ЯЗЫКОВЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕНТАРИЕВ В СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. СОВРЕМЕННОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО
КОММУНИКАЦИИ 9
ЕЕ Гендерная лингвистика и проблема определения гендера в языке 9
Е2. Понятие прагматики в языкознании 26
2. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В
КОММЕНТАРИЯХ 29
2.Е Российское агентство международной информации «РИА Новости» как источник исследования гендера в языке 29
2.2. Отражение гендера в комментариях социальной сети «ВКонтакте» .... 31
2.2.1. Комментарий как жанр коммуникации в интернет-пространстве 32
2.2.2. Лексические средства выражения гендерных особенностей в
комментариях 34
2.2.3. Морфологические средства выражения гендерных
особенностей в комментариях 41
2.2.4. Синтаксические средства выражения гендерных особенностей в
комментариях 43
2.2.5. Особенности выражения гендера в комментариях 46
2.2.6. Способы выражения прагматики в комментариях пользователей
сети «ВКонтакте» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ЖАРГОНИЗМЫ»
ВВЕДЕНИЕ 6
1. СОВРЕМЕННОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВО
КОММУНИКАЦИИ 9
ЕЕ Гендерная лингвистика и проблема определения гендера в языке 9
Е2. Понятие прагматики в языкознании 26
2. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В
КОММЕНТАРИЯХ 29
2.Е Российское агентство международной информации «РИА Новости» как источник исследования гендера в языке 29
2.2. Отражение гендера в комментариях социальной сети «ВКонтакте» .... 31
2.2.1. Комментарий как жанр коммуникации в интернет-пространстве 32
2.2.2. Лексические средства выражения гендерных особенностей в
комментариях 34
2.2.3. Морфологические средства выражения гендерных
особенностей в комментариях 41
2.2.4. Синтаксические средства выражения гендерных особенностей в
комментариях 43
2.2.5. Особенности выражения гендера в комментариях 46
2.2.6. Способы выражения прагматики в комментариях пользователей
сети «ВКонтакте» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ЖАРГОНИЗМЫ»
В информационный век происходит кардинальное изменение диалога, меняется и площадка, на которой каждый может высказать своё мнение. Теперь таким пространством становятся интернет-посты и комментарии к ним на различных сайтах и интернет-порталах.
Несмотря на то что в Интернете можно скрыть свои настоящие данные, в том числе и пол, это не мешает с определённой долей вероятности распознать гендерную принадлежность того или иного автора высказывания, чему способствуют достижения такого раздела языкознания, как гендерная лингвистика.
Гендерная лингвистика - раздел науки о языке, который появился сравнительно недавно, но уже активно развивается и находит новые проблемы исследования. Центральным предметом ее исследования выступает пол человека и средства его проявления в языке и речи, в том числе в интернет-общении, одной из главных площадок которого являются социальные сети, без которых сегодня трудно представить современного человека. Интернет-коммуникация и в особенности комментарии пользователей соцсетей позволяют глубже изучить проблемы гендерной лингвистики.
Актуальность исследования обусловливается недостаточной изученностью вопросов, связанных со средствами вербализации гендерных особенностей лексики в интернет-коммуникации.
Объект исследования - прагматический компонент комментариев пользователей социальной сети «ВКонтакте», оставленных под новостями различной тематики в группе «РИА Новости».
В качестве предмета исследования выступают лексикограмматические средства выражения прагматического компонента в данных высказываниях.
Цель работы - выявить специфику функционирования и средства выражения гендерного компонента в речи интернет-пользователей. Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
^проанализировать лингвистические исследования, посвященные вопросам гендерной лингвистики;
2) дать общую характеристику информационного агентства «РИА Новости», особенностям его контента;
3) осуществить обзор комментариев пользователей социальной сети «ВКонтакте» на странице информационного агентства «РИА Новости»;
4) Проанализировать особенности и средства выражения гендерных особенностей высказываний (комментариев);
5) классифицировать средства выражения гендерных особенностей в интернет-коммуникации.
Решение данных задач осуществлялось при использовании описательного метода, приема сплошной выборки, приема контекстуального анализа лексики, а также элементов статистической обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов гендерной лингвистики, в исследовании интернет-коммуникации.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы проводилась на международной научно-практической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2019), студенческой научной конференции ЮУрГУ (Челябинск, 2019).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении исследовательской работы определены объект, предмет, сформулированы цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена анализу и обзору языковедческих исследований, посвященных гендерной лингвистике, а также прагматике. Во второй главе исследуются комментарии пользователей социальной сети «ВКонтакте» под записями группы «РИА Новости». Данные комментарии рассматриваются с точки зрения проявления в них гендерных особенностей. Дробление глав на параграфы обусловлено логикой решения поставленных задач.
Результаты работы, а также перспективы исследования представлены в заключении работы.
Библиографический список включает пятьдесят один источник.
Приложение к работе представляет собой две иллюстрации и методическое приложение в форме конспекта урока на тему «жаргонизмы
Несмотря на то что в Интернете можно скрыть свои настоящие данные, в том числе и пол, это не мешает с определённой долей вероятности распознать гендерную принадлежность того или иного автора высказывания, чему способствуют достижения такого раздела языкознания, как гендерная лингвистика.
Гендерная лингвистика - раздел науки о языке, который появился сравнительно недавно, но уже активно развивается и находит новые проблемы исследования. Центральным предметом ее исследования выступает пол человека и средства его проявления в языке и речи, в том числе в интернет-общении, одной из главных площадок которого являются социальные сети, без которых сегодня трудно представить современного человека. Интернет-коммуникация и в особенности комментарии пользователей соцсетей позволяют глубже изучить проблемы гендерной лингвистики.
Актуальность исследования обусловливается недостаточной изученностью вопросов, связанных со средствами вербализации гендерных особенностей лексики в интернет-коммуникации.
Объект исследования - прагматический компонент комментариев пользователей социальной сети «ВКонтакте», оставленных под новостями различной тематики в группе «РИА Новости».
В качестве предмета исследования выступают лексикограмматические средства выражения прагматического компонента в данных высказываниях.
Цель работы - выявить специфику функционирования и средства выражения гендерного компонента в речи интернет-пользователей. Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
^проанализировать лингвистические исследования, посвященные вопросам гендерной лингвистики;
2) дать общую характеристику информационного агентства «РИА Новости», особенностям его контента;
3) осуществить обзор комментариев пользователей социальной сети «ВКонтакте» на странице информационного агентства «РИА Новости»;
4) Проанализировать особенности и средства выражения гендерных особенностей высказываний (комментариев);
5) классифицировать средства выражения гендерных особенностей в интернет-коммуникации.
Решение данных задач осуществлялось при использовании описательного метода, приема сплошной выборки, приема контекстуального анализа лексики, а также элементов статистической обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов гендерной лингвистики, в исследовании интернет-коммуникации.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы проводилась на международной научно-практической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, 2019), студенческой научной конференции ЮУрГУ (Челябинск, 2019).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении исследовательской работы определены объект, предмет, сформулированы цель и задачи исследования.
Первая глава посвящена анализу и обзору языковедческих исследований, посвященных гендерной лингвистике, а также прагматике. Во второй главе исследуются комментарии пользователей социальной сети «ВКонтакте» под записями группы «РИА Новости». Данные комментарии рассматриваются с точки зрения проявления в них гендерных особенностей. Дробление глав на параграфы обусловлено логикой решения поставленных задач.
Результаты работы, а также перспективы исследования представлены в заключении работы.
Библиографический список включает пятьдесят один источник.
Приложение к работе представляет собой две иллюстрации и методическое приложение в форме конспекта урока на тему «жаргонизмы
Одним из перспективных направлений современной науки о языке выступает гендерная лингвистика. Под «гендером» в данном разделе языкознания понимается совокупность социальных ожиданий и норм, ценностей и реакций, которые формируют отдельные черты личности.
Особенность развития гендерных исследований последних лет - это специализация и применение гендерного подхода в области частно научных исследований. В лингвистике этот процесс проявляется в первую очередь в росте числа диссертационных исследований, заключающих в себе гендерную проблематику.
Современная коммуникация претерпевает существенные изменения. На первый план в качестве площадки для диалога выходит интернет- пространство, в том числе и социальные сети. Комментарии в социальных сетях являются одним из источников новостных сообщений и площадкой для обмена мнениями. Возможность комментирования записей в социальных сетях дают возможность любому интернет-пользователю высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
Главными принципами своей деятельности РИА Новости провозглашает «оперативность, объективность, независимость от политической конъюнктуры».
В комментариях отражаются гендерные особенности речи и зачастую они не соответствуют стереотипам. Мы привыкли считать, что женщины эмоциональны, а мужчины сдержаны, но благодаря нашему исследованию можно понять то, что в каждом правиле есть свои исключения.
Люди разного пола различаются тем, про что они говорят и в каких ситуациях. Мы привыкли думать, что женщины много разговаривают и часто перебивают - но наше исследование показало, что этот стереотип неверен. В компании мужчины говорят больше и перебивают чаще. А вот женщины чаще делают комплименты, что может показаться неожиданным.
В нашем исследовании были проанализированы комментарии из группы «ВКонтакте» «РИА Новости». Это Российское агентство международной информации «РИА Новости» (РАМИ «РИА Новости») - бывшая медиагруппа и одно из крупнейших информационных агентств мира со штаб-квартирой в Москве, ныне бренд МИА «Россия сегодня». Нами была выбрана новость «В Госдуме предложили проводить в школах уроки отцовства» и мы не случайно выбрали именно такую новость. Здесь мы можем наблюдать именно различие гендера в отношении вопросов семьи и отцовства в целом.
Результат исследования показал определенный набор признаков, которые чаще всего встречаются в мужской речи, о котором мы говорили ранее: использование сниженной лексики, негативно оценочная окраска.
Из особенностей мужской лексики можно выделить то, что мужчины переключаются тяжелее с темы на тему, - увлекаясь обсуждаемой темой, им свойственно игнорирование других тем, которые не имеют ничего общего с той, которую они обсуждают. В нашем исследовании этот факт был доказан. Мужчины обсуждали только ту тему, которая была заявлена в самом начале обсуждения, и попытки женщин увести их от темы не имели успехом.
Женская речь изобилует наличием большого количества вводных слов, местоименных подлежащих дополнений, определений, а также модальных конструкций, обстоятельств выражающих различную степень неуверенности, предположительности.
В женских высказываниях преобладают такие ценности, как семья и бытовые вопросы. Они более лояльно отнеслись к подобной новости, что указывает на природную мягкость.
В женских комментариях можно часто встретить риторический вопрос или риторическое восклицание. Мужские высказывания обладают выраженной экспрессивностью.
В данном информационном поводе в комментариях пользователей негативная оценка преобладает. Это может быть связано с несколькими факторами: бытовой (мужчины не готовы брать на себя ответственность по воспитанию детей), социально-культурный (мужчины привыкли, что детьми занимается только мать), психологический (женщины и мужчины чётко понимают свою роль в семье и не готовы меняться ими). В некоторых комментариях наблюдается дискриминация по половому признаку. Некоторые мужчины открыто выражают своё негодование в сторону женщин.
Наша работа показала, что речь мужчин и женщин очень разная и некоторые стереотипы так и останутся квазинаучными фактами, так как они не нашли подтверждения в ходе исследования.
Особенность развития гендерных исследований последних лет - это специализация и применение гендерного подхода в области частно научных исследований. В лингвистике этот процесс проявляется в первую очередь в росте числа диссертационных исследований, заключающих в себе гендерную проблематику.
Современная коммуникация претерпевает существенные изменения. На первый план в качестве площадки для диалога выходит интернет- пространство, в том числе и социальные сети. Комментарии в социальных сетях являются одним из источников новостных сообщений и площадкой для обмена мнениями. Возможность комментирования записей в социальных сетях дают возможность любому интернет-пользователю высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
Главными принципами своей деятельности РИА Новости провозглашает «оперативность, объективность, независимость от политической конъюнктуры».
В комментариях отражаются гендерные особенности речи и зачастую они не соответствуют стереотипам. Мы привыкли считать, что женщины эмоциональны, а мужчины сдержаны, но благодаря нашему исследованию можно понять то, что в каждом правиле есть свои исключения.
Люди разного пола различаются тем, про что они говорят и в каких ситуациях. Мы привыкли думать, что женщины много разговаривают и часто перебивают - но наше исследование показало, что этот стереотип неверен. В компании мужчины говорят больше и перебивают чаще. А вот женщины чаще делают комплименты, что может показаться неожиданным.
В нашем исследовании были проанализированы комментарии из группы «ВКонтакте» «РИА Новости». Это Российское агентство международной информации «РИА Новости» (РАМИ «РИА Новости») - бывшая медиагруппа и одно из крупнейших информационных агентств мира со штаб-квартирой в Москве, ныне бренд МИА «Россия сегодня». Нами была выбрана новость «В Госдуме предложили проводить в школах уроки отцовства» и мы не случайно выбрали именно такую новость. Здесь мы можем наблюдать именно различие гендера в отношении вопросов семьи и отцовства в целом.
Результат исследования показал определенный набор признаков, которые чаще всего встречаются в мужской речи, о котором мы говорили ранее: использование сниженной лексики, негативно оценочная окраска.
Из особенностей мужской лексики можно выделить то, что мужчины переключаются тяжелее с темы на тему, - увлекаясь обсуждаемой темой, им свойственно игнорирование других тем, которые не имеют ничего общего с той, которую они обсуждают. В нашем исследовании этот факт был доказан. Мужчины обсуждали только ту тему, которая была заявлена в самом начале обсуждения, и попытки женщин увести их от темы не имели успехом.
Женская речь изобилует наличием большого количества вводных слов, местоименных подлежащих дополнений, определений, а также модальных конструкций, обстоятельств выражающих различную степень неуверенности, предположительности.
В женских высказываниях преобладают такие ценности, как семья и бытовые вопросы. Они более лояльно отнеслись к подобной новости, что указывает на природную мягкость.
В женских комментариях можно часто встретить риторический вопрос или риторическое восклицание. Мужские высказывания обладают выраженной экспрессивностью.
В данном информационном поводе в комментариях пользователей негативная оценка преобладает. Это может быть связано с несколькими факторами: бытовой (мужчины не готовы брать на себя ответственность по воспитанию детей), социально-культурный (мужчины привыкли, что детьми занимается только мать), психологический (женщины и мужчины чётко понимают свою роль в семье и не готовы меняться ими). В некоторых комментариях наблюдается дискриминация по половому признаку. Некоторые мужчины открыто выражают своё негодование в сторону женщин.
Наша работа показала, что речь мужчин и женщин очень разная и некоторые стереотипы так и останутся квазинаучными фактами, так как они не нашли подтверждения в ходе исследования.



