СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСЧЕТА СБЫТОВОЙ НАДБАВКИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ»)
|
Введение 4
1 Розничный рынок электроэнергии в России и его особенности 6
1.1 Оценка энергопотребления в России 6
1.2 Особенности розничного рынка электроэнергии в России 12
1.3 Ценообразование на розничном рынке электроэнергии в России 23
2 Характеристика сбытовой деятельности на примере ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 28
2.1 Позиционирование ПАО «Красноярскэнергосбыт» на розничном
рынке электроэнергии 28
2.2 Формирование затрат гарантирующего поставщика 34
2.3 Оценка валовой прибыли ПАО «Красноярскэнергосбыт» 38
3 Экономическое обоснование размера сбытовой надбавки на примере
ПАО «Красноярскэнегосбыт» 50
3.1 Методика установления сбытовой надбавки на примере ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 50
3.2 Расчет сбытовой надбавки за 2015 год ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 55
3.3 Анализ результатов расчета сбытовой надбавки ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 83
Заключение 88
Список использованных источников 91
1 Розничный рынок электроэнергии в России и его особенности 6
1.1 Оценка энергопотребления в России 6
1.2 Особенности розничного рынка электроэнергии в России 12
1.3 Ценообразование на розничном рынке электроэнергии в России 23
2 Характеристика сбытовой деятельности на примере ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 28
2.1 Позиционирование ПАО «Красноярскэнергосбыт» на розничном
рынке электроэнергии 28
2.2 Формирование затрат гарантирующего поставщика 34
2.3 Оценка валовой прибыли ПАО «Красноярскэнергосбыт» 38
3 Экономическое обоснование размера сбытовой надбавки на примере
ПАО «Красноярскэнегосбыт» 50
3.1 Методика установления сбытовой надбавки на примере ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 50
3.2 Расчет сбытовой надбавки за 2015 год ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 55
3.3 Анализ результатов расчета сбытовой надбавки ПАО
«Красноярскэнергосбыт» 83
Заключение 88
Список использованных источников 91
Закончился переходный период реформирования электроэнергетики.
По итогам реформы электроэнергетики сбыт электроэнергии стал конкурентным видом деятельности. В России насчитывается более 1000 энергосбытовых компаний. Сбытовой деятельностью занимаются гарантирующие поставщики, независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации в неценовых и технологически изолированных зонах, управляющие компании в части обслуживания граждан. Зачастую крупные потребители создают собственные независимые сбытовые компании.
В России 25% энергосбытового рынка принадлежит крупным холдингам, остальное - средним и мелким сбытовым компаниям. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» российский потребитель электроэнергии вправе выбрать ту компанию, которая предлагает наиболее выгодные для него условия, и это является показателем наличия конкуренция в данном сегменте. Кроме того, крупный потребитель при соответствии требованиям оптового рынка может стать субъектом оптового рынка и покупать электроэнергию там.
В свою очередь, энергосбытовые компании с целью удержать потребителя предлагают выгодные условия, разрабатывают интересные предложения, стремятся повышать качество обслуживания, удобство платы, разъясняют особенности цено- и тарифообразования, пытаются предоставить максимум услуг для потребителя.
Особенно актуальна проблема установления справедливого уровня сытовой надбавки сейчас, когда с вступлением в действие Постановления Правительства РФ от 04.11.2011 № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» отменены как норма о штрафах за недобор электрической энергии для потребителей, присоединенная мощность которых менее 750 кВ.А, так и с 1 апреля 2012 года порядок расчетов, дифференцированный по числу часов использования мощности, что предполагает снижение конечных цен на электрическую энергию за счет ограничения доходов энергосбытовых организаций.
Поскольку гарантирующие поставщики выполняют важную социальную функцию, отвечая за надежное энергоснабжение перед потребителями, необходимо, чтобы сбытовая надбавка обеспечивала определенный уровень доходности для акционеров и позволяла осуществлять инвестиции в повышение качества обслуживания.
Ключевым звеном в цепочке между производством, поставкой электрической энергии и потребителем, являются гарантирующие поставщики - энергосбытовые организации, обязанные заключать договоры на энергоснабжение с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах их зон деятельности.
Объектом исследования является ПАО «Красноярсэнергосбыт»
Предмет исследования: методология расчета сбытовой надбавки.
Целью данной работы является экономическое обоснования расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Для реализации цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:
- анализ потребления электроэнергии;
- обоснование расходов гарантирующего поставщика на осуществление энергосбытовой деятельности;
- оценка влияния дифференциации сбытовой надбавки на стоимость электрической энергии для потребителя;
- выявление достоинств и недостатков действующей методики по расчету сбытовых надбавок.
Работа включает введение, заключение и три главы, каждая из которых разделяется на 3 подпункта. Объем работы составляет 96 страниц.
По итогам реформы электроэнергетики сбыт электроэнергии стал конкурентным видом деятельности. В России насчитывается более 1000 энергосбытовых компаний. Сбытовой деятельностью занимаются гарантирующие поставщики, независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации в неценовых и технологически изолированных зонах, управляющие компании в части обслуживания граждан. Зачастую крупные потребители создают собственные независимые сбытовые компании.
В России 25% энергосбытового рынка принадлежит крупным холдингам, остальное - средним и мелким сбытовым компаниям. В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» российский потребитель электроэнергии вправе выбрать ту компанию, которая предлагает наиболее выгодные для него условия, и это является показателем наличия конкуренция в данном сегменте. Кроме того, крупный потребитель при соответствии требованиям оптового рынка может стать субъектом оптового рынка и покупать электроэнергию там.
В свою очередь, энергосбытовые компании с целью удержать потребителя предлагают выгодные условия, разрабатывают интересные предложения, стремятся повышать качество обслуживания, удобство платы, разъясняют особенности цено- и тарифообразования, пытаются предоставить максимум услуг для потребителя.
Особенно актуальна проблема установления справедливого уровня сытовой надбавки сейчас, когда с вступлением в действие Постановления Правительства РФ от 04.11.2011 № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» отменены как норма о штрафах за недобор электрической энергии для потребителей, присоединенная мощность которых менее 750 кВ.А, так и с 1 апреля 2012 года порядок расчетов, дифференцированный по числу часов использования мощности, что предполагает снижение конечных цен на электрическую энергию за счет ограничения доходов энергосбытовых организаций.
Поскольку гарантирующие поставщики выполняют важную социальную функцию, отвечая за надежное энергоснабжение перед потребителями, необходимо, чтобы сбытовая надбавка обеспечивала определенный уровень доходности для акционеров и позволяла осуществлять инвестиции в повышение качества обслуживания.
Ключевым звеном в цепочке между производством, поставкой электрической энергии и потребителем, являются гарантирующие поставщики - энергосбытовые организации, обязанные заключать договоры на энергоснабжение с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным в границах их зон деятельности.
Объектом исследования является ПАО «Красноярсэнергосбыт»
Предмет исследования: методология расчета сбытовой надбавки.
Целью данной работы является экономическое обоснования расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Для реализации цели дипломного проекта необходимо решить следующие задачи:
- анализ потребления электроэнергии;
- обоснование расходов гарантирующего поставщика на осуществление энергосбытовой деятельности;
- оценка влияния дифференциации сбытовой надбавки на стоимость электрической энергии для потребителя;
- выявление достоинств и недостатков действующей методики по расчету сбытовых надбавок.
Работа включает введение, заключение и три главы, каждая из которых разделяется на 3 подпункта. Объем работы составляет 96 страниц.
Гарантирующие поставщики электрической энергии являются одними из наиболее «зарегулированных» в своей деятельности субъектов отечественной экономики среди компаний, занимающихся розничными продажами какого-либо товара. Это проявляется, в частности в ограничениях, имеющих место в практике применения сбытовой надбавки:
- энергосбытовая организация не имеет права самостоятельно изменить надбавку ни в сторону увеличения (что будет расценено регулирующим органом как неправомерное завышение тарифа), ни в сторону уменьшения (антимонопольная служба классифицирует это как предоставление необоснованных льгот отдельным потребителям и нарушение публичности договора);
- размер сбытовой надбавки крайне недостаточен по отношению к объему выручки и величине покрытия потенциальных рисков гарантирующего поставщика.
Создание полноценного конкурентного розничного рынка основывается прежде всего на появлении многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой в условиях свободного выбора потребителем поставщика услуг по энергоснабжению. Причем интенсивность конкуренции на розничном рынке непосредственно влияет на эффективность функционирования оптового рынка и динамику цен на электроэнергию на этом рынке.
Согласно постановлению Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии», все крупные предприятия планируют свое потребление. За счет широкой клиентской базы и большого объема потребления снижается риск неправильного планирования. Это означает, что в случае недобора или перебора заявленной величины энергоснабжающие предприятия штрафуются.
Гарантирующий поставщик правильно планирует, покупает необходимый объем энергоресурса на рынке, затем продает его и получает деньги, рассчитываясь при этом за транспортные составляющие и за стоимость на оптовом рынке электроэнергии. Погрешность при планировании закупок электроэнергии у эффективно работающего гарантирующего поставщика составляет 1,5 - 2%, что является довольно низким показателем по отрасли. Погрешность с более высоким процентом непосредственно влияет на стоимость электроэнергии, что влечет за собой увеличение тарифа.
Таким образом, конечная цена поставки потребителям будет колебаться синхронно с ценой оптового рынка или задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи). Внутри периода (например, один месяц) конечная цена может быть стабильна, и все отклонения плановой цены от фактической будут учтены в следующем периоде.
Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. В Красноярском крае сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливает Региональная энергетическая комиссия Красноярского края в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными Приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э.
В третьей главе данной работы был произведен расчет сбытовой надбавки за 2015 год ПАО «Красноярскэнергосбыт». Для этого в первом пункте третьей главы был представлен расчет необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика, которая складывается из необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов на обслуживание всех групп потребителей и экономически обоснованных расходов, подлежащих возмещению в НВВ, или экономически необоснованных расходов, подлежащих исключению из НВВ и в итоге равна 1 500 686 372 руб.
Рассчитав экономически обоснованную сбытовую надбавку на первое и второе полугодие периода регулирование ПАО «Красноярскэнергосбыт» можно сделать вывод, что показатели второго полугодия значительно превышают показатели первого полугодия. Размер по полугодиям разный, поскольку в расчете сбытовой надбавки для конкретного потребителя участвуют составляющие, которые установлены на различном уровне для разных полугодий (доходности продаж и коэффициенты параметров деятельности гарантирующего поставщика).
Сравнивая полученную в результате расчета экономически обоснованную сбытовую надбавку для ПАО «Красноярскэнергосбыт» по методическим указаниям 2015 года следует, что в соотношении с установленной сбытовой надбавкой показатели возросли и можно говорить о положительном эффекте изменения принципов ценообразования.
Увеличение размера сбытовой надбавки гарантирующего поставщика способствует повышению финансовой устойчивости и рентабельности сбытовых компаний, что является необходимым условием полноценного становления конкурентного энергосбытового бизнеса.
Оценив методику расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков были выявлены следующие недостатки:
- сложность прогнозирования изменения цен на покупную энергию, это, в свою очередь, приводит к сложности прогнозирования финансового результата и допустимых расходов;
- необходимость резкого повышения тарифов для населения в условиях заниженных предельных уровней.
При этом методика предусматривает сохранение сбытовой надбавки в первом полугодии на уровне второго полугодия предшествующего года. От того какая сбытовая надбавка будет установлена на первое полугодие будет зависеть сколько средств получит гарантирующий поставщик на осуществление сбытовой деятельности. Недостаток или излишек средств будет скомпенсирован увеличением (уменьшением) сбытовой надбавки во втором полугодии посредством коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика.
- энергосбытовая организация не имеет права самостоятельно изменить надбавку ни в сторону увеличения (что будет расценено регулирующим органом как неправомерное завышение тарифа), ни в сторону уменьшения (антимонопольная служба классифицирует это как предоставление необоснованных льгот отдельным потребителям и нарушение публичности договора);
- размер сбытовой надбавки крайне недостаточен по отношению к объему выручки и величине покрытия потенциальных рисков гарантирующего поставщика.
Создание полноценного конкурентного розничного рынка основывается прежде всего на появлении многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой в условиях свободного выбора потребителем поставщика услуг по энергоснабжению. Причем интенсивность конкуренции на розничном рынке непосредственно влияет на эффективность функционирования оптового рынка и динамику цен на электроэнергию на этом рынке.
Согласно постановлению Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии», все крупные предприятия планируют свое потребление. За счет широкой клиентской базы и большого объема потребления снижается риск неправильного планирования. Это означает, что в случае недобора или перебора заявленной величины энергоснабжающие предприятия штрафуются.
Гарантирующий поставщик правильно планирует, покупает необходимый объем энергоресурса на рынке, затем продает его и получает деньги, рассчитываясь при этом за транспортные составляющие и за стоимость на оптовом рынке электроэнергии. Погрешность при планировании закупок электроэнергии у эффективно работающего гарантирующего поставщика составляет 1,5 - 2%, что является довольно низким показателем по отрасли. Погрешность с более высоким процентом непосредственно влияет на стоимость электроэнергии, что влечет за собой увеличение тарифа.
Таким образом, конечная цена поставки потребителям будет колебаться синхронно с ценой оптового рынка или задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи). Внутри периода (например, один месяц) конечная цена может быть стабильна, и все отклонения плановой цены от фактической будут учтены в следующем периоде.
Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. В Красноярском крае сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливает Региональная энергетическая комиссия Красноярского края в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденными Приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э.
В третьей главе данной работы был произведен расчет сбытовой надбавки за 2015 год ПАО «Красноярскэнергосбыт». Для этого в первом пункте третьей главы был представлен расчет необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика, которая складывается из необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов на обслуживание всех групп потребителей и экономически обоснованных расходов, подлежащих возмещению в НВВ, или экономически необоснованных расходов, подлежащих исключению из НВВ и в итоге равна 1 500 686 372 руб.
Рассчитав экономически обоснованную сбытовую надбавку на первое и второе полугодие периода регулирование ПАО «Красноярскэнергосбыт» можно сделать вывод, что показатели второго полугодия значительно превышают показатели первого полугодия. Размер по полугодиям разный, поскольку в расчете сбытовой надбавки для конкретного потребителя участвуют составляющие, которые установлены на различном уровне для разных полугодий (доходности продаж и коэффициенты параметров деятельности гарантирующего поставщика).
Сравнивая полученную в результате расчета экономически обоснованную сбытовую надбавку для ПАО «Красноярскэнергосбыт» по методическим указаниям 2015 года следует, что в соотношении с установленной сбытовой надбавкой показатели возросли и можно говорить о положительном эффекте изменения принципов ценообразования.
Увеличение размера сбытовой надбавки гарантирующего поставщика способствует повышению финансовой устойчивости и рентабельности сбытовых компаний, что является необходимым условием полноценного становления конкурентного энергосбытового бизнеса.
Оценив методику расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков были выявлены следующие недостатки:
- сложность прогнозирования изменения цен на покупную энергию, это, в свою очередь, приводит к сложности прогнозирования финансового результата и допустимых расходов;
- необходимость резкого повышения тарифов для населения в условиях заниженных предельных уровней.
При этом методика предусматривает сохранение сбытовой надбавки в первом полугодии на уровне второго полугодия предшествующего года. От того какая сбытовая надбавка будет установлена на первое полугодие будет зависеть сколько средств получит гарантирующий поставщик на осуществление сбытовой деятельности. Недостаток или излишек средств будет скомпенсирован увеличением (уменьшением) сбытовой надбавки во втором полугодии посредством коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика.
Подобные работы
- Обоснование расчета сбытовой надбавки на электроэнергию
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБОСНОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОТРЕБЛЕННУЮ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ПАО
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



