Введение 3
1 Роль комплекса маркетинга в фитнес-индустрии и перспективы развития
данного рынка 5
1.1 Теоретические аспекты комплекса маркетинга в сфере услуг 5
1.2 Особенности комплекса маркетинга в отрасли фитнес-услуг 12
1.3 Анализ мирового рынка фитнес-услуг 23
1.4 Анализ и перспективы развития российского рынка фитнес-услуг 30
2 Анализ фитнес-бизнеса в г. Красноярске 39
2.1 Рынок фитнес-услуг в Красноярске 39
2.2 Общая организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия «FitBaza» 42
2.3 Портрет потребителя 50
2.4 Потенциальные потребители фитнес-услуг в г. Красноярске 59
2.5 Маркетинговая деятельность фитнес-клуба «FitBaza» 63
3 Совершенствование программы маркетинга в фитнес-клубе «FitBaza» 72
3.1 Матрица выбора инструментов комплекса маркетинга для фитнес-клуба 72
3.2 Предложения по совершенствованию инструментов комплекса
маркетинга для фитнес-клуба 75
Заключение 85
Список использованных источников 86
Приложение А 92
Приложение Б 94
Одной из наиболее существенных проблем, стоящих перед людьми на современном этапе развития общества, это сохранение здоровья и соответственно повышение качества жизни. Это также подтверждается тем, что одной из наиболее популярных тенденций в потребительском поведении сегодня является стремление к здоровому образу жизни и сохранение работоспособности на длительную перспективу. Достижению этой цели способствует популяризация профессионального и любительского спорта, в том числе и фитнеса.
Популярность занятий спортом и в частности фитнесом способствует открытию и активному развитию фитнес-клубов. Одновременно, рост числа новых игроков повышает конкуренцию, что требует от клубов постоянного совершенствования маркетинговой деятельности и поиска новых методов, позволяющих им удерживать, контролировать и увеличивать свою долю рынка. К числу решений, обеспечивающих достижение этой цели, можно отнести разработку и внедрение новых технологий в работе фитнес-клуба, повышение качества предоставляемых услуг, активное использование ценовой политики, учитывающей внешние факторы и потребности клиентов, разработку различных методов продвижения предлагаемых услуг. Однако возможности для изменения параметров комплекса маркетинга в широком диапазоне для многих начинающих и, особенно, для небольших фитнес клубов весьма ограничены, и для каждого клуба своеобразная «настройка» инструментов этого комплекса имеет особое значение. Вместе с тем для совершенствования маркетинговой деятельности эти клубы часто нуждаются в относительно простых и понятных методах анализа применяемых инструментов маркетинга.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью развивающегося рынка фитнес услуг в анализе применяемых инструментов маркетинга, адаптированных к условиям внешней среды, и необходимостью разработки практических методов проведения такого анализа.
Данная работа посвящена анализу тенденций развития фитнес индустрии в целом и в г. Красноярске в частности, изучению проблем в работе фитнес клубов на локальном рынке, состояния и степени развития их маркетинговой деятельности, а также разработке предложений по совершенствованию этой деятельности.
Объектом исследования являются фитнес клубы. Предметом исследования - маркетинговая деятельность данных организаций.
Цель данной работы заключается в совершенствовании маркетинговой деятельности фитнес клубов и разработке рекомендаций по совершенствованию модели комплекса маркетинга. Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Проанализировать состояние и тенденции развития рынка фитнес услуг.
2. Произвести анализ потенциальных потребителей фитнес услуг в г. Красноярске
3. Изучить и проанализировать маркетинговую деятельность и инструменты маркетинга, используемые фитнес клубами в процессе их развития.
4. Рассмотреть методики проведения анализа инструментов маркетинга, используемые фитнес клубами в практической деятельности.
5. Изучить опыт работы и практику маркетинговой деятельности фитнес клуба «FitBaza»
6. Провести анализ применимости предлагаемого метода оценки инструментов маркетинга и разработать рекомендации по совершенствованию программы маркетинга для фитнес клуба «FitBaza»
Практическая значимость и новизна: разработанные рекомендации по совершенствованию программы маркетинга (матрица выбора инструментов комплекса маркетинга для фитнес-клуба) позволят более эффективно использовать инструменты комплекса маркетинга в фитнес-клубе, что в свою очередь позволит фитнес-клубу усилить его конкурентоспособность.
Выявленные тенденции развития рынка фитнес-услуг г. Красноярска позволяют предположить, что в ближайшие годы спрос будет постепенно расти, рынок будет насыщаться и укрупняться. Для повышения конкурентоспособности фитнес-клубам необходимо постоянно подстраиваться под предпочтения внешней среды, а именно: расширять спектр предоставляемых услуг, развивать новые технологии и программы, повышать качество обслуживания, разрабатывать и развивать программы повышения лояльности потребителей.
В результате проведенного исследования было выявлено, что подавляющее количество людей занимаются спортом самостоятельно дома или на улице, это объясняется психологическими барьерами, которые препятствуют потенциальным клиентам фитнес-клубов заниматься в специализированных спортивных организациях. Спрос на фитнес-услуги в г. Красноярске есть, но он не реализован. В данной работе были определены наиболее эффективные элементы комплекса маркетинга в фитнес-индустрии, которые позволят «разбудить» потенциальный рынок.
На основании этого предложена матрица выбора инструментов комплекса маркетинга, которая направлена на удержание существующих клиентов и повышение их лояльности, что в дальнейшем приведет к увеличению количества новых клиентов. Применение данной разработанной матрицы в фитнес-клубе позволит привлечь потенциальных клиентов к услугам фитнес- индустрии. Все перечисленные инструменты наилучшим образом устранят причины отказа от фитнес-услуг. Потенциальные клиенты смогут узнать о фитнес-клубе, о предоставляемых услугах, а также попробовать получить их бесплатно. С помощью предложенных мероприятий фитнес-клуб увеличит количество клиентов, повысит узнаваемость бренда и повысит лояльность клиентов.
1. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Экономистъ, 2016. — 670 с.
2. Аналитики РБК Исследование рынка фитнес-услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL : https://rb.ru/opinion/svorachivay-kovrik/.
3. Исследования Ассоциации фитнеса России за 2015-2016 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL : http://fitness-pro.ru/associaciya. html.
4. Информационный портал «Деловой квартал Красноярска»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа URL : http://www.krasnoyarsk.dk.ru
5. Маркетинг услуг: учебник / И. М. Сняева и др. - Москва : Дашков и Ко, 2017. - 252 с.
6. Обзор фитнес-клубов Красноярска [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: www.siberiafit.ru
7. Сычева, В. О. Актуальные проблемы развития сервисной деятельности на российских предприятиях / В. О. Сычева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - С. 81-85 [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL : http://e-koncept.ru/2015/15239.htm
8. Темякова, Т. В. Особенности организации процесса оказания услуг в фитнес-клубах / Т. В. Темякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 44. - С. 75-78 [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://e-koncept.ru/2017/570148.htm
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL : http://www.gks.ru/.
10. Аслудннова, Л. С. Методические подходы к оценке эффективности использования инструментов маркетинга в управлении деятельностью предприятия / Л. С. Аслудннова // Концепт. - 2017. - №4. - 136-140 с.
11. Андреева, К. А. Лидогенерация. Маркетинг, который продает / К. А. Андреева. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 240 с.
12. Экономическая статистика. Метод демографического прогнозирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.gks.ru.
13. Здоровый образ жизни: мониторинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:http: //www.wciom. ru
14. Численность и состав населения. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://krasstat.gks.ru
15. Информационно-аналитический портала «2ГИС. Красноярск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://2gis.ru/krasnoyarsk
16. Кузнецова, Ю.В. Успешные приемы современного маркетинга, используемые при создании и продвижении продукции компании / Ю.В. Кузнецова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2017. - № 3 (75). - 195 с.
17. Бурчаков, Р.Г. Комплекс маркетинга: какую концепцию выбрать / Р.Г. Бурчаков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2017. - № 6
18. Бурчаков Р.Г. Комплекс маркетинга: 4 и более «Р» [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://b2blogger.com/articles/manage/21.html/
19. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c.
20. Кузнецова, Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. - 139 c.
21. Багиев Г. Л. Маркетинг Учебник / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич; под общ. ред. Г. Л. Багиева СПб.: Питер, 2017. - 213 с.
22. Кеворков В.В. Леонов С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http//www.marketing.spb.ru/read/m16/1 .htm
23. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг. - М.: Юристъ, 2017. - 568 с.
24. Никитина Т. Е. Микс-маркетинг: Монография - М.: «Экономика и финансы». 2017 - 128 с.
25. Григорьев В.И. Динамика развития рынка фитнес-услуг в России // Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 11 с.
26. Ефремова М.В., Чкалова О.В., Бошман Т.К. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2017. № 21.¬25-37 с.
27. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» // Теория и практика физической культуры. 2017. № 2.- 46 с.
28. Бартенева Н.Е. Фитнес как бизнес и образ жизни // Гуманитарии в XXI веке. Т. 1. Н. Новгород: НИ-СОЦ, 2017. - 70 с.
29. Анализ рынка фитнес-услуг в России. М.: DISCOVERY Research Group, 2016. - 46 с.
30. Григорьев В.И. Методологические аспекты техноло-гизации фитнес-индустрии // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018.- 25 с.
31. Бартенева Н.Е. Социологическое исследование мотиваций потребителей фитнес-услуг // Состояние и перспективы развития: материалы междунар. науч.-тех. конф. Иваново: ИГЭУ, 2016. -106 с.
32. Андрианова Т.А., Коркодинова И.А. Маркетинговое исследование потребителей спортивно-оздоровительных услуг // Актуальные вопросы современной науки. 2017. № 18. -118 с.
33. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 2016. - 350 с.
34. Соловьев Б.А. Управление маркетингом. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 334 с.
35. Синяева И.М. Управление маркетингом. / Под ред. Короткова А.В., Синяевой И.М. - М., 2016. - 365с.
36. Официальный сайт рейтингового агентства «РБК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://rbc.ru
37. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 384 с.
38. Испулова Р.Н. Современные нетрадиционные виды фитнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://library.wksu.ru
39. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес»/ В.Е. Борилкевич// Теория и практика физической культуры. 2017. №2. - 47 c.
40. Хоули Э.Т., Френке Б.Д. Оздоровительный фитнес. - М.: Юристъ,2018. - 146 с.
41. Ферулева, Ю.П. Влияние занятий в фитнес-клубе на социальную адаптацию молодежи / Ю.П.Ферулева, Г.Н.Голубева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 1. - 77 c.
42. Смирнов С.И. Исследование некоторых критериев сферы фитнес- услуг // Научные исследования и разработки в спорте. - 2017. № 10.-170-174 с.
43. Кудра Т. А. Фитнес: Американская концепция достижения здоровья средствами физической культуры (история, идеология, методология и перспективы развития): Монография. Владивосток, 2017. - 168 c.
44. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. ГОСТ Р 57116-2016 Фитнес-услуги. Общие требования к фитнес-объектам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru
45. Анализ европейского рынка фитнес-услуг «EuropeActive». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.europeactive.eu/
46. Галкин В.В. Доходы населения и фитнес. Влияние культурных и экономических факторов на фит-бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://vadim-galkin.ru/
47. Международная Фитнес Ассоциация IHRSA «International Health, Racquet &Sports club Association». Исследование фитнес-аудитории. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fitnessexpert.com/
48. Сайкина Е.Г. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры. 2016. - № 8. - 8 c.
49. Моргунов Ю.А. Влияние на физическое и психическое здоровье человека регулярных занятий оздоровительными формами физической культуры/ Ю.А. Моргунов, А.В. Федоров, С.А. Петров. - М.: «МАМИ» 2017. - 75 с.
50. Бугаков В.И. Особенности маркетинга услуг. Маркетинг в России и за рубежом./ В.И. Бугаков.- М.: ИНФРА, 2017. - 146 с.
51. Аронов Г.З. Управление качеством в сфере услуг физической культуры: монография / Г.З. Аронов. - СПб.: «Олимп-СПб», 2018. - 160 с.
52. Беляевский И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И. К. Беляевский. - Москва: Финансы и статистика, 2017 г. - 320 с.
53. Сухоруков М. М. Современное представление о базовых моделях рынка услуг / Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2018. - № 3 (51). - 68-76 с.
54. Мосолова И. А. Развитие коммуникационной составляющей моделей маркетинга услуг / Сервис в России и зарубежом. - 2017. - № 3 (18). - 90-95 с.
55. Новаторов Э. В. Сравнительный анализ теорий маркетинга услуг / Вестник СПб университета. Серия менеджмент. - 2018. - № 2. - 40-55 с.
56. Малхотра Н. К. Маркетинговые исследования: практическое руководство 3-е издание, пер. с англ. А. Р. Ганиевой, Э. В. Кондуковой под ред. А. А. Старостиной. - Москва: Вильямс, 2018. - 960 с.
57. Зотов А. Модный фитнес по-красноярски / Интернет газета
Newslab.ru[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://newslab.ru/article/420720
58. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017: стат. сб. / С 69. - Москва: Росстат, 2018. - 311 с.
59. Всемирный опрос о тенденциях в фитнесе на 2017 г. / Ассоциация профессионалов фитнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fitness- pro.ru/biblioteka/vsemirnyy-opros-o-tendentsiyakh-v-fitnese-na2017-god.html
60. Герасимова Г. Н. Потенциал рынка. Эксперсс-анализ для рынков B2C / Российское предпринимательство. - 2018. - № 5. - 190 с.
61. Марюшенкова А. В. Типология рынков сбыта по стадии жизненного цикла и уровню конкуренции. Гуманитарные науки. Экономика / Вестник ТГУ. - 2017. - № 5 (73). - 252 с.
62. Азоев Г. Л. Конкурентное преимущество фирмы : монография. - Москва: Новости, 2017. - 256 с.
63. Давлетбаева Л. Ф. Жизненный цикл товара. Экономика и экономические науки. 2018. - № 13 (119). - 30 с.
64. Климин А.И. Стимулирование продаж. — М.: Вершина, 2017. — 272 с.
65. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 816 с.
66. Павлов Н.В., Пономарева О.А. Маркетинговые исследования. - СПб.: Издательство СПБГТУ, 2017. - 314 с.
67. Н.В. Куприенко Н.В. Павлов, Ю.Г. Пономарев Маркетинговые исследования: Учеб. пособие - СПбГТУ.: Библиогр, 2017. - 237 с.
68. Верховцева О. Н. Показатели эффективности маркетинговой деятельности / Science Time. - 2018. - № 3 (3) - 122 с.
69. Алешин А. Ориентация на потребителя - ключевой фактор успешной деятельности предприятия / «Стандарты и качество». 2018. - 88 с.