2015.pdf.
34. МегаОбучалка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://megaobuchalka.ru/5/6694.html.
35. Молодой Ученый [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4281.
36. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-otechestvennoy- transnatsionalnoy-korporatsii-gazprom-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah.
37. О «Газпроме». Маркетинг [Электронный ресурс] - Режим http://www.gazprom.ru/about/marketing/russia.
38. Отчет о деятельности в области устойчивого развития 2008 - 2009
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gazprom.ru/f/posts/13/830510/gazprom_sr_2008-2009_rus.pdf.
39. ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazprom.ru.
40. Системы технологий отраслей экономики: Учебное пособие В.А.Брезе, О.Э.Брезе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e- lib.kemtipp.ru/uploads/15/oeppp092.pdf.
41. Справка к пресс-конференции «Экспорт и повышение надежности поставок газа в Европу» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/f/posts/95/400997/background-press-conference-2015-06-09- ru.pdf.
42. Союз производителей нефтегазового оборудования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.derrick.ru/?f=n&id=21272.
43. Третья мировая война. Военно-политическое обозрение
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://3mv.ru/publ/ehkonomika/gazprom_otryvaetsja_ot_evropy/10-1-0-51567.
44. Улфек [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ulfek.ru/organizatsiya-vneshne-ekonomicheskoj -deyatelnosti/1128- vneshneekonomicheskaya-strategiya-predpriyatiya.html.
45. Центр управления финансами [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Vneshneekonomicheskaya-
deyatelnost.php.
46. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901881964#1.
47. Экономика и жизнь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/news/109986.
48. Электронный журнал Oil.Эксперт [Электронный ресурс] - Режим http://www.oilexp.ru/print_post.php?src=3370.
49. LOGic&Intelligence. Интеллектуальные развлечения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://log-in.ru/books/stanislav-nikolukin-kuplya- prodazha-tovarov-vo-vneshnetorgovom-oborote-uchebnoe-posobie/#1.
50. Studfiles [Электронный ресурс] - Режим http://www.studfiles.ru/preview/4185700.
51. Studopedia [Электронный ресурс] - Режим http://studopedia.net/7_46195_otdel-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti- predpriyatiya-ego-struktura-i-funktsii.html.