Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Работа №20533

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
767
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных и зарубежных ученых 8
1.1 Понятие мелкой моторики в психолого-педагогической литературе ... 8
1.2 Особенности развития мелкой моторики пальцев рук у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3 Возможности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 19
Вывод по 1 главе 22
Глава 2 Экспериментальное изучение возможности создания психолого-педагогических условий для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 Организация и методика исследования 23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 34
2.3 Организация и анализ результатов формирующего эксперимента 39
Вывод по 2 главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А. Список детей 55
Приложение Б. Таблицы констатирующего эксперимента 56
Приложение В. Таблицы контрольного эксперимента 59
Приложение Г. Подбор упражнений для развития мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста 62
Приложение Д. Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики у ребенка 75


Актуальность исследования: В дошкольном воспитании важным социальным аспектом является создание психолого-педагогических условий формирования у детей мелкой моторики для подготовки руки к письму, готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Развитие мелкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, обогащении практического опыта в практической деятельности при подготовке и обучении в школе.
Анализ работ зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих целый спектр вопросов, касающихся условий готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, А.К.Маркова, Т.В.Марцинковская, Д.Б.Эльконин и др.).
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой должна стать важной частью подготовки к школе, так как к 6-8 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно¬двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина . Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов , В.М. Бехтерев , И.М. Сеченов ; исследователь детской речи - М.М. Кольцова, японские и китайские ученые - Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги - М. Монтессори, В.А. Сухомлинский , Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков и др. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занималисьТ.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева и многие другие; анализом графических умений детей - Д. Элстон и Д. Тейлор и т.д.
Цель работы: разработать эффективные психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста будет успешней при психолого-педагогических условиях:
- создание систематически организованной работы;
-создание предметно-развивающей среды и подбора упражнений для развития мелкой моторики.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобрать диагностический инструментарий по изучению развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и описать психолого-педагогические условия по развитию мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования:
1 .изучение научно-методической литературы;
2. формирующий эксперимент;
3. анализ полученных результатов.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию мелкой моторики могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии мелкой моторики для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.
Экспериментальной базой исследования МБДОУ № 217 г. Красноярска. Наблюдались дети старшего дошкольного возраста, в количестве 20 человек.
Исследование проводилось в 2015г-2016 г в три этапа:
1 этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач; составление плана исследования; подбор методик.
2 этап - проведение и анализ результатов эксперимента, совершенствование подходов к организации коррекционной работы.
3 этап - анализ экспериментальной работы; оформление результатов.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 52 наименований, и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 12 таблицах и 2 диаграммах. Общий объем работы составляет 81 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема нашего исследования «Психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Целью данной работы являлось обосновать и реализовать психолого-педагогические условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования был процесс формирования особенностей мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования- условия формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, поставленные в соответствие с целью исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
2. Определить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;
3. Подобрать диагностический инструментарий по изучению развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
4. Составить комплекс упражнений по развитию мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте.
В процессе проведенного исследования задачи выполнены, гипотеза подтверждена. Эффективность процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста стала успешной при выполнении психолого-педагогических условиях:
-проведение систематически организованной работы;
-создание предметно-развивающей среды и подбор упражнений для развития мелкой моторики.



1. Авраменко, Н.К. Подготовка ребенка к школе.- М.: Академия, 2010г.-148с.
2. Андреева,В.В. Старая новая проблемаб школа -детский сад/В.В. Андреева//Дошкольное воспитание,- 2014.- №1.- С. 11-16.
3. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников,- М.: ACT Астель, 2013г.-98с.
4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте /Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 г.-144с.
5. Безбородова,Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду.- М.: Просвещение,2011г.-220с.
6. Белова, Т. В. Готовимся к школе/ В. А. Солнцева. - М.: ACT, Астрель, 2007 г.-71с.
7. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990г.- 496с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-СПб.: Питер,2008г. -400с.
9. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов/А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 1992 г.-250с.
10. Буре, Р.С. Готовим детей к школе. -М.: Генезис, 2012 г.-155с.
11. Бурмистрова, Н.П. Дидактические игры при обучении грамоте/Н.П.Бурмистрова // Начальная школа, 2013,- № 8.-С.23-25.
12. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников/ Г. А. Цукерман. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 г.-159с.
13. Венгер, А.Л. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе.- М.: 7Генезис, 2012 г.-289с.
14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Устиновой. -М.: Академия, 2012 г.-150с.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: 1983 г.- 369 с.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии.- М.: Академия, 2011-202 с.
17. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н. Л., Кутявина., И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. -Ярославль: «Академияразвития», 2014 г.-255с.
18. Голубина, Т. С. Чему научит клеточка/ Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.- 167с.
19. Горецкий, М.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2012 г,- 245с.
20. Гризик Т. И., Климанова Л. Ф., Тимощук Л. Е. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: методическое пособие для педагогов. - М., «Просвещение», 2015 г.-255с.
21. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе/Н.И. Гуткина.-М.: ИНФА, 1997г.-235с.
22. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/В.В. Давыдов// Вопросы психологии.-1992.-№1-2.-С.4-11.
23. Диагностика готовности ребенка к школе/ под ред. Н.Е.Вераксы,- М.: Мозаика-Синтез, 2011г.-2002с.
24. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников,- М.: Академия,2011 г.-150с.
25. Заикин М. С., Сеницина Е. И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. -М.: Академия, 2011 г.-300с.
26. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной психологии.-М.: Академия, 2013г.-257с.
27. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. 5-е изд., доп. М.: Академия,2013г.-150с.
28. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Академия,2012г.-250с.
29. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.: Педагогика, 2011г.-152с.
30. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии.- Издательство.: Академия,2006г.- 384с.
31. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология/ Т.С. Михальчин, Н.Ф. Пронина// под ред.М.В. Гомезо.-М.: Просвещение, 2011г.- 300с.
32. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2010г.-320с.
33. Монтессори Мария. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от Здо 6 лет,- М.: Центрполиграф, 2010г.-416с.
34. Нижегородцева Н. В. Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма//Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к школе. - Ярославль: ЯГПИ, 1993 г.-250с.
35. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М. : 2011 г.-235с.
36. Немов, Р.С. Психология.В Зкн,- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн.З., 2011г.-134с.
37. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста./под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. -М.: Просвещение, 1988 г.-200с.
38. Орлова, Т.Н. Что нужно знать родителям о навыках письма /Т.Н. Орлова.// Дошкольное воспитание.-2014.-№ 10.-С.72-75.
39. Плутаева, Е.Н. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет/ Е.Н. Плутаева, Д.Е. Вавилова.//Дошкольное воспитание.-2014. -№4.-С. 28-35.
40. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада./ под ред. Ф. А. Сохина. -М.: Просвещение, 2013 г.-150с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2007 г. - 713с.
42. Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр.- СПб: Питер,2015 г.-180с.
43. Семенович, А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. - М.: Академия, 2011 г.-З—с.
44. Сеченов, И.М. Избранные труды. М.: Просвещение, 1952г.-155с.
45. Солнцев, В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов. - М.: ACT: Астрель, 2013 г.-255с.
46. Терентьева, В.И. Дефектология с основами специальной психологии: Курс лекций / Краснояр. гос. ун-т.//Красноярск, 2000 г.-200с.
47. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. - М.: Академия, 2013 г.-150с.
48. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2011г.-296с.
49. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Г. А .Фомичева, В. К Лотарев.-М.: Просвещение, 1972 г.-200с.
50. Хрестоматия по логопедии: В 2 т. / под ред. Л.С. Волковой, В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1997г.-300с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология.- М.: Академия, 2010г.- 384с.
52. Эльконин, Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста,- М.: Академия, 2006г.-189с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ