Оптимизация структуры подвижного состава автотранспортного предприятия (на примере МП «КПАТП №5»)
|
Введение 3
1 Теоретические основы оптимизации структуры подвижного состава 5
1.1 Понятие оптимизации структуры подвижного состава 5
1.2 Способы оптимизации структуры подвижного состава 7
1.3 Алгоритм проведения процесса оптимизации подвижного состава
структуры подвижного состава 25
Заключение 26
Список использованных источников 29
1 Теоретические основы оптимизации структуры подвижного состава 5
1.1 Понятие оптимизации структуры подвижного состава 5
1.2 Способы оптимизации структуры подвижного состава 7
1.3 Алгоритм проведения процесса оптимизации подвижного состава
структуры подвижного состава 25
Заключение 26
Список использованных источников 29
Основой функционирования любого автотранспортного предприятия является его подвижной состав. От того, насколько грамотно укомплектован парк подвижного состава зависит экономическая эффективность работы организации как коммерческой структуры.
Количество единиц парка подвижного состава, его технические характеристики и правильное распределение разных по характеристикам автомобилей на маршрутах и временных промежутках - все это составляющие эффективно работающего парка.
Кроме экономической функции предприятия чаще всего выполняют и социальную функцию. Социальная роль обычно закреплена за пассажирскими автотранспортными предприятиями. Как экономическая эффективность, так и качество оказываемых услуг на таких предприятиях зависит напрямую от используемого в работе подвижного состава.
Структура подвижного состава пассажирского автотранспортного предприятия формирует все основные технико-эксплуатационные показатели, как, например, среднесписочное количество автобусов, коэффициент использования пассажировместимости, эксплуатационная скорость, пассажирооборот в целом и т.д.
Поэтому, чаще всего неэффективным и проблемным предприятиям требуется оптимизация структуры подвижного состава, то есть оценка соответствия имеющегося парка нуждам пассажиров и городской инфраструктуре, а также разработка новой структуры с учетом проведенной оценки и выявленных проблем.
Проведение данных мероприятий особенно актуально для города Красноярска, так как в последнее время здесь наблюдается тенденция к оптимизации функционирования пассажирских АТП: изменение маршрутных сетей, обновление подвижного состава, ужесточение требований к организации перевозок, смена подрядчиков.
Данные действия в большей степени связаны с проведением Всемирной зимней Универсиады 2019 года и необходимостью обеспечения бесперебойного и комфортного обслуживания жителей и гостей города во время международных игр. К тому же, маршрутная сеть общественного транспорта разрабатывалась десятки лет назад и уже не соответствует динамично изменяющейся инфраструктуре города.
Из вышесказанного следует, что оптимизация структуры подвижного состава пассажирских АТП - это важнейшее мероприятие необходимое к проведению во всех организациях, занятых в сфере пассажирских перевозок в городе Красноярске. Это обусловлено тем, что неправильно организованная структура парка подвижного состава и неэффективное её использование приводят к неприятным последствиям как для предприятия, так и для пассажиров, пользующихся общественным транспортом.
Целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является разработка оптимальной структуры подвижного состава автотранспортного предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты оптимизации структуры подвижного состава;
- изучить деятельность предприятия (на примере МП «КПАТП №5»);
- провести анализ деятельности предприятия;
- предложить мероприятия по оптимизации структуры подвижного состава;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Количество единиц парка подвижного состава, его технические характеристики и правильное распределение разных по характеристикам автомобилей на маршрутах и временных промежутках - все это составляющие эффективно работающего парка.
Кроме экономической функции предприятия чаще всего выполняют и социальную функцию. Социальная роль обычно закреплена за пассажирскими автотранспортными предприятиями. Как экономическая эффективность, так и качество оказываемых услуг на таких предприятиях зависит напрямую от используемого в работе подвижного состава.
Структура подвижного состава пассажирского автотранспортного предприятия формирует все основные технико-эксплуатационные показатели, как, например, среднесписочное количество автобусов, коэффициент использования пассажировместимости, эксплуатационная скорость, пассажирооборот в целом и т.д.
Поэтому, чаще всего неэффективным и проблемным предприятиям требуется оптимизация структуры подвижного состава, то есть оценка соответствия имеющегося парка нуждам пассажиров и городской инфраструктуре, а также разработка новой структуры с учетом проведенной оценки и выявленных проблем.
Проведение данных мероприятий особенно актуально для города Красноярска, так как в последнее время здесь наблюдается тенденция к оптимизации функционирования пассажирских АТП: изменение маршрутных сетей, обновление подвижного состава, ужесточение требований к организации перевозок, смена подрядчиков.
Данные действия в большей степени связаны с проведением Всемирной зимней Универсиады 2019 года и необходимостью обеспечения бесперебойного и комфортного обслуживания жителей и гостей города во время международных игр. К тому же, маршрутная сеть общественного транспорта разрабатывалась десятки лет назад и уже не соответствует динамично изменяющейся инфраструктуре города.
Из вышесказанного следует, что оптимизация структуры подвижного состава пассажирских АТП - это важнейшее мероприятие необходимое к проведению во всех организациях, занятых в сфере пассажирских перевозок в городе Красноярске. Это обусловлено тем, что неправильно организованная структура парка подвижного состава и неэффективное её использование приводят к неприятным последствиям как для предприятия, так и для пассажиров, пользующихся общественным транспортом.
Целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является разработка оптимальной структуры подвижного состава автотранспортного предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты оптимизации структуры подвижного состава;
- изучить деятельность предприятия (на примере МП «КПАТП №5»);
- провести анализ деятельности предприятия;
- предложить мероприятия по оптимизации структуры подвижного состава;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
В представленной выпускной квалификационной работе поднимается проблема, которая всегда актуальна для любого автотранспортного предприятия, а именно - поиск оптимальной структуры подвижного состава.
Предприятие должно эффективно использовать имеющиеся ресурсы и регулярно проводить оптимизацию их структуры, подстраиваясь под изменения внешней среды [54].
В данной работе были изучены теоретические аспекты оптимизации структуры подвижного состава автотранспортных предприятий: определено понятие оптимизации структуры подвижного состава, изучены методики и алгоритмы проведения мероприятий.
В ВКР был проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансовой деятельности и анализ технико-эксплуатационных показателей Муниципального предприятия «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие №5».
Проведенный анализ показал, что основу парка АТП составляют автобусы большого класса, предприятие регулярно обновляет и пополняет парк подвижного состава, участвуя в программах Министерства транспорта города Красноярска. Например, только в 2016 году на предприятие поступило 6 автобусов нового поколения марки МАЗ.
В ходе анализа было выявлено, что предприятие обладает низкой платежеспособностью и не может возмещать обязательства за счет чистых оборотных активов (коэффициент собственной платежеспособности равен 0,823 в 2017 г.).
При анализе показателей финансовой устойчивости определена проблема предприятия, связанная с отсутствием собственных средств и большой долей кредитных ресурсов (в 2015 г. предприятие имело 67% собственного капитала в валюте баланса, а к 2017 г. этот показатель снизился до 1,3%).
Несмотря на это, организация имеет стабильно растущие показатели оборачиваемости, что говорит о эффективном использовании имеющихся кредитных ресурсов. Коэффициент оборачиваемости активов увеличивался с 2015 г. и достиг значения 3,12 в 2017 г. Продолжительность одного оборота в 2016 г. сократилась на 29 дней по сравнению с 2015 г., а в 2017 г. сократилась еще на 6 дней и составила 117 дней.
В связи с социальной ролью предприятия и использованием большого количества привлеченных средств, показатели рентабельности являются отрицательными, однако они близки к порогу рентабельности и предприятие имеет возможности для установления прибыльного производственного процесса. Например, прослеживается положительная тенденция к незначительному увеличению показателей рентабельности в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и 2015 г. Так, показатель рентабельности продаж в 2015 г. составил -0,18, затем снизился в 2016 г. до -0,23 и вырос до -0,09 в 2017 г.
Анализ основных технико-эксплуатационных показателей предприятия показал, что за период 2015-2017 гг. в структуре предприятия и пассажиропотоков не происходило значительных изменений: все показатели имеют незначительную динамику и находятся на приемлемом уровне. Объем перевозок на предприятии плавно вырос к 2017 году и составил 12024,8 тыс. пасс., что на 1461,2 тыс. пасс. больше, чем в 2015 г.
В данной выпускной квалификационной работе были предложены мероприятия по оптимизации структуры подвижного состава.
Одно из проведенных мероприятий подразумевало расчет себестоимости использования разных моделей автобусов и поиск оптимального их соотношения для работы на маршруте.
Так, было определено, что рациональным является отказ от выпуска на линию автобусов марки ЛиАЗ, так как себестоимость одного километра пробега на автобусах этой марки равна 27,4 руб. в то время, как себестоимость перевозки автобусами МАЗ составляет 25,3 руб. Эти суммы являются достаточно значительными, учитывая пробег автобусов. После замены 8 единиц автобусов на автобусы марки МАЗ удалось снизить издержки предприятия на 2471,9 тыс. руб.
Следующее мероприятие по оптимизации структуры подвижного состава представляет из себя поиск оптимального количества автобусов на маршрутах. В ходе разработки мероприятия был увеличен средний интервал движения автобусов по маршруту №52 с 3 мин. до 6 мин. Такое преобразование не противоречит требованиям Департамента транспорта и было необходимо в связи с необоснованно коротким интервалом движения.
С помощью выбора более рационального среднего интервала движения удалось сократить количество одновременно работающих автобусов на линии с 78 ед. до 58 ед. Это позволило сократить издержки на эксплуатацию автобусов с 127 663,9 тыс. руб. до 102 716,8 тыс. руб.
Таким образом, с помощью реализации данных мероприятий в планируемом периоде предприятие сможет получить доход в сумме 271 976,1 тыс. руб. при расходах 291 748 тыс. руб. Финансовый результат (убыток) в планируемом периоде при этом составит 19 772 тыс. руб., что меньше на 6 859 тыс. руб., чем в 2017 г. и рентабельность продукции после проведения предложенных мероприятий составит -6,8% против значения -7,4% в 2017 г.
Следовательно, предложенные мероприятия оказывают положительное влияние на структуру доходов и расходов мероприятия. Они позволили незначительно сократить убыток предприятия и повысить его рентабельность.
Проведение более масштабных мероприятий в условиях работы МП «КПАТП №5» достаточно затруднительно, так как потребует значительных преобразований не только в структуре подвижного состава, но и во всех остальных структурах предприятия.
Предприятие должно эффективно использовать имеющиеся ресурсы и регулярно проводить оптимизацию их структуры, подстраиваясь под изменения внешней среды [54].
В данной работе были изучены теоретические аспекты оптимизации структуры подвижного состава автотранспортных предприятий: определено понятие оптимизации структуры подвижного состава, изучены методики и алгоритмы проведения мероприятий.
В ВКР был проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансовой деятельности и анализ технико-эксплуатационных показателей Муниципального предприятия «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие №5».
Проведенный анализ показал, что основу парка АТП составляют автобусы большого класса, предприятие регулярно обновляет и пополняет парк подвижного состава, участвуя в программах Министерства транспорта города Красноярска. Например, только в 2016 году на предприятие поступило 6 автобусов нового поколения марки МАЗ.
В ходе анализа было выявлено, что предприятие обладает низкой платежеспособностью и не может возмещать обязательства за счет чистых оборотных активов (коэффициент собственной платежеспособности равен 0,823 в 2017 г.).
При анализе показателей финансовой устойчивости определена проблема предприятия, связанная с отсутствием собственных средств и большой долей кредитных ресурсов (в 2015 г. предприятие имело 67% собственного капитала в валюте баланса, а к 2017 г. этот показатель снизился до 1,3%).
Несмотря на это, организация имеет стабильно растущие показатели оборачиваемости, что говорит о эффективном использовании имеющихся кредитных ресурсов. Коэффициент оборачиваемости активов увеличивался с 2015 г. и достиг значения 3,12 в 2017 г. Продолжительность одного оборота в 2016 г. сократилась на 29 дней по сравнению с 2015 г., а в 2017 г. сократилась еще на 6 дней и составила 117 дней.
В связи с социальной ролью предприятия и использованием большого количества привлеченных средств, показатели рентабельности являются отрицательными, однако они близки к порогу рентабельности и предприятие имеет возможности для установления прибыльного производственного процесса. Например, прослеживается положительная тенденция к незначительному увеличению показателей рентабельности в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и 2015 г. Так, показатель рентабельности продаж в 2015 г. составил -0,18, затем снизился в 2016 г. до -0,23 и вырос до -0,09 в 2017 г.
Анализ основных технико-эксплуатационных показателей предприятия показал, что за период 2015-2017 гг. в структуре предприятия и пассажиропотоков не происходило значительных изменений: все показатели имеют незначительную динамику и находятся на приемлемом уровне. Объем перевозок на предприятии плавно вырос к 2017 году и составил 12024,8 тыс. пасс., что на 1461,2 тыс. пасс. больше, чем в 2015 г.
В данной выпускной квалификационной работе были предложены мероприятия по оптимизации структуры подвижного состава.
Одно из проведенных мероприятий подразумевало расчет себестоимости использования разных моделей автобусов и поиск оптимального их соотношения для работы на маршруте.
Так, было определено, что рациональным является отказ от выпуска на линию автобусов марки ЛиАЗ, так как себестоимость одного километра пробега на автобусах этой марки равна 27,4 руб. в то время, как себестоимость перевозки автобусами МАЗ составляет 25,3 руб. Эти суммы являются достаточно значительными, учитывая пробег автобусов. После замены 8 единиц автобусов на автобусы марки МАЗ удалось снизить издержки предприятия на 2471,9 тыс. руб.
Следующее мероприятие по оптимизации структуры подвижного состава представляет из себя поиск оптимального количества автобусов на маршрутах. В ходе разработки мероприятия был увеличен средний интервал движения автобусов по маршруту №52 с 3 мин. до 6 мин. Такое преобразование не противоречит требованиям Департамента транспорта и было необходимо в связи с необоснованно коротким интервалом движения.
С помощью выбора более рационального среднего интервала движения удалось сократить количество одновременно работающих автобусов на линии с 78 ед. до 58 ед. Это позволило сократить издержки на эксплуатацию автобусов с 127 663,9 тыс. руб. до 102 716,8 тыс. руб.
Таким образом, с помощью реализации данных мероприятий в планируемом периоде предприятие сможет получить доход в сумме 271 976,1 тыс. руб. при расходах 291 748 тыс. руб. Финансовый результат (убыток) в планируемом периоде при этом составит 19 772 тыс. руб., что меньше на 6 859 тыс. руб., чем в 2017 г. и рентабельность продукции после проведения предложенных мероприятий составит -6,8% против значения -7,4% в 2017 г.
Следовательно, предложенные мероприятия оказывают положительное влияние на структуру доходов и расходов мероприятия. Они позволили незначительно сократить убыток предприятия и повысить его рентабельность.
Проведение более масштабных мероприятий в условиях работы МП «КПАТП №5» достаточно затруднительно, так как потребует значительных преобразований не только в структуре подвижного состава, но и во всех остальных структурах предприятия.
Подобные работы
- Оптимизация затрат расхода топлива автотранспортного предприятия (на примере МП «КПАТП №5»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности проведения ТО и ТР на предприятии (на примере МП «КПАТП №5 г. Красноярск»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация затрат себестоимости перевозок (на примере МП «КПАТП №7»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Обеспечение транспортного обслуживания клиентской группы СМИ на Всемирной зимней Универсиаде 2019 года
Бакалаврская работа, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение транспортного обслуживания клиентской группы СМИ на Всемирной зимней Универсиаде 2019 года
Бакалаврская работа, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



