Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Работа №20534

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические подходы к проблеме психолого-педагогического
сопровождения детей в период адаптации к школе 8
1.1 Понятие «адаптация», её уровни и формы 8
1.2 Сущность и содержание понятия «психолого-педагогическое
сопровождение» 12
1.3 Возможности психолого-педагогического сопровождения
ребёнка в период адаптации к школе 19
2 Экспериментальная работа по организации психолого-педагогического
сопровождения первоклассников в период адаптации к школе 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичного исследования 26
2.2 Организация и структура психолого-педагогического
сопровождения детей в период адаптации к школе 39
2.3 Анализ результатов повторного исследования 49
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А Лист ответов к тесту «Домики» 61
Приложение Б Схема экспертной оценки 62
Приложение В Занятие 1 65


В последнее время в психолого-педагогических исследованиях и практике работы образовательных учреждений складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в процессе адаптации к школе - психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку обеспечивает его полноценное развитие как субъекта образования на всех ступенях школьной жизни. Поскольку от того как пройдет адаптация в школе и успешно пройдет первый год в образовательном учреждении, зависит успешность обучения ребенка, взаимоотношения с педагогом и сверстниками и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы их обучения.
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к школе играет наиболее важную роль. Существенный вклад в развитие содержания проблемы психолого-педагогического сопровождения раскрыли в своих исследованиях отечественные ученые: Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев и другие [8, 16, 41, 21].
Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого-педагогического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к учащимся младших классов общеобразовательной школы.
Цель исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном плане психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе.
Объект исследования - процесс адаптации первоклассников к школе.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к школе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе позволит повысить уровень общей и эмоциональной адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе.
2. Рассмотреть теоретические особенности процесса адаптации к школе первоклассников.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести экспериментальное исследование.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников;
2. Метод сбора эмпирических данных: опрос, тестирование (с помощью методик): «Домики» Ореховой О.А., «Беседы о школе» Нежновой Т.А., «Экспертный опрос учителя» (сокращенный вариант карты наблюдений Битяновой М.Р.);
3. Метод качественной и количественной обработки данных.
Методологической основой нашего исследования выступили работы следующих ученных:
- подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации в процессе обучения в школе (Венгер А.Л.; Гуров В.Н.; Дорожевец Т.В.; Дружинина В.Н.; Зинченко В.П.; Коган В.Е.; Петровский М.Г и др.);
- подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников (Александровская Э.М.; Битянова М.Р.; Братусь Б.С.; Дубровина И.В.; Исаев Е.И. и др.)
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2015г.) - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, отработка понятийного аппарата, определение объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы, подбор методов исследования, проведение первичного исследования, обработка полученных результатов.
Второй этап (октябрь - апрель 2015-16г.г.) - разработка и апробирование программы психолого-педагогического сопровождения.
Третий этап (апрель - май 2016г.) - повторное исследование, обработка результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов нашей работы учителями, работающими в начальных классах, а также родителями, которые озабочены особенностями адаптации детей к школьной жизни.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, выводы, заключение, список использованных источников (46 наименований). В работе содержатся 5 таблиц. Общий объём работы составляет 75 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по психолого-педагогическому сопровождению в период адаптации к школе младших школьников показали, что проблема является актуальной. Результатом нашего исследования стало рассмотрение таких понятий как «психолого-педагогическое сопровождение» и «адаптация».
В основные задачи по формированию адаптации входит не только ее развитие как отдельного психологического процесса, но и как переход от игровой деятельности к учебной. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности.
Основной же идеей психолого-педагогического сопровождения на ступени начального общего образования является — обеспечение благоприятного течения адаптационного периода, повышение заинтересованности обучающихся учебной деятельностью, развитие у ребенка учебной и познавательной мотивации, поддержка самостоятельности и самоорганизации, а также закрепление формирования желания «научить учиться», раскрытие и развитие творческих способностей школьника.
Нами было проведено экспериментальное исследование с целью изучения уровня общей адаптации к школе у обучающихся.
Исследование проводилось в г. Лесосибирске в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 города Лесосибирска» в 1 «А» классе. Возраст детей 6-7 лет. Количество обучающихся 30 человек.
В нашем исследовании для оценки уровня общей адаптации к школе мы использовали методики: «Домики» Ореховой О.А., «Беседы о школе» Нежновой Т.А., «Экспертный опрос учителя» (сокращенный вариант карты наблюдений Битяновой М.
Проанализировав результаты первичной диагностики по изучению уровня общей адаптации первоклассников к школе, мы выявили, что большинство 67% имеют достаточный уровень общей адаптации, положительный уровень эмоциональной адаптации. И 33% из исследуемых детей показали частичный уровень общей адаптации, амбивалентный уровень эмоциональной адаптации и недостаточный уровень общей адаптации, негативный уровень эмоциональной адаптации. Исходя из полученных результатов, только 10 первоклассников нуждаются в психолого¬педагогическом сопровождении.
Для данной группы детей нами была составлена и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации к процессу обучения в школе.
Основной целью программы явилось оказание помощи детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Проанализировав результаты повторной диагностики уровня общей адаптации первоклассников, участвовавших в сопровождении мы отмечаем, что у большинства (8 детей из 10 детей) наблюдается достаточный уровень общей адаптации, положительный уровень эмоциональной адаптации.
Это свидетельствует о том, что предложенная программа психолого-педагогического сопровождения оказалась эффективным средством успешной адаптации первоклассников к школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи поставленные в работе выполнены.



1. Александровская, Э.М. / Э.М. Александровская, Н.И Кокуркина, Н.В. Куренкова //, Психологическое сопровождение школьников. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. - 2000 - №6. - С. 40-63.
3. Абрамова, Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 368 с.
4. Андреев, Г.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении / Г.Ю. Андреев, С.Е. Обухова, Н.В. Цветкова // Психолого¬педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. - Киров,2013. - 358 с.
5. Аниденкова, М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды / М.М. Аниденкова // Гуманитарные научные исследования. - 2013- № 7. - С.25-34.
6. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А., Салмина, Н.Г., Молчанов, С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.
7. Битянова, М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - Москва: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.
8. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. - Москва: Совершенство, 2007. - 352 с.
9. Вачков, И.В. Время и усилие / И.В. Вачков // Школьный психолог. - 2000.
- №12 . - С. 34-45.
10. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8. - С.66-74.
11. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе?- Москва: Знание 1994. - 192 с.
12. Вильчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. - Москва: МОСУ, 2000. - 27 с.
13. Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. - 46 с.
14. Воинов, В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям / В.Б. Воинов // Мир психологии. - 2002. - № 1. - С. 25-33.
15. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения. - Москва: «Нота», 2000. - 360 с.
16. Газман, О.С., Харитонова, Н.Е. В школу - с игрой. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
17. Готовность к школе: руководство практ. психолога / Под ред. И.В. Дубровиной // - Москва: Наука, 1995. - 289 с.
18. Дорожевец, Т. В. Изучение школьной дезадаптации. - Витебск, 2005. - 182 с.
19. Дорожевец, Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: автореф. . дис. канд. психол. наук / Т.В. Дорожевец // - Москва, 1994. - 22 с.
20. Дрягалова, Е.А. Комплексный подход к проблеме адаптации первоклассников / Е.А. Дрягалова // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки. Нижегор. гос. архитектур.-строит., ун-т. - Н. Новгород, 2009. - С. 121 - 123.
21. Исаев, Е.И. Теоретические основы содержания психологического образования педагогов // Современные проблемы образования. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1997. - С.72-80.
22. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 442 с.
23. Кабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М.: Российское педагогическое агентство, 2007. - 241 с.
24. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. - СПб.: Питер,1998. - 364 с.
25. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - Москва: Гардарики, 2006. - 320 с.
26. Кварцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - Москва: Педагогика, 1991. - 145 с.
27. Кирейчева, Е.В., Кирейчев, А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. - Киров: “Педагогічна преса”, 2000. - 94 с.
28. Клепцова, Е.Д. Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на процесс адаптации школьника / Е.Д. Клепцова // Начальная школа. - 2007. - №4. - С. 3-8.
29. Коновалова, И. Достижение успеха или избегание неудачи / И. Коновалова // Школьный психолог. - 2004. - №12. - С.21-24.
30. Короткова, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 745-748.
31. Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности / Л.М. Костина // Вопросы психологии. - 2004. - №1. - С. 137-143.
32. Костяк, Т.В. Как помочь ребенку адаптироваться в школе. - Москва: Академия, 2008. - 112 с.
33. Кузнецов, В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса / В.К. Кузнецов // Начальная школа. -1996. - №8. - С. 41-53.
34. Леонова, Е.В., Шатова, С.С., Щербакова, Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов // Психологическая наука и образование. -
2014. - Том 6. - № 4. - С.37-42.
35. Нечаева, Н. Органазация и содержание периода адаптации к школе первоклассников / Н. Нечаева // Начальная школа. - 2003. - №33. - С. 13-14.
36. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе / Под ред. И.Д. Зверева, А.М. Пышкало // - Москва: Педагогика, 1990. - 216 с.
37. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.
38. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 176 с.
39. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - Москва: Педагогика, 1988. - 136 с.
40. Осухова, Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Школьный психолог. - 2001. - №31. - С. 23-33.
41. Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной // - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
42. Семаго, Н.Я. Как миновать кризис первой четверти / Н.Я. Семаго // Школьный психолог. - 2006. - №9. - С.33-35.
43. Сорокина, В.В. Негативные переживания детей в начальной школе / В.В. Сорокина // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С.43-52.
44. Сорокина, В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. - Москва: Генезис, 2007. - 191 с.
45. Телегина, И.В. Снова вместе: проблемы адаптации в начале нового учебного года / И.В. Телегина // Школьный психолог. - 2004. - №31. -С.8-9.
46. Ясюкова, Л. Изучение адаптации и развития младших школьников / Л. Ясюкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Политология. Право. Международное право. - 2004. - № 3. - С. 83-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ