РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА «КУЮМБА-ТАЙШЕТ» (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСНЕФТЬ-ВОСТОК»)
|
Введение 4
1 Теоретические основы оценки эффективности инвестиционных проектов в
нефтегазовом комплексе 6
1.1 Методические подходы к оценке эффективности инвестиционных
проектов 6
1.2 Законодательно-нормативная база инвестиционной деятельности
предприятия 27
1.3 Современное состояние нефтегазового комплекса России 31
2 Обоснование строительства магистрального нефтепровода «Куюмба-
Тайшет» 39
2.1 Характеристика ООО «Транснефть-Восток» как участника
инвестиционного проекта 39
2.2 Обоснование капитальных вложений строительства магистрального
нефтепровода «Куюмба-Т айшет» 48
3 Оценка эффективности инвестиционного проекта 60
3.1 Оценка коммерческой эффективности и налоговых
отчислений 60
3.2 Анализ чувствительности ЧДД проекта строительства магистрального
нефтепровода «Куюмба-Тайшет» 64
Заключение 67
Список сокращений 69
Список использованных источников 70
1 Теоретические основы оценки эффективности инвестиционных проектов в
нефтегазовом комплексе 6
1.1 Методические подходы к оценке эффективности инвестиционных
проектов 6
1.2 Законодательно-нормативная база инвестиционной деятельности
предприятия 27
1.3 Современное состояние нефтегазового комплекса России 31
2 Обоснование строительства магистрального нефтепровода «Куюмба-
Тайшет» 39
2.1 Характеристика ООО «Транснефть-Восток» как участника
инвестиционного проекта 39
2.2 Обоснование капитальных вложений строительства магистрального
нефтепровода «Куюмба-Т айшет» 48
3 Оценка эффективности инвестиционного проекта 60
3.1 Оценка коммерческой эффективности и налоговых
отчислений 60
3.2 Анализ чувствительности ЧДД проекта строительства магистрального
нефтепровода «Куюмба-Тайшет» 64
Заключение 67
Список сокращений 69
Список использованных источников 70
На сегодняшний день нефтегазовая отрасль играет важную роль в экономике России. Нефтегазовый комплекс продолжает оставаться фундаментальной основой российской бюджетной системы: 50,2% доходов федерального бюджета и свыше 25% доходов консолидированного бюджета РФ. Следовательно, существует необходимость поддержания и развития данной отрасли для сохранения экономического уровня страны.
На территории России немало углеводородных месторождений, которые нуждаются в присоединении к системам трубопроводов. Для продолжения их эффективной эксплуатации необходимы соответствующие технические решения. В данной работе рассмотрен пример одного из таких инвестиционных проектов, который решает проблему транспортировки нефти на экспорт от месторождений Красноярского края (Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское), присоединением к ТС «Восточная Сибирь - Тихий океан».
Работа посвящена оценке эффективности инвестиционного проекта, предполагающего строительство новой системы транспортировки нефти на экспорт - МН «Куюмба-Тайшет». Данный проект находится на стадии реализации.
Цель работы - определить целесообразность инвестирования средств в проект строительства нового магистрального нефтепровода, исходя из соображений коммерческой эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть современные методы оценки эффективности инвестиционных проектов;
- определить основные технико-экономические показатели проекта, включая инвестиционные затраты;
- рассчитать эксплуатационные затраты и амортизационные отчисления;
- рассчитать и обосновать ставку дисконтирования;
- рассчитать показатели коммерческой эффективности и налоговые поступления в бюджеты разных уровней;
- оценить риски проекта с помощью анализа чувствительности чистого дисконтированного дохода проекта.
Значительный вклад в решение ряда проблем, связанных с оценкой эффективности инвестиционных проектов и анализом инвестиционной деятельности предприятий внесли ученые-экономисты: Бланк И.А., Банк В.Р., Бариленко В.И., Блатов H.A., Бортник А.Н., Брейли Р., Ендовицкий Д.А., Кейнс Дж., Ковалев В.В., Коссов В.В., Липсиц И.В., Майерс С., Мельник М.В., Палия
B. Ф., Портер М., Новодворский В.Д, Соколов Я.В.Самуэльсон П., Фишер
C. , Хачатуров Т.С, Шумпетер Й., Ясин Е.Г. и многие другие.
Объектом исследования является дочернее общество ОАО «АК «Транснефть» ООО «Транснефть-Восток», основным видом деятельности которого является транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам.
Предметом исследования являются подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, список сокращений и приложения. Общий объем составляет 90 страницы машинописного текста.
В первой главе рассмотрены подходы к оценке инвестиционных проектов, законодательно-нормативная база инвестиционной деятельности предприятия и современное состояние нефтегазовой отрасли.
Во второй главе представлена характеристика ООО «Транснефть-Восток» как инвестора проекта, а также обоснованы капитальные вложения и эксплуатационные расходы строительства МН «Куюмба-Тайшет».
В третьей главе дана оценка эффективности инвестиционного проекта: коммерческой эффективности и налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, проведен анализ чувствительности чистого дисконтированного дохода проекта.
На территории России немало углеводородных месторождений, которые нуждаются в присоединении к системам трубопроводов. Для продолжения их эффективной эксплуатации необходимы соответствующие технические решения. В данной работе рассмотрен пример одного из таких инвестиционных проектов, который решает проблему транспортировки нефти на экспорт от месторождений Красноярского края (Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское), присоединением к ТС «Восточная Сибирь - Тихий океан».
Работа посвящена оценке эффективности инвестиционного проекта, предполагающего строительство новой системы транспортировки нефти на экспорт - МН «Куюмба-Тайшет». Данный проект находится на стадии реализации.
Цель работы - определить целесообразность инвестирования средств в проект строительства нового магистрального нефтепровода, исходя из соображений коммерческой эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть современные методы оценки эффективности инвестиционных проектов;
- определить основные технико-экономические показатели проекта, включая инвестиционные затраты;
- рассчитать эксплуатационные затраты и амортизационные отчисления;
- рассчитать и обосновать ставку дисконтирования;
- рассчитать показатели коммерческой эффективности и налоговые поступления в бюджеты разных уровней;
- оценить риски проекта с помощью анализа чувствительности чистого дисконтированного дохода проекта.
Значительный вклад в решение ряда проблем, связанных с оценкой эффективности инвестиционных проектов и анализом инвестиционной деятельности предприятий внесли ученые-экономисты: Бланк И.А., Банк В.Р., Бариленко В.И., Блатов H.A., Бортник А.Н., Брейли Р., Ендовицкий Д.А., Кейнс Дж., Ковалев В.В., Коссов В.В., Липсиц И.В., Майерс С., Мельник М.В., Палия
B. Ф., Портер М., Новодворский В.Д, Соколов Я.В.Самуэльсон П., Фишер
C. , Хачатуров Т.С, Шумпетер Й., Ясин Е.Г. и многие другие.
Объектом исследования является дочернее общество ОАО «АК «Транснефть» ООО «Транснефть-Восток», основным видом деятельности которого является транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам.
Предметом исследования являются подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, список сокращений и приложения. Общий объем составляет 90 страницы машинописного текста.
В первой главе рассмотрены подходы к оценке инвестиционных проектов, законодательно-нормативная база инвестиционной деятельности предприятия и современное состояние нефтегазовой отрасли.
Во второй главе представлена характеристика ООО «Транснефть-Восток» как инвестора проекта, а также обоснованы капитальные вложения и эксплуатационные расходы строительства МН «Куюмба-Тайшет».
В третьей главе дана оценка эффективности инвестиционного проекта: коммерческой эффективности и налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, проведен анализ чувствительности чистого дисконтированного дохода проекта.
В рамках работы были рассмотрены теоретические основы оценки эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе России.
В Энергетической концепции России на период до 2030 года предусматривается сокращение доли европейского направления в общем объеме экспорта российских топливно-энергетических ресурсов за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Проблема транспортировки нефти и газа от месторождений на экспорт в восточном направлении становится сейчас чрезвычайно актуальной в связи с заключенным контрактом с КНР.
Объект исследования - ООО «Транснефть-Восток», основным видом деятельности которого является транспортировка нефти по магистральным трубопроводам. В работе дана характеристика Общества как инвестора. Сделан вывод о том, что ООО «Транснефть-Восток» является единственным инвестором, а 50% вложений составляет собственный капитал Общества.
Реализация проекта строительства МН «Куюмба - Тайшет» позволит обеспечить транспортировку нефти Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений в ТС ВСТО и далее на НПЗ России и на экспорт.
Техническими решениями предполагается строительство: нефтепровода, общей протяженностью 710,6 км, две НПС с емкостью, включающие в себя ГНПС-1 и НПС-2, две НПС без емкости, включающие НПС-3 и НПС-4, расширение ГНПС «Тайшет» со строительством СППК, ФГУ, оперативным узлом учета количества и качества нефти, узла РД, ЛЭС, ЦРС, БПО, объектов связи.
Инвестиционные затраты на строительство МН «Куюмба - Тайшет» в прогнозных ценах составят 119 041 млн. руб. с НДС.
Оценка эффективности инвестиционного проекта проведена с использованием динамических методов. Что касается, коммерческой эффективности, то при величине тарифа на транспортировку нефти по МН «Куюмба - Тайшет» и ТС ВСТО в размере 1915,7 руб./тонну чистый дисконтированный доход проекта составляет - 52 724 млн. руб.,
дисконтированный срок окупаемости - 14 лет 2 месяца, а внутренняя норма рентабельности 16,28%.
В бюджеты Российской Федерации при реализации проекта в период эксплуатации будет дополнительно поступать в среднем около 9 858 млн. руб. ежегодно.
Проведя анализ чувствительности, выявили, что проект наиболее чувствителен к изменению величины тарифа, где Кэ=3,97, и наименее чувствителен к изменению эксплуатационных расходов, где Кэ= - 0,65.
Таким образом, проект строительства магистрального нефтепровода «Куюмба - Тайшет» характеризуется положительными показателями экономической эффективности, и поэтому принят и разрабатывается ООО «Транснефть - Восток». Данный проект позволит увеличить объем транспортировки и грузооборот предприятия, и как следствие прибыль компании, а также частично решит проблему экспорта нефти в страны АТР.
В Энергетической концепции России на период до 2030 года предусматривается сокращение доли европейского направления в общем объеме экспорта российских топливно-энергетических ресурсов за счет диверсификации экспортных энергетических рынков в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Проблема транспортировки нефти и газа от месторождений на экспорт в восточном направлении становится сейчас чрезвычайно актуальной в связи с заключенным контрактом с КНР.
Объект исследования - ООО «Транснефть-Восток», основным видом деятельности которого является транспортировка нефти по магистральным трубопроводам. В работе дана характеристика Общества как инвестора. Сделан вывод о том, что ООО «Транснефть-Восток» является единственным инвестором, а 50% вложений составляет собственный капитал Общества.
Реализация проекта строительства МН «Куюмба - Тайшет» позволит обеспечить транспортировку нефти Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений в ТС ВСТО и далее на НПЗ России и на экспорт.
Техническими решениями предполагается строительство: нефтепровода, общей протяженностью 710,6 км, две НПС с емкостью, включающие в себя ГНПС-1 и НПС-2, две НПС без емкости, включающие НПС-3 и НПС-4, расширение ГНПС «Тайшет» со строительством СППК, ФГУ, оперативным узлом учета количества и качества нефти, узла РД, ЛЭС, ЦРС, БПО, объектов связи.
Инвестиционные затраты на строительство МН «Куюмба - Тайшет» в прогнозных ценах составят 119 041 млн. руб. с НДС.
Оценка эффективности инвестиционного проекта проведена с использованием динамических методов. Что касается, коммерческой эффективности, то при величине тарифа на транспортировку нефти по МН «Куюмба - Тайшет» и ТС ВСТО в размере 1915,7 руб./тонну чистый дисконтированный доход проекта составляет - 52 724 млн. руб.,
дисконтированный срок окупаемости - 14 лет 2 месяца, а внутренняя норма рентабельности 16,28%.
В бюджеты Российской Федерации при реализации проекта в период эксплуатации будет дополнительно поступать в среднем около 9 858 млн. руб. ежегодно.
Проведя анализ чувствительности, выявили, что проект наиболее чувствителен к изменению величины тарифа, где Кэ=3,97, и наименее чувствителен к изменению эксплуатационных расходов, где Кэ= - 0,65.
Таким образом, проект строительства магистрального нефтепровода «Куюмба - Тайшет» характеризуется положительными показателями экономической эффективности, и поэтому принят и разрабатывается ООО «Транснефть - Восток». Данный проект позволит увеличить объем транспортировки и грузооборот предприятия, и как следствие прибыль компании, а также частично решит проблему экспорта нефти в страны АТР.



