Введение 3
1 Становление института президентства в России 7
1.1 Исторические условие и политические факторы становления
института президентства в Российской Федерации 7
1.2 Опыт реализации института президентства в зарубежных
странах 17
1.3 Конституционная модель реализации института президентства
в России 26
2 Проблемы реализации конституционных прерогатив Президента
Российской Федерации 38
2.1 Функции и полномочия Президента 38
2.2 Порядок избрания Президента. Прекращение его полномочий 50
Заключение 67
Список использованных источников 71
В настоящее время значительно возросло внимание к институту президентства в России, как научных исследователей, так и гражданского общества. Исследование деятельности и развития института президентства Российской Федерации в структуре органов государственной власти является одним из основных направлений в работах правоведов.
Однако, следует отметить, что несмотря на то, что данной тематике посвящено значительное количество статей, делается много научных исследований, в работах политологов и юристов недостаточно отражены конституционно - правовые аспекты функционирования этого государственного института.
Актуальность темы обусловлена тем, что во - первых, анализ деятельности, научного обобщения конституционно-правовых аспектов формирования и функционирования института президентства, действующего в нашей стране почти 30 лет, нужно изучать с целью актуализации знаний о нём. Во - вторых, существует большое количество пробелов в законодательстве, регулирующем полномочия, порядок прекращения полномочий президента. Эти факторы обусловили потребность в анализе истории формирования и функционирования рассматриваемого института в современной политико¬государственной системе.
Степень научной разработанности темы. Теоретической основой данной работы явились, прежде всего, общие работы по конституционному праву таких ведущих юристов как, М.В. Баглай, О.Е. Кутафин, Е.А. Козлова, О.Г. Румянцев, Л.А. Окуньков.
Достаточный интерес представляют исследования различных параметров президентства в Российской Федерации: история идеи института президентства - В.В. Ишутин, Н.А. Сахаров, А.Я. Аврех, В.П. Сальников, Д.И. Илимский; становление и развитие института президентства - М.Н. Марченко, И.Д. Хутинаев, Б.П. Елисеев, А.В. Зуйков, Г.В. Дегтев, В.П. Сальников, В.Д. Зорькин, С.В. Мордкович; эволюция института президентства - С.А. Авакьян, Л.А. Окуньков, А.В. Зуйков, А.В. Жабров, Д.А. Ежов, М.П. Фомиченко, А.А. Марышев; соотношение института президентства и системы правления, институт президентства в системе государственной власти - И.Д. Хутинаев, Ю.И. Скуратов, В.И. Кайнов, И.И. Кененова; институт президентства в системе разделения властей - В.И. Чиркин, З.Л. Шхагапсоев, Ю.И. Матвеенко, НЮ. Васильева, О.Н. Тарасов; досрочное прекращение Президентом РФ своих полномочий - С.А. Авакьян, О.Е. Кутафин, М.В. Баглай, Г.С. Родионова, И.Е. Полунина, Ю.А. Куликова, Л.А. Голубева.
Значительное внимание в публикациях российских исследователей уделяется юридическому анализу конституционного статуса и полномочий президентов (США, Франции, Германии и других стран), исследованию закрепленного в Конституции механизма взаимодействия Президента с другими государственными органами, даётся политическая оценка места и роли Президента в системе разделения властей - В.Е. Чиркин, А.А. Мишин, М.К. Краснов, Б.А. Страшун, М.М. Тхаркахо, Е.Б. Зюзина, Ю.И. Матвеенко, И.И. Кененова.
Объект магистерского исследования - конституционно - правовые аспекты формирования и функционирования института президентства Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы российского и зарубежного права, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента. Акты конституционного правосудия относительно отдельных вопросов осуществления Президентом Российской Федерации полномочий как главы государства, научные труды отечественных авторов.
Основной целью магистерского исследования является обобщение 27 летнего опыта функционирования института президентства в России, структурирование знаний о данном институте, изучение конституционно-
правовых аспектов формирования и функционирования в политической системе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать историческое развитие института президентства в
Российской Федерации и особенности его зарождения и становления;
- изучить опыт функционирования института президентства в
зарубежных странах;
- рассмотреть вопросы реализации функций и полномочий Президента в России, выявить противоречия и коллизии в нормах законодательства;
- рассмотреть пробелы в процедуре выборов и прекращения полномочий Президента РФ и найти пути их решения.
Методологическую основу исследования составили научные методы: диалектический, метод анализа и синтеза, дедукции и индукции, исторический, сравнительно-правовой метод.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, конституционное законодательство зарубежных стран.
Эмпирическая база исследования включает постановления
Конституционного Суда Российской Федерации.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что она представляет собой логически завершенное и обоснованное конституционно-правовое исследование института президентства в России.
Предложены пути решения пробелов в законодательстве.
Положения, выносимые на защиту:
1. Учреждение поста Президента России, сыграло важную роль в становлении российской государственности, изменении системы государственных органов и перераспределения полномочий между ними.
2. Президентская власть оказала кардинальное воздействие на политический режим, стала решающим фактором проведения радикальных экономических реформ.
3. В настоящее время в системе государственной власти РФ институт президентства занимает доминирующее положение.
4. Президент РФ обладает широким кругом полномочий. Трактование президентских полномочий имеет пространный характер, что говорит о скрытых полномочиях.
5. Расширение круга президентских полномочий требует совершенствования нормативно-правовой базы института президентства, включая вопрос о разработке и принятии Федерального конституционного закона "О Президенте Российской Федерации", в котором будут детально определены полномочия главы государства.
6. В вопросе досрочного прекращения полномочий Президента существуют правовые пробелы. Механизм ухода в отставку Президента, а равно и досрочного прекращения его полномочий по состоянию здоровья на уровне Конституции не закреплен.
Структура магистерской работы определяется целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения; двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Выводы исследования были апробированы на ряде научных конференций. Подразумеваются заочная II Международная научно-практическая конференция «Юридические науки, правовое государство и современное законодательство» 2018 г.; I Международная научно-практическая молодежная конференция 2017 г. Выводы исследования опубликованы в научных статьях автора. Они указаны в списке использованных источников.
Возникновение в России института президента связано рядом субъективных и объективных причин: значительное ослабление роли исполнительной власти, кризис в государстве, проблемы в механизме реализации законов. Верховный Совет, органы государственной власти не смогли разрешить на возникшие проблемы. Поэтому возникла необходимость в сильной личности главы государства, который укрепит государственность, будет представлять интересы страны на международной арене.
Изменения в общественно-политическом и экономическом укладе привели к созданию новой модели государственной власти, в которой доминирующее положение занял институт президентства
Появление поста Президента послужило укреплению государственности, формированию федерализма, установления единства конституционного пространства, появлению новой вертикали власти.
Особая значимость института президентства для России состояла в том, что при разделении властей президент стал выполнять важные функции координации в государственном механизме.
Особенность рассматриваемого института состоит в том, что его развитие происходило в специфических условиях государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного к демократическому государственному устройству. Это обстоятельство приводит к дискуссиям о роли президентства в России. Сторонники сильной президентской власти видят в институте президентства широкие возможности для обеспечения единства государственной власти в переходный период, укрепления российской государственности в целом, для дальнейшего продвижения страны по пути реформ.
Противники сильного института президентства, утверждают, что Конституция установила своего рода «президентское всевластие», что Президент обладает царскими полномочиями, не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти.
В современной России возросла значимость главы государства, институт президента признан главенствующим в системе органов государственной власти.
Появление института президентства усилило внимание юристов и политологов к истории развития политических систем в демократических зарубежных странах. Изучение опыта развития власти президента в США и других странах будет полезным для совершенствования государственной власти в России.
Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, которые закреплены в Конституции, однако полномочия не конкретизированы, не предусмотрен четкий механизм их осуществления. Пространный характер президентских полномочий позволяет говорить о скрытых полномочиях.
Расширение круга полномочий главы государства за границы конституционных предписаний, возникло вследствие неконкретности ст. 80 Конституции, что позволило Конституционному Суду дать расширенную интерпретацию.
Возможным решением в данной ситуации будет принятие Федерального конституционного закона "О Президенте Российской Федерации". Это позволит совершенствовать нормативно-правовую базу института президентства.
В связи с чрезвычайной избыточностью президентских полномочий (внесение представлений о создании, реорганизации и ликвидации государственных академий наук и учреждение поста Президента РАН; определение порядка формирования Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений; утверждение перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования; назначение на должность и освобождения от должности ректоров Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета; определение порядка утверждения перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления) назрела необходимость сокращения их числа.
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и других федеральных законов. Здесь существует законодательные пробелы: не установлен предельный возраст для Президента, срок пребывания в должности Президента. Предлагаем установить предельный возраст для Президента в 65 лет, срок полномочий 4 года, пребывание в должности не более 2 сроков.
Еще одной важной проблемой является прекращение полномочий Президента.
В Конституции указаны три основания прекращения полномочий президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и отрешение от должности.
Процедура отставки в Конституции РФ не предусмотрена. Механизм ухода в отставку Президента на уровне Конституции не закреплен.
В Конституции Российской Федерации прописан сложный механизм отрешения от должности Президента. Необходимо признать, что данная процедура сложна и, практически не реализуема. Предлагается ответственность за отрешение от должности Президента возложить на Совет Федерации, либо решение о досрочном прекращении президентских полномочий принимают Совет Федерации и Государственная Дума.
Следующее основание прекращения полномочий Президента - стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять данные ему полномочия. Очевидно, 34 статья Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" не регулирует временное исполнение обязанностей Президента России Председателем Правительства РФ. Выявленные пробелы в законодательстве возможно устранить, законодательно регламентируя механизм временного исполнения обязанностей Президента.
Очевидно, что нормы Основного закона Российской Федерации, конституционные и федеральные законы, регламентирующие институт президентства требуют пересмотра и внесения значительных изменений.
Дилемма нормативно - правового регулирования оснований досрочного прекращения исполнения полномочий главы государства в федеральном законодательстве в текущий момент актуальна, так как Президент является верховной властью, определяющей общее направление работы всего государственного механизма. Очевидно, необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы института президентства в Российской Федерации с целью существенного снижения роли Президента в политической системе страны, чтобы не допустить формирования в стране режима личной власти главы государства, не ограниченной никакими иными институтами.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ ред. от 31.12.2017 //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы [Электронный ресурс]: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ " //Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ [Электронный ресурс] //Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. О выборах Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
7. О гражданстве Российской Федерации" [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.05.2002 N 62-ФЗред. от 29.07.2017// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. О международных договорах Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ ред. от 12.03.2014// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. О политических партиях [Электронный ресурс]: федер. закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 05.12.2017)//Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
11. Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР: Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 // ВСНД и ВС СССР.1990. № 12. ст. 189.
12. О Президенте РСФСР: Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098-1 //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 17. ст. 512.
13. О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 15.02.1994 N 319 (ред. от 06.05.2000): //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
14. Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Указ Президента от 31.12. 1996 г. № 1761 //Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://base.garant.ru/110001/
15. Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318// Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/
16. Об учреждении эмблемы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 05.05.2009 N 502 //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
17. Об утверждении описания символа президентской власти - Знака
Президента Российской Федерации и описания специального знака Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 27.07.1999 N 906 (ред. от 16.12.2011) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
18. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 ред. от 03.09.2017// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
19. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ [Электронный ресурс]: Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
20. Конституция США [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://studfiles.net/preview/5270341/
21. Конституция Французской республики [Электронный ресурс]: от 4 ноября 1848 электронный ресурс http://worldconstitutions.ru
22. Конституция Хорватии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttp://worldconstitutions.ru/
Судебная практика
23. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской
Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и
территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"[Электронный ресурс]: Постановление
Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П//Справочная правовая система «КонсультанПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/
24. По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента
Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом"[Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П.// Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
25. По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1)
Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2- П//Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://constitution.garant.ru
26. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской
Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по
совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"[Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П.// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
https://giod.consultant.ru
27. По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции
Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление
Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П//Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
28. По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации"[Электронный ресурс]: Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 г. N 134-0 // Режим доступа: http://constitution.garant.ru /act/president/12113545
29. Постановление Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г.
Дело "Анчугов и Гладков (Anchugov and Gladkov) против Российской Федерации" (жалоба NN 11157/04 и 15162/05) (Первая секция)
[Электронный ресурс]// Справочная правовая система «ГАРАНТ» - Режим доступа: http://base.garant.ru/70639826/
30. По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу "Анчугов и Гладков против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации" [Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 N 12-П // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
Список литературы
31. Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. - 1999. - № 3. - С. 89.
32. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб.пособие в 2 т. М., 2014. С. 328-329.
33. Авакьян С.А. Конституционно-правовые проблемы организации власти в Российской Федерации/Современные проблемы организации публичной власти. Монография/ Рук.авторского колл. и отв. редактор - д.ю.н., профессор Авакьян С.А. М.: Юстицинформ, 2014. - 596 с.
34. Авдеев Д.А. Республиканский монократизм или конституционализация российской формы правления//Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 3. Право. С. 54-62
35. Аврех А.Я. П.А Столыпин и судьбы реформы в России. - М., 1991. - с. 206-210.
36. Андреева И.Е. Проблемы развития президентской формы правления в Российской Федерации в условиях реализации глобализационных проектов XXI века/И.Е. Андреева//Армия и общество. - 2012. - № 2. - С. 3.
37. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:учеб.для вузов / М. В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. - 784 с.
38. Бобылева К.Н. Становление и развитие института президентства в Российской Федерации.//Актуальные проблемы российского права. 2007. №1. С. 87.
39. Виноградов О.В. Конституционные основания и порядок прекращения
полномочий Президента РФ //Вестник Санкт-Петербургской
Юридической Академии.2011. № 1 (10). С. 32.
40. Водяницкий В.А. История становления института президентства в России// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3.С.192-195
41. Гаджиев Х.А. Становление и особенности института президентства в PoccHH//PolitBook. 2016.№ 1.С.121 - 123.
42. Голубева Л.А.Прекращение полномочий Президента Российской
Федерации: правовые пробелы// Российский журнал правовых
исследований. 2015. №1(2). С.165
43. Грачёв Н.П. Принцип единства государственной власти как реальная правовая основа её организации и деятельности//Российский журнал правовых исследований. 2017. № 2 (11). С. 9 - 17
44. Григонис Э.П., Чибинёв В.М. Форма правления в Российской Федерации и перспективы ее изменения//Мир юридической науки. 2012. № 3. С. 4-8
45. Гришаева О.Н. Общее и особенное в развитии института президентства во Франции и России// Filo Ariadne. 2016. № 2. С. 263-273.
46. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М. Юристъ, 2005.237с.
47. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997. С. 151.
48. Жабров А.В. Эволюция института президентализма в современной
России// Известия Тульского государственного университета.
Гуманитарные науки. 2010. №2. С. 227-233.
49. Зуйков А.В. Институт президентства в России: конституционная модель, современные реалии и перспективы развития // Конституционный вестник. Специальный выпуск. 2008. N 1 (19). С. 176.
50. Зуйков А.В. Президент для России: от идеи до Главы 4. Часть 1. Рождение института (1990-1991 годы).//Сравнительное конституционное Обозрение. 2009. №2(69). С. 22-23.
51. Зуйков А. Российская модель института президентства по Конституции 1993 года: основные положения. //Сравнительное конституционное Обозрение. 2008. №5(66). С. 36.
52. Илимский Д.И. Новейшие преобразования русского государственного строя. Т. XV. - СПб., 1906
53. Искандеров А.А. Российская монархия, реформа и революция //Вопросы истории. - 1993. - № 17.
54. Кененова И.П.Пути разрешения проблем взаимодействия между органами государственной власти федерального уровня и реформа Конституции /Современные проблемы организации публичной власти. Монография / Рук. авторского колл. и отв. редактор - д.ю.н., профессор Авакьян С.А. М.: Юстицинформ, 2014. С.159
55. Кондрашев А.А. Особенности современного формирования
политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право.
2012. № 5. С. 21-32
56. Кондрашев А.А. Отрешение от должности Президента Российской Федерации/А.А. Кондрашев//Государство и право. - 2012. - № 9. - С. 9.
57. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий постатейный.- 2-е изд., изм. и доп./рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев; науч. ред. Ю.И. Скуратов. М.Статут, 2013. 688 с.
58. Конституции зарубежных государств / Сост.В.В. Маклаков. - М.: БЕК, 2001. - 592 с.
59. Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. С. 18.
60. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента
России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное
конституционное обозрение. 2011. N 4. С. 91 - 100.
61. Краснов М.А. Персоналистический режим в России: опыт
институционального анализа//Политическая концептология 2012. № 1. С.160-277