Введение 3
1. Понятие прибыли и рентабельности 6
1.1 Понятие и концепция прибыли 6
1.2 Понятие и сущность рентабельности 13
1.3. Факторы повышения прибыли и рентабельности 27
2. Основные показатели прибыли и рентабельности нефтяной компании АО «Газпромбанк» 37
2.1 Общая характеристика и основные показатели деятельности организации 37
2.2 Анализ прибыли и рентабельности АО «Газпромбанк» 43
2.3. Управление прибылью и рентабельностью в АО «Газпромбанк» 49
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность исследования. В современной экономике Российской Федерации можно выделить множество проблем формирования прибыли и рентабельности на предприятии. Формирование прибыли и рентабельности на предприятии является самой важной составляющей в ее деятельности.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий.
Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, применять технические нововведения, которые могут повысить эффективность производства.
Работая прибыльно, предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Учитывая это можно сказать, что, в конечном счете, она направлена на достижение двух основных целей:
- получение максимально высокой прибыли (максимально высокий финансовый результат и рентабельность);
- с минимальными затратами по отношению к внешней среде, что необходимо для сохранения его как юридическое лицо на протяжении длительного периода времени.
В современных условиях прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых ему финансовых ресурсов для развития производства. Прибыль обеспечивает предприятию возможность решать социальные проблемы работников. Кроме того, за счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
При формирующихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства.
Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
Предмет исследования - показатели прибыли и рентабельности нефтяной.
Объект исследования - АО «Газпромбанк».
Цель исследования - разработка мероприятий повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Задачи работы:
- описать понятие и концепции прибыли;
- рассмотреть понятие и сущность рентабельности;
- проанализировать факторы повышения прибыли и рентабельности;
- раскрыть основные показатели прибыли и рентабельности нефтяной компании АО «Газпромбанк»;
- описать пути повышения прибыли и рентабельности АО «Газпромбанк».
Методологической основой исследования стала совокупность современных методов анализа и синтеза (системный и диалектический подходы), экономико-статистический метод, методы аналогий, которые опираются на комплекс экономических и юридических дисциплин, а также смежных с ними областей знаний. Статистические данные проанализированы с применением выборки, группировки, сравнения и обобщения, исследования рядов динамики с использованием компьютерных программ Microsoft Word, Microsoft Excel.
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Исходя из рассмотренных точек зрения на предмет исследования (процесс формирования и использования прибыли предприятия) под прибылью понимается положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т.п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
В работе выявлена сущность предмета исследования сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях.
Функции прибыли:
- характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно¬хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;
- прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно¬технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;
- прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность - показатель экономической эффективности организации, который отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.
Для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, аргументированного управления компанией и сокращения издержек используются различные показатели рентабельности. Их можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов.
Целью управления рентабельностью предприятия является определение путей оптимизации величины прибыли как в целом, так и от отдельных видов деятельности. Объектом управления является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Цикл управления рентабельностью состоит из двух этапов:
- анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность;
- прогнозирование финансовых параметров.
Основная цель анализа рентабельности состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике.
По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
- анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;
- анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;
- расчет и факторный анализ показателей рентабельности;
- анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;
- анализ использования прибыли предприятия;
- оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;
- анализ выполнения плана по использованию прибыли.
Основным источником информации для анализа рентабельности организации является Отчет о прибылях и убытках.
Он построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации.
Основные аспекты управления рентабельностью в работе рассмотрены на примере АО «Газпромбанк».
По итогам проведенного исследования было выявлено, что основные резервы увеличения прибыли АО «Газпромбанк» следующие:
- увеличение выручки от оказания услуг;
- повышение эффективности использования оборудования;
- уменьшение расходов.
Реализация выше приведенных мероприятий позволит увеличить объем получаемой прибыли, повысить уровень рентабельности и, как результат, приведет к повышению эффектности деятельности компании в целом.
Таким образом, в результате предложенных мероприятий планируется, что рост выручки от оказания услуг АО «Газпромбанк» увеличится за счет внедрения дополнительного обслуживания клиентов на 43220 млн. руб.
Величина валовой прибыли возрастет на 33466 млн. руб.
В результате сокращения логистических операций и внедрения мониторинга коммерческие расходы сократятся на 7%, тогда величина коммерческих расходов уменьшится на 119 млн. руб.
Все внедренные мероприятия позволят увеличить прибыль от оказания услуг банком на 35584 млн. руб. А показатель рентабельности увеличится на 11% и составит в 2017 г. 12,1%.
Итогом реализации предложенных мероприятий будет увеличение финансовых результатов и, в итоге, приведет к росту эффектности деятельности АО «Газпромбанк».
1 Гражданский кодекс Российской Федерации : в 4 ч. : по состоянию на 28.03.2017 - Москва: Приор, 2017, - 186 с.
2 Налоговый Кодекс Российской Федерации по состоянию на 28.12.2016- Москва: ГроссМедиа, 2012. - 528 с.
3 Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: / М.С. Абрютина. - Москва: Дело и сервис, 2013. - 256 с.
4 Аврова, И.А. Прибыль и НДС: / И.А. Аврова - Москва: Бератор, 2011. - 125 с.
5 Альбеков, А. У. Экономика коммерческого предприятия: / А.У. Альбеков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 278 с.
6 Артеменко, В.Г., Финансовый анализ. Учебное пособие: / В.Г. Артеменко. - Москва: Дело и Сервис, 2013. - 160 с.
7 Астринский, Д. Экономический анализ финансового положения предприятия: / Д. Астринский. - Москва: Экономист, 2012. - № 12. - С. 55-57.
8 Барышников, Н.П. Бухгалтерский учет: отчетность и налогообложение: / Н.П. Барышников. - Москва: Филинъ, 2011. - 312 с.
9 Бочаров, В.В. Финансовый анализ: / В.В. Бочаров. - Санкт Петербург: Питер, 2013. - 240 с.
10 Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет: / Ю.А. Бабаев. - Москва: Юнити, 2009. - 527 с.
11 Баканов, М.И., Теория экономического анализа: / М.И. Баканов. — Москва: Финансы и статистика, 2010. - 425 с.
12 Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: / И.Т. Балабанов - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 235 с.
13 Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: / И.Т. Балабанов. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 208 с.
14 Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа: / Л.Е. Бсовский.
- Москва: Вузовский учебник, 2012. - 222 с.
15 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово¬хозяйственной деятельности предприятия: / Т.Б. Бердникова. - Москва: Инфра-М, 2011. - 215 с.
16 Бочаров, В. В. Финансовый анализ: / В.В. Бочаров. - Санкт Петербург: Питер, 2013. - 240 с.
17 Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений: / Т.Г. Вакуленко. - Москва: «ИД Герда», 2011. - 214 с.
18 Вахрушина, М.А. Международные стандарты финансовой отчетности: / М.А. Вахрушина. - Москва: Омега-Л, 2014. - 568 с.
19 Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: / Л.П. Дашков.
- Москва: Маркетинг, 2011. - 354 с.
20 Ермолович, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия. / Л.И. Ермолович. - Минск: Интерпрессервис, 2013. - 356 с.
21 Киселев, М.В. Анализ и прогнозирование финансово¬хозяйственной деятельности предприятия: / М.В. Киселев. - Москва: А и Н, 2011. - 88 с.
22 Киселев, М.В. Основы финансового анализа / М.В. Киселев // Аудит и налогообложение / М.В. Киселев - 2012. - №8. - С. 13-15.
23 Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия: / А.И. Ковалев - Москва: Вэлби, - 2013. - 208 с.
24 Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / В.В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 560 с.
25 Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций. Анализ отчетности: / В.В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 134 с.
26 Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник: / А.И. Ковалев. - Москва: Проспект, 2012. - 424 с.
27 Кожинов, В.Я. Оценка прибыльности финансово-хозяйственной деятельности / В.Я. Кожинов // Современный бухучет. - 2012. - №1. - С. 13¬15.
28 Короткевич, В.Г Практикум по экономике, организации производства и маркетингу на предприятии: / В.Г. Короткевич. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 432 с.
29 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: / Л.И. Кравченко. - Минск: Высшая школа, 2013. - 430 с.
30 Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: / С.Н. Лебедева - Минск: Новое знание, 2012. - 456 с.
31 Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: / Н.П.Любушин, В.Б. Лещева, В.Г.Дьякова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 471 с.
32 Макарьян, Э.А. Финансовый анализ: / Э.А. Макарьян. - Москва: ФБК - Пресс, 2011. - 224 с.
33 Матвеева, В. М. Финансовый анализ позволяет предупредить несос-тоятельность / В.М. Матьвеева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - №6. - С. 12-15.
34 Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта // Под ред. А. Н. Богатко. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 287 с.
35 Остапенко, В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения / В. Остапенко // Экономист. - 2012. - № 7. - С. 37-42.
36 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: / Ф.Г. Панкратов - Москва: Маркетинг, 2010. - 348 с.
37 Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: / Л.В. Прыкина - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 360 с.
38 Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: / Н.Н. Селезнева. — Москва: ЮНИТИ-ДАЦА, 2012. - 639 с.
39 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: / Г.В. Савицкая. - Минск: Экоперспектива, 2011. - 688 с.
40 Савицкая, Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: / Г.В. Савицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
41 Сажина, М. А. Экономическая теория. Учебник для вузов: / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - Москва: Норма, 2013. - 672 с.
42 Селезнева, Н.Н., Финансовый анализ: / Н.Н. Селезнев - Москва: ЮНИТИ, 2012. - 479 с.
43 Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: / А.Н. Соломатин - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 436 с.
44 Сапожникова, Н.Г. Экономика организации (предприятия) (СПО)Учебник для ССУЗов / Н.Г. Сапожникова, Я.Н. Куницина. - М.: КноРус, 2013. - 408 c.
45 Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
46 Сергеев, И.В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - Люберцы: Юрайт, 2015.
47 Феоктистов, И.А. Расходы организации. Бухгалтерский и налоговый учет: / И.А. Феоктистов - Москва: ГроссМедиа, 2012. - 402с.
48 Финансовый менеджмент. Практикум: / под ред. Н.Ф.Самсонова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 - 269 с.
49 Финансовый менеджмент. Учебное пособие: / под ред. Е.И. Шохина. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2012. - 408 с.
50 Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - Москва: Перспектива, 2012. - 178 с.
51 Финансы предприятий. Учебник для вузов: / под ред. Н.В. Колчина и др. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 447 с.
52 Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 439 c.
53 Чалдаева, Л.А. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / Л.А. Чалдаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 435 c.
54 Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 382 c.
55 Шаркова, А.В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А.В. Шаркова, Л.Г. Ахметшина. - М.: Дашков и К, 2016. - 120 c.