Введение
1 Исследование тенденций развития рынка малой авиации 6
1.1 Определение, особенности и структура рынка малой авиации 6
1.2 Система факторов, влияющих на развитие рынка малой авиации 14
1.3 Анализ тенденций развития российского рынка малой авиации 22
2 Оценка текущего состояния рынка услуг малой авиации г. Красноярска ... 31
2.1 Анализ предложения на рынке услуг малой авиации Красноярского
края 31
2.2 Выявление целевых сегментов и оценка потенциала потребителей
услуг малой авиации в г. Красноярске 38
2.3 Позиционирование и анализ конкурентных преимуществ ООО
«Восток-Авиа» на рынке услуг малой авиации г. Красноярска 49
3 Разработка стратегии продвижения на рынке услуг малой авиации г.
Красноярска 60
3.1 Выбор и оценка каналов и инструментов продвижения услуг
предприятия малой авиации 60
3.2 Разработка стратегии продвижения услуг ООО «Восток-Авиа» 67
3.3 Оценка эффективности разработанной стратегии продвижения 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 97
Авиационная промышленность остается одной из отраслей промышленности, способных создавать высокотехнологичную продукцию на мировом уровне. Однако за последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации, гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении. В Российской Федерации до настоящего времени малая авиация не включена в сферу экономических интересов государства, а потому ее вклад в экономику не соответствует масштабам страны. Без целенаправленной государственной поддержки малая авиация не в состоянии воплотить свой потенциал в этой области. Это создает серьезную проблему безопасности населения региона.
Малая авиация является удобным и популярным транспортным средством. Потребителями продукции рынка малой авиации являются: частные лица, организации, сельскохозяйственные объединения, аэроклубы, а также государственные органы по всему миру.
Однако, на пути своего развития рынок малой авиации сталкивается со множеством проблем, включая даже сложности с идентификацией реализуемого на нем продукта. Официального определения понятия «малая авиация» в мировой практике не существует, поэтому в различных маркетинговых исследованиях, нормативных актах и программах развития отраслей в понятие «малая авиация» включают различные виды продукции.
В Российской Федерации и, в частности, в Красноярском крае данная отрасль является перспективной для развития.
На рынке Красноярского края имеется несколько компаний, работающих в данной сфере. Одна из них - ООО «Восток-Авиа», которая будет рассматриваться в данной работе. Основной вид деятельности «Восток-Авиа» - перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию (по коду ОКВЭД ред.2: 51.10.2), но стоит отметить, что с недавнего времени компания позиционирует свои услуги еще и в качестве развлекательных. Однако предприятие недостаточно известно в г. Красноярск, исходя из чего выводится проблемы и актуальность дипломного проекта - «в связи с низкой известностью на рынке развлекательных услуг малой авиации ООО «Восток-Авиа» необходимо разработать стратегию продвижения».
Целью данной работы будет разработка эффективной стратегии продвижения услуг компании «ООО «Восток-Авиа».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать тенденции развития российского рынка услуг малой авиации;
- выявить целевые сегменты потребителей услуг малой авиации в г. Красноярске и оценить их потенциал;
- выполнить позиционирование и анализ конкурентных преимуществ ООО «Восток-Авиа» на рынке услуг малой авиации г. Красноярска;
- разработать стратегию продвижения услуг предприятия малой авиации ООО «Восток-Авиа»;
- оценить эффективность разработанной стратегии продвижения.
Объект исследования - ООО «Восток-Авиа».
Предмет исследования - развлекательные услуги ООО «Восток-Авиа».
Развитие малой авиации как в России в целом, так и в Красноярском крае является довольно-таки перспективной отраслью. Если сравнивать современное состояние малой авиации с тем состоянием, в котором она находилась в советское время, то сейчас, конечно, она в худшем положении.
Развитие в Красноярском крае необходимо, как минимум, для перелётов между отдалёнными населенными пунктами, куда не ходит железнодорожный транспорт, и проблематично добираться на автобусах или автомобилях, в связи с отсутствием дорого и наличием нескольких переправ. Также необходимо поддерживать связь с северными районами края.
И, если малая авиация вышла на рынок, позиционируя себя в качестве развлечения, то нужно разрабатывать стратегию дальнейшего развития, и продолжать занимать данную нишу.
В ходе работы был изучен рынок малой авиации Красноярского края, рассмотрены конкурентные преимущества предприятия ООО «Восток-Авиа», был проведен сравнительный анализ аэродромов «Вознесенка» и «Кузнецово», в ходе которого выявлено, что «Вознесенка» более привлекательна для посетителей. Однако, интегральный показатель относительной конкуренции был проведён всего по трём потребительским свойствам. Это значит, что при выборе других свойств, наиболее конкурентоспособным может оказаться аэродром «Кузнецово». Необходимо более глубокое конкурентное исследование.
Также в работе была разработана стратегия продвижения услуг предприятия ООО «Восток-Авиа» и оценена её эффективность. Был сделан вывод, что предприятию необходимо больше средств вкладывать в рекламу, чтобы добиться повышения узнаваемости своего аэродрома, тем самым добиться увеличения числа потребителей, а следовательно, увеличить прибыль.
1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 18 июля 2009 г., 07 февраля 2012 г.)
2. Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 319(В редакции, введенной в действие с 18 апреля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 398.// [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/499091761
3. Госпрограмма "Развитие авиационной промышленности на 2013¬2025 годы" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г.№2509-р)
4. Подпрограмма «Гражданская авиация и аэронавигационное
обслуживание //[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/499091761
5. Подпрограмма 6 «Малая авиация» государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 года»//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: gama-aero.ru>ru/prj_05.pdf
6. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года №734-р. с изменениями от от 11 июня 2014 г. N 1032-р
7. Федеральная целевая программа «Модернизация единой системы
организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)»)».//[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/499091761
8. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» .// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499091761
9. Авиалесохрана [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://xn--90aodpco8c 1 a.xn--p 1 ai/article.php?ID=23674
10. Авиасообщение СССР - XX век и Россия - XXI век [Электронный ресурс]: Журнал - Москва, 2016. - Режим доступа:https://burckina-new.livej ournal .com/409557.html
11. Аляска [Электронный ресурс]: Рекламное агентство. - Красноярск,
2018. - Режим доступа:http://alaska24.ru/content/naruzhnaya-reklama-ot-ra-
alyaska-do stupnaya-tsena
12. Аналитический вестник Совета Федерации//[Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.council.gov.ru
13. Афанасьев В. Малая авиация севера [Текст] / В.Афанасьев / /Воздушный транспорт. - 2008. - №9. - С.9
14. Бадулина, А. В. Современное состояние и перспективы развития международного рынка малой авиации / А. В. Бадулина // Российский внешнеэкономический вестник: Журнал / Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации. - Москва, 2014. - С. 68 -79
15. Бендиков М.А. К проблеме выбора стратегии развития авиационной промышленности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №3.
16. Берне Л.П., Боев ДА., Ганшин Н.С Отечественные авиационные двигатели XX век. Авико Пресс, 2003. 208 с.
17. Блонский, Л. Авиация России / Л. Блонский. - М.: Дом Славянской книги, 2008. - 480 с. 22. Будущее АОН//СААС Flight magazine. - Пекин: CAAC,
2010. № 11, с. 54
18. Богуспаев В.А. 85 лет на службе авиации // Авиапанорама, 2001, N2 3. С 74—75.
19. Большой скачок в Поднебесной или когда мы будем летать на китайских самолетах/С. Арасланов// Авиация общего назначения. - Харьков:
2011. №1. С. 4-21.
20. Горецкий, Л. И. Эксплуатация аэродромов: Учебник для вузов. — 2¬е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986. - 280 с.
21. Горшкова, И.В. Проблемы управления развитием малой авиации и авиатранспорта малонаселенных регионов России / И. В. Горшкова // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - с. 36-51;
22. Госконтракт на поставку самолетов Cessna-172S [Электронный ресурс]: Официальный». - Москва, 2017. - Режим доступа: http://www.sigmaclassic.com/.
23. Государственное предприятие Красноярского края КрасАвиа [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Красноярск, 2017. - Режим доступа:http: //ak-krasavia.ru/
24. Грызлов Б. Возрождение отечественного авиапрома приоритет государственной политики // Авиапанорама. 2009. №3. С. 4-5.
25. Губенко, А. В. Экономика воздушного транспорта: учеб. пособие / А. И. Губенко, М. П. Смуров, Д. Черкашин - Питер, 2009. - 288с
26. Данилова С. Доходное место: Большие обещания малой авиации [Текст] / С.Данилова // Ведомости. - 2005. - №96. - С.42
27. Доклад заместителя Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта О.О. Клима. // Российская Авиация SVAVIA.RU. - 2009. [Электронный ресурс]. URL:http://www.svavia.ru/info/lib/favt_02.html
28. Долбня Н.В. Эффективность применения авиации в отраслях народного хозяйства / Н.В. Долбня. М.: Воздуш. трансп., 1990. - 264
29. Жак Фиценс. Человеческий капитал: как измерить и увеличить его стоимость (пер. с англ.) / Технологии корпоративного управления. 2008. - №10. - С. 5-6
30. Законодательное собрание Красноярского края// [Электронный ресурс].- Режим доступа:http: //www.sobranie.info
31. Зарубежный опыт развития малой авиации//О.Е. Горячева, Е.И. Богданова/ Сборник научных статей по итогам международной научнопрактической конференции. [Электронный ресурс]. «Роль и значение современной науки и техники для развития общества» - Екатеринбург МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2017
32. Ильина, Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: индустрия авиаперевозок [Текст]: учебник / Е.Н.Ильина. - М.: Советский спорт, 2005. - 176с.
33. Ильясов, Н. Малая авиация: развал до полного перерождения? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.bigness.ru/articles/2007 -10-23/smallavia /4467
34. Информационное агентство Русского Общественного Движения
«Возрождение. Золотой Век» [Электронный ресурс]: Русское агентство новостей - Москва, 2017. - Режим доступа:ЬДр://новости-россии.ш-
an.mfo/новости/малая-авиация-россии-проблемы-и-их-не-простые-решения/
35. Исследование аудитории Instagram: сервисом пользуется каждый
десятый в России, большинство — женщины [Электронный ресурс]: Forbes. - США, 2016. - Режим доступа:http://www.forbes.ru/tehnologii/343331-
issledovanie-auditorii-instagram-servisom-polzuetsya-kazhdyy-desyatyy-v-rossii
36. Ключенок В.Д. 'Развитие малой авиации поднимет Россию на крыло' журнал 'Авиапанорама'№1, 2007 г
37. Козлов Дмитрий. Tecnam поставит «ЧелАвиа» 15 легких самолетов
Р2002 и Р2006: Портал Авиаі Іорт.Ки. URL:
http: //www.aviaport.ru/news/2013/09/10/263630. html
38. Костецкий А.Н. Инструменты SMM в реализации брендинговой стратегии потребительской вовлеченности и партнерства / Костецкий А.Н., Малкова Е. М. //Маркетинговые коммуникации. 2013. - № 7. — С. 271
39. Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. - М.: Юнити, 1999. - 326 с.
40. Красноярск Вознесенка [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Красноярск, 2017. - Режим доступаhttp://voznesenka24.ru/
41. Кудишин, И. В. Авиация / И.В. Кудишин. - М.: "РОСМЭН", 2008. - 679 c.
42. Кузнецово [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Красноярск, 2017. - Режим доступа:http: //www.kraspilot.ru/
43. Ларин В.М. и др. Научно-технический прогресс и его резервы в машиностроении. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 129 с.
44. Легкая авиация [Электронный ресурс]: Некоммерческое партнёрство - Самара, 2017. - Режим доступа:http://www.npla.smr.ru/index.html
45. Лобанов С.Д. Совершенствование управления авиатранспортным производством на базе современной концепции менеджмента // С.Д. Лобанов. - Монограф. - Ульяновск: УВАУ ГА (и), 2008. - 248 с.
46. Малая авиация России: пациент в коме// Новости.Аналитика // [Электронный ресурс].- Режим доступа: https: //smnews .ru/news/analitika/malaya- aviatsiya-rossii-patsient-v-kome/
47. Миронов С. Летать или не летать? Гражданский авиационный комплекс: состояние, проблемы, задачи законодательного регулирования // Российская газета. 2007. 30 мая (№ 4376).
48. Назаров В.П. Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: субъекты, ресурсы, технологии. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 5 дек. 2012). Под ред. д. полит. н. С.В. Смульского, д. полит. н. А.В. Шевченко. - М.: Проспект, 2013. - С.13
49. Назарова А. Bombardier оценивает рынок деловой авиации России:
Портал деловой авиации ATO.ru. URL:
http://www.ato.ru/content/bombardierocenivaet-rynok-delovoy-aviacii-rossii
50. Независимая [Электронный ресурс]: Газета - Москва, 2017. - Режим доступа:http://www.ng.ru/society/2018-02-28/100_avia280218.html
51. Никитин И.В., Доклад о развитии производства ВС АОН в России // Материалы заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, 11 октября 2013 г., г. Ульяновск, 2013. С. 43
52. О развитии малой авиации в Российской Федерации: Рябухин С.Н.// [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://federalbook.ru/
53. О результатах деятельности комиссии по АОН / Виталий
Бордунов//[Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.aex.ru/m/docs/8/2013/9/30/1888
54. Об уровнях готовности технологий и уровнях промышленной готовности: Сливицкий А.Б. Совершенствование инструментария выбора государственных приоритетов, механизмов разработки и реализации стратегий инновационного развития // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества. Тр. Первой междунар. научно-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - С.270-278
55. Обзор рынка гражданских авиаперевозок 2015-2034г.
"Объединенная авиастроительная корпорация" (ПАО «ОАК»)//[Электронный
ресурс]. - Режим доступа:http://www.uacrussia.ru/
56. Официальный сайт Международного авиационно-космического
салона МАКС-2013. URL:
http: //www.aviasalon.com/ru/static/page/arhiv_maks_2013 .html
57. Панатов Г. С. Центр гидроавиации //Гражданская авиация 1992, No 12. С. 1-4
58. Перов М.А. Международные организации в гражданской авиации // Гражданская авиация. - 2005. - №6. - С. 23-26.
59. Плотников А.Н. Экономические аспекты реформирования авиационной промышленности Китая // Проблемы современной экономики. 2007. №2 (22).
60. Портал АвиаПорт [Электронный ресурс]: Отраслевое агентство - Москва, 2015. - Режим доступа:https: //www.aviaport.ru/
61. Проблемы развития малой авиации как фактор экономического роста страны//О.Е. Горячева, Е.И. Богданова/Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2017г.
62. Проспект мира [Электронный ресурс]: Информационный портал -
Красноярск, 2017. - Режим доступа:https://prmira.ru/guide/8-mest-v-
krasnoyarskom-krae-kuda-mozhno-sletat-na-samolete/
63. Пядушкин М. ОАК и ИФК рассчитывают на Ту-204 //
Авиатранспортное обозрение. 2009. №98. С. 32-35.
64. Пядушкин М. Новый партнер // Авиатранспортное обозрение. 2008. №86. С. 45-48.
65. Развитие отечественной авиации: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Аналитический вестник № 12 - Москва, 2016. - Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/EABALKSBp4HNKDqv7ZKeJGzrZCnds4In.pdf
66. Районы города [Электронный ресурс]: Официальный сайт. -
Красноярск, 2018. - Режим доступа:
http: //www.admkrsk. ru/city/areas/Pages/default.aspx
67. Росавиация подготовит программу по развитию малой авиации в России [Электронный ресурс]: Риа-новости. - Электрон. дан. - Красноярск: 2006. - Режим доступа:http://www.rian.ru/society/20061208/56641074.html
68. Росавиация подготовит программу по развитию малой авиации в России [Электронный ресурс]: Риа-новости. - Электрон. дан. - Красноярск: 2006. - Режим доступа:http://www.rian.ru/society/20061208/56641074.html
69. Рукин. О.Ф. Развитие воздушного транспорта России // Гражданская авиация. - 2005. - №7. - С. 18-20.
70. Росавиация подготовит программу по развитию малой авиации в России [Электронный ресурс]: Риа-новости. - Электрон. дан. - Красноярск: 2006. - Режим доступа:http://www.rian.ru/society/20061208/56641074.html
71. Рябинин А.Р. Анализ состояния и разработка организационных основ управления качеством российских авиационных предприятий: Автореф. дис. к.э.н. - М., 2003
72. Рябинская, Я. Большие надежды на малые самолеты [Электронный ресурс].- Режим доступа:www.kommuna.ru
73. Сайт ТАСС [Электронный ресурс]: Информационное агентство России - Москва, 2017. - Режим доступа:http://tass.ru/ekonomika/4764388
74. Сбис [Электронынй ресурс]: Сеть деловых коммуникаций. - Красноярск, 2017. - Режим доступа:
https://sbis.ru/contragents/2465141128/246501001
75. Сбис [Электронынй ресурс]: Сеть деловых коммуникаций. -
Красноярск, 2017. - Режим доступа:
https://sbis.ru/contragents/2404015912/240401001
76. Силы небесные - Наш Красноярский край//[Электронный ресурс].- Режим доступа:http: //gnkk.ru/articles/sily-nebesnye.html
77. Скуратова Е. Полвека в небе / Е. Скуратова // АиФ на Енисее: Газета. - Красноярск, 2017. - № 38 ( 1923)
78. Смирнов, М. Маркетинг / М. Смирнов // Маркетинг. - 2014. - № 5. - С. 75-83.
79. Смирнов В. АОН или авиация общего назначения, в России и за
рубежом// [Электронный ресурс].- режим доступа: Avia.pro.-
http://avia.pro/blog/aon-ili-aviaciya-obshchego-naznacheniya-v-rossii-i-za-rubezhom
80. Студеникин, М. Малой авиации создадут «зеленую улицу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businessmagazine.ru/ trends/forecasts /pub283514/
81. Типография и Дизайн Реклама-К [Электронный ресурс]: Типография. - Красноярск, 2018. - Режим доступа:https: //reklama-k.ru/
82. Торговые центры Красноярска [Электронный ресурс]: Сайт. - Красноярск, 2018. - Режим доступа :http: //www.mall s .ru/city/krasnoyarsk. shtml
83. Туров, Н.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в гражданской авиации / А. М. Туров // Транспортное дело России. - 2017 (1). - с. 100-105
84. Федеральное агентство воздушного транспорта [Электронный ресурс]: Министерство транспорта Российской Федерации - Москва, 2017. - Режим доступа:http://www.favt.ru/
85. Фелтон Марсель. Роль и выгоды авиации общего назначения.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.avion.ru/info/docs/publications/aon.html
86. Фетисов А. Бум продолжается // Авиастроительное обозрение.- 2005.-№56, с.28
87. Фетисов А. В поисках значатся [Текст] / А.Фетисов // Авиатранспортное обозрение. - 2006. - №74. - С.57
88. Форум технологического лидерства России//[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.технодоктрина.рф
89. Форум технологического лидерства России//[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.технодоктрина.рф
90. Халинов Д. В. Маркетинг в социальных сетях. / Халинов Д. В - М: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 376 с
91. Черкасова М. Аэропорты разберут по округам. // Газета «Коммерсантъ». - 2012. [Электронный ресурс].:
http: //www.kommersant.ru/doc/1997402
92. Шапкин В. Сама по себе: авиация общего назначения выпала из правового поля [Текст] / В.Шапкин // Воздушный транспорт. - 2008. - №5. - С.4
93. Шитов В. Аккорд-201 - воздушный внедорожник, или самолет на все случаи жизни [Текст] / В.Шитов // Гражданская авиация. - 2007. - №10. - С.36
94. Экономическая теория Карла Маркса //[Электронный ресур].-
Режим доступа: http://economy-ru.com/ekonomicheskaya-
teoriyarf/ekonomicheskaya-teoriya-karla-50475.html
95. Эксперт Online [Электронный ресурс]: Журнал. - Москва, 2018. - Режим доступа:http://expert.ru/ural/2017/36/i -kak-ikarx/
96. Юрчик, А. Перспективы развития внутрироссийских пассажирских авиаперевозок [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
97. Ямбаева Р. Авиация общего назначения [Текст] / Р.Ямбаева // Авиатранспортное обозрение. - 2000. - №26. - С.58
98. BrandAnalytics [Электронный ресурс]: Система мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ. - Москва, 2018. - Режим доступа: https://br-analytics.ru/statistics/am?hub _id=3&date=201804&period_type=month
99. NordStar [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Красноярск, 2017. - Режим доступа:https: //www.nordstar.ru/
100. SEO Auditor [Электронный ресурс]: Аналитический журнал. - Санкт Петербург, 2018. - Режим доступа:http://gs.seo-auditor.com.ru/socials/