Введение
1. Современное состояние изучаемой проблемы 6
1.1 Технические особенности выполнения старта в скоростных
видах плавания в ластах 6
1.2 Физическое качество быстрота и методы ее совершенствования 11
1.3 Современные средства и методы тренировки повышения быстроты в
плавании в ластах 18
2 Методы и организация исследования 20
2.1 Методы исследования 20
2.2 Организация исследования 21
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности
выполнения старта в плавании в ластах на этапе спортивного
совершенствования 23
3.1 Содержание педагогического эксперимента 23
3.2 Результаты педагогического эксперимента 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложение
Актуальность. Плавание в ластах - движение спортсмена по поверхности воды или под водой, вызываемое только его мускульной силой и ластами без применения каких-либо механизмов. Задача спортсмена заключается в преодолении вплавь в ластах различных по длине дистанций за наименьшее время. Соревнования по плаванию в ластах проводятся в плавательных бассейнах (открытых или закрытых) и открытых водоемах. Подводный спорт - молодой вид спорта. Поэтому вопрос отбора и подготовки спортивных резервов является одной из центральных проблем теории и методики юношеского подводного спорта. Плавание в ластах это спортивная дисциплина, цель которой - преодоление в ластах различных дистанций за наименьшее время.
В плавании в ластах, так же как и спортивном плавании, старт имеет важное значение. Для достижения высоких результатов роль старта особенно велика. С увеличением дистанции она уменьшается. Вовремя взятый и отлично выполненный старт позволяет спортсмену начать соревнование с оптимальной скоростью плавания и (при прочих равных условиях с другими спортсменами) показать наилучший результат.
Практический опыт тренеров свидетельствует о качественных и количественных изменениях в технике старта. Однако до сих пор у специалистов нет единого мнения об эффективности современных вариантов старта, и специфике техники прыжка в зависимости от подготовленности спортсменов и способа плавания, поэтому спортсмены не используют полностью потенциальных возможностей стартовой техники
На этапах спортивного совершенствования, особенно в спорте высших достижений, когда спортсмен выступает на пределе своих возможностей, а сотые доли секунды могут повлиять на результат (чемпионский титул, выполнение спортивного разряда, установление рекорда и т.д.), необходимо уделять большое внимание такому элементу прохождения дистанции, как выполнение стартового прыжка, так как улучшая показатели выполнения
4
данного элемента можно существенно улучшить общее время преодоления дистанции и добиться поставленных задач.
Объект исследования: тренировочный процесс спортсменов,
занимающихся плаванием в ластах на этапе спортивного совершенствования.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на повышение эффективности выполнения старта в плавании в ластах на этапе спортивного совершенствования.
Цель исследования: повысить эффективность выполнения старта в плавании в ластах на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования: предполагалось, что предложенный комплекс упражнений, позволит повысить эффективность выполнения старта в плавании в ластах на этапе спортивного совершенствования.
Задачи исследования:
- Анализ научно-методической литературы по избранной теме исследования;
- Теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на повышение эффективности выполнения старта в плавании в ластах на этапе спортивного совершенствования;
- Экспериментально проверить эффективность предложенного комплекса упражнений направленного на повышение эффективности выполнения старта в плавании в ластах на этапе спортивного совершенствования;
В процессе решения поставленных целей и задач, нами использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. Контрольные испытания;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что любой элемент в плавании в ластах очень важен для достижения поставленных целей спортсмена. При совершенствовании выполнения стартов и прохождении первых метров дистанции спортсмен может не только улучшить свой конечный результат на дистанции, но и добиться высоких мест, и даже выполнения нового разряда или звания.
2. Теоретически обоснован и разработан комплекс упражнений, который направлен на повышение эффективности выполнения старта в плавании в ластах на этапе спортивного совершенствования, в котором использовались некоторые упражнения из обычного спортивного плавания, так как плавание в ластах и спортивное плавание очень схожи в элементе выполнения старта с тумбочки.
3. В результате внедрения в тренировочный процесс спортсменов, занимающихся плаванием в ластах на этапе спортивного совершенствования, разработанного комплекса упражнений с применением отягощений, доказана его эффективность, что подтверждается с позиции математической статистики
1. Аикин В.А., Бакшеев М.Д., Коричко А.В., Тарасевич Г.А. "Возрастные особенности формирования движений в спортивном плавании ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, - 2013.
2. Андреева С.К. В сб. «Подводный спорт и здоровье». Москва. Изд-во ДОСААФ. 2001г.
3. Брошюра «Подводный спорт (скоростные виды)», изд. ДОСААФ, Москва, 2004г.
4. Булгакова Н.Ж. "Спортивное плавание": учебное пособие, 1996.
5. Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Владос-Прэсс, 2004. 367 с
6. Гелецкий В.М. "Теория и методика физической культуры": курс лекций. Красноярск: СФУ, 2015.С.119.
7. Дукальский В.В., Пигида КС. Упражнения для изучения спортивных способов плавания. Краснодар: КГУФКСТ, 2004. С. 107.
8. Жданов В. В., Титов В.Б., Шумков А. Д., Отчет по НИР. Зарубежный и отечественный опыт конструирования композиционных моно- и биласт». - Томск, 2010. - 154 с.
9. Жданов В. В. СКАТ. - Томск: Томский государственный университет, 2011. - 584с. + 100 вклеек.
10. Инясевский, К.А. Современная тренировка пловца / Инясевский К.А. //Основные положения современной методики тренировки пловца, Москва, 2007 - 9 - 12с.
11. Кебкало В.,Г.Н.Орлов. Ныряние с ластами в длину и подводное плавание. 2000 г. Спортсмен-подводник. № 73, Москва. Изд-во ДОСААФ.
12. Мазуров И.В., «Подготовка подводного пловца», изд. ДОСААФ, Москва, 2012
13. Московченко, О.Н. Подводный спорт и дайвинг: Учебное пособие: Словарь-справочник/сост. О.Н. Московченко, И.А. Толстопятов, А.В. Александров. - Изд. 2-е, перераб. и доп. /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 316 с. : ил. КГПУ им. В.П. Астафьева, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, М.: Флинта, М.:Наука.
14. Московченко О. Н. Исследование вопросов оптимизации тренировки пловца-подводника / О. Н. Московченко // Дис... кан. пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1976. - 179 с.
15. Образовательная программа по плаванию в ластах. 2013г. Челябинск.
16. Парфенов, В.А., / Тренировка квалифицированных пловцов / В.А. Парфенов., В.Н. Платонов - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 166 с.
17. Попов В.П. Подготовка спортсменов-подводников высокой квалификации. Москва. Изд-во ДОСААФ. 2002г
18. Потапов А., А.Тихонов, М.Чернец. Увеличение скоростей в подводном спорте. Спортсмен-подводник. № 65. Москва. Изд-во ДОСААФ. 2011.
19. Правила соревнований по плаванию в ластах. [Электронный ресурс]/ - URL: http: //www.ruf.ru/Pravila- sorevnovaniy-po-plavaniu-v-lastah.html (дата обращения 25.03.2017).
20. Правила вида спорта «подводный спорт» Утверждены приказом Минспорта России от «31» октября 2014 г. № 885
21. Резниченко В.В. Оборудование и снаряжение спортсмена-подводника.
В сб. "Материалы юбилейной научно-практической конференции СТК
"Восток", разд. "Подводный спорт", 2007.
22. Резниченко В.В. «Новое в технике и технологии конструирования снаряжения и оборудования спортсмена-подводника». 2003 г. г. Краснодар. Материалы конференции Северо-Кавказского Центра (ТТТВСМ).
23. Савченко Н.И. Плавание: начально-методическое пособие. Кировоград: РВД КДПУ им. В. Винниченко, 2004. С. 272
24. Сидоров, Л.К. Основы спортивной подготовки / Л.К.Сидоров: учебное пособие.- Красноярск, 2003. С. 48
25. Тимакова Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза/ Т.С. Тимакова. - М., 2006. - 132 с.
26. Титов В. Б., Жданов В. В. История создания и тенденции конструирования современного моноласта для подводного спорта / Труды Всероссийской научно-практической конференции «Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование». - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1996. - с. 164-168.
27. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ж. Холодов, В. Кузнецов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480
28. Холодов Ж., Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000.
29. Шумков А., Шумкова Л. «Азбука плавания в ластах» ООО «Азбука- 2000» Москва, 2008 г.
30. Методы математической статистики [электронный ресурс]: http://statyx.ru/metod-rascheta-t-kriteriya-styudenta/ 03.05.2017
31. Информационный сайт [электронный ресурс]: http://www.school- sport.ru/forum/5-14-1