ОБРАЗ ВОЛОНТЕРА: КОНСТРУИРОВАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
|
Введение 5
1. Объективация понятий «волонтер» и «доброволец» 10
1.1. Коннотации понятий «доброволец» и «волонтер» в научных трудах, словарных определениях и официальных источниках 10
2. Сопоставление конструирования образа волонтера и его восприятия в регионе. 20
2.1. Образ волонтера в ассоциациях жителей красноярского края 20
22. Общественное отношение и степень известности волонтеров в регионе - восприятие видов деятельности и визуальных образов, связанных с волонтерством 30
2.3. Характеристика волонтеров в ответах населения региона - данные опроса населения красноярского края и сравнение с социальным портретом волонтеров, участвующих в опросе 52
Заключение 62
Список использованных источников 67
1. Объективация понятий «волонтер» и «доброволец» 10
1.1. Коннотации понятий «доброволец» и «волонтер» в научных трудах, словарных определениях и официальных источниках 10
2. Сопоставление конструирования образа волонтера и его восприятия в регионе. 20
2.1. Образ волонтера в ассоциациях жителей красноярского края 20
22. Общественное отношение и степень известности волонтеров в регионе - восприятие видов деятельности и визуальных образов, связанных с волонтерством 30
2.3. Характеристика волонтеров в ответах населения региона - данные опроса населения красноярского края и сравнение с социальным портретом волонтеров, участвующих в опросе 52
Заключение 62
Список использованных источников 67
Актуальность темы исследования: явление волонтерства в России является темой современных научных исследований, основанных на различных подходах. Для начального этапа развития явления важен психологический аспект, культурологический взгляд на формирование культурной общности волонтеров и отношения к ней, управленческий подход в рассмотрении явления. Эти аспекты и вызывают интерес научного сообщества. Однако, практическую значимость имеет исследование, посвященное выявлению образа волонтера. Типичный образ, сложившийся в обществе, иллюстрирует отношение не к абстрактному явлению, которое может восприниматься обособленно от его носителей, а к самим акторам волонтерской деятельности. Черты образа служат маркерами для обозначения членов данной социо-культурной группы. На этапе активной государственной популяризации явления важно понимание, кто же является волонтером в современном российском обществе: и по мнению самих волонтеров, и по мнению общественных масс. Выявление степени соответствия этих двух образов важно для курируемого развития данного явления: выявления слабых и сильных сторон, стимуляции деятельности отдельных личностей и увеличения доверия к акторам волонтерской деятельности в обществе.
Степень изученности: российская волонтерская практика на данный момент исследуется в нескольких аспектах: психологический аспект и вопрос мотивации волонтеров; культурологический взгляд на формирование культурной общности волонтеров; управленческий подход в рассмотрении явления; исследование отношения к волонтерству.
Работа по анализу различных дефиниций самого понятия «волонтерв» была проведена М. В. Певной в монографии «Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики» .
И. В. Мерсиянова и Л. И. Якобсон рассматривают трактовку терминов в зарубежных трудах. В российских исследованиях волонтерство, в основном, рассматривается, как форма общественной благотворительной деятельности, имеющая черты альтруистичного служения .
Вместе с исследованием самих понятий «доброволец» и «волонтер» О. А. Оберемко проводит психологическое исследование отношения волонтеров
4
к своей деятельности .
Также, психологическим аспектом деятельности волонтеров занимаются Л. В. Абдалина («Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте») и Е. С. Азарова («Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности») . Мотивацию изучает У. П. Косова: «Мотивация волонтерской деятельности» .
Психологический аспект важен в педагогических исследованиях, например, Т. Н. Арсеньева: «Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества» . Или труды Л. Е. Сикорской , О. В. Кленкиной .
С точки зрения управления явлением волонтерство изучают М. В. Певная , У.П. Кретова .
Портрет волонтера описывают разными способами. как С. Б. Синецкий , Л. В. Шарахина . Описание общности волонтеров и выявление черт социальных групп делают И. И. Иванова, Е. С. Петренко и Г. Е. Зборовский. Последний рассматривает в качестве объекта исследования стратегии поведения волонтеров . Восприятие волонтерства исследуется с помощью выяснения общественного мнения в различных опросах, проведенных ФОМ , Левада-центром, группой компаний Mail.ru . А также в работах М. С. Иваницкой . Е. А. Когана .
Объект исследования: региональная культурная практика
волонтерства.
Предмет исследования: образ волонтера, способы его конструирования и особенности восприятия.
Проблема исследования: волонтерство, как российская культурная практика, на данный момент является развивающейся и находится в стадии формирования группы людей, объединенных не схожим видом деятельности, а общностью мотивации к разной деятельности. Благодаря неоднородности явления наблюдается проблема формирования образа волонтера в обществе, доверия и оценки явлению. Что зависит и от этапа конструирования образа его носителями и от особенностей восприятия культурных практик российским обществом.
Цель исследования: сопоставление конструирования образа волонтера и его восприятия в Красноярском крае.
Задачи исследования:
1. Объективация понятий «волонтер» и «волонтерство»,
«доброволец» и «добровольчество».
2. Выявление образа волонтера в ассоциациях среди жителей региона на основе ассоциативного эксперемента в трех возрастных группах.
3. Анализ общественного отношения и степени известности волонтеров на основе визуального контент-анализа и опроса среди жителей региона.
4. Характеристика волонтеров на основе опросов, проведенных среди волонтеров и среди других жителей региона.
Методы: визуальный контент-анализ, опрос, ассоциативный эксперимент.
Методология исследования: от объективного анализа понятий «волонтерство» и «добровольчество» переход к исследованию понимания этого вида деятельности самими волонтерами, как оно влияет на их идентичность и на их позиционирование: опрос волонтеров. Затем описание способов конструирования своего образа волонтерами: визуальный контент- анализ аватаров групп в Вконтакте. Независимо от исследования самого явления, проводится анализ восприятия явления волонтерства и образа волонтера: ассоциативный эксперимент, опрос.
Гипотеза: образ, который сложился в кругах волонтеров не соответствует образу, существующему в обществе. Но среди этих двух независимых образов можно найти ряд характеристик волонтеров, которые служат определениями и первого и второго образа волонтера. Ожидается, что в целом явление волонтерства оценивается в обществе положительно, но образ волонтера составляют преимущественно волонтеры культурно-массовых мероприятий, так как они находятся на виду и ведут яркую поляризационную деятельность.
Есть региональные организации, транслирующие определенные свойства образа волонтера, которым стараются соответствовать члены организаций. Региональную специфику явления формируют именно они. Идентичность волонтеров основана на общности мотивации, но выражается в символических для данной группы людей визуальных образах и слоганах.
Ряд этих образов - то «ядро», которое скрепляет способы выражения идеологии и норм и особенности их восприятия в обществе, (ведь образы часто основываются на визуальных архетипах).
Благодаря массовости одних видов движения и малому составу других, общий образ формируется преимущественно исходя из свойств массовой части явления. Поэтому такие течения, как поиск пропавших людей или специфичные фонды помощи отдельным группам людей, попавшим в трудную ситуацию, мало повлияют на исследование восприятия волонтерства в обществе.
Предполагаемый результат: сравнение полученных данных из анализа способов конструирования и особенностей восприятия образа волонтера; выявление черт образа волонтера, сформированного «изнутри» явления, как эталона волонтера; выявление черт образа волонтера, существующего в обществе, как обобщенного типичного образа.
Степень изученности: российская волонтерская практика на данный момент исследуется в нескольких аспектах: психологический аспект и вопрос мотивации волонтеров; культурологический взгляд на формирование культурной общности волонтеров; управленческий подход в рассмотрении явления; исследование отношения к волонтерству.
Работа по анализу различных дефиниций самого понятия «волонтерв» была проведена М. В. Певной в монографии «Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики» .
И. В. Мерсиянова и Л. И. Якобсон рассматривают трактовку терминов в зарубежных трудах. В российских исследованиях волонтерство, в основном, рассматривается, как форма общественной благотворительной деятельности, имеющая черты альтруистичного служения .
Вместе с исследованием самих понятий «доброволец» и «волонтер» О. А. Оберемко проводит психологическое исследование отношения волонтеров
4
к своей деятельности .
Также, психологическим аспектом деятельности волонтеров занимаются Л. В. Абдалина («Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте») и Е. С. Азарова («Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности») . Мотивацию изучает У. П. Косова: «Мотивация волонтерской деятельности» .
Психологический аспект важен в педагогических исследованиях, например, Т. Н. Арсеньева: «Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества» . Или труды Л. Е. Сикорской , О. В. Кленкиной .
С точки зрения управления явлением волонтерство изучают М. В. Певная , У.П. Кретова .
Портрет волонтера описывают разными способами. как С. Б. Синецкий , Л. В. Шарахина . Описание общности волонтеров и выявление черт социальных групп делают И. И. Иванова, Е. С. Петренко и Г. Е. Зборовский. Последний рассматривает в качестве объекта исследования стратегии поведения волонтеров . Восприятие волонтерства исследуется с помощью выяснения общественного мнения в различных опросах, проведенных ФОМ , Левада-центром, группой компаний Mail.ru . А также в работах М. С. Иваницкой . Е. А. Когана .
Объект исследования: региональная культурная практика
волонтерства.
Предмет исследования: образ волонтера, способы его конструирования и особенности восприятия.
Проблема исследования: волонтерство, как российская культурная практика, на данный момент является развивающейся и находится в стадии формирования группы людей, объединенных не схожим видом деятельности, а общностью мотивации к разной деятельности. Благодаря неоднородности явления наблюдается проблема формирования образа волонтера в обществе, доверия и оценки явлению. Что зависит и от этапа конструирования образа его носителями и от особенностей восприятия культурных практик российским обществом.
Цель исследования: сопоставление конструирования образа волонтера и его восприятия в Красноярском крае.
Задачи исследования:
1. Объективация понятий «волонтер» и «волонтерство»,
«доброволец» и «добровольчество».
2. Выявление образа волонтера в ассоциациях среди жителей региона на основе ассоциативного эксперемента в трех возрастных группах.
3. Анализ общественного отношения и степени известности волонтеров на основе визуального контент-анализа и опроса среди жителей региона.
4. Характеристика волонтеров на основе опросов, проведенных среди волонтеров и среди других жителей региона.
Методы: визуальный контент-анализ, опрос, ассоциативный эксперимент.
Методология исследования: от объективного анализа понятий «волонтерство» и «добровольчество» переход к исследованию понимания этого вида деятельности самими волонтерами, как оно влияет на их идентичность и на их позиционирование: опрос волонтеров. Затем описание способов конструирования своего образа волонтерами: визуальный контент- анализ аватаров групп в Вконтакте. Независимо от исследования самого явления, проводится анализ восприятия явления волонтерства и образа волонтера: ассоциативный эксперимент, опрос.
Гипотеза: образ, который сложился в кругах волонтеров не соответствует образу, существующему в обществе. Но среди этих двух независимых образов можно найти ряд характеристик волонтеров, которые служат определениями и первого и второго образа волонтера. Ожидается, что в целом явление волонтерства оценивается в обществе положительно, но образ волонтера составляют преимущественно волонтеры культурно-массовых мероприятий, так как они находятся на виду и ведут яркую поляризационную деятельность.
Есть региональные организации, транслирующие определенные свойства образа волонтера, которым стараются соответствовать члены организаций. Региональную специфику явления формируют именно они. Идентичность волонтеров основана на общности мотивации, но выражается в символических для данной группы людей визуальных образах и слоганах.
Ряд этих образов - то «ядро», которое скрепляет способы выражения идеологии и норм и особенности их восприятия в обществе, (ведь образы часто основываются на визуальных архетипах).
Благодаря массовости одних видов движения и малому составу других, общий образ формируется преимущественно исходя из свойств массовой части явления. Поэтому такие течения, как поиск пропавших людей или специфичные фонды помощи отдельным группам людей, попавшим в трудную ситуацию, мало повлияют на исследование восприятия волонтерства в обществе.
Предполагаемый результат: сравнение полученных данных из анализа способов конструирования и особенностей восприятия образа волонтера; выявление черт образа волонтера, сформированного «изнутри» явления, как эталона волонтера; выявление черт образа волонтера, существующего в обществе, как обобщенного типичного образа.
Цель исследования по сопоставлению конструирования образа волонтера и его восприятия была достигнута. Изначально была проведения объективация понятия «волонтер». Рассмотрена эволюция словарных определений, в ходе которой выяснено, что «волонтер» в русском языке изначально обозначал шедшего на службу добровольно, как и во Франции. А затем он был подкреплен синонимом «доброволец», близким к слову «своеволец», существовавшему в России в XV-XVI веках. На сегодняшний момент доброволец и волонтер синонимичные понятия и обозначают, в основном, человека, выполняющего работу (часто, социальную) безвозмездно.
Далее проанализированы определения в современных научных трудах. Волонтерами называются те, кто реализуют добровольную деятельности в свободное от основной работы время; не имеют ожиданий материального вознаграждения за результаты своего труда; делают осмысленный и осознанный выбор, имеют ответственное отношение; получают удовлетворение процессом и результатами волонтерской деятельности; имеют определенные цели своей деятельности - практическая польза для объекта помощи или достижение социального и экономического эффекта. Однако, определения и характеристики даются для «идеальных волонтеров», которые в различных условиях имеют различные модификации.
Затем исследованы официальные определения - общемировые, российские и региональные. В целом, в России на официальном уровне добровольцами называют физические лица, которые осуществляют деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.
Авторское определение понятию дано на основе деятельностного подхода: волонтер - это актор общественной деятельности, ценность которой заключается в реализации своих убеждений, а не в получении компенсации или оплаты труда. Волонтер направляет свои усилия на улучшение состояния определенного объекта в соответствии со своими убеждениями.
Вторая задача исследования связана с выявлением образа волонтера в ассоциациях. В ходе ассоциативного эксперимента в трех возрастных группах было выявлено: есть общность в восприятии волонтера школьниками и студентами. Большая информированность о видах и объектах волонтерской деятельности - тоже у молодежи, при чем у школьников в большей степени. У взрослых встречается ироничное и критическое отношение к волонтерам. Но в целом, ассоциативное восприятие образа происходит через обобщенные категории «добра», «помощи» или через присваивание характеристик волонтеру. Школьники обозначают, в основном, деятельностные характеристики, а студенты и взрослые называют личные качества. Так, Среди студентов образ волонтера обезличен до характерных ему активности и бескорыстности. Но студенчество, будучи наиболее вовлеченным в актуальные для региона волонтерские тенденции, считывает понятие «доброволец» в соотнесении с понятием «добровольчество», а это тиражируемое понятие региональной флагманской программы «Добровольчество».
Среди взрослых преобладающими остаются описательные ассоциации - волонтер добрый, отзывчивый, активный, добровольный помощник. Характеристики ему даются такие, которые иллюстрируют суждение взрослых о мотивации волонтера к его деятельности. Так, для взрослых признаками волонтера выступают его свойства, побуждающие к помощи, а не его действия или деятельностные характеристики.
Среди школьников образ волонтера оснащен деятельностными характеристиками. Он характеризуется статусными существительными, занимается волонтер определенными вещами - благотворительностью, социальной помощью. А названа его деятельность бесплатной работой.
В ходе выполнения третьей задачи по исследованию общественной известности волонтеров и отношения к ним были интерпретированы результаты опросов волонтеров и других жителей региона. Выяснилось, что нет явного преобладания важности одних видов деятельности волонтеров над другими. Отношение к разным видам деятельности благоприятное и нет стремления ограничивать какие-то из них. С волонтерами незнакомы только 5% опрошенных. А сами волонтеры не считают проблемой получения информации о них, но и не считают нужным (в большинстве своем) рассказывать о своем волонтерстве, например, на страницах в социальных сетях.
На основе визуального контент-анализа аватаров в социальной сети «ВКонтакте» были выявлены образы, связываемые с волонтерством на уровне организаций. Затем проведено сравнение образных ассоциаций на слово «волонтер» среди волонтеров и других жителей региона. Так, основные образы, используемые на изображениях - это сердца, руки, птицы, фигуры круга, в том числе солнечный диск. В ассоциациях, в основном, присутствуют, руки в разных жестах, также, частыми являются образы солнца, зелени.
Так, в регионе присутствует попытка формирования образа общего регионального движения волонтеров на основе символа флагманской программы «Добровольчество», но самым популярным остается образ, используемый не только в России - руки. Однако, он еще не закрепощен визуальным стереотипом: нет четкого или самого частого жеста, описанного в ассоциациях или на изображениях. Также, в ассоциацих почти не встречается описание того, что именно делают эти руки, как и в ассоциациях не часто описывается сама деятельность волонтеров.
Четвертая задача исследования по характеристике волонтеров была проведена на основе данных респондентами описательных определений, ответов на вопросы о позиционировании и мотивации волонтеров и на основе данных о социальном статусе волонтеров.
Определения «отзывчивый» и «добрый» важны для обоих групп респондентов (волонтеров и не волонтеров). Бескорыстный - третье по важности определение. И все три дают описание личностным качествам волонтера. К таковым относятся и веселый, внимательный, пунктуальный. Остальные определения показывают важность выстраивания контакта волонтера с внешним миром: доброжелательный, дружелюбный, общительный, позитивный.
Другое важное определение для обеих групп - ответственный. Ответственность гораздо важнее оказалась для самих волонтеров, чем в обществе в целом. Также, для волонтеров гораздо важнее коммуникабельность, являющаяся компетентностью, чем просто дружелюбие. А также для волонтера важно быть умным. Но это абсолютно точно не является характеристикой волонтера в обществе в целом. Также и надежность, вежливость и улыбчивость.
Напротив, активность, как свойство волонтера, считывается в обществе, но не принципиально для волонтеров. То же можно сказать об искренности, честности и открытости, готовности помочь. Интересно, что потенциальная готовность помочь является признаком волонтера для респондентов. А сами волонтеры, скорее говорят об определении «помогающий».
В обществе считается, что мотивация волонтеров - это желание помочь. Так считают 67% респондентов. Но эта причина почти настолько же важна для самих волонтеров, как и личные цели. В пользу первой ответили 55%, а в пользу второй - 39%.
Больше половины (60%) волонтеров не позиционируют себя, как волонтера конкретной организации. При этом, инициаторами волонтерской помощи все же считаются сами объединения, а не конкретных волонтеры. Так считают около 70% и волонтеров и не волонтеров.
Социальный портрет волонтера показывает, что это люди среднего или хорошего материального достатка (а в обществе считается, скорее, что плохого или среднего. Или же не зависит от материального положения); в сопоставимом количестве это студенты или школьники (а в обществе, в основном, считается, что студенты); возраст - до 25 лет; это в основном, девушки - 78%.
Но среди ответов на опрос у волонтеров мужчин и женщин не наблюдается различий ни в чем, кроме выбора вида деятельности. Мужчины, в основном, заняты профессиональным или событийным волонтерством - в равной степени. На втором месте - уборка и благоустройство территорий. А женщины - в преобладающем числе заняты событийным волонтерством. На втором месте - помощь детским домам, детям и пожилым людям.
Так, гипотеза по несоответствию образа волонтера в обществе и в кругах волонтеров подтвердилось. Однако, это несоответствие оценивается слабо выраженным. В целом явление волонтерства оценивается в обществе положительно, но в подсознательном восприятии мало сопоставляется с серьезными видами деятельности волонтеров или объектами их деятельности.
Большое влияние на результаты опроса имели волонтеры, занимающиеся событийным волонтерством - таких 72%. Но вопреки ожиданиям в обществе все же образ волонтера связан, в основном, с социальной помощью. На это указывает малое упоминание внешних черт волонтера и качеств, указывающих на его коммуникабельность. А волонтеры больших мероприятий всегда имеют форму проходят обучение по раскрепощению.
Влияние региональных организаций на формирование образа волонтера замечено в трансляции визуальных образов, которые запоминаются и потом идентифицируются с волонтерами. Но сами волонтеры в большей степени называют общеволонтерские или общечеловеческие образы помощи и объединения.
Так, в обществе малозаметно присутствие обобщенных образов вокруг волонтеров, но считывается их положительная оценка и мнение о том, какими качествами должен обладать волонтер. И они, в основном, личностного характера, а не коммуникативного.
Далее проанализированы определения в современных научных трудах. Волонтерами называются те, кто реализуют добровольную деятельности в свободное от основной работы время; не имеют ожиданий материального вознаграждения за результаты своего труда; делают осмысленный и осознанный выбор, имеют ответственное отношение; получают удовлетворение процессом и результатами волонтерской деятельности; имеют определенные цели своей деятельности - практическая польза для объекта помощи или достижение социального и экономического эффекта. Однако, определения и характеристики даются для «идеальных волонтеров», которые в различных условиях имеют различные модификации.
Затем исследованы официальные определения - общемировые, российские и региональные. В целом, в России на официальном уровне добровольцами называют физические лица, которые осуществляют деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.
Авторское определение понятию дано на основе деятельностного подхода: волонтер - это актор общественной деятельности, ценность которой заключается в реализации своих убеждений, а не в получении компенсации или оплаты труда. Волонтер направляет свои усилия на улучшение состояния определенного объекта в соответствии со своими убеждениями.
Вторая задача исследования связана с выявлением образа волонтера в ассоциациях. В ходе ассоциативного эксперимента в трех возрастных группах было выявлено: есть общность в восприятии волонтера школьниками и студентами. Большая информированность о видах и объектах волонтерской деятельности - тоже у молодежи, при чем у школьников в большей степени. У взрослых встречается ироничное и критическое отношение к волонтерам. Но в целом, ассоциативное восприятие образа происходит через обобщенные категории «добра», «помощи» или через присваивание характеристик волонтеру. Школьники обозначают, в основном, деятельностные характеристики, а студенты и взрослые называют личные качества. Так, Среди студентов образ волонтера обезличен до характерных ему активности и бескорыстности. Но студенчество, будучи наиболее вовлеченным в актуальные для региона волонтерские тенденции, считывает понятие «доброволец» в соотнесении с понятием «добровольчество», а это тиражируемое понятие региональной флагманской программы «Добровольчество».
Среди взрослых преобладающими остаются описательные ассоциации - волонтер добрый, отзывчивый, активный, добровольный помощник. Характеристики ему даются такие, которые иллюстрируют суждение взрослых о мотивации волонтера к его деятельности. Так, для взрослых признаками волонтера выступают его свойства, побуждающие к помощи, а не его действия или деятельностные характеристики.
Среди школьников образ волонтера оснащен деятельностными характеристиками. Он характеризуется статусными существительными, занимается волонтер определенными вещами - благотворительностью, социальной помощью. А названа его деятельность бесплатной работой.
В ходе выполнения третьей задачи по исследованию общественной известности волонтеров и отношения к ним были интерпретированы результаты опросов волонтеров и других жителей региона. Выяснилось, что нет явного преобладания важности одних видов деятельности волонтеров над другими. Отношение к разным видам деятельности благоприятное и нет стремления ограничивать какие-то из них. С волонтерами незнакомы только 5% опрошенных. А сами волонтеры не считают проблемой получения информации о них, но и не считают нужным (в большинстве своем) рассказывать о своем волонтерстве, например, на страницах в социальных сетях.
На основе визуального контент-анализа аватаров в социальной сети «ВКонтакте» были выявлены образы, связываемые с волонтерством на уровне организаций. Затем проведено сравнение образных ассоциаций на слово «волонтер» среди волонтеров и других жителей региона. Так, основные образы, используемые на изображениях - это сердца, руки, птицы, фигуры круга, в том числе солнечный диск. В ассоциациях, в основном, присутствуют, руки в разных жестах, также, частыми являются образы солнца, зелени.
Так, в регионе присутствует попытка формирования образа общего регионального движения волонтеров на основе символа флагманской программы «Добровольчество», но самым популярным остается образ, используемый не только в России - руки. Однако, он еще не закрепощен визуальным стереотипом: нет четкого или самого частого жеста, описанного в ассоциациях или на изображениях. Также, в ассоциацих почти не встречается описание того, что именно делают эти руки, как и в ассоциациях не часто описывается сама деятельность волонтеров.
Четвертая задача исследования по характеристике волонтеров была проведена на основе данных респондентами описательных определений, ответов на вопросы о позиционировании и мотивации волонтеров и на основе данных о социальном статусе волонтеров.
Определения «отзывчивый» и «добрый» важны для обоих групп респондентов (волонтеров и не волонтеров). Бескорыстный - третье по важности определение. И все три дают описание личностным качествам волонтера. К таковым относятся и веселый, внимательный, пунктуальный. Остальные определения показывают важность выстраивания контакта волонтера с внешним миром: доброжелательный, дружелюбный, общительный, позитивный.
Другое важное определение для обеих групп - ответственный. Ответственность гораздо важнее оказалась для самих волонтеров, чем в обществе в целом. Также, для волонтеров гораздо важнее коммуникабельность, являющаяся компетентностью, чем просто дружелюбие. А также для волонтера важно быть умным. Но это абсолютно точно не является характеристикой волонтера в обществе в целом. Также и надежность, вежливость и улыбчивость.
Напротив, активность, как свойство волонтера, считывается в обществе, но не принципиально для волонтеров. То же можно сказать об искренности, честности и открытости, готовности помочь. Интересно, что потенциальная готовность помочь является признаком волонтера для респондентов. А сами волонтеры, скорее говорят об определении «помогающий».
В обществе считается, что мотивация волонтеров - это желание помочь. Так считают 67% респондентов. Но эта причина почти настолько же важна для самих волонтеров, как и личные цели. В пользу первой ответили 55%, а в пользу второй - 39%.
Больше половины (60%) волонтеров не позиционируют себя, как волонтера конкретной организации. При этом, инициаторами волонтерской помощи все же считаются сами объединения, а не конкретных волонтеры. Так считают около 70% и волонтеров и не волонтеров.
Социальный портрет волонтера показывает, что это люди среднего или хорошего материального достатка (а в обществе считается, скорее, что плохого или среднего. Или же не зависит от материального положения); в сопоставимом количестве это студенты или школьники (а в обществе, в основном, считается, что студенты); возраст - до 25 лет; это в основном, девушки - 78%.
Но среди ответов на опрос у волонтеров мужчин и женщин не наблюдается различий ни в чем, кроме выбора вида деятельности. Мужчины, в основном, заняты профессиональным или событийным волонтерством - в равной степени. На втором месте - уборка и благоустройство территорий. А женщины - в преобладающем числе заняты событийным волонтерством. На втором месте - помощь детским домам, детям и пожилым людям.
Так, гипотеза по несоответствию образа волонтера в обществе и в кругах волонтеров подтвердилось. Однако, это несоответствие оценивается слабо выраженным. В целом явление волонтерства оценивается в обществе положительно, но в подсознательном восприятии мало сопоставляется с серьезными видами деятельности волонтеров или объектами их деятельности.
Большое влияние на результаты опроса имели волонтеры, занимающиеся событийным волонтерством - таких 72%. Но вопреки ожиданиям в обществе все же образ волонтера связан, в основном, с социальной помощью. На это указывает малое упоминание внешних черт волонтера и качеств, указывающих на его коммуникабельность. А волонтеры больших мероприятий всегда имеют форму проходят обучение по раскрепощению.
Влияние региональных организаций на формирование образа волонтера замечено в трансляции визуальных образов, которые запоминаются и потом идентифицируются с волонтерами. Но сами волонтеры в большей степени называют общеволонтерские или общечеловеческие образы помощи и объединения.
Так, в обществе малозаметно присутствие обобщенных образов вокруг волонтеров, но считывается их положительная оценка и мнение о том, какими качествами должен обладать волонтер. И они, в основном, личностного характера, а не коммуникативного.
Подобные работы
- ОБРАЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫМИ КОНФЛИКТАМИ МЕЖДУ МИГРАНТАМИ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕДИАТИЗАЦИЯ СОБЫТИЯ В ИНТЕРНЕТ-СМИ: ПРИЕМЫ И
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТА
«АЛТАПРЕСС»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование сенсорного развития обучающихся с умственной отсталостью в процессе занятий изобразительной деятельностью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИК УЧАСТНИКОВ ТОМСКИХ ЭКО-СООБЩЕСТВ
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - НАДГРОБИЕ КАК МЕДИА. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЦИФРОВОЙ РЕМЕДИАЦИИ КЛАДБИЩ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 5870 р. Год сдачи: 2024 - ТЕХНОЛОГИИ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ С МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



