Психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных ученых 8
1.1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе ... 8
1.2 Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3 Возможности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 19
Вывод по 1 главе 22
Глава 2 Экспериментальное изучение возможности создания психолого-педагогических условий для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 Организация и методика исследования 23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 34
2.3 Организация и анализ результатов формирующего эксперимента 39
Вывод по 2 главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А. Список детей 55
Приложение Б. Таблицы констатирующего эксперимента 56
Приложение В. Таблицы контрольного эксперимента 59
Приложение Г. Подбор упражнений для развития мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста 62
Приложение Д. Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у ребенка 75
Глава 1 Теоретические аспекты изучения мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных ученых 8
1.1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе ... 8
1.2 Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3 Возможности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 19
Вывод по 1 главе 22
Глава 2 Экспериментальное изучение возможности создания психолого-педагогических условий для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 Организация и методика исследования 23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 34
2.3 Организация и анализ результатов формирующего эксперимента 39
Вывод по 2 главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А. Список детей 55
Приложение Б. Таблицы констатирующего эксперимента 56
Приложение В. Таблицы контрольного эксперимента 59
Приложение Г. Подбор упражнений для развития мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста 62
Приложение Д. Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у ребенка 75
Актуальность исследования: В дошкольном воспитании важным социальным аспектом является создание психолого-педагогических условий формирования у детей мелкой моторики для подготовки руки к письму, готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности при подготовке и обучении в школе.
Анализ работ зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих целый спектр вопросов, касающихся условий готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, А.К.Маркова, Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин и др.).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой должна стать важной частью подготовки к школе, так как к 6-8 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно¬двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина . Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов , В.М. Бехтерев , И.М. Сеченов ; исследователь детской речи - М.М. Кольцова, японские и китайские ученые - Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги - М. Монтессори, В.А. Сухомлинский , Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков и др. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занималисьТ.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие; анализом графических умений детей - Д. Элстон и Д. Тейлор и т.д.
Цель работы: разработать эффективные психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста будет успешней при психолого-педагогических условиях:
- создание систематически организованной работы;
-создание предметно-развивающей среды и подбора упражнений для развития мелкой моторики.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобрать диагностический инструментарий по изучению развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и описать психолого-педагогические условия по развитию мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования:
1 .изучение научно-методической литературы;
2. формирующий эксперимент;
3. анализ полученных результатов.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию мелкой моторики могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии мелкой моторики для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.
Экспериментальной базой исследования МБДОУ № 217 г. Красноярска. Наблюдались дети старшего дошкольного возраста, в количестве 20 человек.
Исследование проводилось в 2015г-2016 г в три этапа:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач; составление плана исследования; подбор методик.
2 этап - проведение и анализ результатов эксперимента, совершенствование подходов к организации коррекционной работы.
3 этап - анализ экспериментальной работы; оформление результатов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 52 наименований, и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 12 таблицах и 2 диаграммах. Общий объем работы составляет 81 страницы.
Анализ работ зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих целый спектр вопросов, касающихся условий готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, А.К.Маркова, Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин и др.).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой должна стать важной частью подготовки к школе, так как к 6-8 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно¬двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина . Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов , В.М. Бехтерев , И.М. Сеченов ; исследователь детской речи - М.М. Кольцова, японские и китайские ученые - Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги - М. Монтессори, В.А. Сухомлинский , Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков и др. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занималисьТ.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие; анализом графических умений детей - Д. Элстон и Д. Тейлор и т.д.
Цель работы: разработать эффективные психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста будет успешней при психолого-педагогических условиях:
- создание систематически организованной работы;
-создание предметно-развивающей среды и подбора упражнений для развития мелкой моторики.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобрать диагностический инструментарий по изучению развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и описать психолого-педагогические условия по развитию мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования:
1 .изучение научно-методической литературы;
2. формирующий эксперимент;
3. анализ полученных результатов.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию мелкой моторики могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии мелкой моторики для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.
Экспериментальной базой исследования МБДОУ № 217 г. Красноярска. Наблюдались дети старшего дошкольного возраста, в количестве 20 человек.
Исследование проводилось в 2015г-2016 г в три этапа:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач; составление плана исследования; подбор методик.
2 этап - проведение и анализ результатов эксперимента, совершенствование подходов к организации коррекционной работы.
3 этап - анализ экспериментальной работы; оформление результатов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 52 наименований, и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 12 таблицах и 2 диаграммах. Общий объем работы составляет 81 страницы.
Тема нашего исследования «Психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Целью данной работы являлось обосновать и реализовать психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования был процесс формирования особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, поставленные в соответствие с целью исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;
3. Подобрать диагностический инструментарий по изучению развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс упражнений по развитию мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
В процессе проведенного исследования задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Эффективность процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста стала успешной при выполнении психолого-педагогических условиях:
-проведение систематически организованной работы;
-создание предметно-развивающей среды и подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Целью данной работы являлось обосновать и реализовать психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования был процесс формирования особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, поставленные в соответствие с целью исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;
3. Подобрать диагностический инструментарий по изучению развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс упражнений по развитию мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
В процессе проведенного исследования задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Эффективность процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста стала успешной при выполнении психолого-педагогических условиях:
-проведение систематически организованной работы;
-создание предметно-развивающей среды и подбор упражнений для развития мелкой моторики.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Использование пластилинографии в работе по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - Развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития мелкой моторики посредством конструирования (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала (Елецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в смешанных техниках рисования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях
по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



