Введение 3
1 Теоретические аспекты оптимизации затрат на автотранспортном
предприятии 6
1.1 Понятие и сущность оптимизации затрат на предприятии 6
1.2 Методы оптимизации затрат на предприятии 14
1.3 Факторы влияющие на оптимизацию затрат на предприятии 20
Заключение 25
Список использованных источников
Любое предприятие в качестве основной цели ставит получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя - она выравнивается автоматически.
Другое дело - затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь.
Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки.
В настоящее время расходы на ГСМ являются наиболее значимыми тратами, формирующими себестоимость услуг. Эксплуатационные расходы компаний увеличиваются, ведь цены на топливо (бензин) неуклонно поднимаются.
В связи с данной проблемой, можно разработать целый комплекс мероприятий по переоборудованию автопарков на газобаллонное оборудование (далее ГБО).
Эти меры положительно скажутся на экономике предприятий, поскольку цены на газовое топливо в разы меньше привычного всем бензина, кроме того, существует целый ряд преимуществ такого топлива, например: низкая стоимость добычи, возможность полного сгорания с небольшим избытком воздуха, ничтожное содержание токсичных и коррозионно-активных веществ в продуктах сгорания [34].
В последнее время в Европе, а теперь и России, стала популярна установка газобаллонного оборудования на автомобили, работающего на более дешевом виде топлива пропан-бутане с его основными преимуществами.
Во-первых, цена одного литра сжиженного газа для установленного ГБО стоит 20-21 руб.;
Во-вторых, физические свойства - октановое число 105 единиц против 92,95 и 98 у обычных марок бензина, что является гарантией работы двигателя без детонации даже на высоких оборотах.
Отсутствие калильного зажигания, заключается в том, что сгорание газа не образует на стенках цилиндров двигателя значительного количества нагара. Газовоздушная смесь менее агрессивна к моторному маслу в двигателе, что значительно отодвигает момент следующего капитального ремонта, примерно удваивая его.
В свою очередь, масло не подвергается разрушению окислением, как при контакте с бензиновым топливом и служит дольше, в полтора - два раза [29].
В-третьих, экологичность моторов с ГБО - двигатели на газе менее токсичны. Газ является более чистым и экологичным топливом по сравнению с бензином и дизельным топливом. Использование газа снижает уровень выбросов в атмосферу, так как он не имеет содержание серы. Газ экологичнее неэтилированного бензина минимум в 3 раза. Ученые утверждают, что сгорание газа по уровню токсичности уступает только электромобилям и двигателям на водороде. Имеет место более полное сгорание газа в цилиндрах мотора, что также способствует снижению уровня СО2.
Объектом исследования дипломного проекта является пассажирское автотранспортное предприятие, занимающиеся удовлетворением потребностей города в перевозке пассажиров по регулярным маршрутам на территории города Красноярска.
Предприятие существует в городе уже более 10 лет и осуществляет перевозки по шести регулярным городским маршрутам. В распоряжении Красноярского пассажирского автотранспортного предприятия №5 (далее предприятие) находится современная производственная инфраструктура, которая представляет из себя подвижной состав, системы спутниковой навигации, локальные диспетчерские и обслуживающие пункты.
Перемещая пассажиров из одного места в другое, пассажирский общественный транспорт выполняет важную социальную функцию. Нередко именно от общественного транспорта зависит развитие инфраструктур городов и мегаполисов.
Городские власти субсидируют деятельность пассажирских автотранспортных предприятий для обеспечения эффективной и комфортной подвижности населения. В городе Красноярске муниципальные пассажирские автотранспортные предприятия ставят своей целью как раз обеспечение социальной составляющей.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса мероприятий по переводу подвижного состава на газовое топливо.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность оптимизации затрат на предприятии;
- разобрать методы оптимизации затрат;
- выявить факторы влияющие на оптимизацию затрат
- проанализировать текущую финансовую деятельность предприятия;
- разработать мероприятия и рассчитать затраты по переоборудованию подвижного состава на ГБО;
- рассчитать эффективность проведенного мероприятия.
В последнее время в Европе, а теперь и России, стала популярна установка газобаллонного оборудования на автомобили, работающего на более дешевом виде топлива пропан-бутане. Основное преимущество газового оборудования - это, во-первых, цена топлива: 1 литр сжиженного газа для установленного ГБО стоит руб, во-вторых, физические свойства - октановое число __, что полностью исключает детонацию при работе двигателя в любом режиме нагрузки. Соответственно, если детонации нет, то и износ двигателя меньше.
Объектом исследования дипломного проекта является предприятие, занимающееся удовлетворением общественных потребностей в автотранспортных услугах.
Целью дипломной работы была разработка комплекса мероприятий по переводу состава АТП на газовое топливо на примере МП «КПАТП №5».
Для этого были решены следующие задачи:
- изучены принципы деятельности и структура основных фондов МП «КПАТП №5»;
- проанализирована текущая финансовую деятельность предприятия;
- рассчитаны затраты на бензин на предприятии МП «КПАТП №5»;
- выявлены доли затрат на бензин и на газ при проведении сравнительного анализа;
- разработан комплекс мероприятий и рассчитаны затраты по переоборудованию части подвижного состава на ГБО;
- рассчитана эффективность от проведенного переоборудования.
Исследования в дипломной работе показали эффективность перевода автотранспортных средств предприятия на ГБО. По этой причине мы определили подвижной состав МП «КПАТП №5», который предлагаем к переоборудованию.
Для того, чтобы перевести предложенный подвижной состав на ГБО мы предложили ряд мероприятий, а именно:
- провести исследования рынка ГБО с целью нахождения самого выгодного (оптимального) предложения;
- назначить ответственного за выполнение работ по переводу подвижного списка на ГБО. Обычно, в МП «КПАТП №5» Генеральным директором издаются приказы, в которых указываются наименования транспортного средства, а также ответственный за их исполнение;
- создать пункт (участок) по установке ГБО и испытаниям газотопливных систем;
- организовать технологический процесс установки газобаллонного оборудования на АТС и испытаний газотопливных систем;
- заключить договора на поставку газобаллонного оборудования с предприятиями-изготовителями или торгующими организациями;
- организовать обучение (с получением соответствующего удостоверения) рабочего персонала работам по установке ГБО и испытаниям ГТС;
- организовать проверку качества выполненных работ;
- испытания газотопливных систем.
Исходя из стоимости оборудования для перевода транспортных средств, общая сумма затрат на приобретение оборудования составит __тыс. рублей.
Кроме, этого при заказе такого объема оборудования организация- поставщик предоставляет бесплатное обучение - «Программа обучения установке и настройке ГБО».
Данная программа предназначена для подготовки специалистов в области установки, настройки, эксплуатации и ремонта ГБО. МП «КПАТП №5» сможет подобрать курс по обучению ГБО наиболее подходящий по уровню своих специалистов.
Проведенные исследования в данной дипломной работе показывают, что в настоящее время в МП «КПАТП №5» возникла первостепенная необходимость замены оборудования на транспортных средствах для использования более экономичного вида топлива, после предложения комплекса мероприятий мы рассчитали их экономическую эффективность.
Несмотря на больший расход, затраты на топливо значительно меньше, чем при использовании ГСМ.
На данный момент средняя стоимость газа на рынке - руб/л.
Напомним, что при расчете затрат на топлива мы использовали оптовые цены на дизельное топливо. Общая сумма расходов на топливо за 2017 год (на рассматриваемые транспортные средства) в МП «КПАТП №5» составила тыс. руб.
Получается, что за 2017 год экономия, при переводе подвижного состава на газовое топливо, могла бы составить __ тыс. руб. Срок окупаемости предложенных нами мероприятий составит __ месяца.
Кроме неоспоримой экономии и быстрой окупаемости предложенных нами мероприятий, есть некоторые другие основания для принятия решения о переводе подвижного состава МП «КПАТП №5» на газовое топливо, а именно:
- замена оборудования на ГБО влечет за собой снижение расходов на содержание автомобилей;
- возможность влияния на себестоимость продукции путем снижения транспортных затрат, при этом не влияя на качество продукции;
- экономия на топливе дает возможность предприятию расширить долю рынка и внедрить свою продукцию на соседние территории, что до сих пор считалось не выгодным из-за отдаленности предприятия от города.
Таким образом, имея экономическое обоснование, можно с уверенностью сказать, что внедрение предлагаемых мероприятий в данной дипломной работе является серьезным шагом на пути повышения конкурентоспособности МП «КПАТП №5».
1 Арутюнов, Ю.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2013. - 265 с.
2 Аксютин, О. Е. Актуальные задачи по замене муниципального автотранспорта автомобилями на газомоторном топливе и расширению сети газовых заправок / О. Е. Аксютин // Транспорт на альтернативном топливе, № 1(25), 2014. С. 33-36.
3 Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. М.: Дашков и К, 2016. 292c.
4 Арзуманова, Т.И. Экономика организации: Учебник / Т.И. Арзуманова М.Ш. Мачабели. М.: Дашков и К, 2016. 240 c.
5 Александрова, С. И. Прогрессивные методы управления затратами и пути их применения в российской практике / С. И. Александрова // Символ науки. - 2015. - № 4. - С. 56-59.
6 Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2013. - 656 с.
7 Брикач, Г. Е. Нелинейная оптимизация в оценках деловой стратегии предприятий / Г.Е. Брикач. - М.: МОДЭК, 2015. - 200 c.
8 Бургонова, Г.Н. Бухгалтерский учет на предприятиях различных организационно-правовых форм / Г.Н. Бургонова. - М.: СПб:; Издание 2-е, перераб. и доп., 2013. - 102 c.
9 Бланк, И.А. Управление активами и капиталом предприятия / И.А. Бланк.- К.: Ника-Центр, Эльга, 2014.- 136 с.
10 Барышникова, Н.А. Экономика организации: Учебное пособие для СПО / Н.А. Барышникова, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. Люберцы: Юрайт, 2016. 191 c.
11 Бондарь, В. А. Экологическая безопасность использования газового топлива / В. А. Бондарь // АвтоГазоЗаправочныйКомплекс + Альтернативное Топливо (АГЗК + AT). - 2013. - № 2(8) - С. 64-69.
12 Бабаев, Ю. А. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) : учеб.-практ. пособие. - 3-e изд., испр. и доп. - Москва : Вузовский Учебник : ИНФРА-М, 2014. - 188 с.
13 Васильев, Ю. Н. Газозаправка транспорта / Ю. Н. Васильев, Гриценко А. И., Чириков К. В. - Ю. М. : Недра, 2014. - С. 11-16.
14 Васина, А. A. «Проекты снижения затрат: описание альтернатив и расчет экономического эффекта» [электронный ресурс] // «Проекты снижения затрат»- Режим доступа:http://www.alt-invest.ru/library/invanalysis.,htm., свободный - Загл. с экрана;
15 Гадаев, С. Устройство и эксплуатация газодизельного ГБО ООО - фирмы «Мобильгаз» / С. Гадаев // АГЗК + АТ. 2015. - № 3(21) - С. 44-48.
16 Гнедова, Л. А. Нормативное обеспечение применения газомоторного топлива на основе метана на автотранспорте / Л. А. Гнедова, К. А. Гриценко, Н. А. Лапушкин. В. Б. Перетряхина // Транспорт на альтернативном топливе, № 4(22), 2013. С. 12-14.
17 Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : Практикум : учеб.пособ. / О. В. Губина, В. Е. Губин. - М.: Инфра - М, 2014. - 192 с.
18 Громановский, А. В. Хитрые способы экономить топливо. Главная тайна автомобиля / А. В. Громановский. - Минск : БГУИР, 2013.
19 Григорович, Д. Н. Сравнение газодизельного и газового режимов работы тепловозных двигателей / Д. Н. Григорович, А. В. Завучевский // Транспорт на альтернативном топливе, № 5(29), 2013. С. 22-24.
20 Говорина, О. В. Финансовый менеджмент. Методические указания к курсовой работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост.: Говорина О.В - Красноярск: Сиб.федер. ун-т., - 2016. - 21 с.
21 Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А. Рыжкова. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. -367 с.
22 Гагарский, В. C. «Сокращение издержек компании» [электронный ресурс]// « Сокращение издержек компании» - Режим доступа: http://gagarskiy.narod.ru, свободный -Загл. с экрана;
23 Глухова, И. М. Этапы управления затратами на предприятии / И. М. Глухова, О. Н. Кушнерова // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. - 2015. - Т. 6, № 2. - С. 47-51.
24 Донцова, Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности.- М.: Дело и Сервис, 2013.-384с.
25 Ефимова, О. В., Мельник М. В. Анализ финансовой отчетности. -М.: Омега-Л, 2013.- 451с.
26 Евстифеев, А. А. Методика определения границы экономической эффективности перехода на природный газ в качестве моторного топлива / А. А. Евстифеев, М. Л. Балашов // Транспорт на альтернативном топливе, № 2(32), 2013. - С. 4-5.
27 Емеличев, В.А. Многогранники, графы, оптимизация / В.А. Емеличев, М.М. Ковалев, М.К. Кравцов. - М.: 2016. - 601 c.
28 Жукова Е. А., Рожкова М. Г. Проблемы управления затратами на предприятии // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 283-286.
29 3олотницкий, В. А. Автомобильные газовые топливные системы. / В. А. Золотницкий. - М. :ACT: Астрель, 2015. - 127 с.
30 Захаров, М.Н. Контроль и минимизация затрат предприятия в системе логистики: учебное пособие / М.Н. Захаров. - М.: Экзамен, 2015. - 158 c.
31 Имаи, Масааки Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества / Масааки Имаи. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 345 c.
32 Ковалев, В. В., Основы теории финансового менеджмента [Текст] : учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. - Москва : Проспект, 2016. - 537 с. : рис., табл. - Библиогр.: 529 с.
33 Курс: Финансовый менеджмент, сост. О. В. Говорина [Электронный ресурс] : // Электронные курсы Сибирского федерального университета. - Режим доступа:https: //e.sfu-kras .ru/course/view.php?id=14701
34 Кириллов, Д. Газ вместо бензина / Д. Кириллов // Газпром. 2015. - № 5 - С. 18-21.
35 Клементьев, А. С. История применения газового топлива в транспортных машинах / А. С. Клементьев // Транспорт на альтернативном топливе, № 5(23), 2014. - С.74-77.
36 Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учебное пособие (В.К. Козлов, С.А.Уваров, Н.В. Яковлев и др., под редакцией В.К. Козлова, С.А. Уварова ) СПб.: Политехники, 2013 - 322с.
37 Клочкова, Е.Н. Экономика организации: Учебник для СПО / Е.Н. Клочкова В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова. Люберцы: Юрайт, 2016. 447 c.
38 Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Коршунов. Люберцы: Юрайт, 2016. 407 c.
39 Керимов, В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы : учеб. / В. Э. Керимов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К°, 2015. - 384 с.
40 Колесникова, Т. Г. Оценка эффективности управления затратами с помощью АВС-метода / Т. Г. Колесникова, А. С. Александрова // Инновационные технологии управления и права. - 2015. - № 1 (11). - С. 48-52.
41 Контроль расхода топлива на предприятии [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://eraglonass.ru/kontrol-rasxoda-topliva-na-predpriyatii/
42 Лутманов, С.В. Курс лекций по методам оптимизации / С.В. Лутманов. - М.: [не указано], 2013. - 812 c.
43 Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 400 c.
44 Мокий, М.С. Экономика организации: Учебник и практикум. / М.С. Мокий. Люберцы: Юрайт, 2016. 334 c.
45 Методы оптимизации затрат на предприятии предприятии
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://studepedia.org/index.php?vol=2&post=18440
46 Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Введены в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.
47 Осмоловский, В.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник для вузов / В.В. Осмоловский. - Минск: Новое знание, 2013.
48 Осипова, И.В. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / И.В. Осипова, Е.Б. Герасимова. М.: КноРус, 2013. 280 c.
49 Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев; Под ред. В. А. Гудкова. - М.: Горячая линия -Телеком, 2014. - 448 с.
50 Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08..2010 № 18023).
51 Пронин, Е. Н. Метан - моторное топливо № 1 в мире! / Е. Н. Пронин // Транспорт на альтернативном топливе, № 6(24), 2014. С. 8-9.
52 Пособие: Экономический анализ /Савицкая Г.В. Жанр: Издательство: Новое знание, 2015, 651 с.
53 Пошерстник, Н.В. Экономика организации / Н.В. Пошерстник. М.: КноРус, 2013. 320 c.
54 Раков, В. А. Исследование автопарка гибридных автомобилей / В. А. Раков // Транспорт на альтернативном топливе, № 1(31), 2013. С. 18-19.
55 Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. М.: КноРус, 2013. 280 c.
56 Сапожникова, Н.Г. Экономика организации (предприятия) (СПО) Учебник для ВУЗов / Н.Г. Сапожникова, Я.Н. Куницына. М.: КноРус, 2013. 408 c.
57 Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник для ср. спец. учебных заведений / Н.А. Сафронов. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 256 c.
58 Сергеев, И.В. экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. Люберцы: Юрайт, 2015. 511 c.
59 Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учеб.пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 304 с.
60 Сошников, О. Б. Опыт использования газа в качестве газомоторного топлива в ООО «Газпром добыча Оренбург» / О. Б. Сошников // Транспорт на альтернативном топливе, № 1(25), 2014. С. 16-17.
61 Строганов, В. И. Совершенствование нормативно-правовой базы РФ в области производства и использования газомоторного топлива / В. И. Строганов, Е. Н. Крылов // Транспорт на альтернативном топливе, № 1(25), 2013. С. 46-47.
62 Спирин, И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Спирин. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.
63 Толкачева, Н.А. Финансовый менеджмент: курс лекций - М.:Директ- Медиа, 2014. - 144 с.
64 Управление затратами на предприятии: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарёв и др. (Под общей ред. Г.А. Краюхина) - СПб.: Издательский Дом “Бизнес - пресса”,2013 - 256с.
65 Финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие / сост. Е. А. Шнюкова, О. В. Павлова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014.
66 Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под. ред. проф. Н.Ф. Самсонова. - М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
67 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. Под ред. Е.С. Стояновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Перспектива, 2014. - 302 с.
68 Финансовый менеджмент : учебное пособие / Под ред.проф. Е.И.Шохина. - Москва : ФБК-Пресс, 2013. - 408 с.
69 Финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие
[Электронный ресурс] / сост. Л. В. Хисамутдинова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012.
70 Фридман Аудит: контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / Фридман, Пол. - М.: Аудит, Юнити, 2013. - 286 c.
71 Хелферт, Э. Техника финансового анализа - М.: «Аудит», ЮНИТИ, 2013. - 129с.
72 Хегай, Ю. А. Экономика автотранспортного предприятия: учеб. Пособие/ Ю. А. Хегай. -Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. -228 с.
73 Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. М.: ЮНИТИ, 2015. 439 c.
74 Чалдаева, Л.А. Экономика организации: Учебник и практикум для СПО / Л.А. Чалдаева. Люберцы: Юрайт, 2016. 435 c.
75 Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: Учебное пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Чечевицына.. Рн/Д: Феникс, 2013. 382 c.
76 Шеремет, А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. Пособие. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. -257 с.
77 Шарапова, И. К. Использование альтернативных источников энергии на предприятиях автомобильного транспорта / И. К. Шарапова // Транспорт на альтернативном топливе, № 5(29), 2013. С. 11-15.
78 Шевчук, Д. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Д.А. Шевчук. - М. :Финансы и статистика, 2013.
79 Шаркова, А.В. Экономика организации: Практикум для бакалавров / А.В. Шаркова, Л.Г. Ахметшина. М.: Дашков и К, 2016. 120 c.
80 Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Будрин, ред. Г.А. Кононова, 3-е изд., стереотип.-М.:Академия, 2013.-319с.
81 Экономика и управление производством. Отимизация затрат на эксплуатацию транспортных машин: метод. указания к практ. занятиям / сост.: Л. Н. Родникова. И. Л. Голянд. - Красноярск: ИПК СФУ, 2013. - 41с
82 Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие /Ю.А. Хегай, В.В. Девинова, К.А. Мухина - Красноярск, 2014.