Введение 3
1 Теоретические основы формирования стратегии контент-маркетинга в
социальных медиа с учетом поведения потребителей 8
1.1 Тенденции развития социальных медиа в России и мире 8
1.2 Поведение потребителей в социальных медиа 21
1.3 Стратегия контент-маркетинга: понятие, виды, этапы формирования..27
2 Характеристика деятельности ООО «Техномакс-Красноярск» 40
2.1 Анализ внутренней среды ООО «Техномакс-Красноярск» 40
2.2 Анализ внешней среды ООО «Техномакс-Красноярск» 64
3 Формирование стратегии контент-маркетинга ООО «Техномакс-
Красноярск» 79
3.1 Предпосылки формирования стратегии контент-маркетинга ООО
«Техномакс-Красноярск» 79
3.2 Анализ результатов маркетингового исследования поведения
потребителей ООО «Техномакс-Красноярск» в социальных медиа 86
3.3 Сегментирование потребителей ООО «Техномакс-Красноярск» на
основе мотивационных факторов 93
3.4 Разработка стратегии контент-маркетинга ООО «Техномакс-Красноярск» 95
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-М
В современных условиях роста конкуренции, популярности интернета, повышения требований со стороны потребителей обостряются проблемы удержания и привлечения клиентов, заставляя компании направлять усилия на понимание потребителей и укрепление связей с ними. Снижение эффективности традиционных маркетинговых подходов вызывает необходимость искать новые способы взаимодействия с потребителями, создавать и размещать контент в социальных медиа, отвечающий потребностям целевой аудитории. Создание и распространение контента, адресованного целевой аудитории, в digital-пространстве происходит с помощью контент-маркетинга. Эффективный контент-маркетинг, направленный на достижение целей компании, предполагает разработку его стратегии. Без стратегии контент-маркетинга компании действуют вслепую, надеясь, что генерируемый контент окажет воздействие на потребителей.
Реализация стратегии контент-маркетинга, сформированной с учетом особенностей целевой аудитории, активно влияет на вовлеченность потребителей и способствует их привлечению. Генерирование и распространение релевантного контента в социальных медиа позволяет компании выстраивать эффективные коммуникации с потребителями, которые впоследствии могут вырасти в более высокий уровень потребительской лояльности и готовность совершать целевые действия. Роль контента значительно возрастает при визуальной передаче характеристик товаров в социальных медиа. К числу таких товаров относится компьютерная и цифровая техника. Возрастающая популярность социальных сетей и формируемого в их рамках визуального контента определяет необходимость разработки стратегий эффективного представления компаний в социальных медиа в целях продвижения товаров и услуг.
Конкуренция в сфере розничной торговли г. Красноярска характеризуется высоким ростом, что привело к ухудшению конкурентной позиции сети магазинов компьютерной и цифровой техники «Техномакс». По сравнению с 2016 г. в 2017 г. количество постоянных клиентов сократилось на 20,3%, количество новых клиентов - на 18,4%. В 2018 г. наблюдается тенденция снижения заказов, сделанных в интернет-магазине tehnomaks.ru, практически в 2,5 раза в период с января по апрель. Таким образом, компании необходимо разработать ряд мероприятий, направленных на привлечения клиентов, повышения их доверия и уровня приверженности к бренду, построение эффективной коммуникации с потребителями. Учитывая, что более 70% потребителей компании «Техномакс» относятся к поколению Y, к числу особенностей которого можно отнести активное использование компьютера и интернета, покупку товаров и услуг онлайн, изучение информации перед покупкой товаров в интернете, обращение к компаниям с веб-сайтами и страницами в социальных сетях, то применение стратегии контент-маркетинга позволит компании «Техномакс» эффективно управлять потребителями и продвигать свой бренд в социальных медиа.
Степень изученности темы. В литературе можно встретить несколько определений понятия «стратегия контент-маркетинга», однако не одно из них не считается конвенциональным. Это объясняется относительной новизной и слабой научной изученностью явления. Во всех этих определениях стратегия контент-маркетинга сводится к процессу планирования или технической работой с контентом. Однако подобные подходы не дают представления об управленческой составляющей стратегии контент-маркетинга, оставляя вне фокуса внимания предшествующую самой публикации в социальных медиа аналитическую деятельность и творческую работу. Изучением разработки стратегий контент-маркетинга в социальных медиа занимались М. Стелзнер, Э. Киссейн, К. Халворсон, Р. Ловингер, П. Невоструев и Р. Каптюхин, В. Шумов. Вопросами исследования маркетинга в социальных медиа занимались Д. Фоллс, Э. Декере, Л. Вебер, Ш. Кабани. Среди российских авторов можно выделить И. Манна, А. Парабеллума, А. Албитова, Д. Халилова.
Актуальность обозначенных проблем в совокупности обусловили выбор темы диссертационного исследования, формулировку его цели и задач.
Цель диссертационного исследования: сформировать стратегию контент-маркетинга с учетом поведения потребителей для сети магазинов компьютерной и цифровой техники ООО «Техномакс-Красноярск».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать тенденции развития социальных медиа в России и мире;
2) выявить факторы поведения потребителей в социальных медиа и подходы к определению стратегии контент-маркетинга;
3) проанализировать деятельность сети магазинов компьютерной и цифровой техники ООО «Техномакс-Красноярск»;
4) провести маркетинговое исследование потребителей ООО «Техномакс-Красноярск» и проанализировать его результаты;
5) провести сегментирование потребителей ООО «Техномакс-Красноярск» на основе мотивационных факторов;
6) разработать методику формирования стратегии контент-маркетинга для сети магазинов компьютерной и цифровой техники;
7) предложить мероприятия, направленные на реализацию стратегии контент-маркетинга ООО «Техномакс-Красноярск», учитывающей поведение потребителей.
Объект исследования - сеть магазинов компьютерной и цифровой техники ООО «Техномакс-Красноярск».
Предмет исследования - стратегия контент-маркетинга сети магазинов компьютерной и цифровой техники, учитывающая поведение потребителей.
Гипотеза исследования: стратегия контент-маркетинга, основанная на учете поведения потребителей, способствует повышению эффективности в привлечении целевых сегментов потребителей.
Для достижения цели и решения поставленных задач в работе были использованы следующие общенаучные методы: изучение монографических публикаций и статей (обзор литературы), методы анализа, обобщения и сравнения, экономико-математические методы: корреляционный анализ, а также эмпирические методы: проведение количественного (анкетирование) и качественного (экспертный опрос) исследований.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено понятие «стратегия контент-маркетинга»;
2. Разработана типология потребителей цифровой и компьютерной техники в социальных медиа;
3. Предложена методика разработки стратегии контент-маркетинга, учитывающая мотивационные факторы поведения потребителей.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в актуальности и малоизученное™ сферы предмета исследования. Выводы и стратегия, сформулированные в рамках данного исследования, могут быть применены предприятиями сферы услуг, которые осуществляют торговлю компьютерной и цифровой техникой, в рамках формирования конкурентных стратегий.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследований представлены на следующих научно-практических конференциях:
- статья в сборнике Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2018» «Вопросы формирования стратегии контент-маркетинга» Заболотских В. А.;
- статья в сборнике IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ» «Мотивационные факторы поведения потребителей в социальных медиа» Заболотских В. А.;
- участие в Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2018», диплом III степени (г. Красноярск);
- участие в IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ» (г. Красноярск).
В ходе диссертационного исследования:
1. Проведено исследование тенденций развития социальных медиа в России и мире, которое показало, что для большинства российских и западных компаний социальные медиа являются эффективным маркетинговым каналом продвижения.
2. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам поведения потребителей в социальных медиа, в результате которого был определён набор мотивационных факторов, влияющих на поведение потребителей в социальных медиа: информация, социальное взаимодействие, личностное определение и развлечение.
3. Проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам разработки стратегии контент-маркетинга: понятие, виды, этапы формирования. Выявлено, что в настоящее время стратегия контент- маркетинга недостаточно изучена как в России, так и за рубежом.
4. Проведен анализ внутренней и внешней среды сети магазинов компьютерной и цифровой техники ООО «Техномакс-Красноярск», на основании которого выделены основные проблемы в маркетинговой деятельности компании. Выявлено, снижение количества постоянных клиентов - на 20,3% в 2017 г. по сравнению с 2018 г., новых клиентов - на 18,4%. Сокращение числа заказов в интернет-магазине tehnomaks.ruв 2,5 раза с января по апрель 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом в 2017 г. Для определения причин снижения заказов интернет-магазина и оттока клиентов был проведен экспертный опрос, который показал, что компания «Техномакс» испытывает трудности в продвижении в социальных медиа.
5. Проведено маркетинговое исследование потребителей компьютерной и цифровой техники с целью уточнить причины выявленных проблем и определить наиболее действенные мероприятия, направленные на совершенствование контента и его влияния на дальнейшие действия потребителей. Результаты исследования показали, что существуют проблемы, связанные с контентом и вовлеченностью потребителей в площадки компании в социальных медиа. Для привлечения и удержания внимания потребителей компании необходимо создавать и размещать контент, который должен отвечать потребностям и желаниям клиентов, делать их жизнь насыщеннее, помогать им решать проблемы, обучать и развлекать.
6. Проведено маркетинговое исследование потребителей компьютерной и цифровой техники с целью выявить мотивационные и личностные компоненты их поведения. В результате исследования выявлены личностные ценности респондентов и степень выраженности каждой из четырех мотиваций. Мотивация «информация» оказалась наиболее выраженной у респондентов, на втором месте мотивация «развлечение».
7. Проведено сегментирование потребителей ООО «Техномакс- Красноярск» на основе мотивационных факторов. Выделено четыре типа потребителей в зависимости от выраженности мотивации: информационный, информационно - развлекательный, информационно - социальный, развлекательно-социальный тип. Установлены взаимосвязи между личностными характеристиками и параметрами мотивации с помощью корреляционного анализа.
8. Разработана стратегия контент-маркетинга для сети магазинов компьютерной и цифровой техники ООО «Техномакс-Красноярск», учитывающая поведение потребителей.
9. Предложены маркетинговые мероприятия, направленные на реализацию стратегии контент-маркетинга: решения по виду и содержанию сообщений, по выбору коммуникационных каналов, по времени выхода публикаций. Разработаны карты путешествия потребителя для информационного и информационно-развлекательного типа потребителей, на основании которых составлен дифференцированный контент-план.
Результаты внедрения предложенных мероприятий:
а) повышение коэффициента вовлеченности потребителей;
б) повышение показателей статистики сообществ компании в социальных медиа: увеличение просмотров сообщества, увеличение количества подписчиков;
в) повышение конверсионных показателей: увеличение количества переходов из сообщества на сайт интернет-магазина, увеличение заказов, сделанных через сайт.
1. Kaplan, A. M., Haenlein, M Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media. Business Horizons, 2010. - pp. 59-68;
2. Данченок Л. А. Маркетинг в социальных медиа. Интернет- маркетинговые коммуникации: учебное пособие / под ред. Л. А. Данченок. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.;
3. A history of social media [Электронный ресурс]: Jane Hart's blog. - Режим доступа: http://janeknight.typepad.com/socialmedia/2009/10/a-historyof- social-media.html;
4. Социальные медиа [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия «Википедия». - Режим доступа: https://ш.wikipedia.org/wiki/Coциaльныe_мeдиa;
5. Lieb R. The Truth About Search Engine Optimization. - Publisher: Que Publishing, 2009. - 224 с.;
6. Kumar P., Hsiao M., Chiu B. Generations of Consumers and the consumer Gegenerated// Journal of integrated marketing communications, 2009;
7. Blue focus marketing [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.bluefocusmarketing.com;
8. Social PR chat [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.socialprchat.com;
9. Маркетинговый блог компании «Clayman Advertising Inc»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.claymanad.wordpress.com;
10. Social media software for community management &social support [Электронный ресурс]: . - Режим доступа: http://www.lithium.com;
11. Riverside Marketing Strategies takes a fresh look at your business
[Электронный ресурс]: Lithium. - Режим доступа:
http://www.riversidemarketingstrategies.com;
12. Strauss L. The Secret to Writing a Successful and Outstanding Blog [Электронный ресурс]: The Insider's Guide to the Conversation That's Changing How Business Works. - Режим доступа: http://www.successful-blog.com;
13. Ron J. Social Media Marketing 101. Part 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://searchenginewatch.com/3632809;
14. Safko L., Brake D. K. The social media bible: tactics, tools, and strategies for business success. Hoboken, N. J.: John Wiley &Sons, 2009. XVIII, 821 p.;
15. RSS [Электронный ресурс]: свободная энциклопедия «Википедия». - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/RSS;
16. Будовская Ю. Эгоизм как движущая сила пользовательской активности в социальных медиа и социальных сетях //Социальная политика и социальное партнерство. - 2010.- № 11.- с. 57-63;
17. Кусина О. А. Социальные сети как эффективный инструмент маркетинга в индустрии встреч // Креативная экономика, 2013. - № 1 (73). - c. 118-123;
18. Шалимов А. Б. Институализация социальных медиа // «Общественные науки в современном мире: социология, политология, философия, история»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (16 ноября2011 г.). - Новосибирск: изд. «Априори», 2011;
19. Чень Ди Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей // Вестник СПбГУ. Сер. 9, вып. 3, 2012. - 8 с.;
20. Social media marketing industry report 2017 [Электронный ресурс]: Social Media Examiner. - Режим доступа:
http://www.socialMediaExaminer.com;
21. Каждому возрасту - свои сети [Электронный ресурс]: Всероссийский центр изучения общественного мнения. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691;
22. Пользование интернетом вчера и сегодня. Привычки интернет- пользователей [Электронный ресурс]: Корпоративный сайт ГК ФОМ. - Режим доступа: http://corp.fom.ru;
23. Рейтинг социальных сетей [Электронный ресурс]: SEO-Auditor. - Режим доступа: http://gs.seo-auditor.com.ru/socials;
24. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году
[Электронный ресурс]: Mediascope. - Режим доступа:
http://mediascope.net/press/news/744498/;
25. 2018 Social Media Trends Report: 10 Key Insights Into the Present and Future of Social Media [Электронный ресурс]: Buffer Social. - Режим доступа: https://blog.bufferapp.com/social-media-trends-2018;
26. Number of social media users worldwide from 2010 to 2021
[Электронный ресурс]: The Statistics Portal. - Режим доступа:
https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network- users/;
27. Facebook Engagement for Brands and Publishers Falls 20% in 2017
[Электронный ресурс]: BuzzSumo. - Режим доступа:
http://buzzsumo.com/blog/facebook-engagement-brands-publishers-falls-20-2017/;
28. The State of Social 2018 Report [Электронный ресурс]: Buffer Social. - Режим доступа: https://blog.bufferapp.com/state-of-social-2018;
29. Драганчук Л. С. Поведение потребителей: учебное пособие / Л. С. Драганчук. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 с;
30. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10-е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007. - 944 с.;
31. Логинова Ю. В. Анализ поведения потребителей в интернете// Вестник ЮРГТУ (НПИ), № 6, 2012. - с 142-148;
32. Мельникова О. Т., Ширков Ю. А. Фоломеева Т. В. Потребительское поведение: теория и действительность // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002;
33. Короткина Е. Д. Социально-психологическое исследование бренда в контексте потребительского поведения // Экономическая психология в России и Беларуси: сб. науч. работ/ под ред. А. Л. Журавлева и В. А. Поликарпова. - Минск: Экономпресс, 2007.- 424 с.;
34. Balick A. The Real Motivation Behind Social Networking, 2013 [Электронный ресурс]: Therapeutic Innovations in Light of Technology. - Режим доступа: http://www.academia.edu/2494977/The_Real_Motivation_Behind_Social_Networ king._Therapeutic_Innovations_in_Light_of_Technology_Volume_3_Issue_2_;
35. Schaefer C. Motivations and usage patterns on social network sites. Proceedings of the 16th European Conference on Information Systems (ECIS), Galway, Ireland, 2008;
36. Blog of Ana Isabel Canhoto [Электронный ресурс]: Research Gate. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/profile/Ana_Canhoto;
37. Heinonen K. Consumer activity in social media: Managerial approaches to consumers'social media behavior // Journal of Consumer Behaviour, J. Consumer Behav., 2011 - p. 356-364;
38. Muntinga D., Moorman M. Introducing COBRAs// International Journal of Advertising, 30(1), 2011. - 36 p.;
39. Что такое контент [Электронный ресурс]: глоссарий. - Режим доступа: http: //glossary.ccteam.ru/k/kontent.html;
40. Банкин А. Контент-маркетинг для роста продаж. - СПб: Питер, 2017. - 272 с;
41. Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения клиентов в эпоху интернета. М., 2012. - 134 с;
42. Контент-стратегия AmoCRM [Электронный ресурс]: Интернет- агентство «Texterra». - Режим доступа: https://texterra.ru;
43. Киссейн Э. Основы контентной стратегии / Эрин Киссейн; пер. с англ. П. Миронова. - М.: Манн, Иванов м Фербер, 2012. - 128 с.;
44. Halvorson K., Rach M. «Content strategy for the Web» - Berlkey: New Riders, 2012 - 197 p.;
45. Lovinger R. Content Strategy: The Philosophy of Data // http://boxesandarrows.com/content-strategy-the-philosophy-of-data - 2007;
46. Невоструев П.Ю., Каптюхин Р.В. Влияние трансформации поведения потребителей на формирование контент стратегии // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, ноябрь № 4 (29), 2014. - 5 с.;
47. Скрипник Е. Что Такое Коэффициент Вовлеченности (Engagement Rate)? [Электронный ресурс]: Likezilla. - Режим доступа: http://likezilla.ru/chto-takoye-koefficient-vovlechennosti;
48. Ибраева Е.В. Контент-стратегия интернет-маркетинга в банковском секторе // Master's journal № 2. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2016. - с. 626-631;
49. Is It Time to Trash Your Content Marketing Strategy? [Электронный
ресурс]: American Marketing Association. - Режим доступа:
https://www. ama. org/publications/eNewsletters/Marketing-News- Weekly/Pages/great-content-can-create-new-audiences.aspx;
50. Устав ООО «Техномакс». - Красноярск, 2010. - 16 с.;
51. «Техномакс» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://tehnomaks.ru;
52. Единый государственный реестр Юридических лиц [Электронный
ресурс]: официальный сайт ФНС России. - Режим доступа:
https://egrul.nalog.ru;
53. Портал ООО «Техномакс» [Электронный ресурс]: сайт для сотрудников компании. - Режим доступа: http://portal.tehnomaks.ru;
54. Бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Техномакс-Красноярск» за 2013-2014 гг.;
55. Бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Техномакс-Красноярск» за 2015-2016 гг.;
56. Красивые и умные: линейка ноутбуков Xiaomi глазами уральского айтишника [Электронный ресурс]: новостной сайт г. Екатеринбург. - Режим доступа: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-53506511.html;
57. Готовьте 100 тысяч: новые iPhone в Красноярске появятся через неделю-две [Электронный ресурс]: интернет-газета «Newslab». - Режим доступа: http: //newslab .ru/news/793951;
58. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. / Ф. Котлер, Келлер К.Л.: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009 - 816 с.;
59. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 240 с.;
60. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа:
https://www.fedstat.ru/indicator/33433;
61. Агапов В. Обзор и оценка перспектив развития мирового и российского рынков информационных технологий / В. Агапов, В. Пратусевич, С. Яковлев. М.: РВК, 2014. - 61 с.;
62. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. от 30.11.1994 №51-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru;
63. О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru;
64. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru;
65. «ELKO Group» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://www.elko.ru;
66. «ЛАНИТ» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://www.lanit.ru;
67. «OCS Distribution» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.ocs.ru;
68. «Ресурс-Медиа» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.resource-media.ru;
69. 2GIS [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://2gis.ru;
70. «Rbt.ru» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://rbt.ru;
71. «Альдо» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.aldo-shop.ru;
72. «DNS» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://www.dns-shop.ru;
73. «М.Видео» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://www.mvideo.ru;
74. «MediaMarkt» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://mediamarkt.ru;